Курсовая работа Псковская губернская мужская гимназия (1833 – 1855 гг.)
Тема исследования данной работы « История Псковской губернской мужской гимназии с 1833 по 1855 год». В псковско краеведении к настоящему времени отсутствует комплексное исследование истории просвещения в Псковском крае в дореволюционный период. Имеющиеся работы (монографии, статьи) посвящены или отдельным сторонам или отдельным периодам данной темы. Поскольку образование является важной составляющей культуры, постольку исследование этой темы обогатило бы историю культуры Псковщины и создало бы более комплексную панораму духовной жизни псковского края. Поэтому любая новая конкретная тема, касающаяся истории состояния образования Псковского региона безусловно является актуальной, ибо она заполняет имеющиеся пробелы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya.docx | 150.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Псковский государственный университет»
Курсовая работа
Псковская губернская мужская гимназия (1833 – 1855 гг.)
Студентки III курса 2 группы
Исторического факультета
Политыко Надежды Владимировны
Научный руководитель:
Кандидат исторических наук, профессор кафедры музееведения и археологии
Лещиков Валерий Николаевич
Псков 2013
Содержание: стр.
Ведение…………………………………………………………………
Глава 1. К вопросу истории гимназического образования в дореволюционный период……………………………………….
Глава 2. Псковская губернская мужская гимназия 1833 – 1855 гг…..
§1. О гимназии в Александровский период…………………………..
§2. Система управления николаевской гимназии……………………….
§3. Педагогический состав………………………………………..
§4. Финансирование и материальная база. …………………………
§5. Организация учебного процесса. ……………………………
§6. Контингент учащихся. ……………………………………..
Заключение.
Примечания.
Список источников и литературы.
Приложение.
Введение
Тема исследования данной работы « История Псковской губернской мужской гимназии с 1833 по 1855 год». В псковско краеведении к настоящему времени отсутствует комплексное исследование истории просвещения в Псковском крае в дореволюционный период. Имеющиеся работы (монографии, статьи) посвящены или отдельным сторонам или отдельным периодам данной темы. Поскольку образование является важной составляющей культуры, постольку исследование этой темы обогатило бы историю культуры Псковщины и создало бы более комплексную панораму духовной жизни псковского края. Поэтому любая новая конкретная тема, касающаяся истории состояния образования Псковского региона безусловно является актуальной, ибо она заполняет имеющиеся пробелы.
На наш взгляд , при изучении данной темы, целесообразно и необходимо рассмотреть, хотя бы обзорно, историю гимназического образования в России, ибо проблема становления гимназического образования нашла своё отражение и в истории Псковской гимназии.
Древнейшей русской гимназией была Академическая, основанная в 1726 году. Это была первая в России государственная светская средняя общеобразовательная школа. Существовала она в Петербурге до 1805 года. Первоначально гимназия готовила студентов для Академического университета. А ней имелось два отделения: немецкий и латинский классы, обучение в первом длилось три года, во втором – два. Первым инспектором её был Готлиб Байер. Второй по времени русской гимназией была гимназия, основанная в 1755 г. при Московском университете, под именем Университетской или также Академической. Целью её было подготовлять к слушанию университетских лекций. По составу учащихся, она делилась на два отделения: одно для разночинцев, другое для дворян. Курс обучения дворян включал «экзерциции воинские, ежели иметь будет учеников», фехтование и танцы, в остальном курс был одинаков в обоих отделениях. Каждое из них подразделялось на 4 школы, которые, в свою очередь, делились на классы. В первой (российской) были следующие классы: 1) грамматика, 2) стихотворство и 3) красноречие; во второй (латинской) — 1) грамматика и 2) синтаксис латинского языка; в третьей (научной) — 1) арифметика, 2) геометрия и география и 3) философия, и в четвёртой — языки европейские и греческий (для желающих — восточные). Во главе Гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета. Преподавателями её были, большей частью, студенты университета.
В начале XIX века образовалось министерство народного просвещения, возникли учебные округа и стали открываться гимназии по всей России. 24 января 1803 г. Александр I утвердил "предварительные правила народного просвещения", по которым гимназии или губернские училища, образованные из главных народных училищ, открывались в каждом губернском городе и вверялись управлению губернского директора училищ. 5 ноября 1804 г. вышел "Устав учебных заведений", подведомственных университету и попечителям округов. Он объявил гимназии всесословными учебными заведениями, подразделенными на 4 годичных курса. Цель их учреждения в "Уставе" определялась так: 1) приготовить к слушанию университетских наук; 2) преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека и 3) приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищ.
Организованный в 1826 г. "Комитет устройства учебных заведений" выработал новый устав для гимназий, утвержденный 8 декабря 1828 г. Удерживая для гимназии двоякую цель: 1) приготовить к слушанию университетских лекций и 2) "доставить способы приличного воспитания", он вводил изменения в самой системе гимназий, в управлении их, в распределении уроков и т. п. Гимназия состояла из семи классов; из них первые три имели во всех гимназиях одни и те же предметы и одинаковое распределение их, а начиная с 4-го класса разделялись на гимназии с греческим и без греческого языка. Во главе гимназий стоял по-прежнему директор; но теперь в помощь к нему назначается инспектор, избираемый из старших учителей, для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах. Учреждается также звание почетного попечителя, для общего с директором надзора за гимназиями и пансионом. Кроме того, были образованы педагогические советы, в которых обсуждалось состояние гимназии и меры к их улучшению. В изменение курса легли следующие начала: устранение лишних предметов, "применение учения к потребностям учащихся", основательность знаний и национальность. Главными предметами признаны древние языки и математика: первые — "как надежнейшее основание учености и как лучший способ к возвышению и укреплению душевных сил юношей; последняя — как служащая в особенности к изощрению ясности в мыслях, их образованию, проницательности и силе размышления". Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному языку. Из остальных предметов оставались: география и статистика, история, физика, новые языки, чистописание и рисование.
В 1849 г. был издан указ об изменениях и дополнениях к уставу гимназий 1828 г. Гимназический курс делился на общее и специальное обучение. Последнее начинается с четвертого класса.
