НА ПУТИ К ПРЕДАТЕЛЬСТВУ: И. МАЗЕПА.

Избаш Николай Васильевич

К вопросу о чистоте национальных элит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_puti_k_predatelstvu._i._mazepa.docx28.73 КБ

Предварительный просмотр:

Избаш Н.В.

НА ПУТИ К ПРЕДАТЕЛЬСТВУ. И. МАЗЕПА.

Сегодня на постсоветском пространстве идут процессы осознания национальной истории. Это естественный процесс, как и естественно то, что  в ходе его будет много «пены», которую унесет время.

Более 150 лет назад Н.Костомаров выразил надежду, что личность Ивана Мазепы ещё ждет объективной оценки[1]. Прошло уже  много времени, но Мазепа  так и остается  наиболее загадочной и неоднозначной  личностью в украинской (новейшей) истории. Среди российских историков тоже нет единства взглядов на эту личность. И это несмотря на то, что, как кажется,  Н. Костомаров дал ему исчерпывающую характеристику[2].

Сегодня у наших соседей-украинцев И.Мазепа реабилитирован до такой степени, что его изображение даже помещено на денежной купюре.  А в 2007 г. специальным указом  тогдашнего президента Украины утверждены мероприятия по увековечиванию памяти этого человека и его деяний.

Конечно, это суверенное право независимого государства ─ кого и как увековечивать. Однако  непрекращающиеся обращения украинских националистов к Русской православной церкви о снятии анафемы с И.Мазепы ─ это попытка навязать  и  нам свое виденье проблемы. А наличие проблемы ─ указание на то, что, вероятно,  не все так,  как пытаются выдать нам защитники Мазепы. В этой связи появляется необходимость  ещё раз обратиться к рассмотрению этой личности.

Этот потомственный шляхтич (украинский или польский─ это неясно[3]), родившийся в своем имении — селе Мазепинцы под Белой Церковью —  вероятно, 20 марта 1639 г. 

Грушевский и все украинские историки воздвигают Мазепу на пьедестал героя  и приписывают ему все возможные гражданские и человеческие добродетели. В их изложении, он не только высокообразованный и очень умный человек, (чего никто не оспаривает), но и идеалист, отдавший все свои силы и способности делу свободы, блага и процветания Руси-Украины и прадедовской православной веры. Строитель и покровитель православных церквей и монастырей, попечитель наук и искусств, борец за свободу и благоденствие своего народа. 

Совсем другой портрет Мазепы дают его противники. Известный историк Бантыш-Каменский в своей "Истории Малой России" (часть III, 1830 год. стр. 6.) приводит такую характеристику Мазепы, данную одним украинским летописцем, современником Мазепы: "Одаренный от природы умом необыкновенным, получив у иезуитов отличное образование, Мазепа кроме малороссийского языка знал латинский, польский и немецкий; имел дар слова и искусство убеждать. Но с хитростью и осторожностью Выговского он соединял в себе злобу, мстительность и любостяжение Брюховецкого, превосходил Дорошенка в славолюбии; всех же их - в неблагодарности". Видимо это и есть самая объективная характеристика И.Мазепе. Подтверждается она всей   деятельностью его в « деле свободы, блага и процветания Руси –Украины».

Учился И. Мазепа в Киевской Академии и в иезуитской коллегии, вероятно в Варшаве или Полоцке. Был постельничим короля Яна-Казимира. В 1656 - 1659 годах продолжал учебу в Германии, Италии, Франции и Нидерландах (говорил на польском, латинском, итальянском, немецком, немного на французском и татарском). Вернувшись к королю, снова нес службу постельничего, выполнял дипломатические поручения, в частности возил письма  Выговскому и Ю. Хмельницкому, клейноды[4] к П. Тетере, гетману. В 1663 Мазепа неожиданно покинул королевскую службу и появился в Чернигове, где после смерти отца занял должность Черниговского подчашего. Здесь намеренно упускается романтическая история, описанная во многих исследованиях и художественной литературе об амурных приключениях И.Мазепы. Эти произведения общедоступны и их множество. Но не исключается, что многое в этом плане, очень многое, сочинил сам герой.

Женившись на дочери генерального обозного Семена Половца (вдова, старше возрастом, имевшая детей от прежнего брака), Мазепа сначала служил ротмистром надворной хоругви (отряд охраны) П. Дорошенко, а впоследствии и генеральным есаулом. Когда И.Мазепе стало понятно, что дело патрона проиграно, Мазепа перешел на сторону Самойловича, "откровенно перечислив в Москве все [Дорошенко] турецко-татарские отношения". (Этот момент избегают изображать в своих работах украинские историки И. Борщак и В. Шевчук, ведь он не вписывается в портрет Мазепы-рыцаря, однако для Мазепы такая модель поведения характерна).

В 1687 на Коломацкой раде, дав взятку  10 000 червонцев князю В.Голицыну, Мазепа был избран гетманом Левобережной Украины.

На пути к вершине выпукло выявились основные характерные черты нового гетмана. Он умеет вовремя уйти. Умеет вовремя изменить своему покровителю, перейти на сторону его врага. Каждая измена для него — шаг вперед и выше на пути к власти, абсолютной[5].

