Контрольная работа по теме "От первобытности к цивилизации"
Контрольная работа по теме "От первобытности к цивилизации" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kr_ot_pervobytnosti_k_tsivilizatsii.doc | 274 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по теме «От первобытности к цивилизации»
Вариант 1
Фамилия, имя_______________________________________________
1. На каком материке учёные нашли останки и следы жизни древнейшего человека на земле?
1) Евразия
2) Северная Америка
3) Африка
4) Южная Америка
2. Человек разумный появился
1) 100 тыс. лет назад
2) 60 тыс. лет назад
3) 40 тыс. лет назад
4) 25 тыс. лет назад
3. Как называется и в какой стране находится пещера, где впервые были обнаружены рисунки первобытного человека:
1) Капова пещера (Россия)
2) Альтамира (Испания)
3) Ляско (Франция)
4) Монтеспан (Франция)
4. Главным отличием древнейшего человека от животных было?
1) умение жить сплочённо, коллективно
2) умение изготавливать орудия труда
3) умение добывать пропитание с помощью собирательства
4) умение охотиться на диких животных
5. Что из перечисленного не относится к религиозным верованиям первобытного человека?
1) представление о том, что у каждого человека есть душа
2) вера в жизнь после смерти
3) появление магии и колдовства
4) коллективная охота
6. По мнению учёных земледелие и обработка металлов появились в
1) Восточной Азии
2) Западной Азии
3) Южной Америке
4) Северной Европе
7. Первое животное, которое приручил человек, - это
1) овца
2) коза
3) корова
4) собака
8. Расположите эти изобретения первобытного человека в порядке их появления.
А) лук и стрелы
Б) каменное рубило
В) медный топор
Г) деревянная мотыга
Запишите получившуюся последовательность букв.
9. Назовите тип хозяйства, описанного в тексте учёного-этнографа.
Всё своё время и силы тратят они на поиски пищи. Питаются фруктами, ягодами, корнями и клубнями, которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят ящериц, гусениц, личинки жуков. Охота и рыбная ловля играют в быту племени кубу очень небольшую роль, так как у них нет необходимых орудий.
Ответ: ___________________________________________________________
10. Какие из перечисленных признаков характеризуют родовую общину, а какие – соседскую? Запишите в таблицу номера выбранных ответов
1) совместный труд всей общины на полях
2) совместная охота
3) представление о происхождении от общего предка
4) общая земля
5) члены общины – соседи
6) члены общины – сородичи
7) у каждой семьи свой участок земли и скот
8) у каждого члена общины – свои орудия труда
9) равенство членов общины
10) урожай принадлежал семье, им распоряжался глава семьи
11) общее хозяйство и урожай
12) неравенство членов общины
Признаки родовой общины | Признаки соседской общины |
11. Почему многие роды называли себя в честь какого-либо зверя или птицы, например «род Медведя», «род Волка», «род Ястреба»?
1) первобытные люди жили в местности, где было много именного таких зверей и птиц
2) из поколения в поколение передавалось предание, согласно которому члены рода должны были охотиться только на этих животных и птиц
3) сородичи считали, что это животное (птица) было их далёким предком
4) род каждый год менял своё название, выбирая то, которое должно было показать другим общинам его силу и могущество
12. Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе ремесленники?
1) плуг
2) серп
3) печь для обжига изделий
4) мотыга
5) гончарный круг
6) гарпун
7) ткацкий станок
8) печь для выплавки металлов
13. Прочитайте правила поведения одного из народов Крайнего Севера, записанные этнографами, ответьте на вопросы.
Нельзя оставлять незатушенным огонь в тайге. Нельзя бросать в реки, озёра, ручьи остатки добычи. Нельзя без нужды рубить деревья, иначе их хозяин накажет за это, не даст человеку добыть зверя. Нельзя выщипывать у живой птицы перья и пух, издеваться над зверем – иначе и человек будет мучиться от такой же боли, хозяин зверей проделает то же самое с человеком. Нельзя в тайге на месте промысла бросить кости животных. Следовало повесить их на дерево в том же порядке, в каком они были у этого животного, или сложить их в берестяную коробку.
