«Современные образовательные технологии. Модульная технология обучения истории"

Гурова Галина Вячеславовна

Модульная технология обучения и её применение на уроках истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovremennye_obrazov_tehnolog.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Володарская СОШ

Тема: «Современные образовательные технологии.

Модульная технология обучения»

                                                                                        Подготовила      Гурова Г.В.

Выступление на

школьном методическом

объединении учителей

гуманитарного цикла

 03.02.2016 г.

п. Володарского, 2016.

Определённой эпохе, этапу развития общества соответствуют конкретные задачи образования. Они отражают социальный заказ, который предназначено выполнять школе. Современные психологи, дидакты, методисты заявляют о необходимости формирования способностей у школьников, делая акцент на: овладении универсальными умениями, компетентностью, самообразованием, самоконтролем в процессе социализации.  Причём приоритетным считается овладение интеллектуальными общеучебными умениями, а не приобретение знаний как таковых.

Учитель, разводя руками, порой не знает рецепта, как качественно изучить учебник объёмом почти 300 страниц, за 1-2 учебных часа в неделю.

Единственное рациональное и результативное решение состоит в осознании учителем приоритетности обучающих технологий. В данном случае перспективны исследовательские практикумы, коллоквиумы, лекционно-семинарско-зачётная технология, проектная деятельность, творческое погружение в отдельную ситуацию, конференции, дидактические игры и т.д.

Непосредственным и единственным критерием оценки той или иной технологии обучения является личностный рост результатов обучения у учащегося.

Специфичность гуманитарных знаний проявляется в слабой формализации содержания.  У обучающихся гуманитарной направленности процесс формирования УУД идёт сложнее, т.к. в учебных текстах нет соответствующего алгоритма.

Учителю гуманитарных дисциплин приходится самому,  строить алгоритмы, схемы и диаграммы и пр.  Педагоги ищут  ответ на многогранный вопрос: как в условиях многообразия учебников, сохранения концентрической модели  найти наиболее оптимальные пути обучения школьников в соответствии с требованиями государственного стандарта, задачами развивающего обучения, потребностью применения новых технологий.

Эти задачи реализует достаточно новое направление в педагогике, исследующее управление учебным процессом. Однако, прежде чем  им управлять, его надо организовать.

Приступая к планированию урока, учителю необходимо учесть:

  • Своеобразие темы, степень её изученности
  • Место и роль данной темы в курсе, воспитании гражданских качеств учащихся
  • Уровень способностей учащихся данного класса, их познавательную активность
  • Отбор учебного материала
  • Постановку цели и задач урока
  • Соотношение самостоятельной и коллективно – распределительной работы на уроке, её формы
  • Связь с предыдущим материалом
  • Форму и тип урока
  • Оптимальный набор приёмов и методов для данной темы уроков
  • В целом все эти элементы определяют выбор типа технологии. В то же время они представляют собой основу технологии.

Образовательной технологией можно считать процессную систему совместной деятельности учителя и обучающихся по планированию, организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.

В системе образования понятие «педагогическая технология» употребляется в трёх категориях:

  • общепедагогическая,
  •  частнометодическая (предметная),
  •  локальная (модульная).

Структура образовательной технологии:

  1. Концептуальная основа
  2. Содержание: цели обучения, содержание учебного материала
  3.  Непосредственно технологический процесс:
  • организация учебного процесса
  • методы и формы учебной деятельности уч-ся
  • методы и формы работы учителя
  • управление учителем процессом освоения учебного материала
  • диагностика учебного процесса

Выделяют технологии, совершенствующие традиционную систему обучения:

  1. Модульная
  2.  Разноуровневого (дифференцированного) обучения

У учителей постепенно набирает популярность модульная технология, получившая известность с 1972 г.  После Всемирной конференции ЮНЕСКО 1972 г. в Токио, где обсуждались проблемы образования, модульная технология была признана как наиболее эффективная для фрагментарного включения в  5-8 классах и непрерывного обучения учеников 9 – 11 классов.

Методика модульной технологии основана на представлениях о том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Логично использовать блоковую организацию подачи материла, а именно:

  • Лекция (урок изучения нового материала)
  • Семинар, исследование, лабораторная работа (уроки совершенствования знаний, умений, навыков)
  • Коллоквиум, зачёт (контрольные уроки, уроки учёта и оценки знаний и умений).

