представление педагогического опыта
Предварительный просмотр:
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории и обществознания МБОУ «Темниковская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза А.И.Семикова» Темниковского муниципального района РМ
Шумкиной Софьи Олеговны
1. Актуальность и перспективность.
Мы живем в постиндустриальном обществе, которое насыщенно всевозможной и разнообразной информацией, во время которое предъявляет особые требования к уровню образования и, конечно, учителю. В условиях современного образования, важно не только дать знания детям (научить применять их в жизненной ситуации), но и необходимо научить наших детей думать, анализировать, учить отбирать необходимую информацию, из предоставленных источников.
Важной частью современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности на уроках. Проектная деятельность призвана формировать не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряжённые с практической деятельностью, она учит мыслить самостоятельно, ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки. Сложилось новое понимание цели образования: формирование у современного школьника готовности к саморазвитию, самообразованию, социализации.
Ожидаемый результат при внедрении метода учебного проекта нам видится следующим:
– это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;
– это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их,
– умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации..
Практическая значимость:
Проектно-исследовательская деятельность учащихся направлена на самостоятельный поиск учащимися новых понятий и способов действий; предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешение которых приводит к активному усвоению новых знаний; обеспечивает особый способ мышления, прочность знаний и творческое их применение в практической деятельности, умение ориентироваться на рынке труда, быть востребованным и успешным.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта).
Своеобразие и новизна предлагаемого опыта заключаются в том, что применение исследовательской деятельности на уроках позволяет повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривает разные формы подачи и усвоения программного материала, заключает в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.
Ведущая педагогическая идея.
Совместная или индивидуальная учебно–познавательная (исследовательская или творческая) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющет общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме.
Моя позиция педагога характеризует стремление к максимальному личному вкладу в скорейшее осуществление прогрессивных преобразований в школе. Предмет свой знаю и очень люблю. Да и как можно не любить свою историю: историю своей великой державы и своей малой Родины, поэтому я считаю метод проектов одним из наиболее эффективных.
Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на личность, характеризуется возрастанием интереса к работе по мере её выполнения, позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах, способствует обучению на собственном опыте, на реализации конкретного дела, приносит удовлетворение ученикам , видящим продукт своего труда, учит по настоящему мыслить.
В основу учебного проекта так же, как и исследования, положена идея, направленная на решение какой- либо проблемы. И важно, чтобы эта проблема была взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка. Считаю, что если творческая и познавательная деятельность начинается с сильного мотива, актуальна с точки зрения ученика и имеет практическую направленность, она всегда эффективна.
3. Наличие теоретической базы опыта.
Над методом проектной деятельности в образовании я задумывалась еще учась в институте, а теперь работая в школе (3-й год), я наконец-то осознала , что не в объёме знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать, так что б твой урок запомнился, как заинтересовать современных учеников, как заставить полюбить их свой предмет? Как найти способ что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Такой ответ найти очень сложно, но я считаю, что если суметь вызвать светлые чувства и положительные эмоции у детей то, можно создать комфортный климат на уроке.
За время работы у меня накопился достаточный теоретический материал, который я использую при подготовке к урокам.
Мною собрана коллекция документальных исторических фильмов на съемных носителях. Данный материал я использую при проведении уроков истории. Считаю, что такая форма работы очень продуктивна, так как позволяет одновременно задействовать зрительные и слуховые рецепторы учащихся. Кроме того, документальное кино и фрагменты художественного, являются превосходной базой для источниковедческого анализа и большим дополнительным материалом к содержанию учебника.
В нашей школе есть вся необходимая техника, без которой нельзя представить себе современный урок: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска. Имеется возможность выхода в Интернет. Коллекция электронных учебных модулей, цифровых ресурсов к учебникам, иллюстративные материалы, используется в качестве иллюстративного материала на уроках при объяснении нового материала, во внеклассной и внеурочной деятельности; для выполнения практических заданий; для проверки знаний учащихся.
4. Ведущая педагогическая идея.
Моя ведущая педагогическая идея заключается в создании необходимых условий, которые помогают учащимся раскрыть потенциальные возможности каждого ученика посредством проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и обществознания и во внеурочное время, которые позволяют наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения путём сочетания приёмов и методов развития навыков критического мышления в педагогической практике учителя.
Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественно новый уровень всю систему организации процесса обучения. Он может найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастов, способностей и при изучении материала различной степени сложности.
Занимаясь исследовательской деятельностью, мои ученики сотрудничают с организациями местного социума: обращаются в районный краеведческий музей, районную библиотеку, проводим опросы жителей города. За два года работы нами был разработан исследовательский проект «Цвела когда-то Роза», за это время упорной работы нам удалось собрать материал по Бумажной фабрике «Красная Роза» и собрать альбомы с образцами продукции фабрики.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Главным в работе считаю продуманное отношение к урокам, подбор интересного материала. Строю урок так, чтобы он представлялся целым и законченным, отражал органическую часть работы над темой. Стараюсь на уроке создать атмосферу творческую, что раскрепощает детей, снимает напряжение, неуверенность в своих силах.
Уроки провожу различные: стандартные и нестандартные. Предпочтение отдаю урокам, наполненным эстетическими и нравственными переживаниями, трудом и радостью добывания знаний о людях, о жизни, особенно это касается уроков обществознания. Так же использую в своей работе уроки-поиски, уроки-размышления, на которых при помощи проблемных вопросов, школьники учатся мыслить, рассуждать, сопоставлять разные точки зрения. Постоянно поддерживаю интерес к изучаемому материалу. Широко применяю элементы игры, работу над мини-сочинениями, красочную наглядность, художественную литературу.
Всё это помогает мне включить ребят в исторический процесс, соединить полноту эмоциональных впечатлений с глубоким осмыслением материала.
6. Результативность опыта.
С самого начала своей педагогической деятельности, занимаюсь исследовательской работой. За два года работы мои дети успели поучаствовать в нескольких конкурсах. Это школьные, районные конкурсы, республиканские, российские. Результаты участия видны в таблице:
Год | Название конкурса | Ф.И участника, класс | Результат |
2017 | Школьная научно-практическая конференция | Кобякова Анастасия,11 класс | участник |
2017 | Республиканская краеведческая олимпиада | Трушкова Екатерина, 11 класс | Диплом III степени |
2018 | Районная научно-практическая конференция «Дорофеевские чтения» | Кудрина Алина,7 класс | Грамота участника |
Результаты итоговой аттестации в форме ЕГЭ:
Учащиеся | год | предмет | ЕГЭ баллы | Поступление в вузы по специальности |
Ишаева Татьяна | 2018
| История Обществознание | 82 89 | РПА минюста России , юридически факультет |
Ивахина Надежда | 2018 | История Обществознание | 79 78 | МГПИ им. Евсевьева, факультет истории и права |