Политика государства в сфере образования нашла своё отражение в истории Псковской губернской мужской гимназии. В 1804 году был утвержден устав учебных заведений, подведомственных университетам, в соответствии с которым, в каждом губернском городе предполагалось открыть гимназию. В Пскове открытие гимназии состоялось 2 июня 1808 года. Часть учеников была переведена из народного училища, остальные приняты вновь без экзаменов. Среди первых гимназистов преобладали дети мещан, солдат, крестьян, купцов. Дворяне не слишком охотно отдавали своих детей в гимназию, предпочитая карьере чиновника военную службу. Первоначально собственного здания новое учебное заведение не имело. Занятия проводились в помещениях генерал – губернаторского дома, располагавшегося вблизи Торговой площади напротив церкви Михаила Архангела. С 1811 по 1817 годы для гимназии снимали различные частные дома города. В ноябре 1817 года гимназия смогла въехать в собственный дом, купленный у сенатора Беклешова Н.А.. Здание располагалось на высоком берегу р. Великой у Георгиевского спуска (ныне ул. Георгиевская, 4, см. приложение №1;2.). В 1827 году, по повелению императора Николая I, гимназия была закрыта. Одним из поводов к закрытию послужило малое количество учеников. Непопулярность нового учебного заведения среди местного населения была обусловлена несколькими причинами, среди которых главной называлось отсутствие при гимназии благородного пансиона, предназначенного для детей, чьи родители не проживали в Пскове. Вновь гимназия открылась лишь в марте 1833 года. В мае того же года при ней на средства дворян Псковской губернии для детей из привилегированных семей был учрежден благородный пансион. Он размещался в небольшом наемном доме рядом с Георгиевской церковью. Здание пансиона почти сразу же было признано маловместительным и в конце 1830-х годов «дворянство, видя тесноту в пансионе, решилось выстроить дом каменный со всеми выгодами для помещения большего числа пансионеров», на что и выделило 181 рубль.. Выделенной суммы оказалось недостаточно для постройки нового дома. Вновь обратиться к проекту здания гимназии и пансиона смогли лишь в 1848 году. Однако, Высочайшее соизволение на постройку дома последовало лишь в сентябре 1853 года. По контракту подрядчик обязался произвести постройку вчерне в течение 1854 года. Торжественная закладка здания состоялась 3 июня 1854 года. Производителем работ на объекте был назначен помощник архитектора Псковской губернской строительной и дорожной комиссии Васильев Петр Васильевич. В ноябре 1854 года непременный член инженер-полковник Ободовский подал в Псковскую Губернскую Строительную и дорожную комиссию рапорт об освидетельствовании построенного вчерне каменного трехэтажного здания гимназии и благородного пансиона. В рапорте особо указывалось: 1) здание оказалось построенным вчерне в общем виде согласно с утвержденными проектом и сметою, за исключением некоторых отступлений; 2) все материалы для работ предварительно были освидетельствованы членами Комитета, Высочайше учрежденного для постройки; 3) для укрепления кладки в стены 1 и 2 этажей были вмонтированы железные связи. Проектом не было предусмотрено устройство при здании гимназии и благородного пансиона домовой церкви. В качестве гимназического храма долгое время использовали церковь Георгия со Взвоза. Гимназия в Пскове имела большое значение в развитии культуры и просвещения города. Так же в истории Псковской гимназии нашла своё отражение просветительская политика Российского государства.
Объект исследования: История Псковской мужской гимназии в период с 1833 по 1855 гг.
Хронологические рамки: 1833-1855гг., хронологические рамки исследования определены временем открытия вновь гимназии Николаем I в 1833г. и постройки нового здания гимназии в 1855г.
Цель исследования: изучить историю псковской мужской гимназии в период с 1833г. по 1855г.
Задачи:
- Описать материально- техническую базу гимназии (помещения, учебное оборудвание и т.п.)
- Проследить динамику численности и социального состава учащихся.
- Определить источники финансирования гимназии.
- Охарактеризовать кадровый состав гимназии (административный и преподавательский персонал).
Степень изученности данной проблемы. Несмотря на имеющиеся в Псковском краеведении работы кандидата исторических наук, профессора Лещикова В. Н. «Псковская мужская гимназия в 1833 – 1855 гг.» ( в этой статье автор проводит параллель между политикой государства и историей гимназии статья содержит статистические данные, дающие представление о том, какой был учебный план гимназии и как он изменялся, о материальной базе, о количестве гимназистов с 1833 по 1855 год. Предоставляется информация о руководстве гимназии. В статье автор опирается на архивные, историко-статистические данные) и работы крупного псковского краеведа Левина Н. Ф.( работы дают обширную информацию о директоре гимназии Иваницком Николае Ивановиче, Егоре Михайловиче Шаврове). Можно утверждать, что проблема недостаточно изучена и требует более глубокого подхода к ней.
Источниковая база исследования:
- фонды Государственного Архива Псковской области (ГАПО):
Основным фондом является фонд 21в котором содержатся записки главного народного училища, в них отдельно выделены в части 2 записки Псковской губернской гимназии и пансиона при ней со времени её открытия в 1833 году(ф.21.,ч.2., л. 14). Далее нам достаточной мере информация в предоставлена в фонде 8, в котором содержатся данные о управленческом, педагогическом составе гимназии; материальной базе гимназии; дисциплинах, изучаемых в гимназии; данные о количестве учащихся; данные о вторичном открытии гимназии в 1833 году. (Ф. 8., оп. 1. д.1,3.). Ещё одним фондом, которым можно воспользоваться является фонд 366, в котором собраны дела о закрытии гимназии и об открытии её вновь; дело о приёме воспитанников из бедных дворян в пансион, учреждённый при псковской гимназии; дело о пожертвованиях на построение дома для благородного пансиона при Псковской губернской гимназии.( Ф. 366., оп. 1. д. 278, 399, 405, 407; Ф. 366., оп. 2. д. 11.)
- Губернские ведомости №2. 1844 год. Прибавление. С. 6.Содержат информацию о жизни гимназии, о учебном процессе.
- Губернские ведомости №3. 1844 год. Прибавление. С. 11. Содержат данные о благородном пансионе при гимназии.
- Василёв И. И. «Историко – статистический очерк города Пскова». В нём кратно засвидетельствован факт открытия гимназии в 1833 году и рассказано о её жизнидеятельности.
- Воронов А. Историко статистическое обозрание учебных заведений Санкт –Петербургского учебного округа с 1829 по 1853 год.
Глава 1. К вопросу о гимназическом образовании в дореволюционной период.
Гимназии в XVIII веке. Древнейшей русской гимназией была Академическая, основанная в 1726 г. Первый ее инспектор Байер разделил ее на два отдела: немецкую школу, или приготовительную, подразделенную на три класса, и латинскую, состоявшую из двух классов. Он же написал и положение о ней ("Gegenwärtige Einrichtung des Gymnasiums", 1731). В 1733 г. для нее был составлен Фишером устав, поднимавший ее до значения гуманистической германской шкоды и вводивший в ее курс, кроме латинского яз., греческий яз., чтение римских поэтов, правила ораторского искусства и логику. Так как число учащихся в ней постоянно уменьшалось, то были допущены в гимназию дети среднего сословия и даже солдатские, которые потом составляли главный контингент учащихся в гимназии. Для увеличения числа учеников были учреждены в 1735 г. стипендии; несмотря на это, в 1737 г. было только 18 учеников. Штат 1747 г. определяет более подробно число учителей и их обязанности, обязывает всех учителей преподавать на русском яз., что, впрочем, оказалось невозможным, и освобождает учащихся от платы. Трудно было отыскать порядочных учителей; прибегали к помощи недоучившихся студентов или случайно заехавших иностранцев, благодаря которым вводились и новые предметы, как, напр., итальянский яз., преподававшийся до конца столетия, и фортификация (1751—1755). Граф Разумовский поручил управление Гимназией М. В. Ломоносову (1758), который завел в ней пансион на 40 казеннокоштных воспитанников и устроил низшие русские классы. Пансионы учреждаемые при гимназиях или прогимназиях, находятся под непосредственным управлением местного начальства гимназии или прогимназии. В состав пансиона входят: пансионеры, находящиеся на полном содержании, и полупансионеры, пользующиеся только обеденным столом. Воспитанники пансиона посещают классы гимназии или прогимназии и подчиняются относительно приемных испытаний и перевода в высшие классы и вообще порядка ученья правилам общим для всех учеников. Постоянный нравственный надзор за воспитанниками пансиона и руководство их в занятиях вверяется особым воспитателям.1 Затем, чтобы иметь воспитанников в гимназии, устроили при ней отделение для малолетних (1765), вверив его особой надзирательнице. При инспекторе Бакмейстере (1768—1777) заведено было в старшем классе университетское преподавание, на латинском или немецком яз., основ математики и естественных наук. При княгине Дашковой был куплен для гимназии особый дом и улучшено содержание казеннокоштных воспитанников. В 1805 г. гимназия была закрыта. Причины неудовлетворительности состояния гимназии заключались в недостатке учителей, многочисленности гимназического начальства (ректор, инспектор, конректор, главный инспектор, а иногда два ректора и два инспектора) и отсутствии подробного устава.