Модульная технология по сравнению с традиционной формой обучения, имеет ряд преимуществ:

  1.  Интересна и эффективна тем, что она позволяет удачно сочетать новые подходы к обучению и устоявшиеся методические рецепты традиционной системы.
  2. Неотъемлемой частью модульной технологии является рефлексия, как один из компонентов учебной деятельности школьников.
  3. Реально повышает уровень понимания и осмысления изучаемого материала.
  4. Позволяет варьировать темпы прохождения материала и его структуру.
  5. Предупреждает перегрузку учащихся и т.д.

Методическая схема модели модульной технологии и её примерное содержание:

  • «Модуль актуализации»  - включает входной тест с заданиями на повторение ранее изученного базового материала по теме и одно задание, требующее новых знаний по теме.
  • «Теоретический модуль» - схема преподнесения теоретического материала по теме: программный материал (его знание обязательно для всех), на отметку «удовлетворительно»  и  дополнительный материал (его воспроизведение оценивается как хорошее и отличное знание темы).
  • «Практические модули» - их определяет объём учебного материала. Включает решение пяти задач: 1) чётко сформулированную учебную задачу (научиться…); 2) действия по образцу (задача – воспроизводство); 3) применение умений по выделению, сравнению, соотнесению данного материала в контексте (задача – отличить); 4) формирование умений интерпретировать данный материал в соответствии с УЗ (задача изменить); 5) развитие умений творческого применения данного материала в новых (либо изменённых) условиях (задача – употребить.
  • «Модуль ошибок». Это создание учителем системы работы уч-ся над ошибками: а) текущая работа над ошибками; б) совместная работа над ошибками; в) работа по предупреждению ошибок.
  • «Модуль контроля». Обязательное выполнение учащимися контрольной работы по завершении изучения темы.

Из опыта работы.

Применение модульной технологии обучения в 10 классе по блоку тем: «Культура Древней Руси» п. 16 – 17 учебника А.А. Данилова, М.Ю. Брандта и др., М.: «Просвещение», 2013.  

Объём изучаемого материала составляет 20 листов,  рассчитан на два урока.

На первом уроке применяются:

  1. «Модуль актуализации»  - учащимся даётся входной тест с заданиями на повторение ранее изученного базового материала по теме и одно задание, требующее новых знаний по теме: Сравниваем языческую Русь и Русь христианскую, выделяем два общих положения и по три отличия.
  2. «Теоретический модуль» - схема преподнесения теоретического материала по теме: программный материал на основе лекции учителя  и  дополнительный материал – сообщения, презентации уч-ся по ранее обговоренным темам  или выступление групп на семинаре.

На втором уроке применяются модули:

  1. «Практические модули» - их определяет объём учебного материала.  Выполнение заданий учебника: «Вопросы и задания», мини-тесты, раздел «Работаем с источниками, выполняем задания», практические задания на ПК, работа с картографическим практикумом.
  2. «Модуль ошибок».  Как правило, на уроке используется совместная работа над ошибками.  
  3. «Модуль контроля». Обязательное выполнение учащимися  в конце урока контрольной работы.

Наиболее удачно проходит введение элементов модульной технологии при изучении нового материала, т.к. на каждом уроке, фактически изучается новое.

Уч-ся заранее, перед следующим уроком, получают модули для самостоятельного заполнения их дома по тексту учебника, приветствуется использование дополнительной литературы.

11 класс. Тема: «Россия в Первой мировой войне»

  1. Укажите хронологические рамки участия России в Первой мировой войне.
  2. Перечислите причины участия России в ПМВ.
  3. Укажите цели участия России в войне.
  4. Направления военных действий России в ПМВ (схема).
  5. Используя текст учебника и карту, составьте хронологическую таблицу «Россия в ПМВ»

Дата

Северо-Западный фронт

Юго-Западный фронт

Кавказский фронт

  1. С какими событиями на Западном фронте связан Брусиловский прорыв в 1916 г.?
  2. Верховным главнокомандующим русской армии с августа 1915 г. являлся_______.
  3. Определите причины военных неудач России в 1915 г.
  4. Последствиями Брусиловского прорыва стали…
  5.  Как вы понимаете понятие «пораженческие настроения»? Когда, на ваш взгляд, эти настроения начали преобладать в российском обществе?

На уроке, следуя модулю, разбирается подготовленный уч-ся материал, используются и компьютерные технологии.  

       

Использованная литература.

Н.И. Шевченко. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания. 3-е издание. М.: ООО «Русское слово», 2012.