Выразите кратко, одним предложением, смысл этих правил.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Во что верил этот народ?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Как вы думаете, почему в правилах поведения древних людей в лесу, на реке было много запретов?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
14. Подпишите под рисунками названия первобытных орудий труда.
15. Умение выделять причины и следствия
Необходимый уровень. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины → следствия).
Повышенный уровень. Ответь на вопрос: Какой процесс здесь представлен – развитие или упадок первобытного общества? Запиши в таблице одно-два доказательства своей точки зрения.
Список событий и явлений | Их правильная последовательность |
А. Жители лесов стали применять новые орудия для охоты из засады на больших расстояниях: метательные копья, дубинки – бумеранги и лук со стрелами. Б. 12 тыс. лет назад на Земле стало теплее. Крупные животные, оказавшись в непривычных условиях стали вымирать, мелкие и средние прятались в лесах, меняя свой облик и повадки. В. Охотники стали подкармливать диких собак, которые давно обитали рядом с людскими стоянками. Теперь они стали охотиться вместе. | Здесь представлен процесс__________ _________________________________ потому что_______________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
16. Умение выделять главное, обобщать
В таблице соедини стрелками понятия с тем, что они означают. Впиши в первую колонку недостающие понятия к оставшимся предложениям.
Понятие | → | Что означает |
Родовая община | Люди научились плавить в огне и ковать мягкие металлы, прежде всего медь, а позднее и её соединение – бронзу. | |
Ступень развития общества, следующая после первобытного строя. | ||
Металлообработка | Поселение, которое является центром власти, ремесла и торговли. | |
Рассказы со сверхъестественным, вымышленными деталями. | ||
Цивилизация | У родового костра собралось несколько семей. Все женщины друг другу – сёстры, а мужчины братья. | |
Несколько родовых общин, живущих в одной местности |
Контрольная работа по теме «От первобытности к цивилизации»
Вариант 2
Фамилия, имя_______________________________________________
1. Останки древнейшего человека были найдены?
1) в Южной Америке
2) в Восточной Африке
3) в Северной Африке
4) в Западной Азии
2. По предположениям учёных, древнейшие люди появились:
1) более 2 млн лет назад
2) 1,5 млн лет назад
3) 1 млн лет назад
4) 500 тыс. лет назад
3. Что из перечисленного не характеризует родовую общину?
1) все члены общины - сородичи
2) общие жилище и очаг
3) коллективные собирательство, охота, рыболовство
4) у каждого сородича – свой запас пищи
4. Главное отличие древнейших людей от животных состояло?
1) в различном внешнем облике
2) в умении общаться при помощи звуков
3) в умении изготавливать орудия труда
4) в умении сооружать простейшие укрытия от непогоды
5. Что из перечисленного свидетельствовало о возникновении у первобытных людей религиозных верований
1) изготовление орудий труда
2) изображение животных на стенах пещер с целью проведения колдовских обрядов
3) добывание огня
4) совместная трапеза у общего очага
6. Что из перечисленного появилось в Западной Азии около 10 тыс. лет назад?
1) собирательство
2) обработка металлов
3) земледелие
4) скотоводство
7. Какой из перечисленных металлов человек освоил первым?
1) медь
2) серебро
3) железо
4) золото
8. Расположите эти достижения первобытных людей в том порядке, в котором они произошли.
1) земледелие
2) освоение металлов
3) начало изготовления орудий труда
4) ловля рыбы с помощью гарпуна
Запишите получившуюся последовательность цифр.
9. Назовите форму объединения первобытных людей, описанного учёным.
В центре поселения стояли два длинных общих дома из веток и шкур. У костра мужчины внимательно слушали белобородого старика, трое юношей обматывали копья полосками кожи. Группа женщин возле домов чистила звериные шкуры, бегавшие рядом маленькие дети помогали им.