Иван Мазепа — крупнейший магнат не только Украины, но и, пожалуй, всего Российского государства того времени: только в России ему принадлежали земли с 20 тысячами зависимых крестьян, а всего он был владельцем почти 100 тысяч душ.

Долгие годы Мазепа был преданным слугой царя Петра I, служил ему верой и правдой. И Петр I верил ему, верил вплоть до того момента, когда измена стала свершившимся фактом. Почему?

Человек высокой европейской культуры, придворный польского короля, владелец первоклассной библиотеки, артиллерийский специалист по образованию, Мазепа принадлежал к числу тех «новых людей», которых так ценил, находил и выдвигал царь Петр. Мазепа органически вписался в царское окружение.

Сюда нужно добавить личное обаяние, умение нравиться, если надо, блестящее красноречие. Царь Петр видел в нем «своего» человека, такого же, как Меньшиков, Шафиров, Шереметьев, Толстой и другие близкие по духу люди — эти «птенцы гнезда Петрова».

Но нужны были дела  в духе новой, Петровской эпохи, усиливавшие и закреплявшие царское доверие. И дела были! Царь у себя строил новую регулярную армию — Мазепа на Украине создает все новые и новые регулярные полки так называемых «компанейцев» и «сердюков». Царь закладывает в Воронеже корабельные верфи — и Мазепа строит на Днепре целую флотилию казацких «чаек» и «дубков». Он у себя на гетманщине льет пушки, посылает молодых людей из шляхетских семей учиться за границу, открывает типографии и превращает Киево-Могилянскую коллегию в академию. Он строит новые крепости на реке Самаре «против татар» и безотказно(?) посылает казацкие полки против шведов...

Он много чего делает на Украине, причем все это совершенно искренне и вполне в духе петровских реформ, в духе «новых людей» из окружения царя. Петр внимательно прислушивается к его советам в польских, татарских и турецких делах — советы, как правило, оказываются дельными.

Правда, в Приказ украинских дел (царская канцелярия по делам Украины) все время идут доносы на гетмана. Петр им не верит: мало ли жалоб и обвинений в его собственный адрес от бояр и прочих сторонников прежней жизни приходится ему слышать! Мазепа служил Петру I  долго и верно, но, в конце концов, изменил ему. Поражение Петра под Нарвой зародило сомнение в верности избранного пути И.Мазепой

На общем для всей Российской державы пути утверждения самодержавного абсолютизма и закрепощения крестьян лично перед гетманом вставало чрезвычайно труднопреодолимое препятствие. Процесс создания единого, жестко централизованного, то есть управляемого железной рукой из единого центра, государства сопровождался ликвидацией остатков обособленности, автономии его окраинных частей. Украина здесь не являлась исключением. Рано или поздно контроль над этими землями, как и в других частях гигантской державы, должен был перейти из рук гетмана в руки чиновников центрального правительства. Старшина от этих изменений в принципе ничего не теряла. Наоборот, унификация социальных отношений открывала перед ней перспективу превращения в составную часть единого господствующего класса государства — российского дворянства (что впоследствии и произошло).

Иное дело — гетман!  Если бы этот процесс продолжался, то из «полудержавного властелина» ему грозило превращение в командующего казацким реестровым войском, кем он по существу своей должности и являлся. Согласиться с такой перспективой для себя лично он никак не мог, и в этом пункте пути царя Петра и гетмана Мазепы круто разошлись. А когда и Карла постигла неудача, прирожденный предатель,  затевает новую интригу: он уж Петру предлагает выдать с головой короля Карла XII, чтобы этим спасти свою голову.

А в секретных царских архивах благополучно сохраняются письма и донесения «верного сына», в которых он, клевеща на Украину, уговаривает царя прислать побольше русских войск для сохранения «спокойствия», оговаривает и «закладывает» царю в своих доносах людей из своего ближайшего окружения, которые кажутся ему подозрительными, но которых он горячо лобызает прилюдно, настойчиво советует российскому самодержцу поскорее раздавить Запорожскую  Сечь, это «гнездо мятежной черни».  

         Так продолжалось более 20 лет.


[1] см. Н.И. Костомаров. Российская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Гетман Иван Степанович Мазепа  http://www.spsl.nsc.ru/history/kostom/kostom47.htm

[2] Там же. : «Едва ли мы ошибемся, если скажем, что это был человек чрезвычайно лживый».

[3] Одни  считают его природным поляком (Вольтер, Леклерк, Голиков, Симоновский, Лэсюр) и называют "польским шляхтичем"; другие, (Город, Шафронский), а также его современник, знаменитый церковный деятель Феофан Прокопович, утверждают, что он происходит из шляхты Правобережья.

[4] Войсковые знаки гетманской власти.

[5] Случай с Искрой и Кочубеем, которые сами изменили гетману, пытаясь донести Петру I о предательских замыслах Мазепы,  исключение. Мазепа был, можно сказать, профессиональным изменником. И его измены всегда оказывались удачными. За свою жизнь активно и явно он изменил Дорошенко и Самойловичу, предал Семена Палия, князя Василия Голицына, Софью, Петра...