Особенности преподавания истории в условиях перехода на новые образовательные стандарты.

Работа посвящена актуальной теме " Новые образовательные стандарты в образовании". Важно понять, какие задачи стоят перед учителем в рамках преподаваемого предмета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_urokov_istorii_po_fgos.docx32.39 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ  ПРЕПОДАВАНИЯ  ИСТОРИИ  В  УСЛОВИЯХ  ПЕРЕХОДА  НА НОВЫЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  СТАНДАРТЫ.

С введением ФГОС в развитии образовательной системы начался новый этап, сущность которого выражается в переориентации системы образования на новые подходы к проектированию и оценке образовательных результатов. В их основе – процесс развития личности ребёнка как цель и смысл образования .

ФГОС акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. Стандарт второго поколения меняет  ситуацию в системе образования. Новизна образовательной системы в том, что она должна быть ориентирована на формирование инновационной экономики, важнейшим условием её эффективности  является способность гибко реагировать на запросы личности, потребности нового общественного устройства. Повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. Именно в этом целевое отличие стандарта второго поколения.

Учитывая переходный характер российского общества, особенности процесса его социальной модернизации, в содержании исторического образования современной России можно выделить две  тенденции. Первая - заключается в том, чтобы теснее связать обучение истории с развитием личности, с формированием умений самостоятельного творческого критического мышления и качеств, позволяющих любому гражданину делать сознательный выбор жизненной позиции, проектировать свою траекторию. Эта тенденция отражает ценности и социальную практику демократического  общества .

Вторая тенденция на первый план выдвигает «государственнические» традиции, патриотические ценности или национальную исключительность. Эта тенденция характерна для общества традиционного типа. Доминирующая в современной России модель исторического образования имеет признаки двух подходов.

Приоритетной целью образования становится уже «не передача суммы знаний, а развитие личности» каждого ученика, способного к определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся .

К важным признакам современного урока истории в условиях открытого и вариативного образования относится интерактивный характер учебных занятий. Они отличаются от пассивных и активных форм обучения не только применением информационно-компьютерных технологий и взаимодействием рабочих групп школьников на уроках, в дискуссиях, дебатах и т.п. Линия раздела между традиционными и инновационными уроками проходит намного глубже, внутри самого учебного процесса.

Пассивные формы занятий основаны на центральной роли преподавателя в подготовке и проведении урока, в передаче классу «чужого знания». Их  деятельностную  характеристику определяют монологические и авторитарные приемы обучения (объяснение, пересказ, повторительно-обобщающая беседа, контрольное тестирование), требования к ученикам воспринимать и воспроизводить учебную информацию в заранее сконструированных образцах и эталонах. В пассивной стратегии образования взаимодействие, по сути, отсутствует, так как ученик в роли слушателя не может (не должен) личностно реагировать на информацию и влиять на готовый сценарий учебного занятия .

Активные формы учебных занятий отличаются от пассивных тем, что учебную информацию преподаватель передает классу, в том числе с помощью обращенных к ним вопросов и заданий. Совершается переход от одностороннего воздействия учителя на группу школьников к непосредственному взаимодействию, но с отдельными учениками. Акцент переносится с массовых, монологических форм и способов обучения на диалогические, частично-поисковые и эвристические (аналитическая беседа, рассуждение, логические и проблемные задания и т. п.). Возрастает степень индивидуализации образования, хотя взаимодействие на уроке осуществляется в режиме «учитель — ученик», а учитель (учебник) остается для школьников главным и нормативным носителем учебной информации .

Интерактивные формы учебных занятий основаны на межличностном взаимодействии между всеми участниками образовательного процесса. Преподаватель становится организатором и координатором учебного процесса, протекающего в формате дискуссий, подготовки и презентации рабочими группами индивидуальных творческих, проблемных и проектных заданий, с использованием широкого спектра источников и способов поиска и обработки информации, в том числе с применением информационно-компьютерных технологий. Возникает многообразие видов коммуникации внутри рабочих групп и между ними, а также между отдельными учениками и преподавателем. Межличностное взаимодействие обеспечивают их эмоциональные, ценностно-ориентированные высказывания, во время обсуждения которых рождаются и обновляются смыслы образования и самообразования личности .

Таким образом, в основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный  подход, который   предполагает:

а)        воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поли конфессионального состава;

б)        формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

в)        ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

г)        признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

д)        учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

е)        разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья .

Таким образом, одной из актуальных задач учителя является поиск образовательных технологий, которые позволяют реализовать компетентностный  и  деятельностный  подход  в обучении.

В своих статьях «Работаем по новым стандартам» Е.Е.Вяземский и О.Ю.Стрелова  перечисляют следующие компоненты учебного занятия, которые обеспечивают уроку единство формы и содержания:

•        проблемный заголовок урока;

•        целевая установка, всесторонне и вместе с тем целостно раскрывающая образовательные ресурсы темы занятия;

•        четкая структура, где все на своих местах: компоненты и этапы учебного занятия, приемы и средства обучения, познавательные задания и т.д.;

•        логически завершенные комплексы источников, которые предлагаются школьникам для самостоятельной работы в группах или индивидуально;

•        последний этап урока, резюмирующий ответы учащихся на ключевой вопрос темы занятия, их эмоции и настроения, перспективы дальнейших исследований.

Все эти требования объединяет понятие архитектоника учебного занятия (общий план его построения), а критерии современного урока слаженно работают на главную цель изучения истории в школе.

Изменилось представление об образовательных результатах – ФГОС ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные  и л ичностные результаты .

•        Предметные  результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов и представляют собой усвоенные учащимися при изучении учебного предмета (истории, обществознания и др.) знания, умения, навыки, а также специальные компетенции, опыт творческой деятельности,  ценностные  установки, специфические для изучаемой области знаний.

•        Метапредметные  (компетентностные) результаты представляют собой освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира.

•        Личностные результаты представляют собой сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам .

В примерных учебных  программах основного общего образования по истории в разделе «Требования к результатам обучения и освоения содержания курса» сформулированы новые требования по предметным, метапредметным и личностным результатам, которые вызывают необходимость в изменении содержания обучения как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

В соответствии с реализуемой ФГОС деятельностной  парадигмой образования система планируемых результатов строится на основе  уровневого подхода: выделения ожидаемого уровня актуального развития большинства обучающихся и ближайшей перспективы их развития. Такой подход позволяет определять динамическую картину развития обучающихся , поощрять продвижения обучающихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития ребёнка.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ приводятся в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу учебной программы .

«Выпускник научится»:  в этот блок включается такой круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации и которые в принципе могут быть освоены подавляющим большинством обучающихся. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным  основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

В блоках «Выпускник получит возможность научиться»: уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные обучающиеся. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов данного блока, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.  Достижение планируемых результатов этого блока предлагается вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в виде накопленной оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки .

Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

На ступени основного общего образования наряду с учебными программами по всем предметам устанавливаются планируемые результаты освоения  четырёх междисциплинарных учебных программ — «Формирование универсальных учебных действий», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» и «Основы смыслового чтения и работа с текстом».

2.1        Основные типы уроков истории по ФГОС.

Выделяют следующие типы уроков:

1.        Урок изучения нового материала  – традиционный  (комбинированный) урок, лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.

2.        Урок закрепления  знаний – практикум экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний.

3.        Урок комплексного применения знаний – практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

4.        Урок обобщения и систематизации знаний – это семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

5.        Урок  контроля, оценки, коррекции знаний – контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. – имеет целью определить уровень знаниями, умениями и навыками .

ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в котором дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д. частично запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

        возраста ребенка;

        специфики  преподавания истории  (обществознания).

2.2        Деятельность учащихся на каждом этапе урока истории по ФГОС

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим универсальные учебные действия (УУД):

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В составе основных видов универсальных учебных действий выделено четыре блока:

а)        личностный;

б)        регулятивный;

в)        познавательный;

г)        коммуникативный.

Характеристика входящих в них учебных действий дана в Фундаментальном ядре содержания общего образования безотносительно к какому-либо учебному предмету. Но, знакомясь с ней, можно легко перенести особенности каждого блока УУД на учебную деятельность школьников, изучающих историю и осознать важность их совокупности в достижении личностных, мета -предметных и предметных результатов исторического образования.

В блоке личностных УУД выделяют три типа действий:

•        личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

•        смыслообразование, т. е. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется);

•        нравственно-этическая ориентация, в том числе оценивание учебного содержания на основе социальных и личностных ценностей.

В блок регулятивных действий включаются УУД, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности от целеполагания и планирования до прогнозирования, контроля, коррекции реальных действий и их результатов, оценки достигнутого и само регуляции .