Ответ:____________________________________________________________
10. Какие из перечисленных признаков характеризуют родовую общину, а какие – соседскую? Запишите в таблицу номера выбранных ответов
1) сородичи выбирали старейшин – уважаемых и мудрых стариков
2) глава общины выбирался членами общины за мудрость и жизненный опыт
3) старейшины и вожди племени являлись знатью
4) знатность передавалась по наследству
5) все члены общины – сородичи
6) члены общины - соседи
7) обращение пленников в рабство
8) имущественное и общественное равенство
9) имущественное и общественное неравенство
10) урожай принадлежал семье, им распоряжался глава семьи
11) общее хозяйство и урожай
12) у каждого члена общины свои орудия труда
Признаки родовой общины | Признаки соседской общины |
11. С помощью понятий святилище, колдовской обряд, жертва, молитва, духи, идол можно рассказать
1) о первобытной живописи
2) о первобытной религии
3) о хозяйственных достижениях первобытного человека
4) о появлении неравенства между людьми
12. Какие из перечисленных предметов использовали в своей работе ремесленники?
1) плуг
2) серп
3) печь для обжига изделий
4) мотыга
5) гончарный круг
6) гарпун
7) ткацкий станок
8) печь для выплавки металлов
13. Прочитайте описания обрядов, записанные этнографами в поселениях народов, и сегодня сохраняющих первобытный образ жизни, ответьте на вопросы.
В одном племени в Южной Америке к могилам приносили еду и обращались с молитвой: «О вы, наши старые отцы и матери! Вот бык, которого вы желаете, ешьте его вместе с нашими предками, умершими до и после вас. Дайте нам жизнь, подайте всяких благ нам и нашим детям, ибо вы оставили нас на земле. Почему вы гневаетесь на нас, на это селение, которое является вашим Ведь вы дали его нам. Мы молим вас: прогоните злых духов, заставляющих нас страдать, все дурные простуды и болезни». Однако в других племенах мы видели, как через год после смерти человека родственники собирали много пищи и одежды и устраивали на могиле праздник.. Это служило концом траура: отныне покойников старались забыть. Умершему говорят: «Будь добр, если ты нас покидаешь, то оставь нас совсем». Его просят не уводить никого с собой и не приходить больше пугать живых.
О каких первобытных верованиях говорится в тексте?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как древние люди относились к умершим предкам?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Объясните разницу в отношении древних людей к умершим предкам?
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
14. Подпишите под рисунками названия первобытных орудий труда.
15. Умение выделять причины и следствия
Необходимый уровень. Расставь события и явления в правильной последовательности (причины → следствия).
Повышенный уровень. Ответь на вопрос: Какой процесс здесь представлен – развитие или упадок первобытного общества? Запиши в таблице одно-два доказательства своей точки зрения.
Список событий и явлений | Их правильная последовательность |
А. Часть семян люди начали высаживать на специальных площадках и собирать урожай рядом с домом. Б. Перестав бродить от одной стоянки к другой, люди стали строить постоянные посёлки, рядом со своими полями. В. Общинники собирали на склонах холмов дикорастущую пшеницу и ячмень. | Здесь представлен процесс__________ _________________________________ потому что_______________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ _________________________________ |
16. Умение выделять главное, обобщать
В таблице соедини стрелками понятия с тем, что они означают. Впиши в первую колонку недостающие понятия к оставшимся предложениям.
Понятие | → | Что означает |
Соседская община | Братские родовые общины, составляющий единый союз. | |
Вера в то, что человек может воздействовать на сверхъестественные силы. | ||
Племя | Союз неродственных семей, которые живут в одном посёлке. | |
Охотники приводили с собой козлят убитой козы. Когда козлята подрастут, их можно съесть. | ||
Религия | Каменные рубила, ножи для заточки дерева, скребки, наконечники стрел и т.п. | |
Вера в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в то, что у человека есть душа. |