ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ) История древнего мира

Магсумов Тимур Альбертович

Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) по дисциплине (модулю) «История древнего мира».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_drevnego_mira.docx114.62 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)

Кафедра истории и методики ее преподавания

УТВЕРЖДЕН

на заседании кафедры

«___»________20__ г., протокол №___

Заведующий кафедрой

____________________И.В. Корнилова

                      (подпись)

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ (МОДУЛЮ)

История древнего мира

(наименование дисциплины / вида практики)

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)

(код и наименование направления подготовки)

История и Обществознание

(наименование профилей подготовки)

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Набережные Челны, 2019


Фонд оценочных средств предназначен для контроля знаний обучающихся по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) по дисциплине (модулю) «История древнего мира».

Составитель / составители: ____________________ (Т.А. Магсумов)

«___»______________2019 г.

Фонд оценочных средств обсужден на заседании кафедры истории и методики ее преподавания

«___» __________ 2019 г. протокол № ___

Заведующий кафедрой ________________________(И.В. Корнилова)

Фонд оценочных средств с изменениями и дополнениями обсужден на заседании кафедры

___________________________________________________________________

«____» ____________ 20___ г. протокол № ____

Заведующий кафедрой ________________________(____________________________)


1. Общие положения

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы

№ п/п

Код и формулировка контролируемой компетенции / планируемых результаты обучения

Этапы формирования компетенции

ОК-2 – способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции

Знать: этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего мира, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции.

Уметь: выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего мира, проводить их системный анализ для формирования патриотизма и гражданской позиции.

Владеть: навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития в древности для формирования гражданской позиции.

ПК-14 – способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы

Знать: методы разработки и реализации  культурно-просветительских программ.

Уметь: использовать методы разработки и реализации культурно-просветительские программ.

Владеть: навыками разработки и реализации  культурно-просветительских программ.

Общие показатели и критерии оценивания компетенций
на различных этапах их формирования

Показатели и критерии оценивания компетенций

Знать

Уметь

Владеть

Оценка «неудовлетворительно» или компетенция не сформирована

Неспособность обучаемого самостоятельно продемонстрировать наличие знаний при решении заданий, которые были представлены преподавателем вместе с образцом их решения.

Отсутствие самостоятельности в применении умения к использованию методов освоения учебной дисциплины.

Неспособность самостоятельно проявить навык повторения решения поставленной задачи по стандартному образцу. Отсутствие подтверждения наличия сформированности компетенции свидетельствует об отрицательных результатах освоения учебной дисциплины

Оценка «удовлетворительно» (зачтено) или пороговый уровень освоения компетенции

Обладает базовыми общими знаниями

Обладает основными умениями, требуемыми для выполнения простых задач

Демонстрирует самостоятельность в применении знаний, умений и навыков к решению учебных заданий в полном соответствии с образцом, данным преподавателем, по заданиям, решение которых было показано преподавателем. Таким образом, следует считать, что компетенция сформирована, но ее уровень недостаточно высок. Поскольку выявлено наличие сформированной компетенции, ее следует оценивать положительно.

Оценка «хорошо» (зачтено) или высокий уровень освоения компетенции

Знает факты, принципы, процессы, общие понятия в пределах изучаемой области

Обладает диапазоном практических умений, требуемых для решения определенных проблем в пределах изучаемой области.

Демонстрирует самостоятельное применение знаний, умений и навыков при решении заданий, аналогичных тем, которые представлял преподаватель при потенциальном формировании компетенции, подтверждает наличие сформированной компетенции на высоком уровне. Наличие сформированной компетенции на высоком уровне самостоятельности со стороны обучаемого при ее практической демонстрации в ходе решения аналогичных заданий следует оценивать как положительное и устойчиво закрепленное в практическом навыке

Оценка «отлично» (зачтено) или повышенный уровень освоения компетенции

Обладает фактическими и теоретическими знаниями в пределах изучаемой области с пониманием границ применимости.

Обладает диапазоном практических умений, требуемых для развития творческих решений, абстрагирования проблем.

Контролирует работу, проводит оценку, совершенствует действия работы. Демонстрирует способность к полной самостоятельности (допускаются консультации с преподавателем по сопутствующим вопросам) в выборе способа решения неизвестных или нестандартных заданий в рамках учебной дисциплины с использованием знаний, умений и навыков, полученных как в ходе освоения данной учебной дисциплины, так и смежных дисциплин. Таким образом, следует считать компетенцию сформированной на повышенном уровне.

Порядок оценки освоения обучающимися учебного материала

Наименование раздела дисциплины (модуля)

Семестр / Курс

Часов

Код компетенции

Оценочные средства

Способ контроля

Текущий и рубежный контроль

Промежуточный контроль

Раздел 1. Введение.

1/1

6

ОК-2

ПК-14

Коллоквиум

Устно

Письменно

Раздел 2. История первобытного общества.

1/1

20

ОК-2

ПК-14

Собеседование

Реферат

Коллоквиум

Устно

Письменно

Раздел 3. История древнего Востока.

1/1

46

ОК-2

ПК-14

Доклад

Собеседование

Контрольная работа

Коллоквиум

Устно

Письменно

Разделы 1-3

1/1

108

ОК-2

ПК-14

Экзамен

Устно

Раздел 4. История древней Греции.

2/1

54

ОК-2

ПК-14

Доклад

Собеседование

Контрольная работа

Коллоквиум

Эссе

Устно

Письменно

Раздел 5. История древнего Рима.

2/1

54

ОК-2

ПК-14

Доклад

Собеседование

Контрольная работа

Коллоквиум

Эссе

Устно

Письменно

Разделы 4-5

2/1

144

ОК-2

ПК-14

Экзамен

Устно

2. Реализация компетенций

Компетенция ОК-2 – способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования гражданской позиции

Основные этапы формирования компетенций и используемые средства оценивания

Состав

Знать

Уметь

Владеть

Содержание этапов

этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего мира, основные приемы и техники их анализа для формирования гражданской позиции.

Выделять и характеризовать этапы и закономерности исторического развития в древности, основные понятия и даты истории древнего мира, проводить их системный анализ для формирования патриотизма и гражданской позиции.

навыками системного анализа этапов и закономерностей исторического развития в древности для формирования гражданской позиции.

Виды занятий

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Практические занятия

Используемые средства оценивания

Собеседование

Экзамен

Контрольная работа

Экзамен

Эссе

Экзамен

Компетенция ПК-14 – способностью разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы

Основные этапы формирования компетенций и используемые средства оценивания

Состав

Знать

Уметь

Владеть

Содержание этапов

Методы разработки и реализации  культурно-просветительских программ

использовать методы разработки и реализации культурно-просветительские программ

навыками разработки и реализации  культурно-просветительских программ

Виды занятий

Лекции

Практические занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа обучающихся

Самостоятельная работа обучающихся

Практические занятия

Используемые средства оценивания

Доклад

Экзамен

Реферат

Экзамен

Коллоквиум

Экзамен

3. Типовые контрольные задания

3.1. Доклад

Темы докладов:

1 семестр

  1. Древний Аккад.
  2. Жизнь шумерского города.
  3. Древний Вавилон и его место в истории Древнего Востока.
  4. Община и ее роль в древнем Вавилоне.
  5. Законы царя Хаммурапи.
  6. Духовные ценности месопотамского человека.
  7. Мифы и религии Древней Месопотамии.
  8. Письменность и знания о мире в Древней Месопотамии.
  9. Особенности вавилонской цивилизации.
  10. Возникновение первых мировых империй на Древнем Востоке.
  11. Царь и войско в Древней Ассирии.
  12. Религия древних персов.
  13. Египет и соседние народы.
  14. Пирамиды и их строители.
  15. Египетские писцы и их положение в египетском обществе.
  16. Религиозные культы и обряды древних египтян.
  17. Фараон и подданные в Древнем Египте.
  18. Эхнатон и его реформы.
  19. Система власти в Древнем Египте: фараоны и их администрация.
  20. Боги Древнего Египта.
  21. Власть и общество в эллинистическом Египте.
  22. Женщины в обществе эллинистического Египта.