Второй по времени русской гимназией была гимназия основанная в 1755 г. при Московском университете, под именем Университетской или также Академической. Целью ее было подготовлять к слушанию университетских лекций. По составу учащихся, она делилась на два отделения: одно для разночинцев, другое для дворян. Курс учения был одинаков в обоих отделениях. Каждое из них подразделялось на 4 школы, которые, в свою очередь, делились на классы. В первой (российской) были следующие классы: 1) грамматика, 2) стихотворство и 3) красноречие. Во второй (латинской) — 1) грамматика и 2) синтаксис латинского языка. В третьей (научной) — 1) арифметика, 2) геометрия и география и 3) философия. В четвертой — языки европейские и греческий (для желающих — восточные). Во главе гимназии стоял инспектор — один из профессоров университета. Преподавателями ее были, большей частью, студенты университета. По штату ежегодный расход гимназии определен в 6250 р., но на самом деле университет тратил на нее более 35000. Учащиеся делились на казеннокоштных, пансионеров (с платой в 150 р.), сверхкомплектных и приходящих. Число всех учащихся в начале XIX столетия доходило до 900. В 1812 г. гимназия погорела и с тех пор не возобновлялась. Несмотря на недостаточность и неспособность многих учителей, отсутствие сносных учебников и точных программ, гимназия, за свое полувековое существование, немало подготовила будущих университетских деятелей и дала России образованных, по своему времени, людей. В 1758 г., по образцу московской, была основана гимназия в Казани, которая существует и теперь под именем 1-й казанской гимназии.
В начале XIX в. образовалось министерство народного просвещения, возникли учебные округа и стали открываться гимназии по всей России. В 1803 году 24 января Александр I утвердил "предварительные правила народного просвещения", по которым гимназии или губернские училища, образованные из главных народных училищ , открывались в каждом губернском городе и вверялись управлению губернского директора училищ. 5 ноября 1804 г. вышел "Устав учебных заведений", подведомых университету и попечителям округов. Он объявил гимназии всесословными учебными заведениями, подразделенными на 4 годичных курса. Цель их учреждения в "Уставе" определялась так: 1) приготовить к слушанию университетских наук; 2) преподать сведения, необходимые для благовоспитанного человека и 3) приготовить желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищ. Согласно этой цели и план ученья в Г. заключал в себе начальные основания всех наук. План этот, составленный Фусом по образцу французских лицеев, был следующий:
А) Математика — один старший учитель, 18 уроков (I класс — алгебра, геометрия и плоская тригонометрия; II класс — окончание чистой математики и начало прикладной, и III класс — прикладная математика и опытная физика).
Б) История, география и статистика — один старший учитель, 18 уроков(I класс — древняя история и география, мифология и древности; II класс — история и география новые и в частности история и география отечественные; III класс — общая статистика и IV класс — статистика Российской империи).
В)Философия, изящные науки и политическая экономия — один старший учитель, 20 уроков (I класс— логика и всеобщая грамматика, II класс— психология и нравоучение; III класс — эстетика и риторика, и IV класс — право естественное, право народное и политическая экономия).
Г) Естественная история, технология и коммерческие науки — один старший учитель, 16 уроков (III класс — естественная история, приноровленная к сельскому и лесному хозяйству, и IV класс — естественная история в более широких размерах, технология и наука о торговле).
Д) Латинский язык — 16 уроков (I класс — грамматика, II класс — чтение более легких прозаических писателей и III класс — поэтов; во II класс 1 час посвящался на переводы с русского яз. на латинский, а в III класс — на обучение "в составлении латинских стихов").
Е) Языки: немецкий и французский — по 16 уроков во всех 4-х классах (I класс — грамматика, II класс — переводы с языков, III класс — объяснение прозаических писателей и переводы на отечественный язык и IV класс — чтение поэтов и стихотворство).
Ж) Рисование — 4 урока. Обязательных уроков в каждом классе было 32.
Гимназии могли также, если позволяли средства, "иметь учителей танцования, музыки и гимнастики", и "с позволения высшего начальства умножить число учебных предметов и учителей".
Из сравнения курса гимназии с курсом главных народных училищ оказывается, что в первых усилено преподавание чистой и прикладной математики, физики и естественных наук, введены вновь статистика, философия, изящные и политические науки, но исключены гражданская архитектура, закон Божий и русский язык. Два последних предмета преподавались в уездных училищах, из которых поступали в гимназии. Учителя делились на старших и младших. Директор гимназии должен быть "сведущ в науках, деятелен и благонамерен". Его роль — наблюдательная, как за учениками, так и за учителями. Жалованье директора — от 1000 до 1000 р.; учителя наук — 550—750, учителя языков — 400 и учителя рисования — 300 р. Расход гимназии (5650—6650 р.) пополнялся из средств приказов общественного призрения и взносов из казны. После организации гимназий и их основания существенным был вопрос об "учебных пособиях". Для составления списка учебных пособий в 1803 г. при главном правлении училищ был учрежден комитет, самыми деятельными членами которого были Фус, Румовский и Озерецковский. В марте 1805 г. были одобрены и опубликованы в газетах программы гимназий, с поименованием книг, удобных для перевода на русский язык, и также таких, которые следовало вновь составить. В этой же публикации вызывались желающие заняться такой работой. 15 книг предполагалось перевести с немецкого. Руководства по политическим наукам, русской статистике и зоологии были обещаны русскими учеными. Но как переводы, так и оригинальные труды поступали медленно; по некоторым предметам не было учебников и в 1814 г. С 1805 г. стали открываться при гимназиях пансионы для дворянских детей; сами гимназии были доступны для всех сословий. В 1811 г. Санкт-Петербургская гимназия подверглась изменению по плану графа С. С. Уварова, ограничившего цель гимназии, приготовлением к слушанию университетских курсов. Граф Уваров находил несовместными между собой и даже вредными для воспитанников многие предметы гимназического курса. Он ввел в программу закон Божий и отечественный язык, а классические языки ставил "одним из главных способов образования". Согласно этому плану делались изменения в программах и других гимназий, главным образом по введению греческого языка и исключению права естественного и народного, политической экономии, мифологии и др. Гимназии времен Александра I далеко не удовлетворяли своей цели, вследствие многопредметности курса, недостатка в учебниках, плохого состава преподавателей, неудобства подчинения по хозяйственной части университетам и других причин.
