Рабочая программа по истории России 7 класс
Рабочая программа по предмету «История России» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом примерной программы основного общего образования по истории, программы по истории России к УМК для 7 класса Баранова П.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_istoriya_rossii_7_kl.doc | 287 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом по школе
от 28.08.202020 №
протокол педсовета №1 от 28.08.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 34»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История России»
7 класс
Составитель: Хохлова И.А. ,
учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории
г. Нижневартовск
2020 год
Содержание
Пояснительная записка
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета
2. Содержание учебного предмета
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «История России» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, с учетом примерной программы основного общего образования по истории, программы по истории России к УМК для 7 класса Баранова П.А.
Изучение предмета «История» в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
Формирование у школьников исторических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, необходимых для усвоения истории в средней школе и осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом в новое время, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Изучение предмета «История» в 7 классе направлено на решение следующих задач:
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурой самоидентификации в окружающем мире;
- овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «СШ № 34» предусматривает обязательное изучение истории в 7 классе в количестве 2 часов в неделю, 68 часов в год. Из них «История России XVI – XVII вв.» - 40 часов, «Новая история (1500-1700)» - 28 часов.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 7-х классов включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность, как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
- создание основы для формирования у части школьников интереса к дальнейшему расширению и углублению исторических знаний и выбора истории как профильного предмета на ступени среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
- Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
В результате изучения предмета «История» обучающийся 7 класса научится:
Результаты | Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
Личностные | · осознанию своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | · пониманию культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность. |
Метапредметные | ♦ планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми; ♦ формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог (на уровне возраста), публично выступать с докладом, защитой презентации; ♦ проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты); ♦ решать творческие задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); ♦ работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; • извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; | ♦ выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно); ♦ развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями; ♦ выделять главное в тексте и второстепенное; ♦ организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива; ♦ определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат; ♦ сотрудничать с соучениками, коллективной работе, ♦ межкультурному взаимодействию в школе и социальном окружении и др. |
Предметные | ♦ локализовать во времени общие рамки и события нового времени, этапы становления и развития государств; ♦ использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Европы и других государств в новое время, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.; ♦ проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках нового времени; ♦ составлять описание образа жизни различных групп населения, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях новой истории; ♦ раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя государств; б) ценностей, господствовавших в период нового времени, религиозных воззрений, представлений человека о мире; ♦ объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории нового времени; ♦ давать оценку событиям и личностям всеобщей и отечественной истории нового времени. | ♦ сопоставлять развитие Московского и Российского государства, а также других стран в период нового времени, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «централизованное государство», «абсолютная монархия» и др.); ♦ сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; ♦ составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры 15-17 вв., объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. ♦ применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: опричнины, церковного раскола, «бунташный век», дворцовых переворотов, абсолютизм, Реформации и Контрреформации, английской и нидерландской буржуазных революции; ♦ изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; ♦ давать оценку событиям и личностям отечественной истории; ♦ применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России 16 – 17 вв. |
2. Содержание учебного предмета
Раздел 2. «ИСТОРИЯ РОССИИ XVI—XVII вв.» (40 ч)
Глава 1. Российское государство в XVI в.
Внутренняя политика Василия 3.завершение складывания территории единого Российского государства при Василии 3.
Внешняя политика Василия 3.
Первый русский царь. Внутренняя политика Ивана 4 Грозного. Венчание на царство. «Избранная рада». Реформы 50-х годов 16 века. Опричнина, Земские соборы. Внешняя политика в 50-80-е годы 16 века. Взятие Казани и Астрахани. Ливонская война. Начало освоения Сибири.
Мир человека 16 века» . Домострой» - наставление для всей семьи. Дворцовый быт. Народный быт.
Культура в 16 веке. Образование. Архитектура. иконопись и прикладное искусство. Время Ивана Грозного в памяти потомков.
Повторение по теме: Российское государство в XVI в.
Тема 2. РОССИЯ В КОНЦЕ XVI — НАЧАЛЕ XVII в.
Российское государство на рубеже 16-17 вв. наследник Ивана Грозного - Федор Иванович.
Внутренняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Пресечение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601 —1603 гг. Обострение социальных противоречий.
Внешняя политика Бориса Годунова Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смута. Причины и суть Смутного времени. Лжедмитрий I. 1оход на Москву. Внутренняя и внешняя политика Лжедмитрия I. Боярский заговор. Воцарение Василия Шуйского. Восстание Ивана Плотникова. Лжедмитрий II. Тушинский лагерь. Вторжение Польши и Швеции. Семибоярщина.
Конец Смутного времени. Освободительная борьба против польских и шведских интервентов. Ополчение Козьмы Минина Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Начало династии Романовых.
Смутное время в памяти потомков.