2 семестр

  1. Древний Крит: легенды и история.
  2. «Золото Трои»: история его открытия.
  3. Древнегреческая цивилизация: основные этапы развития.
  4. Древнегреческий полис.
  5. Спарта как тип полиса.
  6. Античная демократия.
  7. Проблемы гражданства в античной Греции.
  8. Мореплавание в Древней Греции.
  9. Демократия в Древней Греции.
  10. Женщина в древнегреческом обществе.
  11. Образование и воспитание в античной Греции.
  12. Ораторское искусство и Демосфен.
  13. Искусство Древней Греции.
  14. Частная и общественная жизнь Перикла.
  15. Быт и повседневная жизнь древних греков.
  16. Эллинизм: взаимодействие культур античности и Востока.
  17. Александр Македонский - человек и полководец.
  18. Вершины достижений художественной культуры эллинов.
  19. Основные черты римской цивилизации.
  20. Военное дело римлян.
  21. Рим и Греция: культурные контакты.
  22. Политический портрет знаменитого римлянина (на выбор).
  23. Сущность античного рабства.
  24. Император и подданные в Древнем Риме.
  25. Римская армия в императорскую эпоху.
  26. Город Помпеи и его обитатели.
  27. Культурно-историческое значение римского права.
  28. Роль зрелищ в римском мире.
  29. Цирк и гладиаторы в Древнем Риме.
  30. Рим и варвары.
  31. Великое переселение народов.
  32. Человек в христианской системе ценностей.

Критерии и показатели оценки доклада

Шкала оценки в баллах

Уровни освоения показателя

Показатели

Содержание

Взаимодействие с собеседником

Речевое оформление

Интонационный рисунок/ произношение

Критерии

3

Повышенный

Задание выполнено полностью: цель общения успешно достигнута высказывания связные и логичные; тема раскрыта в полном объеме

Демонстрирует способность начинать и активно поддерживать беседу, соблюдая очередность в обмене репликами; задавать и отвечать на поставленные вопросы, быстро реагировать и проявлять инициативу при смене темы беседы, восстанавливать беседу в случае сбоя

Речевое оформление соответствует цели коммуникации. Допущено незначительное количество речевых ошибок, которые не мешают пониманию

Речь понятна: соблюдает правильный ритм и интонационный рисунок

2

Высокий

Задание выполнено: цель общения достигнута, высказывания в основном логичные и связные, однако; тема раскрыта не в полном объеме

В большинстве случаев демонстрирует способность начинать (при необходимости), и поддерживать беседу, реагировать и проявлять определенную инициативу при смене темы. В некоторых случаях наблюдаются паузы. Сигнализирует о наличии проблемы в понимании собеседника

Речевое оформление в основном соответствует цели коммуникации.

Наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов и отдельные неточности при переходе на более абстрактные темы.

Допущены немногочисленные речевые ошибки, которые не препятствуют пониманию

В основном речь понятна: ритм и интонационный рисунок иногда нарушаются

1

Пороговый

Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта недостаточно

Не стремится начинать (при необходимости) и поддерживать беседу, передает наиболее общие идеи в ограниченном контексте, в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника.

Используется ограниченный словарный запас, частично соответствующий цели коммуникации.

Допущены многочисленные речевые ошибки, не препятствующие пониманию или единичные ошибки, затрудняющие понимание.

В отдельных случаях понимание речи может быть затруднено из-за неправильного ритма или интонационного рисунка; требуется напряженное внимание со стороны слушающего

0

Не сформирован

Задание не выполнено, цель общения не достигнута

Не может поддерживать беседу

Речевое оформление в целом не соответствует цели коммуникации

Речь почти не воспринимается на слух

Указания по оцениванию доклада

Оценивание производится по четырем уровням освоения (столбец «Уровни освоения показателя») каждого из четырех показателей оценивания (четыре столбца «Показатели»). Каждому уровню освоения каждого показателя соответствует определенный оценочный балл, представленный в столбце «Шкала оценки в баллах».

Процедура оценивания:

1. По каждому из четырех показателей определяется уровень освоения показателя.

2. Соответственно определенному уровню по каждому показателю выставляется оценочный балл, соответствующий уровню освоенности.

3. Все четыре оценочных балла по каждому показателю суммируются.

4. Полученная сумма представляет собой итоговый оценочный балл по данному оценочному средству, учитываемый в «Шкале перевода суммарного балла по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку».

5. Максимальный возможный итоговый оценочный балл по данному оценочному средству составляет 12 баллов.

Шкала оценки доклада

Показатели

Итоговый оценочный балл по данному оценочному средству

Содержание

Взаимодействие с собеседником

Речевое оформление

Интонационный рисунок/ произношение

Уровни освоения показателя

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Оценочный балл

0-3

0-3

0-3

0-3

0-12

Количество баллов

0-6

7-8

9-10

11-12

Оценка

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично

От 50% и ниже

51-70%

71-84%

85-100%

3.2. Собеседование

Вопросы для собеседования:

1 семестр

Раздел 2. История первобытного общества

  1. Антропогенез.
  2. Социогенез.
  3. Духовная культура первобытного общества.
  4. Использование темы в разработке и реализации культурно-просветительских программ.

Раздел 3. История древнего Востока

  1. Народное восстание в Древнем Египте в середине XVIII в. до н.э. по данным письменных источников.
  2. Древневавилонское общество и государство по «Законам Хаммурапи».
  3. Хозяйственный и общественный строй Древней Ассирии в Среднеассирийский период по данным «Среднеассирийских законов».
  4. Хозяйственная жизнь и общественный строй хеттов по «Хеттским законам».
  5. Хозяйственная и общественная жизнь древних евреев по данным «Пятикнижия».
  6. Персидская держава при первых Ахеменидах (вторая половина VI - начало V вв. до н.э.).
  7. Социально-экономический и политический строй Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре».
  8. Социально-экономический и политический кризис в Китае в I в. до н.э. - I в. н.э. Восстание «краснобровых».
  9. Использование темы в разработке и реализации культурно-просветительских программ.

2 семестр

Раздел 4. История древней Греции

  1. Общая характеристика древнегреческой цивилизации.
  2. Ахейская культура и “гомеровская” Греция.
  3. Становление греческих городов- государств.
  4. Греческая колонизация и специфика древнегреческого полиса.
  5. Различные типы античных полисов, их история и культура.
  6. Расцвет афинской демократии, ее институты и особенности.
  7. Возвышение Македонии.
  8. Особенности эллинизма и сущность эллинистического периода в истории античной цивилизации.
  9. Формирование понятия античной культуры. Мифология, религия и культура древней Эллады.
  10. Использование темы в разработке и реализации культурно-просветительских программ.

Раздел 5. История древнего Рима

  1. История раннего Рима по данным письменных источников.
  2. Хозяйственный и общественный строй ранней Римской республики по «Законам XII таблиц».
  3. Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы  братьев Гракхов.
  4. Сельское рабовладельческое хозяйство в Италии во II -I вв. до н.э.
  5. Восстания рабов в Италии и на Сицилии во II -I вв. до н.э.
  6. Экономическое и социальное развитие Римской империи в период домината (IV - V вв. н.э.).
  7. Использование темы в разработке и реализации культурно-просветительских программ.

Критерии и показатели оценки собеседования

Шкала оценки в баллах

Уровни освоения показателя

Показатели

Содержание

Взаимодействие с собеседником

Речевое оформление

Формулировка собственной позиции

Критерии

3

Повышенный

Задание выполнено полностью: цель общения успешно достигнута высказывания связные и логичные; тема раскрыта в полном объеме

Демонстрирует способность начинать и активно поддерживать беседу, соблюдая очередность в обмене репликами; задавать и отвечать на поставленные вопросы, быстро реагировать и проявлять инициативу при смене темы беседы, восстанавливать беседу в случае сбоя

Речевое оформление соответствует цели коммуникации.

Допущено незначительное количество речевых ошибок, которые не мешают пониманию

Грамотно формулирует и аргументирует собственную позицию

2

Высокий

Задание выполнено: цель общения достигнута, высказывания в основном логичные и связные, однако; тема раскрыта не в полном объеме

В большинстве случаев демонстрирует способность начинать (при необходимости), и поддерживать беседу, реагировать и проявлять определенную инициативу при смене темы. В некоторых случаях наблюдаются паузы. Сигнализирует о наличии проблемы в понимании собеседника

Речевое оформление в основном соответствует цели коммуникации.

Наблюдаются некоторые затруднения при подборе слов и отдельные неточности при переходе на более абстрактные темы.

Допущены немногочисленные речевые ошибки, которые не препятствуют пониманию

Развернуто формулирует собственную позицию

1

Пороговый

Задание выполнено частично: цель общения достигнута не полностью, тема раскрыта недостаточно

Не стремится начинать (при необходимости) и поддерживать беседу, передает наиболее общие идеи в ограниченном контексте, в значительной степени зависит от помощи со стороны собеседника.

Используется ограниченный словарный запас, частично соответствующий цели коммуникации.

Допущены многочисленные речевые ошибки, не препятствующие пониманию или единичные ошибки, затрудняющие понимание.

Ограниченно формулирует собственную позицию

0

Не сформирован

Задание не выполнено, цель общения не достигнута

Не может поддерживать беседу

Речевое оформление в целом не соответствует цели коммуникации

Отсутствует собственная позиция

Указания по оцениванию собеседования

Оценивание производится по четырем уровням освоения (столбец «Уровни освоения показателя») каждого из четырех показателей оценивания (четыре столбца «Показатели»). Каждому уровню освоения каждого показателя соответствует определенный оценочный балл, представленный в столбце «Шкала оценки в баллах».