Организованный в 1826 г. "Комитет устройства учебных заведений" выработал новый устав для гимназий, утвержденный 8 декабря 1828 г. Удерживая для гимназий двоякую цель: 1) приготовить к слушанию университетских лекций и 2) "доставить способы приличного воспитания". Он вводил изменения в самой системе гимназий, в управлении их, в распределении уроков и т. п. Гимназия состояла из семи классов; из них первые три имели во всех гимназиях одни и те же предметы и одинаковое распределение их, а начиная с 4-го класса гимназия разделялись на гимназии с греческим языком и без греческого языка. Во главе гимназий стоял по-прежнему директор; но теперь в помощь к нему назначается инспектор, избираемый из старших учителей, для наблюдения за порядком в классах и ведения хозяйства в пансионах. Учреждается также звание почетного попечителя, для общего с директором надзора за гимназиями и пансионом. Кроме того, были образованы педагогические советы, в которых обсуждалось состояние гимназий и меры к их улучшению. В изменение курса легли следующие начала: устранение лишних предметов, "применение учения к потребностям учащихся", основательность знаний и национальность. Главными предметами признаны древние языки и математика: первые — "как надежнейшее основание учености и как лучший способ к возвышению и укреплению душевных сил юношей; последняя — как служащая в особенности к изощрению ясности в мыслях, их образованию, проницательности и силе размышления". Увеличивалось число уроков по закону Божию и отечественному яз. Из остальных предметов оставались: география и статистика, история, физика, новые языки, чистописание и рисование.
Другие, более крупные, изменения в Уставе 1828 г.: введение "телесных наказаний", замененных потом "розгами", "как пристойнее", увеличение платы за учение (3—20 р., а потом 7—40 р. в разных гимназиях), увеличение в 2 1/2 раза окладов содержания, расширение прав и преимуществ учеников, которые могли определяться на места канцелярских служителей высшего разряда и ранее других получать первый классный чин, а окончившие гимназию с греческим яз. — утверждаться в нем сейчас же по вступлении в должность и др. В общем расходы на содержание гимназии увеличились более чем в 5 раз против определенных уставом 1804 г.: в 1828 г. — 1276870 р., а в 1804 г. — 259450 р. (разница объясняется, главным образом, большим количеством гимназий в 1828 г., чем в 1804 г.).
Устав 1828 г. окончательно вошел в силу во всех гимназиях только в 1837 г., но некоторые изменения и дополнения к нему делались и раньше и особенно умножились в министерство графа С. С. Уварова (с 1833 г.). Важнейшей мерой, введенной при нем, была система испытаний и аттестатов (1837 г.). На основании окончательно утвержденных в 1846 г. правил этих испытаний степень успехов обозначалась цифрами (по пятибалльной системе). Теми же цифрами означались прилежание, способности и поведение учеников в ежемесячных ведомостях учителей и комнатных надзирателей. При переводе из класса в класс поведение не принималось в расчет. Получившие в среднем выводе за успехи 5 или не менее 4 награждались книгами или похвальными листами. Переводный балл, кроме греческого языка — 3. Много и часто подвергались изменению учебные планы предметов: в 1844 г. исключена была статистика, а через три года и логика, как "недоступная", по словам министра, "ни возрасту, ни степени развития гимназистов"; в 1845 г. отменено преподавание начертательной и аналитической геометрии и вообще изменен весь план преподавания математики. В 1843 г. ослаблено преподавание латинского яз.: допускалось оканчивать гимназии и без него, если кто не хочет получить аттестата об окончании полного курса гимназии. С 1835 г. были введены в некоторых гимназиях восточные языки, а с 1845 г. — законоведение. По уставу учебных округов (1835) главными хозяевами гимназий сделались, вместо членов училищного комитета из профессоров университета, попечители с их помощниками и инспекторами, специально назначенными для наблюдения за учебными заведениями.
В 1849 г. был издан указ об изменениях и дополнениях к уставу гимназий 1828 г. Гимназический курс делился на общее и специальное обучение. Последнее начинается с четвертого класса. В первых трех классах (общих для всех) постановлено обучать: закону Божию (по 2 ур. в каждом кл.), русскому и славянскому языку (по 4 ур.), математике (по 4 ур.), географии (в I и II кл. по 3 ур. и III — 5 ур.), немецкому яз. (по 3 ур.), французскому (по 3 ур.), чистописанию (в I и II кл. по 4 и III — 2) и черчению и рисованию (по 1 ур.). В специальных классах общие предметы для всех Г.: закон Б. (IV — 2 ур., в остальных — по 1 ур.), русский и славянский яз. (по 8 ур.), математика (по 3 ур.), физика и математическая география (по 2 ур., начиная с V кл.), история всеобщая и русская (IV кл. — 4 ур., в остальных кл. по 3 ур.), немецкий и франц. яз. (по 3 ур.) и черчение и рисование для желающих. Кроме этих общих предметов, для готовившихся на службу преподавались еще: русский и славянский яз. (2 ур. в IV кл.), математика (2 ур. в IV кл.), русское законоведение (по 4 ур., начиная с V кл.), а для готовившихся в университет: латинский яз. (по 4 ур. в каждом кл.) и греческий яз. для желающих (по 2 ур. в каждом кл.). Законоведение преподавалось по программе, составленной профессором Неволиным, так: V кл. 1) основные законы; 2) учреждения, вместе с уставами о службе гражданской, и 3) законы о состояниях. VI кл. — законы гражданские, с включением судопроизводства гражданского. VII кл. — законы уголовные и полицейские, с уголовным судопроизводством. Читая смету по министерству народного просвещения на 1852 г., Николай I нашел расход на жалованье преподавателям греческого яз. лишним и потребовал от министра Норова мнения об изъятии греческого яз. из программы гимназии, за исключением 2 или 3 южных гимназий. Так как министр держался противоположных воззрений, то изданные в 1854 г. новые учебные планы были несколько мягче к греческому языку: он оставался в 9 гимназиях. На основании этих планов гимназии разделялись: 1) на такие, где преподавалась естественная история и законоведение, 2) или одно законоведение, 3) или латинский яз. в большем объеме и яз. греческий. Классическими гимназиями могли назваться только гимназии третьей категории; почти в каждой из них обучение шло по особой программе, хотя и для них был общий план. Латинский язык, по этому плану, начинался со второго класса, греческий — с четвёртого. По латинскому языку в 4 старших классах читались творения святых отцов: Климента Римского, Киприана, Августина, Тертуллиана и Лактанция. При составлении программы греческого яз. имелось в виду "основательное изучение творений эллинских писателей и в особенности святых отцов Восточной церкви": Юстиниана философа, Иринея, Игнатия Богоносца, Евсевия, Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. В таком виде гимназия, с своей суровой дисциплиной, с чисто механическим способом преподавания, страдая в то же время от неустановленности учебных предметов, отменявшихся и вновь вводимых, просуществовали до 1864 г. По уставу этого года среднеучебными заведениями являются гимназии классические и реальные и прогимназии. Гимназии состоят из 7 классов, а прогимназии из 4 (низших гимназических). Урок — 1 ¼ час, а с 27 сентября 1865 г. — 1 час.