Основные понятия темы: Смута, патриаршество, крестьянское восстание, самозванство, интервенция, семибоярщина.
Тема 3. РОССИЯ В XVII в. (9 ч)
Политический строй. Первые Романовы: усиление самодержавной власти. Ослабление роли Земских соборов и Боярской Думы. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича.
Экономическое и социальное развитие. Экономические последствия Смуты. Усиление роли барщины и оброка. Новые явления в экономике. Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наемного труда. Развитие торговли. Ярмарки. Формирование всероссийского рынка. Рост городов.
Усиление позиций дворянства. Соборное уложение 1649 г. Окончательное закрепощение крестьян. Основные категории городского населения. Духовенство. Казачество.
Народы России в XVII в. Освоение Сибири.
Народные движения. Причины и особенности народных волнений. Городские восстания (Соляной бунт, Медный бунт). Восстание под предводительством Степана Разина.
Власть и церковь. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Патриарх Никон. Церковный раскол. Протопоп Аввакум. Церковный собор 1666—1667 гг.
Внешняя политика. Россия и Речь Посполитая. Смоленская война. Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-польская война 1653—1667 гг. Русско-турецкие отношения. Русско-турецкая война 1676—1681 гг. Крымские походы.
Образование и культура в XVII в. Усиление светского характера культуры. Образование. Научные знания. Русские первопроходцы. С.И.Дежнев. В.Д.Поярков. М. В. Стадухин. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякиной суде», О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Зодчество. Б. Огурцов. Шатровый стиль. Коломенский дворец. Церковная архитектура. Живопись. Симон Ушаков.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Повседневный быт и обычаи крестьян.
Повторение и обобщение (1 ч)
Основные понятия темы: Мелкотоварное ремесло, мануфактура, фабрика, ярмарка, Всероссийский рынок, протекционизм, тягло, белые слободы, крепостное право, абсолютизм, крестьянская война, церковный раскол, старообрядчество, обмирщение культуры, парсуны.
Итоговое обобщение (1 ч). Россия и мир на рубеже XVI — XVII вв.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы
№ п/п | Дата | Кол-во часов | Раздел, название темы | Основные виды учебной деятельности | |
План | Факт | ||||
40 | РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ РОССИИ XVI-XVIII ВВ. | ||||
12 | Тема 1. Россия в 16 веке | ||||
17-21.12 | 1 | Россия на рубеже 15-16 веков | Показывать на исторической карте рост территории России | ||
17-21.12 | 1 | Внутренняя политика Василия 3 | Показывать на исторической карте рост территории России; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; оценивать деятельность исторических личностей | ||
24-28.12 | 1 | Внешняя политика Василия 3 | Характеризовать отношения между Россией и Великим княжеством Литовским | ||
24-28.12 | 1 | Начало правления Ивана 4 | Характеризовать личность Ивана 4 | ||
14-18.01. | 1 | Внутренняя политика Ивана 4 | Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя. Выявлять характерные черты христианства. Характеризовать деятельность Избранной рады, необходимость созыва Земского собора и церковного собора, создание Судебника 1550 г. | ||
14-18.01. | 1 | Опричнина Последствия опричнины | Называть причины, ход и итоги опричнины. | ||
21-25.01 | 1 | Внешняя политика в 50-80-е годы 16 века | Показывать на карте Казанское, Крымское и Сибирское ханства, взятие Казани и поход Ермака в Сибирь. Называть значение освоения Сибири. Называть причины, ход и итоги Ливонской войны. Систематизировать материал. | ||
28-01.02 | 1 | Начало освоения Сибири. Наш край в 16 веке | |||
28-01.02 | 1 | Мир человека 16 века. | Извлекать информацию из источника – «Домострой», на основе которого характеризовать ценности человека 16 века. Сравнивать быт царя и простых людей. Находить информацию и систематизировать ее в форме презентации для своих одноклассников | ||
04-08.02 | 1 | Культура в 16 веке. Образование | |||
04-08.02 | 1 | Культура в 16 веке. Архитектура. Иконопись | Находить информацию и систематизировать ее в форме презентации для своих одноклассников | ||
11-15.02 | 1 | Повторение по теме: Россия в 17 веке | Систематизировать знания | ||
7 | Тема 2. РОССИЯ В КОНЦЕ XVI – НАЧАЛЕ XVII ВЕКА | ||||
18-22.02 | 1 | Российское государство на рубеже 16-17 веков | Раскрывать, какие противоречия существовали в русском обществе в конце XVI в. Объяснять смысл понятия заповедные лета. Называть причины Смуты. | ||
18-22.02 | 1 | Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова | |||
25-01.03 | 1 | Смутное время: смута и ее причины | Объяснять смысл понятий Смута, самозванец, интервенция. Раскрывать, в чем заключались причины Смуты. Показывать на исторической карте направления походов Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, отрядов под предводительством И. Болотникова, польских и шведских интервентов. Систематизировать исторический материал в виде хронологической таблицы. Рассказывать о положении людей разных сословий в годы Смуты. | ||