Процедура оценивания:

1. По каждому из четырех показателей определяется уровень освоения показателя.

2. Соответственно определенному уровню по каждому показателю выставляется оценочный балл, соответствующий уровню освоенности.

3. Все четыре оценочных балла по каждому показателю суммируются.

4. Полученная сумма представляет собой итоговый оценочный балл по данному оценочному средству, учитываемый в «Шкале перевода суммарного балла по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку».

5. Максимальный возможный итоговый оценочный балл по данному оценочному средству составляет 12 баллов.

Шкала оценки собеседования

Показатели

Итоговый оценочный балл по данному оценочному средству

Содержание

Взаимодействие с собеседником

Речевое оформление

Формулировка собственной позиции

Уровни освоения показателя

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Оценочный балл

0-3

0-3

0-3

0-3

0-12

Количество баллов

0-6

7-8

9-10

11-12

Оценка

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично

От 50% и ниже

51-70%

71-84%

85-100%

3.3. Реферат

Темы рефератов:

1 семестр

  1. Понятие «история древнего мира».
  2. История древнего мира в системе современного гуманитарного образования.
  3. Проблемы и типологии основных подходов к периодизации и морфологии истории цивилизаций.
  4. Концепции О. Шпенглера, А. Тойнби и их последователей.
  5. Учение Л.Г. Моргана о дикости, варварстве, цивилизации. Признаки цивилизации по В.Г. Чайлду.
  6. Циклы и ритмы локальных цивилизаций.
  7. Хронологические и пространственные координаты истории ранних цивилизаций.
  8. Первобытная медицина.
  9. Обряды инициации и посвящения у первобытных народов.
  10. Воинские культы у первобытных народов.
  11. Практика употребления дурманящих, наркотических и галлюциногенных веществ у народов, сохранивших первобытный образ жизни.  
  12. Охотничьи культы у первобытных народов.
  13. Древние татуировки - эстетика и сакральность.  
  14. Палеолитические погребения.  
  15. Первобытная магия.
  16. Древние охотники на мамонтов или почему исчезли мамонты?  
  17. Палеолитическая наскальная живопись.  
  18. Палеолитические пещерные памятники Южного Урала.
  19. Палеолитические «Венеры».
  20. Зооморфная палеолитическая скульптура.
  21. Нео-энеолитическая скульптура ранних земледельцев.
  22. Открытие металла и его значение.  
  23. Зарождение черной металлургии.
  24. Происхождение гончарства.  
  25. Керамика ранних земледельцев Ближнего Востока.
  26. Поселение Чатал-Хююк.  
  27. Н.Н. Миклухо-Маклай и его вклад в изучение реликтовых народов.  
  28. Первые описания населения Америки.
  29. Австралийские аборигены.
  30. Индейцы Амазонии.
  31. Свадебные обряды у народов сохранивших первобытный образ жизни.
  32. Способы и техника охоты в первобытном обществе.
  33. Пещерные палеолитические памятники Западной Европы.
  34.  Пережитки первобытного общества у народов Крайнего Севера.
  35. Материальная культура неандертальцев.
  36. Охотничья фауна палеолитической эпохи.
  37. Ледниковые периоды и человечество.
  38. Облик древних людей.
  39. Пещерные памятники Южного Урала.
  40. Наскальная живопись Каповой пещеры.
  41. Наскальная живопись Западной Европы.
  42. Палеолитическая скульптура.
  43. Палеолитическое жилище.
  44. Погребальные памятники палеолитической эпохи.
  45. Современные народы, ведущие первобытный образ жизни.
  46. Культ женщины в палеолите.
  47. Мезолитическое искусство.
  48. Жилища ранних земледельцев.
  49. Искусство ранних земледельцев.
  50. Расписная керамика ранних земледельцев.
  51. Антропоморфизм (человек) в нео-энеолитическом искусстве.
  52. Джейтунская культура.
  53. Хассунская культура.
  54. Халафская культура.
  55. Археологический комплекс Чатал-Хююк
  56. Культ женского божества у ранних земледельцев.
  57. Быт и культура современных охотников и собирателей пустыни Калахари.
  58. Быт и культура современных охотников и собирателей сельвы Амазонки.
  59. Быт и культура современных охотников и собирателей островов Океании.
  60. Быт и культура современных охотников и собирателей экваториальной Африки.
  61. Загадка острова Пасхи.
  62. Стоунхендж.
  63. Пещерная живопись эпохи палеолита.
  64. Образ женщины прародительницы в палеолитическом искусстве.
  65. Антропоморфная скульптура ранних земледельцев.

Критерии и показатели оценки реферата

Шкала оценки в баллах

Уровни освоения показателя

Показатели

Раскрытие проблемы

Представление

Оформление

Ответы на вопросы

Критерии

3

Повышенный

Проблема раскрыта полностью. Проведен анализ проблемы с привлечением дополнительной литературы. Выводы обоснованы

Представляемая информация систематизирована, последовательна и логически связана. Использовано более 5 профессиональных терминов

Широко использованы технологии (Power Point). Отсутствуют ошибки в представляемой информации.

Ответы на вопросы полные с приведением примеров и/или пояснений

2

Высокий

Проблема раскрыта. Проведен анализ проблемы без привлечения дополнительной литературы. Не все выводы сделаны и/или обоснованы

Представляемая информация систематизирована и последовательна. Использовано более 2 профессиональных терминов

Использованы технологии Power Point. Не более 2 ошибок в представляемой информации

Ответы на вопросы полные и/или частично полные

1

Пороговый

Проблема раскрыта не полностью. Выводы не сделаны и/или выводы не обоснованы

Представляемая информация не систематизирована и/или не последовательна. Использован 1-2 профессиональный термин

Использованы технологии Power Point частично. 3-4 ошибки в представляемой информации

Только ответы на элементарные вопросы

0

Не сформирован

Проблема не раскрыта. Отсутствуют выводы

Представляемая информация логически не связана. Не использованы профессиональные термины

Не использованы технологии Power Point . Больше 4 ошибок в представляемой информации

Нет ответов на вопросы

Указания по оцениванию реферата

Оценивание производится по четырем уровням освоения (столбец «Уровни освоения показателя») каждого из четырех показателей оценивания (четыре столбца «Показатели»). Каждому уровню освоения каждого показателя соответствует определенный оценочный балл, представленный в столбце «Шкала оценки в баллах».

Процедура оценивания:

1. По каждому из четырех показателей определяется уровень освоения показателя.

2. Соответственно определенному уровню по каждому показателю выставляется оценочный балл, соответствующий уровню освоенности.

3. Все четыре оценочных балла по каждому показателю суммируются.

4. Полученная сумма представляет собой итоговый оценочный балл по данному оценочному средству, учитываемый в «Шкале перевода суммарного балла по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку».

5. Максимальный возможный итоговый оценочный балл по данному оценочному средству составляет 12 баллов.

Шкала оценки реферата

Показатели

Итоговый оценочный балл по данному оценочному средству

Раскрытие проблемы

Представление

Оформление

Ответы на вопросы

Уровни освоения показателя

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Оценочный балл

0-3

0-3

0-3

0-3

0-12

Количество баллов

0-6

7-8

9-10

11-12

Оценка

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично

От 50% и ниже

51-70%

71-84%

85-100%

3.4. Контрольная работа

Комплект контрольных заданий:

1 семестр

Задание №1: Биографии вельмож как источник по истории Египта периода Древнего царства

На основе анализа надписей из гробниц вельмож эпохи Древнего Царства показать, что данный вид источников содержит ценные сведения об особенностях политического и социально-экономического строя Египта Древнего Царства. При характеристике социально-экономического строя подробно рассказать об основных видах хозяйственной деятельности, ремесле, внутренней и внешней торговле. При характеристике политического строя следует остановиться на вопросе о составе господствующего слоя, о взаимоотношениях царской власти со светской знатью и жречеством.

Также необходимо показать, что рассматриваемые источники могут быть привлечены и для характеристики внешнеполитической обстановки в тот период, следует выделить основные направления внешней политики.

Затем следует перейти к характеристике духовной жизни общества того времени, описанию быта древних египтян, порядков при дворе фараонов, религиозных представлений и мировоззрения.

В заключении сделайте вывод о характере египетского общества в период Древнего Царства.

Задание №2: Социальные противоречия в Египте периода Среднего Царства

На основе анализа источников «Пророчество Неферти», «Речения Ипувера», «Поучение царя Аменемхата», «Поучение гераклеопольского царя своему сыну Мерикара», «Поучения Ахтоя, сына Дуауфа, своему сыну Пиопи» раскрыть характер социальных противоречий, выяснить общие причины социальной смуты в Египте периода Среднего Царства.