В познавательном блоке УУД делятся на обще учебные и логические действия. В состав первых входят разнообразные действия для поэтапной работы с разными видами информации и источников (выделение и формулирование познавательной цели и проблемы, поиск информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, моделирование и т. д.); ко вторым относятся действия по обработке, конструированию новой информации и презентации своих результатов (анализ и синтез, сравнение, классификация, установление причинно-следственных связей и т.д.) [17].

В коммуникативный блок отнесены действия, обеспечивающие конструктивное взаимодействие участников образовательного процесса, инициативное сотрудничество и преодоление конфликтных ситуаций.

В примерной программе по истории деятельностный аспект предметной подготовки учащихся представлен:

а)        как задачи изучения истории:

        «развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности»;

        «формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе»;

б)        как структурные элементы подготовки учащихся, наряду со знаниями по истории, объединенные в группы умений: «Работа с хронологией», «Работа с фактами», «Работа с историческими источниками», «Описание (реконструкция)», «Анализ, объяснение», «Работа с версиями, оценками», «Применение знаний и умений в общении, социальной среде»;

в)        как требования к учебной деятельности школьников .

Способности и умения связывает с учебными действиями целенаправленный процесс развития познавательных возможностей школьников: овладевая содержанием учебного предмета с помощью адекватных приемов, которые могут состоять из одного или нескольких учебных действий, учащиеся одновременно овладевают и соответствующими способами исторического познания. Если они осваивают учебные действия (приемы) на таком уровне, который позволяет им самостоятельно применять их в новой учебной ситуации, то можно вести речь о сформированных умениях. Другими словами, умение показывает степень владения школьником приемом учебной работы и входящими в его состав учебными действиями .

Общей основой разнообразных инновационных моделей обучения является интегративная над- предметная поисковая учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по построению учебного познания – исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Суть деятельности заключается в том, что усвоение любого материала (понятия, способа действия и т.п.) происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. При этом, чем сложнее ситуацию вы подберете, тем выше будет личностный развивающий потенциал занятия.

Например, в основе метода развития критического мышления лежит непосредственная работа ученика с текстом, сопровождаемая действиями ученика (ведение дневника, составление таблиц, маркировка), которые позволяют отслеживать собственное понимание. На этапе осмысления ученик формирует личностное отношение к проблеме и фиксирует его с помощью собственного текса, либо своей позиции в дискуссии. На этапе рефлексии - оценивается глубина, четкость, логичность высказывания. Высоко оценивается культура речи и историзм мышления .

Таким образом, роль учебного предмета  истории в подготовке учащихся  к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают им ответить на сущностные вопросы миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира.  Учебный  предмет история дает учащимся широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .                                                                                                                                                              Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знаний прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывать сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории – способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней.

Главное требование к современному уроку истории в нашей стране – воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры. Подлинный патриотизм не мыслим без знакомства с историей разных народов, их культурой, понимания постоянного характера взаимодействия и взаимообогащения разных культур их тесной связи друг с другом. Ученик должен понимать, что его народ – часть мировой цивилизации.

Исходя из концепции исторического образования в реформируемой школе на первое место ставится гуманизация истории. И это еще одно требование к уроку истории.

Преподавание этого предмета в школе должно способствовать формированию ценностных ориентаций ученика, решению им морально-нравственных проблем, ориентации прежде всего на общечеловеческие ценности, воспитание гуманизма.

Предметом истории как науки является человек в бесконечной смене поколений, поэтому гуманизация истории означает ее очеловечивание. Познание исторических закономерностей, решение исторических проблем, понимание смысла истории должно идти не путем отвлеченных абстракций, а от человека и через человека. Гуманизация урока истории означает также повышение внимания к историческим личностям. Социально- психологические портреты, политические и интеллектуальные биографии должны стать важными элементами современного урока истории .

Гуманизм истории как науки в значительной степени определяется тем, что она способна формировать представления о непреходящем значении общечеловеческих ценностей. Гуманизация истории – это обращение ее к личности ученика, удовлетворение его познавательных, нравственных мировоззренческих запросов. Требуется, чтобы урок истории был интересным, художественным и эмоциональным, он должен учить думать и сопереживать.

В этом и заключается особенность урока истории по ФГОС.

Особенность урока обществознания по ФГОС состоит в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать: воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

 развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровне ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин, формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

  формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

        овладению учащимися умению получать из разнообразных источников и критически анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

 формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.