Особенности новых учебных планов: увеличение числа уроков по закону Божию, математике и древним языкам, введение в число необходимых предметов гимнастики и пения, отмена преподавания законоведения и полная свобода преподавателей и педагогического совета в составлении программ и в выборе учебников.2
Глава 2. Псковская губернская мужская гимназия.
§1. О гимназии в Александровский период.
В Пскове открытие гимназии состоялось 2 июня 1808 года. На открытие прибыл попечитель Санкт-Петербургского учебного округа Н.Н. Новосильцев. Открытие прошло в торжественной обстановке с молебном, официальной частью и завтраком для всех посетителей, устроенном в помещении гимназии. В церемонии открытия участвовал и гражданский губернатор Н.О. Лаба. Вначале гимназия размещалась в доме генерал губернатора. Здание было мало приспособлено для учебного заведения. Поэтому ещё до открытия гимназии директор подал попечителю докладную записку с просьбой о приобретении для гимназии особого дома. Это прошение осталось без всяких последствий. Первым директором гимназии был назначен последний директор Главного училища Назаретский Пётр Александрович, хороший администратор, талантливый педагог, многое сделавший для организации надлежащей работы Главного училища. Ему принадлежала инициатива подачи прошения попечителю учебного округа о приобретении нового здания для гимназии. Директором гимназии Назаретский П.А. был недолго. В год открытия гимназии он подал прошение об отставке по состоянию здоровья, которое было принято. В августе 1809 г. директором был назначен капитан-лейтенант Харламов Алексей Гаврилович. По существу он только значился директором, поскольку большую часть своего времени проводил в Петербурге. В ноябре 1811 г. он был уволен. В период его отсутствия должности директора исполняли учителя Петрушевский, затем Шавров Е.М.3 Во время директорствования Петрушевского Ф.И. в педагогическом коллективе часто возникали конфликты. С сентября 1811 г. по март 1812 г. исправлял обязанности директора учитель Орлов Т.Я.. Следующим директором был Караулов Василий Семёнович, занимавший до этого должность Советника Псковского Губернского Правления. В связи с приближением французских войск временно, до сентября, занятия в гимназии были прекращены. В первое время новый директор взялся за наведение надлежащего порядка в гимназии. Однако в период 1813-1815 гг. он большую часть времени проводил в Петербурге. В 1815 г. в гимназии была проведена ревизия, которая вскрыла растраты казённых средств в сумме 3014 руб. Позже, в 1817 г., выяснилось, что растрачено было 5998 руб. В марте 1816 г. Караулов был уволен с должности директора, а исправляющим обязанности вновь был назначен старший учитель Шавров Егор Михайлович.4 Егор Михайлович был родился в 1781-1782 гг. Его отец Михаил Семёнович состоял на службе у церкви села Карцево, Кашинского уезда , Тверской губернии. Егор Михайлович не пошёл по стопам отца и брата и поступил в столичный педагогический институт, открывшийся в 1804 году. Во время учёбы в институте Шавров перевёл с французского языка «Исторический, генеалогический, хронологический, географический атлас», вышедший в Париже в двух частях в 1803–1804 годах. Его автор, маркиз де Ласказ (1766–1842), приближённый Наполеона, воспользовался псев донимом «А. Лесаж», намекая на известного драматурга-Анри Лесажа (1668–1747). Это издание с картами и таблицами переводилось на многие языки. Перевод Шаврова типография Академии Наук напечатала в 1809 году на средства учебного ведомства. Впрочем, не обошлось без недоразумений. По смете расходы на печатание Атласа намечались в 1162 руб. Однако правление Академии заявило, что фактически затрачено 22 тысячи, и не выдавало Шаврову обещанную часть тиража. В декабре 1811 года ему, уже работавшему в Пскове, пришлось за счёт отпуска ездить в столицу и 20 января 1812 года просить помощи у попечителя Петербургского учебного округа действительного статского советника Сергей Семёновича Уварова. Свой перевод Шавров посвятил Александру I, и когда всё утряслось, переводчику из средств кабинета императора пожаловали 3 тысячи рублей. В свидетельстве об окончании педагогического института от 31 января 1808 года отмечалась, что по всем предметам Шавров «оказал отличные успехи». Готовясь к преобразованию Главного народного училищав гимназию, столичное начальство с начала 1808 года стало направлять выпускников института в Псков. 22 февраля сюда приехали учитель географии, истории и статистики Григорий Орлов и учитель естественной истории, технологии и коммерческих наук Климент Измайлов, 15 марта – учитель изящных наук, философии и нравственно-политических наук Егор Шавров, в мае – учитель чистой и смешанной математики и опытной физики Фома Петрушевский.