 В задачу студента не входит изучение событий какого-то одного конкретного восстания. Необходимо дать, опираясь на источники, общую характеристику социальной смуты в стране, рассказать, какие именно слои населения принимали участие в движениях. Причем недостаточно просто сказать «бедняки», нужно по возможности детально раскрыть социальный и профессиональный состав восставших. Затем нужно определить характер выступлений; степень их организованности; цели, которые ставили перед собой участники восстания.

В источниках нет сведений о том, чем завершились эти движения. Студентам следует предположить вероятный исход этих выступлений.

Кроме того, при анализе данных источников необходимо определить отношение того или иного автора к описываемым событиям.

Примечание: Следует обратить внимание, что наиболее интересный и полный источник этого периода «Речение Ипувера» не имеет общепринятой датировки. Многие ученые относят его к сер. XVIII в. до н. э., но существует точка зрения, что этот источник отражает события конца Древнего Царства.

Задание №3: Завоевательная политика Египта периода Нового царства

В начале контрольной работы следует проанализировать «Жизнеописания начальника гребцов Яхмоса», где содержатся сведения об освобождении страны от гигсосского владычества. На основании источника выделите основные этапы борьбы против гигсосов, основные направления внешней политики Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I.

Особое внимание следует уделить анализу летописей Тутмоса III, ибо наибольшего расцвета Египетская военная держава достигла при этом фараоне. Опираясь на этот источник, изложите ход битвы при Мегиддо, осаду и сдачу города, проанализируйте результат битвы: почему не удалось одержать решительной победы на поле боя, почему необходимо было взять осажденный город, как фараон обошелся с осажденными властителями и почему.

Затем перейдите к изложению результатов военных походов Аменхотепа II, опираясь на надпись на стеле Аменхотепа II.

После Солнцепоклоннического переворота активная завоевательная политика проводилась Рамсесом II на территории Сирии-Палестины, где Египту противостояло Хеттское царство. Битва при Кадеше – первое в истории сражение, ход которого нам известен. Наиболее полно текст, повествующий об этом сражении, сохранился на папирусе, составленном писцом по имени Пентаур. Опираясь на текст “Поэмы Пентаура”, опишите ход этого сражения. При характеристике последующих взаимоотношений с Хеттским царством следует использовать документ о мирном договоре между Рамсесом II и Хеттским царством.

На основании источников опишите характер вооружения, состав египетского войска, цели и основные направления военных походов, обращение с местным покоренным населением и с покоренными правителями, выделите формы политической зависимости покоренных народов.

При выполнении работы необходимо обратить внимание на характер и жанр источников (автобиографические надписи, летописи, победные стелы) и учесть общую политическую ориентацию авторов, цели, которые они ставили.

Задание №4: Художественная литература Древнего Египта как исторический источник

В процессе изучения источников студенты знакомятся с разнообразными жанрами литературы Древнего Египта: поэзией, поучениями, описаниями путешествий, пророчествами, повествованиями, сказками, мифами.

Необходимо проанализировать эти разнообразные по жанрам источники и определить, каким образом в них нашли отражение хозяйственные занятия древних египтян (земледелие, скотоводство, ремесло, торговля), социальные отношения и социальная структура общества, особенности политического строя.

Особое внимание следует обратить на изучение религиозных воззрений древних египтян. Прежде чем переходить к анализу литературных произведений в этом аспекте, желательно предварительно ознакомиться с мифологией Древнего Египта, основными обычаями и обрядами египтян. Для более полной характеристики этих представлений необходимо обратиться как к сведениям, сообщаемым античными авторами (Геродот, Плутарх), так и к собственно древнеегипетским источникам («Гимн Осирису», выдержки из «Книги Мертвых»). Последнее является условным обобщающим наименованием папирусных свитков, которые сопровождали усопшего в его путешествии по загробному миру. Опираясь на такие источники как «Спор «разочарованного» со своей душой», «Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой», покажите, что представления египтян о загробной жизни были неоднозначны.

Задание №5: Сказание о потопе в литературе Древнего Востока

Основным источником при изучении данной темы является сказание о потопе, содержащееся в аккадском (вавилонском) эпосе о Гильгамеше («О все видавшем»), созданном во II тыс. до н. э.

 «Эпос о Гильгамеше» - самое известное произведение клинописной литературы. Он сохранился в нескольких версиях. Самые ранние списки появились еще в III тыс. до н.э. Эпос состоит из 12 таблиц. Таблица XI содержит вставной эпизод – рассказ о потопе. Этот отрывок содержит рассказ Утнапишти – единственного человека, получившего от богов бессмертие. В предшествующих частях рассказывается, как после смерти своего друга Энкиду Гильгамеш отправляется на поиски цветка бессмертия. В этих поисках он и приходит к Утнапишти. В конце поэмы рассказывается, что Гильгамеш получил этот цветок, но его утащила змея.

В начале работы следует дать общую характеристику эпоса о Гильгамеше (время возникновения, краткое содержание, художественные особенности), затем разобрать текст сказания о потопе. Далее необходимо сопоставить эпос о Гильгамеше с библейским мифом о потопе. При сравнении нужно рассмотреть вопрос о заимствовании сюжета, доказывая сходство на конкретных примерах. Следует отметить и разницу в трактовке и осмыслении мифа (изображение божеств, отношение к их действиям, назначение мифа - объяснение явлений природы или утверждение каких либо моральных норм и т.п.). Желательно привести примеры мифов о потопе в сказаниях других народов.

При работе над темой следует познакомиться с книгой Л. Вулли «Ур Халдеев» (гл. 1 – «Возникновение Ура и всемирный потоп») и Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете».

Задание №6: Социальный состав старовавилонского общества по Законам Хаммурапи

В сословном отношении общество старовавилонского времени делилось на полноправных свободных общинников (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства в какой-либо (городской или сельской) общине, царских людей (мушкенум) – лиц с ограниченными юридическими и политическими правами, не имевших недвижимой собственности, но получавших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. При анализе текста судебника необходимо учитывать, что положение царских людей могло быть на практике весьма различным: их высшие слои были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Иначе говоря, между свободой и рабством существовали многочисленные промежуточные ступени.

На основе анализа текста судебника вначале необходимо выделить основные сословия старовавилонского общества и проанализировать группы статей, оценивающих жизнь, честь и личную неприкосновенность авилума, мушкенума и вардума. Эти статьи раскрывают существующую в обществе иерархию.

Далее необходимо охарактеризовать эти сословия с позиции их правоспособности, социального положения, имущественного, профессионального занятий.

При характеристике положения мушкенума следует объяснить, почему его жизнь, честь и личную неприкосновенность законы Хаммурапи оценивают «дешевле», чем свободного, но зато имущество мушкенума охраняется более строго.

Особо следует остановиться на положении рабов. Опираясь на данные судебника, надо доказать, что рабство на Древнем Востоке в этот период носило патриархальный характер, т. е. рабы сохраняли некоторую правоспособность. Покажите с помощью статей, в чем проявлялась правоспособность рабов, каковы были источники рабства по ЗХ, какие специфические наказания существовали для этой категории населения.

Обратите внимание на существование кабального рабства, каким сроком оно ограничивалось, каково было положение кабальных должников и ответьте на вопрос о том, почему государство защищало их интересы.

Задание №7: Организация Персидской державы при Дарии I

В начале контрольной работы следует рассказать о приходе Дария I к власти, о тех его деяниях, которые он ставит себе в заслугу. Для освещения этого вопроса необходимо использовать надпись Дария I на Бехистунской скале и работу греческого историка V в. до н. э. Геродота «История», которая содержит много ценных сведений по истории Персидской державы.

Затем необходимо охарактеризовать систему управления покоренными областями, определить, какие подати и повинности существовали в этом государстве. Для этого проанализируйте Накши - рустамскую надпись Дария I, надпись о строительстве дворца в Сузах, а также сведения по этому вопросу, содержащиеся в труде Геродота «История». Важные сведения об организации управления покоренными областями содержатся в отрывке из «Экономики» Ксенофонта, греческого писателя V - начала IV в. до н. э., который хорошо знал Персию, так как сражался там в войске брата персидского царя.

Нужно проанализировать письмо Дария I Гадату, сатрапу Ионии, которое показывает, что царь стремился заручиться поддержкой местных храмов.

Анализ приведенных источников свидетельствует о разноплеменности, экономической разнородности Персидской державы, отдельные области которой были слабо связаны друг с другом. Заключительная часть работы должна содержать вывод о степени прочности и однородности Персидской державы.

