Стажировка
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по истории в 5 классе
Тема: «Древнейшие люди»
Тема урока: «Древнейшие люди».
Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что именно благодаря труду человек смог эволюционировать.
Планируемые результаты :
Предметные результаты
∙ Находить отличительные признаки древнейших людей и животных, древнейших людей и современных;
∙ Умение проследить эволюцию древнейших людей;
∙ Научиться объяснять определения: первобытные люди, орудия труда,
человеческое стадо;
∙ Проанализировать тот факт, что именно трудовая деятельность помогла
древнейшему человеку считаться отличительным от животных.
Метапредметные результаты
∙ Способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную
деятельность;
∙ Умение извлекать информацию из учебной литературы и наглядных источников и иллюстраций;
∙ Уметь анализировать и логически выстраивать ответ;
∙ Грамотно строить свои умозаключения, давая исчерпывающий ответ на
поставленный вопрос.
Личностные результаты
∙ Осознание культурного многообразия мира;
∙ Уважение и интерес к истории Древнего мира.
Оборудование: карта мира,учебник.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Форма урока:общеклассная (фронтальная).
Учебник: Вигасин А.А.,Годер Г.И.,Свенцицкая И.С., История древнего мира. 5 класс. - М. Просвещение. 2012 г.
годаря труду
человек смог эволюционировать.
Тип урока:урок усвоения новых знаний.
Учебник: Уколова В.И., История древнего мира. 5 класс. - М. Просвещение. 2015 г.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
Тихо в классе,
Тихо в школе
Все на месте?
Все готовы?
Ну-ка,улыбнитесь!
Здравстуйте!Садитесь!
2.Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке мы с вами познакомились с определением науки истории, её основными задачами, источниками, которые позволяют современным ученым узнавать, что происходило в глубокой древности или прошлом веке.
Фронтальный опрос.
Вопросы:
Дайте определение истории как науки.
Для чего нужно изучать историю?
Учитель: Давайте представим, что мы с вами – группа археологов. Во время раскопок мы обнаружили множество разнообразных вещей. Ваша задача – в течение трех минут распределить найденные нами исторические источники по двум категориям – вещественные и письменные, и внести НОМЕРА выбранных вами вещей в правый и левый столбцы таблицы. Карточки для выполнения данной работы у вас на столах(приложений №1).
(После выполнения работы карточки собираются учителем. Карточки проверяются к следующему уроку, каждому учащемуся выставляется отметка).
3.Вступительная беседа учителя.
- откуда мы знаем, как жили наши далекие- далекие предки?
-что это за доказательства? (СЛАЙД №1,2)
Как вы думаете, интересно ли изучать жизнь древних людей?
Рассмотрите иллюстрации п.1 учебника, и подумайте какие исторические источники и исторические дисциплины помогают исследовать жизнь древних людей (вещественные источники, археология).
Запись в тетради: Археологи - ученые, восстанавливающие жизнь по вещественным историческим источникам.
Работа археологов трудна и интересна. Самим раскопкам предшествует подготовительный процесс: нужно изучать различную научную литературу, затем изучить место, где планируется провести раскопки. С найденными вещественными источниками нужно обходиться осторожно, чтобы не повредить. Инструменты археологов - лопаты, разные кисточки.
4.Работа над темой урока.
СЛАЙД №3 «Облик древнейших людей».
СЛАЙД №4 Более 2-х миллионов лет назад на Земле появились первые люди. Они произошли от давно вымерших обезьян.СЛАЙД №5
- где появились древнейшие люди?(Работа с картой).
- чем древние люди отличаются от современных людей?
СЛАЙД №6 (Походили на обезьян, выступающая вперед челюсть, скошенный назад лоб, нависающие надбровные дуги, покрыты шерстью, руки свисают ниже колен.)
Дополнительный материал: древнейшие люди не умели разговаривать, объем мозга меньше, чем у современного человека.
СЛАЙД №7 Древнейшие люди научились изготавливать орудия труда: палки- копалки, заостренные камни, рубило.
Запись в тетради: Орудия труда – палка - копалка, заостренные камни, рубило).
-Как можно было применить эти орудия? (Добыть себе пищу).
-Чем питался древнейший человек? (Собирал то, что выросло).
Запись в тетради: Собирательство - сбор того, что дала природа.
СЛАЙД №7 -Что можно было собирать и какими орудиями труда?
(Корешки, плоды, ягоды, дикорастущие зерна, яйца птиц. Палкой - копалкой).
Чтобы все были сыты, нужно было всем собирать пропитание целыми днями.
-Достаточно ли было того, что собирали? (Нет, так как пища малопитательна).
СЛАЙД №8 «Охота древнейших людей».
-Пофантазируйте, как мог охотиться древнейший человек?
( После рассказов детей, читаем текст учебника).
-Можно ли было в таких условиях прожить в одиночку?
Древнейшие люди жили человеческими стадами.
Запись в тетради: Человеческое стадо - коллектив древнейших людей.
В стаде было несколько десятков человек.
Родства не знали.Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не было.Во главе с вожаками бродили первобытные стада в поисках пищи, каждое стадо жило своей самостоятельной жизнью.
Но все же это были люди – стадо было человеческим коллективом, в котором сохранялись и передавались от старших к младшим навыки изготовления орудий труда из камня и дерева.
СЛАЙД №9 Древнейшие люди очень боялись огня. Если разряд молнии попадал в дерево и оно загоралось, начинался пожар! Тогда все живое спасалось бегством.
Но, может быть, какой- то любопытный человек, сунув ветку в огонь, понял, что огонь можно « поймать»! И тогда жизнь людей изменилась.
- Как изменилась жизнь древнейших людей с «приручением» огня?
(Огонь согревал в непогоду, отпугивал зверей, жарили мясо).
5.Закрепление изученного на уроке.
- когда появились первые люди?
- чем они отличались от животных?
- какими орудиями труда пользовались древнейшие люди?
- могли ли древнейшие люди прожить в одиночку?
-почему?
- как назывались группы людей?
-как изменилась жизнь людей с овладением огнем?
СЛАЙД №10. Вывод по теме урока.
6.Подведение итогов.Рефлексия.Оценивание
7.Домашнее задание: п.1. ответы на вопросы на стр. 11 (устно).
Приложение № 1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ РАБОТЫ
ПО ПРОВЕРКЕ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Фамилия, имя ____________________________________________
1.Тарелка 7. Рисунок на стене здания
2. Табличка с символами 8. Остатки пищи
3. Горшок 9. Ковёр
4. Украшение из золота 10. Ложка
5. Угли 11. Пояс из кожи
6. Кости 12. Вышивка