Шавров приложил не мало усилий для решения насущных проблем гимназии. Для пополнения школьной библиотеки средств у гимназии не хватало, и в 1827 году Шавров получил разрешение Главного правления училищ на учреждение Общества чтения. Её члены согласились платить по 25 рублей в год на приобретение периодических изданий, которые читались ими по очереди, а по окончании года становились собственностью гимназии. В 1816 году Шавров стал директором гимназии. Шавров приложил не мало усилий, для открытия гимназии вновь. В частности, он ходатайствовал об открытии при гимназии благородного пансиона. Благодаря этому гимназия вернулась к работе. И с начала марта 1833 года директором гимназии был вновь назначен Егор Михайлович. 17 июня 1837 года Шавров был награждён орденом св. Станислава 3 степени. 1 августа он в третий раз встречал приехавшего в Псков императора, который после осмотра отметил полный порядок в гимназии и успехи учеников. 24 декабря его произвели в статские советники. После 30-тилетней службы в псковской гимназии Егор Михайлович уволился по прошению 12 мая 1838 года. Узнав о поданном прошении, Губернское дворянское собрание заранее, на заседании 30 января, изъявило Шаврову признательность «за его труды и заботливость о воспитанниках Псковского благородного пансиона», о чём через губернатора довело до сведения министра народного просвещения. Сведения о деятельности Егора Михайловича Шаврова после выхода на пенсию очень скудны. В «Списке чинам Псковской губернии на 1843 год» отмечено, что он состоял заседателем уездной Дворянской опеки и посредником размежевания. По сведениям их потомков, Егор Михайлович скончался в своём имении Пустынки в весьма солидном возрасти – в 1870 году, то есть немного не дожил до 90 лет. Своей неутомимой полезной деятельностью Егор Михайлович Шавров заслужил добрую память не только его прямых потомков, но и всех современных псковичей.5
Ранее поданное ходатайство директором Назаревским П.А. попечителю учебного округа о приобретении для гимназии отдельного здания, наконец, было удовлетворено. В ноябре 1816 г. и.о. директора гимназии Шаврову было поручено осмотреть дом, принадлежащий сенатору Беклешову Н.А. Здание было оценено в 5700 руб. В 1817 г. дом был куплен. В 1827 году. Первый педагогический коллектив состоял из 7 человек. Кроме директора в него входили старшие учителя: изящных наук и философии Шавров Е.М., чистой и смешанной математики и опытной физики – Петрушевский Ф.И., географии, истории и статистики – Орлов Т.Я., естественной истории, технологии и коммерческих наук – Измайлов К.Н., младшие учителя: латинского языка – Навроцкий И.В., немецкого - Ниц Я.И. Все старшие учителя имели высшее педагогическое образование или закончили курсы в педагогическом институте Петербурга. Учителя имели по 18 уроков в неделю. Вести занятия приходилось по нескольким предметам. Например, учитель истории вёл занятия кроме истории по географии, мифологии, древней истории, статистике. В соответствии со штатным расписанием, а гимназия Пскова относилась ко второму разряду, должностной оклад старшего учителя составлял 650 руб., младшего – 400. Кроме того, Приказ общественного презрения обязывался обеспечить квартирами с отоплением и освещением. Однако уже в июле учителя сообщили директору, что они не имеют ни квартир, ни дров, ни свечей, ни прислуги, а от выделенных гражданским губернатором Лабой комнат в домах местных жителей преподаватели отказались, так как по своей площади они совсем не удовлетворяли их потребности. Только в 1810 г. вместо полученных квартир им стали выплачивать деньгами квартирное пособие.6
По уставу в гимназии имели право обучаться ученики всех сословий, окончившие уездные училища или другие учебные заведения соответствующего уровня. Первый состав гимназистов был представлен почти всеми сословиями кроме духовного. В следующие годы дети некоторых сословий, преимущественно из дворян, почти не поступали.
Самое большое число учеников поступало идетей гражданских чиновников, мещан, офицеров, купцов, кантонистов. В 1808 г. на первый курс было принято 38 учеников. За весь период существования гимназии на первый
курс было принято 186 учащихся. Всего в гимназии обучалось с 1808 по
1827 гг. 460 учащихся.7 Полный курс гимназии из 186 принятых закончили только 26 гимназистов. Половина учащихся покинула гимназию из первого класса. Причины отсева были разные. Прежде всего, выбывали ученики, плохо подготовленные к обучению в гимназии. В последствии преподавателям пришлось снижать требования к ученикам. Другой причиной отсева была бедность родителей. Многие ученики оставляли гимназию потому, что не видели в перспективе каких-либо выгод. Должности учителей уездных училищ не прельщали из-за низкого их статуса. Немалое значение имел и фактор негативного отношения многих родителей к учёбе их детей. Одной из целей гимназии было приготовление выпускников к поступлению
в университеты. Для псковских гимназистов достижение этой цели было проблематичным, потому что в Петербурге университет был открыт только 1819 г. Что же касается Дерптского университета, то для поступления в него необходимо было знание немецкого языка, другие же университеты были слишком удалены от Пскова. Состоятельные родители учитывали и то, что гимназии были только учебными заведениями, а не воспитательными: родители, особенно из дворян, предпочитали такие учебные заведения, в которые можно было отдавать детей на полное воспитание. Немаловажное значение имели фактор утраты Псковом, после основания Санкт-Петербурга, своей былой роли и превращения в заурядный административный центр. Для чиновничьего города гимназия была не столь нужна. Для того, чтобы стать
чиновником, требовалось не образование, а умение читать и писать.
Среди многих методических проблем в обучении, одной из сложных была проблема борьбы с механическим усвоением материала учащимися. Учебники по многим предметам были трудны для усвоения материала,
поэтому учителя вынуждены были составить подробные программы по всем предметам гимназического курса. С 1814 г. в гимназии были запрещены
телесные наказания. Основными мерами воспитания были выговоры, выставление неудовлетворительных отметок. К мерам
поощрения учеников относилась: раздача подарков хорошим ученикам на экзаменах. Они проводились раз в год перед Рождеством Христовым и были частными и публичными. На первых присутствовал директор, а на вторых вопросы предлагал директор в присутствии публики. На этих экзаменах присутствующих было мало, потому что приглашения не рассылались, а лишь сообщалось, что экзамены будут тогда-то. С преобразованием Главного народного училища в гимназию и в уездное училище финансирование от Приказа общественного презрения и Городской думы было прекращено. Теперь средства на их содержание поступали от Государственного казначейства. За Приказом общественного презрения осталась обязанность выплаты квартирных пособий. Частные пожертвования были невелики. В 1817 г. пожертвования поступили от князя Куракина А.Б., графа Разумовского А.К. – по 1000 руб. от каждого, от разных лиц – 835 руб., в 1825 г. пожертвовано вещей на сумму 360 руб. Гимназическая библиотека была создана на базе библиотеки Главного народного училища. В предшествующей статье было отмечено, что библиотека училища располагала весьма скудным фондом. По штатному расписанию 1804 г. на библиотеки гимназий ежегодно выделялось 250 руб., сумма, конечно, скромная. В 1813 г. в фонде библиотеки насчитывалось 220 названий, включавших 237 книг. Из этого числа большая часть приходилась на периодические издания. Приведённые цифры сами по себе мало о чём говорят. Положение же с обеспеченностью учебниками было неудовлетворительным, особенно в первые годы работы гимназии. Это подтверждают донесения учителей по своим предметам.
В декабре 1808 г. учителя доносили, что учебников нет. В августе 1809 г. «ученикам вместо книг роздано две двести бумаги». «Пособий к рисованию – рисунков, карандашей, кистей, туши, бумаги не было». В сентябре 1810 г. из-за отсутствия пособий «физика не начата». В годовой ведомости за этот год отмечалось, что «учение хотя и могло бы находится в самом лучшем состоянии, но по неимению пособий, относящихся до физического кабинета, естественной истории, рисовального класса останавливают просвещение». Такие же проблемы отмечались и по ботанике, технологии и коммерческим наукам. Эти недостатки отмечались и в последующие годы. В октябре 1827 г. Псков посетил император Николай I. 21 октября он осмотрел гимназию. В этом году в гимназии обучалось всего 23 ученика, что получило негативную
оценку императора. Последовало повеление «гимназию закрыть с 1 января 1828 года по малочисленности учащихся». Гимназии в других губерниях Санкт-Петербургского учебного округа продолжали работать. 8
§2. Система управления николаевской гимназии.