В ходе написания работы желательно ознакомиться с работой М.А. Дандамаева и В.Г. Луконина «Экономика и культура Древнего Ирана».

Задание №8: Основные положения раннего буддизма

В начале работы следует кратко изложить биографию Сиддхартхи Шакьямуни, основателя этого учения, который считается лицом историческим. Подробно следует остановится на том моменте его биографии, когда он переходит к проповеди своего учения.

Затем следует раскрыть основные положения раннего буддизма: четыре благородные истины, учение о восьмеричном пути, о нирване. Для освещения этих вопросов необходимо проанализировать отдельные тексты из буддийского палийского канона Типитака («Три корзины»), так как суждения о первоначальном буддизме до сих пор основываются на данных произведений, входящих в палийский канон. При работе с этими источниками следует учитывать полулегендарный характер изложения некоторых событий.

Особое внимание следует уделить вопросу об отношении раннего буддизма к брахманизму, выделить те положения, по которым расходились эти учения. Ценные сведения по этому вопросу содержатся в одном из разделов Типитаки, который называется Сутта - питака. Студенту предлагается проанализировать текст «Тевиджа - сутта» (Сутта о «Трех ведах»), который входит в Сутта – питаку.

При работе над темой желательно ознакомиться с работой Г.М. Бонгард–Левина «Древнеиндийская цивилизация» (Гл. 5).

Задание №9: Реформы Шан Яна

Выполнение контрольной работы нужно начать с характеристики политической ситуации в Китае в период «Чжань го» («Борющихся царств»), кратко охарактеризовать положение царства Цинь до начала реформы Шан Яна.

Затем необходимо изложить теоретические положения Шан Яна о власти правителя, роли закона в управлении государством, о системе наград и наказаний. Для этого необходимо проанализировать отрывки из «Книги правителя области Шан».

После этого следует перейти к описанию реформ Шан Яна: выделить меры, направленные на ослабление власти потомственной знати и усиление центральной власти, выделить те отрасли производства, которые пользовались преимущественной поддержкой государства. При описании реформ необходимо использовать сведения, содержащиеся в книге Сыма Цяня «Исторические записки».

В заключении работы необходимо сделать вывод о значении реформ Шан Яна для дальнейшего развития государства Цинь и китайской государственности в целом.

В ходе написания работы желательно ознакомиться с работой Л.С. Переломова «Конфуцианство и легизм в политической истории Китая».

Задание №10: Социальная структура общества Древней Индии по «Артхашастре»

Целью изучения предлагаемого источника является характеристика индийского общества во второй половине I тыс. до н. э.

В начале контрольной работы следует проанализировать варновую структуру древнеиндийского общества, выяснить, в чем проявлялось неравенство варн, определить соотношение между варнами и кастами. Помимо «Артхашастре» необходимо привлечь и такой источник как «Закон Ману» – сборник рекомендаций, созданный в одной из древнеиндийских брахманских школ.

Особое внимание следует уделить вопросу о характере рабства в Древней Индии, его источниках. Сопоставить положение категорий рабов - «заложенных» и рожденных в рабстве - по следующему плану: а) личные права; б) имущественные права; в) семейное положение. Выделить сходство и различие в их положении.

Далее необходимо показать, как в семейном праве отразилось существование варн, каст, рабства.

В заключительной части работы желательно сопоставить данные из «Артхашастре» с другими древневосточными судебниками (вавилонским, ассирийским, хеттским) – по выбору, по таким вопросам как источники рабства, положение рабов- должников, рабынь- наложниц, наследование имущества в семье.

Сделать выводы об общем и особенном в общественном развитии Древней Индии.

2 семестр

Задание №1: Гомеровские поэмы как исторический источник

Задание №2: Цари и народ в поэмах Гомера

Темы посвящены важнейшим сюжетам греческой истории, связанным с поэмами Гомера, имевшими огромный авторитет в античную эпоху и сохранившими свою притягательную силу позднее, в средние века и новое время. По первой теме следует иметь в виду дискуссионность проблемы историчности поэм Гомера.

Необходимо, опираясь на предложенную литературу представить весь спектр мнений отечественных и зарубежных исследователей по этому вопросу. При этом следует избегать изложения темы в русле сугубо филологических споров между аналитиками и унитариями. Важно сосредоточить внимание на проблеме отражения исторической реальности (микенской, XI-IX вв. до н. э., раннеархаической) в поэмах Гомера. При этом первостепенным является понимание специфики преломления исторического материала в эпической традиции, а также аргументация авторов, отрицающих какую бы то ни было историчность поэм Гомера.

Вторая тема связана с определением типа политической структуры гомеровского общества и тоже является дискуссионной. Необходимо не только представить разнородные мнения по этому вопросу, но и сделать свой аргументированный вывод, а также самостоятельно проанализировать сцены народных собраний во второй песне “Илиады” и второй же - “Одиссеи”, показывающих особенность политической организации гомеровских греков во время войны и в мирное время.

Задание №3: Аристократические идеалы Алкея и Феогнида

Задание №4: Политическая программа и жизненное кредо Солона

Темы посвящены идейно-политическим воззрениям и политической позиции представителей греческой аристократии различных полисов Балканской и Малоазийской Греции в переломный для греческих государств архаический период. Они дают выразительный материал для суждения о двойственности позиции потомственной греческой аристократии в условиях архаического ”стасиса”, непрерывных гражданских распрей и столкновений аристократических кланов в формирующихся греческих полисах. Следует обратить внимание на две линии политического поведения знати архаического периода, представленных Алкеем и Феогнидом, с одной стороны, и Солоном – с другой.

Задание №5: Аграрные реформы братьев Гракхов

Задание №6: Восстание рабов под предводительством Спартака

Темы посвящены двум самым острым и взаимосвязанным проблемам в истории поздней римской республики: рабскому и крестьянскому вопросу.

По теме 5 , опираясь на свидетельства Саллюстия и Плутарха, необходимо определить истинные причины обезземеливания римского сельского плебса в конце II века до н. э., показать связь земельного вопроса с кризисным состоянием римской армии, а также объяснить, почему реформаторская деятельность братьев Гракхов положила начало серии вековых гражданских войн в Риме.

В теме 6 заглавным является вопрос об оценке концепции революции рабов, распространенной в отечественной историографии. В этой связи необходимо обратить внимание на отношение к армии рабов местного сельского и городского плебса в повествованиях Саллюстия и Плутарха. Важно также попытаться ответить на вопрос, была ли у рабов самостоятельная идеология?

Критерии и показатели оценки выполнения контрольного задания

Шкала оценки в баллах

Уровни освоения показателя

Показатели

Содержание

Знание понятийного аппарата

Аргументация положений, аналитический подход в раскрытии положений

Содержательные выводы

Критерии

3

Повышенный

Задание выполнено полностью: содержание работы выстроено логически и последовательно; тема раскрыта в полном объеме.

Показывает знание профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий.

Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает аналитический подход в освещении различных концепций.

Делает самостоятельные содержательные выводы.

2

Высокий

Задание выполнено: содержание работы выстроено логически верно, однако; тема раскрыта не в полном объеме

Показывает недостаточно полные знания профессиональных понятий, категорий, концепций, теорий.

Выдвигаемые положения аргументированы и подкреплены конкретными примерами, однако имеется непоследовательность анализа.

Допущены немногочисленные ошибки, которые не препятствуют пониманию темы.

Выводы правильные, однако, не достаточно полные.

1

Пороговый

Задание выполнено частично: содержание недостаточно логически выстроено, тема работы раскрыта частично.

Студент частично владеет понятийным аппаратом.

Выдвигаемые положения декларируются, но не аргументируются. Ответ носит поверхностный характер, примеры отсутствуют.

Студент проявляет стремление подменить научное обоснование раскрываемого вопроса рассуждениями обыденно-повседневного характера.

Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны.

0

Не сформирован

Задание не выполнено, тема работы не раскрыта.

Не владеет профессиональной терминологией.

Отсутствует понимание и аргументация предлагаемых положений.

Выводы отсутствуют.

Указания по оцениванию контрольного задания

Оценивание производится по четырем уровням освоения (столбец «Уровни освоения показателя») каждого из четырех показателей оценивания (четыре столбца «Показатели»). Каждому уровню освоения каждого показателя соответствует определенный оценочный балл, представленный в столбце «Шкала оценки в баллах».

Процедура оценивания

1. По каждому из четырех показателей определяется уровень освоения показателя.

2. Соответственно определенному уровню по каждому показателю выставляется оценочный балл, соответствующий уровню освоенности.

3. Все четыре оценочных балла по каждому показателю суммируются.

4. Полученная сумма представляет собой итоговый оценочный балл по данному оценочному средству, учитываемый в «Шкале перевода суммарного балла по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку».