25-01.03 | 1 | Гражданская война | |||
04-08.03 | 1 | Угроза распада государства | |||
04-08.03 | 1 | Окончание Смутного времени | Показывать на исторической карте направления движения отрядов Первого и Второго ополчений. Продолжить систематизацию исторического материала в хронологической таблице «Смутное время в России». Высказывать и обосновывать оценку действий участников ополчения. Характеризовать последствия Смуты для России. | ||
11-15.03 | 1 | Повторение урок по теме: Россия в конце 16-начале 17 вв | Систематизация материала | ||
17 | Тема 3. XVII ВЕК – век старых традиций и новых веяний | ||||
11-15.03 | 1 | Страна после Смуты. Первый царь династии Романовых | Характеризовать итоги Смуты, внутреннюю политику Михаила Романова; называть и показывать на карте основные направления движения русских землепроходцев; систематизировать материал в таблицу | ||
18-22.03 | 1 | Власть в XVII веке: государственное устройство России | Объяснять смысл понятия абсолютизм. Анализировать отрывки Соборного уложения 1649 г. и использовать их для характеристики политического устройства России. Разъяснять, в чем заключались функции отдельных органов власти (Земский собор, боярская дума, приказы и др.) в системе управления государством. | ||
18-22.03 | 1 | Основные сословия российского общества в XVII веке | Составлять таблицу «Основные сословия в России в XVII в.» и использовать ее данные для характеристики изменений в социальной структуре общества. Анализировать отрывки Соборного уложения 1649 г. при рассмотрении вопроса об окончательном закрепощении крестьян. Объяснять смысл понятий: крепостное право, белые слободы, черносошные крестьяне | ||
01-05.04 | 1 | Новое и старое в хозяйстве России 17 века | Использовать информацию исторических карт при рассмотрении экономического развития России в XVII в. Объяснять значение понятий: мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок. Обсуждать причины и последствия новых явлений в экономике России.. | ||
01-05.04 | 1 | Внутренняя политика Алексея Михайловича | 18-22.03Характеризовать личность и деятельность царя Алексея Михайловича. дискуссия по проблеме «Мог ли конфликт между властью и церковью разгореться при Михаиле Романове; Характеризовать позиции патриарха Никона и протопопа Аввакума. Систематизировать исторический материал в таблицу «Народные движения в России в XVII в.». | ||
08-12.04 | 1 | 17 век – «Бунташный век» | |||
08-12.04 | 1 | Церковный раскол | |||
15-19.04 | 1 | Внешняя политика Алексея Михайловича | Характеризовать отношения России с западными и южными соседями; раскрывать особенности и значение вхождения Украины в состав России | ||
15-19.04 | 1 | Культура России XVII веке. Быт и нравы | Составлять описание памятников культуры XVII в., (в т.ч. находящиеся на территории края); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях культуры XVII в. | ||
22-26.04 | 1 | Культура России XVII веке. Грамотность, образование, литература | |||
1 | Культура России XVII веке. Литература | Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях культуры XVII в. | |||
22-26.04 | 1 | Культура России XVII веке. Архитектура, живопись, театр, прикладное искусство | Составлять описание памятников культуры XVII в., (в т.ч. находящиеся на территории края); характеризовать их назначение, художественные достоинства и др. Объяснять, в чем заключались новые веяния в отечественной культуре XVII в. Проводить поиск информации для сообщений о достижениях и деятелях культуры XVII в. | ||
29-03.05 | 1 | Яркие личности 17 века в памяти потомков | |||
29-03.05 | 1 | Народы России в XVII веке. | Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации XVII в. Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника, рассказы иностранцев о России (Интернет-ресурсы) и др. информацию. Приводить примеры западного и восточного влияния на быт и нравы населения России в XVII в. | ||
06-10.05 | 1 | Народы России в XVII веке. | |||
06-10.05 | 1 | Наш край в 17 веке | Выявлять особенности развития нашего края в данный период Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте народов нашего края | ||
13-17.05 | 1 | Повторение по теме «Россия в XVII веке» | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выявлять и характеризовать общие черты и особенности развития России и стран Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия XVII в. для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА. | ||
5 | Тема 4. Итоговое повторение | ||||
13-17.05 | 1 | Повторение по теме: Россия в 16-17 веках | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА. | ||
20-24.05 | 1 | Годовая контрольная работа | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА. | ||
20-24.05 | 1 | Личности в истории 16-17 века | Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Выполнять тестовые контрольные задания по образцу ГИА. | ||
1 | Россия и мир в 16-17 вв |