Псковская гимназия была в ведении Санкт-Петербургского учебного округа. Он был основан в 1803 году в числе первых шести учебных округов в Российской империи. В его состав входили Архангельская, Вологодская (с 1824 г.), Витебская (1824 по 1829 и с 1850 по 1864 гг.), Санкт-Петербургская, Новгородская (до 1824 и с 1826 г.), Псковская, Олонецкая, и губернии. 9 Попечители:
- С 1803 по 1810 год попечителем округа был президент Академии наук Н. Н. Новосильцев, один из ближайших сподвижников Александра I в первые годы его правления.
- В 1811 году попечителем округа был граф С. С. Уваров, будущий министр народного просвещения.
- 7 мая 1821 года на место графа Уварова был назначен Д. П. Рунич
- В 1858 году попечителем округа стал И. Д. Делянов, перешедший 4 августа 1861 года с этой службы на должность директора Департамента народного просвещения.
В октябре 1827 г. император посетил Псков. 21 октября он осмотрел гимназию. В этом году в гимназии обучалось всего 23 ученика, что получило негативную оценку императора. Последовало повеление «гимназию закрыть с 1 января 1828 года по малочисленности учащихся». 10
Пять лет и два месяца гимназия была закрыта. Первого ноября 1832 года последовало Высочайшее повеление об открытии вновь Псковской гимназии, на основании устава 8 декабря 1828 года, само же открытие последовало первого марта 1833 года - «лучшая жизнь гимназии во всех отношениях». 10 Тогда же был открыт благородный пансион при гимназии на 24 воспитанника. Наконец при гимназии был открыт пансион, отсутствие которого, по справедливому мнению директора Шаврова, было причиной незначительного числа учеников в гимназии. Благородный пансион при гимназии был открыт для детей дворян и чиновников, проживающих в губернии. Содержался пансион за счёт средств, собираемых с воспитанников и добровольных пожертвований дворянства. Дворяне губернии на своём собрании приняли решение «жертвовать» в течение 7 лет ежегодно по 9 коп. с «ревизской души», что составило 17440 руб. на содержание в благородном пансионе 24 воспитанников. Жизнь пансионеров находилась под особым контролем со стороны воспитателей (о надзирателях см. приложение № 3 ), которые содержались за счёт казны. По уставу 1828 г. с целью усиления надзора за учащимися учреждена была новая должность инспектора, которой являлся ближайшим помощником директора по учебной, воспитательной, а в пансионе по хозяйственной работе. С 1838 г. вводятся телесные наказания для воспитанников старших классов, но с «согласия родителей». 10 Количество воспитанников пансиона с каждым годом увеличивалось. С разрешения министра народного просвещения в 1838 году было разрешено на 4 гувернёра, дежуривших по очереди: два немца, два француза, для того, что бы дети привыкали к иным языкам. По желанию и просьбам родителей для пансиона было приобретено хорошее фортепьяно на флигельном строю и с 1842 года вводиться в смету расход на обучение бедных и способных воспитанников музыке. Дети достаточных родителей, пользуясь тем же инструментом, за незначительную плату, нанимают учителей на свой счёт. Расходы денежных сумм пансиона производятся на основании правил счетоводства , утверждённых для Министерства Народного Просвещения.
Это не была новая гимназия. При открытии гимназии присутствовал товарищ (заместитель – В.Л.) министра народного просвещения С.С. Уваров, Почётный Попечитель губернский предводитель дворянства, статский советник И. А. Яхонтов. 17 мая 1833 г. благородный пансион посетил император и исполняющий должность попечителя Санкт-Петербургского учебного округа князь М.А. Дондуков-Корсаков. Император выразил своё удовлетворение состоянием пансиона. В мае 1833 г. при открытии первых трёх классов гимназии поступило 64 ученика, в том числе воспитанников благородного пансиона: от казны – 1, дворян – 23, своекоштных – 9, полупансионеров – 7. Итого: 40 человек. Позднее прибыло своекоштных пансионеров – 3, приходящих – 5. В итоге к концу года обучалось 72 ученика. Директором гимназии в этот период был Е.М. Шавров, занимавший эту должность ещё до закрытия гимназии в 1828г.
После ухода Егора Михайловича, на должность директора был назначен Скрыдлов Илларион Николаевич. Информации о нём в источниках очень мало. Известно, что Скрыдлов служил на Балтийском и Чёрном море, имел звание и заслуги перед отечеством. Этот эпизод в службе Иллариона Николаевича явно не был случайным. По воспоминаниям современников, он активно стремился к просветительской деятельности, читал в Кронштадте лекции для молодых флотских офицеров, вел переписку с многими научными обществами в России и за рубежом. Неудивительно, что, покинув в 1834 г. флотскую службу, Илларион Скрыдлов избрал административно-педагогическую карьеру и в 1838 году занял пост директора Псковской мужской гимназии, но котором пробыл до 1853 года. На этой должности он сделал много полезного для развития во Пскове учебного дела, приглашал талантливых педагогов, приобретал учебные пособия, причем нередко на собственные средства. Илларион Николаевич Скрыдлов скончался в июле 1853 г. Его могила на Дмитриевском кладбище в Пскове сохранилась по сей день.
Следующим на посту директора гимназии был назначен Николай Иванович Иваницкий. О его жизни во много стало известно из его личных дневниковых записей. В них он описывает своё пребывание в Пскове. Окончив институт, Николай Иванович поступает на службу в Псковскую мужскую гимназию учителем логики и русской словесности. Но работал он не долго, где то через два года он уехал в Вологду, после в Санкт – Петербург. «Псковские губернские ведомости»16 сентября 1853 года известили местную публику, что «Высочайшим приказом по гражданскому ведомству от 23 августа№ 165 инспектор 5-й С.-Петербургской гимназии надворный советник Иваницкий назначен директором училищ Псковский губернии». Николай Иванович, помимо педагогической деятельности, был выдающимся писателем и краеведом. Необыкновенные успехи преподавания доставили Иваницкому известность в педагогическом мире. Иваницкий по справедливости считался одним из выдающихся педагогов своего времени.
§3. Педагогический состав гимназии.