5. Максимальный возможный итоговый оценочный балл по данному оценочному средству составляет 12 баллов.

Шкала оценки контрольного задания

Показатели

Итоговый оценочный балл по данному оценочному средству

Содержание

Знание понятийного аппарата

Аргументация положений, аналитический подход в раскрытии положений

Содержательные выводы

Уровни освоения показателя

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Оценочный балл

0-3

0-3

0-3

0-3

0-12

Количество баллов

0-6

7-8

9-10

11-12

Оценка

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично

От 50% и ниже

51-70%

71-84%

85-100%

3.5. Эссе

Примерная тематика эссе:

2 семестр

  1. Расцвет афинской рабовладельческой демократии.
  2. Александр и диадохи.
  3. Причины перехода от рабовладельческого к феодальному способу производства.

Критерии и показатели оценки эссе

Шкала оценки в баллах

Уровни освоения показателя

Показатели

Форма

Содержание

Структура

Выводы

Критерии

3

Повышенный

Задание выполнено полностью: логичный и понятный переход от одной части к другой, а также внутри частей с использованием соответствующих языковых средств связи. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Содержание соответствует теме. Содержит четкое изложение сути поставленной проблемы, включает самостоятельно проведенный анализ проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, основные положения раскрыты через систему аргументов, подкрепленных фактами, примерами.

Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, выполнена задача заинтересовать читателя. В тексте прослеживается четкое деление на введение, основную часть и заключение. В основной части логично, связно и полно доказывается выдвинутый тезис.

Выводы обобщают авторскую позицию по проблеме. Демонстрируется полное понимание проблемы.

2

Высокий

Задание выполнено: не всегда присутствует логичный и понятный переход от одной части к другой, а также внутри частей, слабо использованы соответствующие языковые средства связи. Продемонстрировано владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Содержание в целом соответствует теме. Содержит изложение сути поставленной проблемы. Однако недостаточно раскрыты основные положения через систему аргументов, подкрепленных фактами, содержит неточные примеры.

Во введении четко сформулирован тезис, соответствующий теме эссе, в известной мере выполнена задача заинтересовать читателя. В основной части логично, связно, но недостаточно полно доказывается выдвинутый тезис.

Выводы присутствуют, но недостаточно четко выражена авторская позиция. Выводы не полностью соответствуют содержанию основной части

1

Пороговый

Задание выполнено частично: нарушена логика изложения материала, который отличается эклектичностью. Продемонстрировано достаточное владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины, есть ошибки в употреблении и трактовке терминов, расшифровке аббревиатур. Ошибки в использовании категорий и терминов дисциплины в их ассоциативной взаимосвязи.

Содержание частично соответствует теме. Изложение проблемы отличается поверхностностью, аргументы слабые, приведенные примеры не соответствуют проблеме.

Во введении тезис сформулирован нечетко или не вполне соответствует теме эссе. В основной части выдвинутый тезис доказывается недостаточно логично (убедительно) и последовательно.

Выводы поверхностные, отсутствует аргументация.

0

Не сформирован

Задание не выполнено, отсутствует логика изложения материала. Продемонстрировано крайне слабое владение понятийно-терминологическим аппаратом дисциплины (неуместность употребления, неверные аббревиатуры, искаженное толкование и т.д.), присутствуют многочисленные ошибки в употреблении терминов. Показаны неверные ассоциативные взаимосвязи категорий и терминов дисциплины.

Содержание не раскрыто

Во введении тезис отсутствует или не соответствует теме эссе. В основной части нет логичного последовательного раскрытия темы.

Выводы отсутствуют.

Указания по оцениванию эссе

Оценивание производится по четырем уровням освоения (столбец «Уровни освоения показателя») каждого из четырех показателей оценивания (четыре столбца «Показатели»). Каждому уровню освоения каждого показателя соответствует определенный оценочный балл, представленный в столбце «Шкала оценки в баллах».

Процедура оценивания

1. По каждому из четырех показателей определяется уровень освоения показателя.

2. Соответственно определенному уровню по каждому показателю выставляется оценочный балл, соответствующий уровню освоенности.

3. Все четыре оценочных балла по каждому показателю суммируются.

4. Полученная сумма представляет собой итоговый оценочный балл по данному оценочному средству, учитываемый в «Шкале перевода суммарного балла по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку».

5. Максимальный возможный итоговый оценочный балл по данному оценочному средству составляет 12 баллов.

Шкала оценки эссе

Показатели

Итоговый оценочный балл по данному оценочному средству

Форма

Содержание

Структура

Выводы

Уровни освоения показателя

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Оценочный балл

0-3

0-3

0-3

0-3

0-12

Количество баллов

0-6

7-8

9-10

11-12

Оценка

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично

От 50% и ниже

51-70%

71-84%

85-100%

3.6. Коллоквиум

Перечень дискуссионных  тем для коллоквиума:

1 семестр

  1. Древний мир в системе всемирной истории.
  2. Теории антропогенеза и социогенеза в исторической науке.
  3. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства. Теории происхождения государства.
  4. Культура Передней Азии в первой половине I тысячелетия до н.э.

2 семестр

  1. Греция в XI-IX вв. до н.э. по данным гомеровского эпоса.
  2. Специфика античной цивилизации.
  3. Поздняя Римская империя (III—V вв.).

Критерии и показатели оценки коллоквиума

Шкала оценки в баллах

Уровни освоения показателя

Показатели

Усвоение материала

Использование конспекта и литературы

Изложение материала и владение профессиональной терминологией

Владение навыками практических работ

Критерии

3

Повышенный

Глубокое и прочное усвоение материала

Умеет ответить на вопросы без использования конспекта, знает основную и дополнительную литературу и источники

изложение материала логично, грамотно, без ошибок, свободное владение профессиональной терминологией

владение разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ

2

Высокий

Усвоение основного материала

Часто использует индивидуальный письменный конспект, знает основную и дополнительную литературу.

Грамотно излагает материал; ориентируется в материале, владеет профессиональной терминологией.

владение необходимыми навыками при выполнении практических задач.

1

Пороговый

Знание материала

Неспособность ответить без помощи письменного конспекта, усвоил основную литературу.

Излагает материал неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий

Затруднения в выполнении практических заданий

0

Не сформирован

Не знание материала.

Отсутствует письменный конспект или наличествует печатный текст, в котором обучающийся плохо ориентируется, не знаком с литературой по теме

Допускаются грубые ошибки в изложении, допущены ошибки в определении понятий, искажен их смысл.

Имеет серьезные затруднения в выполнении практических заданий или не может их выполнить

Указания по оцениванию коллоквиума

Оценивание производится по четырем уровням освоения (столбец «Уровни освоения показателя») каждого из четырех показателей оценивания (четыре столбца «Показатели»). Каждому уровню освоения каждого показателя соответствует определенный оценочный балл, представленный в столбце «Шкала оценки в баллах».

Процедура оценивания

1. По каждому из четырех показателей определяется уровень освоения показателя.

2. Соответственно определенному уровню по каждому показателю выставляется оценочный балл, соответствующий уровню освоенности.

3. Все четыре оценочных балла по каждому показателю суммируются.

4. Полученная сумма представляет собой итоговый оценочный балл по данному оценочному средству, учитываемый в «Шкале перевода суммарного балла по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку».

5. Максимальный возможный итоговый оценочный балл по данному оценочному средству составляет 12 баллов.

Шкала оценки коллоквиума

Показатели

Итоговый оценочный балл по данному оценочному средству

Форма

Содержание

Структура

Выводы

Уровни освоения показателя

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Оценочный балл

0-3

0-3

0-3

0-3

0-12

Количество баллов

0-6

7-8

9-10

11-12

Оценка

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично

От 50% и ниже

51-70%

71-84%

85-100%

3.7. Промежуточная аттестация (Экзамен)

Вопросы к экзамену:

1 семестр

  1. Предмет изучения истории первобытного общества и его значение. Источники изучения первобытной истории.
  2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
  3. Варианты периодизации древнейшей истории. Возникновение родовой общины и отношений, связанных с ней.
  4. Расцвет родового строя.
  5. Кризис и распад первобытнообщинного строя.
  6. Первобытная культура.
  7. Предмет истории Древнего Востока. Географическое содержание термина «Древний Восток». Этническая и языковая характеристика региона и эпохи. Значение природных условий для развития стран Древнего Востока. Общие черты в развитии древневосточных цивилизаций.
  8. Источники по истории Древнего Египта. Периодизация истории Древнего Египта.
  9. Египетская письменность и ее дешифровка.
  10. Географическое положение, природные условия и население Древнего Египта.
  11. Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпохи Раннего и Древнего царств. Характерные черты восточной деспотии.
  12. Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Среднего царства.
  13. Внешняя политика древнеегипетского государства в эпохи Древнего и Среднего царств.
  14. Древний Египет в эпоху гиксосского завоевания.
  15. Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Нового царства.
  16. Реформы Эхнатона.
  17. Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Позднего царства.
  18. Внешняя политика египетских фараонов в период Нового и Позднего царств.
  19. Культура Древнего Египта.
  20. Географическое положение, природные условия и население Древнего Междуречья. Периодизация истории Древней Месопотамии.
  21. Дешифровка клинописи. Источники по истории Древнего Двуречья.
  22. Древнейший этап истории Двуречья. Первые города-государства.
  23. Объединение Двуречья под властью Аккада. Саргон Древний.
  24. Шумер и Аккад в период III династии Ура.
  25. Старовавилонское царство. Хаммурапи.
  26. Природные условия и население Древней Ассирии. Ассирия в Старо- и Среднеассирийский периоды.
  27. Ассирийская военная держава.
  28. Культура Древней Ассирии.
  29. Нововавилонское царство.
  30. Религия Древней Месопотамии. Литература и искусство Древней Месопотамии. Развитие образования и научных знаний в Древнем Двуречье.
  31. Природа и население Малой Азии в древности. Хеттское общество и государство.
  32. Государство Урарту.
  33. Географическое положение, природные условия и население Восточного Средиземноморья в древности. Древнейшие государства на территории Восточного Средиземноморья (III – II тысячелетия до н.э.).
  34. Древняя Финикия.
  35. Палестина в древности. Израильско-Иудейское царство и его распад.
  36. Культура стран Восточного Средиземноморья в древности.
  37. Географическое положение, природные условия и население Древнего Ирана. Периодизация истории Древнего Ирана. Источники по истории Древнего Ирана.
  38. Персидская держава Ахеменидов.
  39. Государства и народы Средней Азии в древности.
  40. Культура Древнего Ирана и Средней Азии.
  41. Географическое положение, природные условия и население Древней Индии. Источники по истории Древней Индии. Индская цивилизация.
  42. Вторжение ариев в Индию. «Ведический» период в истории Древней Индии.
  43. Индия в период правления династии Маурьев.
  44. Религии Древней Индии. Литература и искусство Древней Индии.
  45. Географическое положение, природные условия и население Древнего Китая. Источники по истории Древнего Китая. Периодизация истории Древнего Китая.
  46. Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.
  47. Китай в эпоху Цинь.
  48. Китай в период Западной Хань.
  49. Китай в эпоху Восточной династии Хань.
  50. Религия Древнего Китая. Литература и искусство Древнего Китая.

2 семестр

  1. Природа и население Древней Эллады. Периодизация древнегреческой истории.
  2. Крито-микенская цивилизация. Дешифровка линейного письма «Б».
  3. Дорийское вторжение.
  4. Гомеровская Греция.
  5. Греция в VIII – VI вв. до н.э.
  6. Великая греческая колонизация VIII – VI вв. до н.э.
  7. Хозяйственный и общественно-политический строй Древней Спарты.
  8. Древняя Аттика (до Солона).
  9. Реформы Солона.
  10. Тирания Писистрата.
  11. Писистратиды и реформы Клисфена.
  12. Греко-персидские войны (до похода Ксеркса).
  13. Поход Ксеркса. Завершение греко-персидских войн.
  14. Социально-экономическое развитие Греции в V в. до н.э.
  15. Первый Афинский морской союз.
  16. Политическая борьба в Афинах в V в. до н.э. (до Перикла).
  17. Правление Перикла. Афинская конституция при Перикле.
  18. Пелопоннесская война.
  19. Греция в первой половине IV в. до н.э.
  20. Возвышение Македонии и установление македонского владычества в Греции.
  21. Александр Македонский и его держава.
  22. Эллинистические государства.
  23. Культура Греции в крито-микенскую эпоху.
  24. Культура Древней Греции в эпохи архаики и классики.
  25. Культура эллинистических государств.
  26. Природа и население Древней Италии. Периодизация древнеримской истории.
  27. «Царский период» в истории Рима. Проблема возникновения государства в Риме в отечественной историографии.
  28. «Законы XII таблиц».
  29. Борьба патрициев и плебеев.
  30. Политическая система Римской республики.
  31. Завоевание Римом Италии.
  32. Борьба Рима с Карфагеном. I и II Пунические войны.
  33. Начало гегемонии Рима в Восточном Средиземноморье.
  34. Закрепление римского владычества в Средиземноморье во второй половине II в. до н.э.
  35. Римская рабовладельческая держава в III – II вв. до н.э. Появление латифундий и разорение римско-италийского крестьянства.
  36. Восстания рабов в Италии и на Сицилии во II в. до н.э. Восстание Аристоника.
  37. Движение Гракхов.
  38. Военная реформа Гая Мария.
  39. Ливий Друз Младший. Союзническая война.
  40. Диктатура Суллы.
  41. Восстание Спартака.
  42. I триумвират. Диктатура Цезаря.
  43. II триумвират. Принципат Августа.
  44. Римская империя в период правления династий Юлиев – Клавдиев и Флавиев.
  45. Династия Антонинов.
  46. Кризис III в. н.э. Оформление системы домината.
  47. Падение Западной Римской империи.
  48. Культура Римской республики.
  49. Культура Римской империи.
  50. Возникновение и ранняя история христианства.

Критерии и показатели оценивания экзамена

Шкала оценки в баллах

Уровни освоения показателя

Показатели

План ответа

Логичность и последовательность изложения

Степень содержательной полноты ответа. Наличие и обоснованность выводов

Умение анализировать материал

Формулировка собственной позиции в отношении изучаемого материала

Ответы на дополнительные вопросы

Владение научной терминологией и речевая грамотность

Решение практических задач

5

Повышенный

План ответа развернутый, в полной мере соответствует содержанию учебного материала

Ответ построен логично и последовательно.

Полно раскрываются факты, явления и содержание процессов. Делаются обоснованные выводы.

Обучающийся демонстрирует умение анализировать факты, явления и процессы, выявлять причинно-следственные связи

Обучающийся грамотно формулирует и аргументирует собственную позицию в отношении изучаемого материала.

Свободно справляется с задачами и вопросами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий

Материал изложен с использованием современных научных терминов. Соблюдаются нормы литературной речи.

Умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с практическими задачами, причем не затрудняется с ответами при видоизменении заданий, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач

3

Высокий

План ответа краткий, соответствует содержанию учебного материала

В ответе присутствуют незначительные нарушения логики и последовательности изложения, не искажающие понимание материала.

Неполно раскрываются факты, явления и содержание процессов.

Не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. 

Обучающийся может прослеживать  факты, явления и процессы, определять некоторые  причинно-следственные связи.

Студент  развернуто формулирует собственную позицию в отношении изучаемого материала

При ответе на дополнительные вопросы комиссии полные ответы даны только при помощи наводящих вопросов.

Имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, исправленные после наводящих вопросов.

Правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения.

1

Пороговый

План ответа не соответствует содержанию учебного материала, составлен формально.

В ответе значительно нарушена логика и последовательность изложения, искажающие понимание материала.

Раскрыты некоторые факты, явления и содержание процессов. Демонстрируются поверхностные знания вопроса. Имеются затруднения с выводами.

Обучающийся неполно прослеживает  факты, явления и процессы, с помощью наводящих вопросов может определять единичные  причинно-следственные связи.

Студент  ограниченно формулирует собственную позицию в отношении изучаемого материала.

Испытывает затруднения при выполнении практических задач.

Научная терминология используется недостаточно. Наблюдаются неточности в использовании научной терминологии. Допускаются нарушения норм литературной речи.

Испытывает затруднения при выполнении практических задач.

0

Не сформирован

План ответа отсутствует.

В ответе отсутствует логика и последовательность изложения.

Не проводится анализ. Выводы отсутствуют.

Обучающийся не умеет анализировать, выявлять причинно-следственные связи.

У студента отсутствует собственная позиция в отношении изучаемого материала.

При  ответе на вопросы допускает существенные ошибки. Или не отвечает на вопрос.

Допущены грубые ошибки в определениях и понятиях, при использовании терминологии, которые не исправлены после наводящих вопросов. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.

С большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно. Не может решить практические задачи.

Указания по оцениванию экзамена

Оценивание производится по четырем уровням освоения (столбец «Уровни освоения показателя») каждого из восьми показателей оценивания (восемь столбцов «Показатели»). Каждому уровню освоения каждого показателя соответствует определенный оценочный балл, представленный в столбце «Шкала оценки в баллах».

Процедура оценивания

1. По каждому из восьми показателей определяется уровень освоения показателя.

2. Соответственно определенному уровню по каждому показателю выставляется оценочный балл, соответствующий уровню освоенности.

3. Все восемь оценочных баллов по каждому показателю суммируются.

