Литературная встреча в антикафе "Патриотизм"

Метоприятие проводилось в рамках оборонно-массовой работы, литературная встреча с учащимися в антикафе, беседа, чтение повести и обсуждение понятий патриотизм, патриот в непринужденной обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antikafe.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Литературная встреча в антикафе «Патриотизм»

Кл. рук-ль: Здравствуйте ребята! Сегодня мы присутствуем в школьной библиотеке в рамках акции «Человек-читающий», а также месячника оборонно-массовой и спортивной работы.

Сегодня я предлагаю вам, в непринужденной обстановке, поговорить о патриотизме.

  • Скажите, с чем ассоциируется у вас данное слово?

Словом,  объединяющим ваши ассоциации, является родина и люди проживающие в ней. Люди в стране живут разные: самые обычные, ничем не примечательные, но большинство из них мы можем назвать патриотами своей страны.

  • Скажите, а кто такой патриот?
  • Считаете ли вы себя патриотом своей страны? Почему?
  • Знаете ли вы людей, которых можно по праву назвать патриотами? (из СМИ, литературы, интернета, близких)
  • Назовите их. Почему именно они? Какой след после себя оставили данные люди?

Сегодня мне хочется познакомить вас с одним очень интересным человеком, к сожалению, его нет в живых, но данный человек известен всему миру и его, по праву, можно считать патриотом, а также самоотверженным, добрым человеком, неравнодушным к судьбам людей.

Это Януш Корчак.

  • Скажите, вы что нибудь слышали о нем? ( польский доктор, учитель).

С биографией Януша Корчака вас познакомит учитель литературы.

(Януш Корчак - Генрик Гольдшмит родился в Варшаве в 1878 году в интеллигентной еврейской семье; отец его был известным адвокатом. Литературный псевдоним Януш Корчак он принял юношей… и под этим именем стал одним из самых любимых и почитаемых мыслителей педагогики и детских писателей.

Хенрик происходил из образованной семьи: его дед был врачом, а отец – адвокатом. Для того чтобы чувствовать себя более комфортно в польском обществе, семья Гольдшмидтов

ассимилировалась с поляками, особо не подчеркивая еврейских традиций своего рода.

Благодаря своим знаниям он поступил в престижную русскую гимназию. В 1898 году по примеру деда, в честь которого был назван, Хенрик поступает на медицинский факультет Варшавского университета. Однако молодой человек живо интересуется не только вопросами медицины, но и проблемами современной педагогики. Еще в 18 лет он публикует свой первый педагогический труд под названием “Гордиев узел”. В 1903 году он  стал работать врачом и воспитателем в одной из детских еврейских больниц. На короткое время становится военным врачом. Вернувшись на Родину, Корчак Януш отходит от профессии врача и открывает благотворительное учреждение под названием “Дом сирот”. С 1911 года до своей трагической гибели Корчак будет руководить этим учреждением и отдаст все свои силы воспитанию детей, оставленных без попечения родителей. Корчак является автором детских книг, советов по воспитанию детей, его советы легли в декларацию прав ребенка)

Кл. рук-ль: Вторая мировая и Отечественная война напоминает нам о значимых сражениях и героизме защитников Отечества. Но мы не должны забывать и об огромных жертвах среди мирного населения на оккупированных немцами территориях.

Особенно горько вспоминать о детях, которые находились в концлагерях. Они подвергались пыткам, на них ставили опыты, их сжигали в газовых камерах.

Януш Корчак осознал – его детям-сиротам в Польше грозит страшная опасность. Еврейское население, от мала - до велика подлежало полной  ликвидации.

Посмотрите фрагмент из фильма «Корчак».

 4 августа 1942 г. в Треблинской печи сгорели 200 воспитанников Дома сирот. И с ними их отец - воспитатель Януш Корчак. " Уважайте текущий час и сегодняшний день! Уважайте каждую отдельную минуту, ибо умрёт она и никогда не повторится.", последние слова Януша.
Дневник Корчака нашли уже после войны. Он был замурован в стену на чердаке Дома сирот.

Вопрос: Какой поступок совершил Януш Корчак?

  • Какие человеческие качества проявил Корчак?
  • Мог ли он поступить иначе, ваши предположения?
  • Как бы вы оценили иной исход событий. Если бы Корчак оставил детей в вагоне?

Можно привести много героических подвигов совершаемых взрослыми людьми, но история знает также о героических поступках ваши сверстников в войну.

  • Назовите имена юных героев?

Поговорим, а также зачитаем одну повесть,  из книги «Дети-герои», «Вася Курка –снайпер».

Чтец: В строгом молчании стоит солдатский строй. Каждый молодой воин глубоко понимает значение этих коротких, но торжественных минут: командир вручает оружие. Принимая из рук офицера автомат, воин с волнением произносит:
— Клянусь стрелять из этого автомата так, как стрелял наш однополчанин юный герой Великой Отечественной войны Вася Курка.
Кто же он, этот юный герой, почему каждый солдат считает своим долгом быть достойным наследником его славы?

(учащиеся читают фрагменты)

1.Почему дети шли на войну?

2.Почему Вася хотел быть именно снайпером?

3.Почему немцы ненавидели Васю Курка?
4. Оцените героический подвиг Васи Курка.

5. Почему он не испугался, не убежал, а понимая, что погибнет, помогал артиллерии?

6. Какие еще примеры героических поступков детей вы можете назвать? (прошлого-настоящего).

В толковом словаре В.И. Даля слово «патриот» означает «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине.

Слова патриот, патриотизм не могут существовать без слова мужество, самопожертвования, любви к близким, пусть даже ценой собственной  жизни.

Мой призыв, пока вы живете в стране, в которой родились, любите ее, будьте патриотами своей страны, берегите ее, охраняйте ее.

Ребята, вам известно, что такое синквейн? В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам, сегодня мы попробуем его составить.

- первая строка -  одно слово, обычно существительное, отражающее тему синквейна;

- вторая строка -  два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

- третья строка -  три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

- четвёртая строка -  фраза из нескольких (обычно четырёх) слов, показывающая отношение к теме; таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

- пятая строка -  слово-резюме или словосочетание, связанное с первым, отражающее сущность темы, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение пищущего к теме.

Разделимся на три команды, ключевое слово будет «Патриот». Зачитывают синквейн.

Давайте подведем итог нашей беседе: что вы узнали из нашей беседы?

Что хотели бы узнать еще?

На это наше антикафе завершает свою работу. Спасибо за теплый вечер.