«Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века»

Полещук Ольга Валентиновна

Статья на работу Натали Земон Дэвис «Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века», в которой на основе мемуаров и писем трёх женщин XVII века были уточнены представления о роли и месте женщины в раннее Новое время, о нормах и предрассудках в обществе, об их влиянии на поведение женщин и их деятельность. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл damy_na_obochine.docx17.15 КБ
Файл damy_na_obochine.pptx873.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Дамы на обочине. Три женских портрета в XVII в.» Н.З. Дэвис

Известный историк Натали Земон Дэвис, автор многих работ по культуре Нового времени (в том числе переведенной на русский язык книги “Возвращение Мартена Герра” — М., 1990) в исследовании “Дамы на обочине” ставит своей целью отойти от устоявшегося стереотипа.

Книга посвящена трем женским судьбам, не попавшим в поле исторического полотна XVII века, судьбам частным, обращенным прежде всего к потребности выбора нетрадиционных путей самореализации женской личности. Открывает книгу пролог: все три героини в присутствии автора, не испытывая никакой симпатии друг к другу (даже скорее, наоборот), выражают крайнее недовольство тем, что оказались под одной обложкой. Однако автор пытается защитить себя, вступая с ними в деликатный спор. Если собрать воедино авторские доводы, то можно выстроить определенную позицию, в которой выражена идея книги в целом. Извлеченные из времени три женских портрета проявлены историческим фоном и в то же время противостоят ему. Судьбы этих женщин, не подозревавших о существовании друг друга, связаны прежде всего зависимостью от сходных внешних обстоятельств, начиная с быта эпохи и кончая необходимостью считаться с системой требований, предъявляемых женскому поведению в общественном сознании времени, далеко не расположенного к женской эмансипации.

Совершенно не похожие друг на друга, они тем не менее демонстрируют тот способ жизненного поведения, который выводит каждую за рамки традиционных представлений и сложившихся стереотипов. Их истории расширяют познавательную панораму XVII века, открывая нелегкую, но все же существующую возможность “жизни на обочине”. Именно женский вариант такой жизни предполагает, а чаще всего обнажает и усиливает общечеловеческие аспекты личностного бытия, как женского, так и мужского. Объединив в своем исследовании еврейку, католичку и протестантку, Натали Земон Дэвис проявляет особую природу женских воплощений, показывая, как каждая из ее героинь “извлекала пользу из своего маргинального положения”, и в то же время, помогая почувствовать, какой ценой она давалась в семнадцатом веке.

Благочестивая и богобоязненная Гликль бас Иуда Лейб, жена гамбургского купца-еврея, мать многочисленных детей, взявшая после смерти мужа дело в свои руки. Написанные ею в конце жизни своего рода мемуары, рассчитанные, впрочем, только на домашнее чтение, доносят до нас своеобразную интонацию женского голоса, в которой богобоязненный трепет сочетается с недюжинной силой ума и характера. Это первая из дошедших до нас автобиография еврейской женщины интересна еще и тем, что за воспроизведением житейской канвы событий ощущается потребность выражения в собственном слове. Это ощущение переживается как духовное усилие, обращенное к Богу, “в некотором смысле ее читателю”, как тонко замечает автор. Таким образом, рассказ о жизни, написанный в назидание детям, обретает несколько смыслов: стойкое противостояние бедам и несчастьям, с одной стороны, и сознание того, что “в борьбе за обретение терпения и смысла невозможно одержать полную победу”.

Другая героиня книги — также автор записок о своей жизни, написанных по просьбе ее взрослого сына. Мари Гюйар дель Энкарнасьон оставила его несчастным плачущим мальчиком, уйдя в монастырь по призыву внутреннего голоса, заставлявшего ее всю себя посвятить Богу. В конце концов, она становится настоятельницей женского монастыря в далекой Канаде, где выполняет миссию распространения христианства среди диких племен. Горящий в ее сердце огонь веры искал мученического венца, и подвиг существования на необжитом материке становится источником радости, заставляя Мари Воплощения (это ее духовное имя) не только прижимать к сердцу “милых дикарок”, но и выучить несколько индейских языков, чтобы написать на них молитвы, катехизисы, а также “Большую книгу по священной истории и всяким благочестивым предметам”.

Третья из женщин, которым посвящена книга, — Мария Сибилла Мериан не оставила ни биографии, ни исповедальных писем. Автор-историк дает портрет художницы-натуралиста, рассказ о судьбе которой предстает как история любознательной, волевой и скрытной женщины, наделенной талантом сочетать точные наблюдения над гусеницами и бабочками с тонким, непреходящим чувством красоты земного мира. Стремление реализовать этот талант также связано с уходом от проложенных путей: по собственной воле она оставляет мужа и, увлеченная духовным энтузиазмом, уходит в одну из религиозных сект, которой отдает все свое имущество. Пережив разочарование, она вновь совершает поступок, меняющий ее судьбу: отправляется в Америку, где продолжает энтомологические исследования, претворяющиеся в художественные “метаморфозы”.

Натали Земон Дэвис в своей книге показывает, как каждая из этих женщин “по-своему обживала маргинальное пространство, превращая его в своеобразный центр”. Но в то же время книга убеждает, что “это пространство ни в коем случае не отличалось убожеством, с которым связывают слово “маргинальный” зацикленные на прибыли современные экономисты”. “Скорее это было пограничное пространство между культурными слоями, которое способствовало возникновению нового и созданию удивительных гибридов”, — пишет она.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дамы на обочине. Три женских портрета XVII в.» Полещук Ольга, 941 гр.

Слайд 2

Натали Земон Дэвис. Американско -канадский историк, лауреат Премии Хольберга (2010 ). Внесла значительный вклад в изучение культуры Нового времени Западной Европы, гендерную историю, микроисторию . Об авторе

Слайд 3

Натали Земон Дэвис (в центре)

Слайд 4

В 1995 году вышла работа «Дамы на обочине. Три женских портрета XVII века», в которой на основе мемуаров и писем трёх женщин XVII века были уточнены представления о роли и месте женщины в раннее Новое время, о нормах и предрассудках в обществе, об их влиянии на поведение женщин и их деятельность. «Дамы на обочине»

Слайд 5

Обложка книги

Слайд 6

Гликль бас Иуда Лейб (1646/47, Гамбург — 1712, Мец ), Мари Гюйар де л'Энкарнасьон (1599, Тур — 1672, Канада) Мария Сибилла Мериан (1647, Франкфурт-на-Майне — 1717, Амстердам). Все они не принадлежали к элите высшей аристократии. Героини повествования

Слайд 7

С другой стороны, они были образованными и неординарными личностями. Купчиха Гликль , руководившая делом мужа после его смерти, оставила после себя написанные для потомков мемуары, в которых назидательная составляющая сочетается с духовными переживаниями. Мари Гюйар постриглась в монахини по велению «внутреннего голоса», оставив сына и впоследствии написав для него мемуары. Оставшуюся часть жизни она провела среди канадских индейцев, проповедуя христианство. Мария Сибилла Мериан занималась энтомологией и рисованием, публиковала собственные книги, но затем уехала в Суринам, где продолжила изучение насекомых.

Слайд 8

Каждая представляла различные религиозные группы: Гликль — иудейка, последовательница Шабтай Цви , Мари Гюйар — монахиня-католичка , Мария Сибилла Мериан некоторое время была членом протестантской секты лабадистов .