4. Полученная сумма представляет собой итоговый оценочный балл по данному оценочному средству, учитываемый в «Шкале перевода суммарного балла по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку».

5. Максимальный возможный итоговый оценочный балл по данному оценочному средству составляет 40 баллов.

Шкала оценки экзамена

Показатели

Итоговый оценочный балл по данному оценочному средству

План ответа

Логичность и последовательность изложения

Степень содержательной полноты ответа. Наличие и обоснованность выводов

Умение анализировать материал

Формулировка собственной позиции в отношении изучаемого материала

Ответы на дополнительные вопросы

Владение научной терминологией и речевая грамотность

Решение практических задач

Уровни освоения показателя

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Не сформирован –Повышенный

Оценочный балл

0-5

0-5

0-5

0-5

0-5

0-5

0-5

0-5

0-40

Количество баллов

0-20

21-28

29-33

34-40

Оценка

неудовлетворительно

удовлетворительно

хорошо

отлично

От 50% и ниже

51-70%

71-84%

85-100%

4. Методические материалы

Оценка знаний, умений, навыков, характеризующая этапы формирования компетенций по дисциплинепроводится в форме текущей, рубежной и промежуточной аттестации.

Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; формирования у них умений и навыков; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке студентов и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.

К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

▪ на занятиях (опрос, тестирования, задания для практических занятий и самостоятельной работы, деловая игра);

▪ по результатам выполнения индивидуальных заданий (сообщения, доклады);

▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;

▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя, проводимой в часы самоподготовки, по имеющимся задолженностям.

Контроль за выполнением студентами каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для предварительной и рубежной аттестации по дисциплине.

Рубежная аттестация обучающихся проводится преподавателем в целях подведения промежуточных итогов текущей успеваемости студентов, анализа состояния учебной работы, выявления неуспевающих, ликвидации задолженностей.

К рубежному контролю относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:

▪ по результатам проведения рубежного контроля уровня усвоения знаний (с помощью контрольной работы);

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний, практических умений и навыков по дисциплине требованиям ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) в форме экзамена.

Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы. Форма проведения экзамена определяется кафедрой (устный – по билетам, либо путем собеседования по вопросам; письменная работа, тестирование и др.). Оценка по результатам экзамена – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Все виды текущего и рубежного контроля осуществляются на практических занятиях и в ходе самостоятельной работы обучающихся по дисциплине.

Каждая форма контроля по дисциплине включает в себя теоретические вопросы, позволяющие оценить уровень освоения студентами знаний и практические задания, выявляющие степень сформированности умений и навыков.

Процедура оценивания компетенций обучающихся основана на следующих стандартах:

1. Периодичность проведения оценки (на каждом занятии).

2. Многоступенчатость: оценка (как преподавателем, так и студентами группы) и самооценка обучающегося, обсуждение результатов и комплекса мер по устранению недостатков.

3. Единство используемой технологии для всех обучающихся, выполнение условий сопоставимости результатов оценивания.

4. Соблюдение последовательности проведения оценки: предусмотрено, что развитие компетенций идет по возрастанию их уровней сложности, а оценочные средства на каждом этапе учитывают это возрастание

Промежуточная аттестация помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.  

Текущий контроль и промежуточная аттестация является основным средством обеспечения в учебном процессе «обратной связи» между преподавателем и обучающимся, необходимой для стимулирования работы обучающихся и совершенствования методики преподавания учебных дисциплин.

Оценивание знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности носит комплексный, системный характер – с учетом как места дисциплины в структуре образовательной программы, так и содержательных и смысловых внутренних связей. Связи формируемых компетенций с модулями, разделами (темами) дисциплины обеспечивают возможность реализации для текущего контроля, промежуточной аттестации по дисциплине и итогового контроля наиболее подходящих оценочных средств.

Задания для текущего контроля и проведения промежуточной аттестации направлены на оценивание:

1) уровня освоения теоретических понятий, научных основ профессиональной деятельности;

2) степени готовности обучающегося применять теоретические знания и профессионально значимую информацию, сформированности когнитивных умений;

3) приобретенных умений, профессионально значимых для профессиональной деятельности.

Задания для оценивания когнитивных знаний (умений) предусматривают необходимость проведения аттестуемым интеллектуальных действий:

– по дифференциации информации;

– по интерпретации и усвоению информации из разных источников;

- по структурированию информации;

– по комплексному использованию интеллектуальных инструментов учебной дисциплины для решения учебных и практических проблем.

Задания носят практико-ориентированный комплексный характер, направлены на формирование и закрепление компетенций по дисциплине.

Оценочные средства для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья выбираются с учетом их индивидуальных психофизических особенностей. Например, для лиц с нарушениями зрения или опорно-двигательного аппарата возможно собеседование или устный опрос, для лиц с нарушениями слуха - письменная контрольная работа или тестирование.

При необходимости инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается использование технических средств, необходимых им в связи с их индивидуальными особенностями. Эти средства могут быть предоставлены НГПУ или могут использоваться собственные технические средства.

Процедура оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине предусматривает предоставление информации в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:

Для лиц с нарушениями зрения:

- в печатной форме увеличенным шрифтом,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями слуха:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

- в печатной форме,

- в форме электронного документа.

Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.

При проведении процедуры оценивания результатов обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по дисциплине обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся:

а) инструкция по порядку проведения процедуры оценивания предоставляется в доступной форме (устно, в письменной форме);

б) доступная форма предоставления заданий оценочных средств (в печатной форме, в печатной форме увеличенным шрифтом, в форме электронного документа, задания зачитываются преподавателем);

в) доступная форма предоставления ответов на задания (письменно на бумаге, набор ответов на компьютере, устно).

При необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов процедура оценивания результатов обучения по дисциплине проводиться в несколько этапов.

Краткая характеристика процедуры реализации текущего, рубежного и промежуточного контроля по дисциплине для оценки компетенций обучающихся представлена в таблице:

Характеристика процедуры оценивания компетенций

№ п.п.

Наименование оценочного средства

Краткая характеристика процедуры оценивания компетенций

Представление оценочного средства в фонде

1

Доклад

Доклад - продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-исследовательской или научной темы.

Тематика докладов выдается на занятии, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. Результаты озвучиваются на семинарском занятии, регламент – 7 мин. на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем принимают участие студенты группы.

Темы докладов

2.

Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы для собеседования

3.

Реферат

Продукт самостоятельной работы обучающегося, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Тематика рефератов выдается на занятии, выбор темы осуществляется студентом самостоятельно. Подготовка осуществляется во внеаудиторное время. Результаты озвучиваются на семинарском занятии, регламент – 7 мин. на выступление. В оценивании результатов наравне с преподавателем принимают участие студенты группы.

Темы рефератов

4.

Контрольная работа

Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий

5.

Эссе

Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Примерная тематика эссе

6.

Коллоквиум

Средство контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя с обучающимися.

Перечень дискуссионных тем для коллоквиума

7.

Экзамен

служит для оценки работы студента в течение семестра (года, всего срока обучения и др.) и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач — в целом, уровень сформированности компетенций. По итогам экзамена выставляется квантитативная оценка по шкале: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Вопросы к экзамену

Шкала перевода суммарного балла по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку (1 семестр)

Оценочные средства

Доклад

Собеседование

Реферат

Контрольная работа

Коллоквиум

Промежуточная аттестация

(Экзамен)

Количество баллов

0-12

0-12

0-12

0-12

0-12

0-40

 менее 51 балла

в сумме

Компетенция не сформирована

51-70

Пороговый уровень - «Удовлетворительно» (3)

71-84

Высокий уровень - «Хорошо» (4)

85-100

Повышенный уровень освоения компетенции - «Отлично» (5)

Шкала перевода баллов по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку

Итоговая оценка

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Менее 50%

(50 баллов)

51-70%

(51-70 баллов)

71-84%

(71-84 балла)

85-100%

(85-100 баллов)

Шкала перевода суммарного балла по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку (2 семестр)

Оценочные средства

Доклад

Собеседование

Контрольная работа

Эссе

Коллоквиум

Промежуточная аттестация

(Экзамен)

Количество баллов

0-12

0-12

0-12

0-12

0-12

0-40

 менее 51 балла

в сумме

Компетенция не сформирована

51-70

Пороговый уровень - «Удовлетворительно» (3)

71-84

Достаточный уровень - «Хорошо» (4)

85-100

Повышенный уровень освоения компетенции - «Отлично» (5)

Шкала перевода баллов по итогам выполнения всех заданий фонда в итоговую оценку

Итоговая оценка

Неудовлетворительно

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично

Менее 50%

(50 баллов)

51-70%

(51-70 баллов)

71-84%

(71-84 балла)

85-100%

(85-100 баллов)