О педагогическом составе гимназии в изучаемый период в архиве г. Пскова содержится подробная информация о состоящих на службе учителях гимназии. Все данные сведены в таблицы( см приложение №4), дающие представления о текучести кадров за период с 1833 по 1855 год. Так мы видим, что за это время законоучитель не сменился. Православного исповедания священник Милевский Николай Олегович служил гимназии с 1833 по 1855 год. Пост учителя логики и словесности сменили за это время 7 человек. В 1833 году учителями латинского языка были Пилеч и Тилезиус, с 1837 года по 1847, и с 1849 по 1869 год в гимназии был один учитель латинского. Всего на посту сменилось 8 человек. До 1838 года в гимназии был один учитель немецкого языка, в 1838 году на службу поступил Целинский, проработавший в гимназии до 1860 года. Вместе с ним работали сначала Клюи (1841 – 1842гг.), а после Дейтер (1842 – 1853гг.). Учителями рисования в 1833 году были назначены Дубинин и Скозенков до 1839 года, а в 1839 назначен Алексеев. Учителями матеметики, космографии и физики в 1833 году были Апахалов и Урдас, в 1844 году к ним поставили Реде А.О. В 1847 году Урдаса сменил Пиоульский Николай Григорьевич. Естественные науки были введены в 1852 году 5 ноября. Первым учителем был Шимаев с 1852 по 1856 гг. В 1838 году была учреждена кафедра законоведения. Первым учителем законоведения был Малаховец. В 1843 году его сменил Семанский, а в 1849 Семанского сменил на посту Лукин. Учителями истории, статистики и географии был в 1833 по 1858 год сменилось 4 учителя. В 1833 году назначен Калинин, в 1836 году Варановский, в 1842 году Смольян, а в 1845 – Зуев. За период с 1833 по 1856 сменилось 8 учителей русского и географии, отметим, что с 1843 по 1846 год на этом посту работало два учителя. Сменяемость учителей французского языка была самой высокой. В перод с 1833 по 1856 год сменилось 10 человек. С 1836 по 1840 год действовало два учителя. Всего за период с 1833 по 1855 год сменилось около 43 человек. От сюда мы видим, что сменяемость преподавателей была высокая. В основном кадровый состав пополнялся выпускниками Главного Педагогического института. Многие преподаватели имели высокую степень квалификации, но вопрос о качественном образовании был актуален.
§4. Контингент и социальный состав гимназистов.
Фонды Псковского архива дают нам достаточно информации для представления о ученическом составе гимназии в период с 1833 по 1855 год. В фонде 8 содержется следующая информация, которая дает нам количественное представление о количестве учеников и их распределении на каждый год (см. приложение №5). Так же видно как росло количество учеников с 1833 по 1855 год. Из Исторической записки Говорливого П.А. известно о выпускниках гимназии (см. приложение №6)
§5. Финансирование и материальная база гимназии.
Напомним, что в 1828 году был принят новый устав гимназий, по которому вся программа была рассчитана на семилетний курс обучения. Семилетний курс гимназии включал следующие предметы:
1. Закон Божий, Священную и церковную
историю;
2. Российскую грамматику, словесность и
логику;
3. Языки: латинский, немецкий и француз-
ский;
4. Математику до конических сечений
включительно;
5. Географию и статистику;
6. Историю;
7. Физику;
8. Чистописание, черчение и рисование
Вносимые коррективы в содержание и организацию учебного процесса находили отражение прежде всего в учебных планах. В соответствии с уставом в Псковской гимназии был составлен следующий учебный план с
распределением часов по классам: Необходимо сделать пояснения к последней графе плана. Уроки тогда были полуторачасовые. В день проводилось по четыре урока – три утром с 8 до 12 часов 30 минут и один с 2 часов 30 минут до 4 часов. В среду старшие классы имели только два утренних урока. По Уставу основными предметами являлись отечественный, латинский языки и математика. Однако в Псковской гимназии количество часов на русский и математику было уменьшено в пользу французского языка. В порядке эксперимента в гимназии в 1837 г. был введён параллельный способ изучения французского и немецкого языков. Все изменения учебных планов в гимназии в первой половине XIX в. свидетельствуют о том, что естественно-научные дицциплины заменялись гуманитарными, где главным становилась языковая подготовка. И в последующие годы в учебные пла-
ны гимназий неоднократно вносились изменения. В 1844 г. из учебного плана была исключена статистика, в 1845 – начертательная и аналитическая геометрия, в 1847 – логика в силу своей сложности для гимназического возраста. С 1849 г. постепенно вводилось преподавание законоведения.16 В Псковской гимназии ещё до 1849 г. обучали этому предмету. Кафедра законоведения в Псковской гимназии была открыта 15 декабря 1838 года
за счёт пожертвований дворянства губернии. Своим «приговором» 12 января 1838 г. дворянство решило пожертвовать по 1 коп. с «ревизской души» на открытие кафедры. Общая сумма составила 2068 рублей.17 Программа, составленная для курса законоведения Советом Санкт-Петербургского университета, включала в себя Российские гражданские и уголовные законы, которые должны были преподаваться в двух старших классах по 3 урока в неделю в каждом. Выпускники гимназии, закончившие изучение законоведения с отличием имели право на государственнуют службу в чине 14-го класса. Проявляя озабоченность о нравственном воспитании гимназистов, Министерство народного просвещения посчитало необходимым обучать Закону Божьему и гимназистов, которые принадлежали к римско-католическому и лютеранскому исповеданиям. С
этой целью постепенно было введено обучение Закону Божьему лютеран. В Псковской гимназии оно было введено в 1847 г.Общее изменение гимназического курса последовало в 1849 г. с целью придания ему большей специализации. Гимназический курс в старших классах был разделён на два
отделения: латинское – для поступающих в университет и юридическое – для поступающих на государственную службу. Курс гимназий делился на общий и специальный, начинавшийся с 4-го класса. Таким образом, ученик уже в третьем классе должен был решить, на каком отделении следовало продолжать учёбу. В первых трёх классах все вместе изучали Закон Божий, русский язык, математику, географию, французский и немецкий языки, чистописание, черчение и рисование. Следовательно, общее образование
заканчивалось уже в трёх низших классах, а затем начиналась, так сказать, специализация. С IV класса поступающие в университет начинали изучать латинский язык, готовящиеся на службу изучали в IV классе дополнительно два урока по русскому языку и два по математике для решения арифметических задач применительно к практике. В остальных классах первые продолжали изучать латинский и греческий (где он был введён) языки, а вторые продолжали изучать законоведение. Эти изменения в 1849 г. были введены в порядке эксперимента на три года. Через три года по распоряжению Министра народного просвещения Ширинского-Шихматова от 14 мая 1852 г. учебный план был окончательно утверждён.
Последнее изменение гимназического курса произошло в 1852 г. в связи с прекращением преподавания греческого языка с 1852/53 учебного года в некоторых гимназиях и введением в гимназический курс естественной истории. Преподавание этого предмета в Псковской гимназии началось с 5
ноября 1852 г. за счёт сэкономленных сумм благородного пансиона.
Политические соображения правительства требовали установления единообразия не только в учебных планах, но и программах. С этой целью по распоряжению Попечителя Санкт-Петербургского учебного округа Дондукова-Корсакова в 1837 г. было предписанодиректорам гимназий представлять подробные программы по всем предметам. Эти программы составлялись ежегодно каждым преподавателем по своему предмету в 1838-1840 гг. и после обсуждения в педагогическом совете гимназии направлялись Попечителю учебного округа, а затем в Совет Санкт- Петербургского университета. В гимназии существовала практика ежемесячного составления ведомостей об успехах, способностях и поведении учеников каждым преподавателем по своему предмету. С 1841 г. с целью повышения интереса к русской словесности среди учеников стали проводить сочинения в прозе, и стихах. Сочинения проводились и на иностранных языках (переводы).22 Была учреждена особая книга с золотой надписью. В эту книгу по решению
Совета гимназии вносились лучшие сочинения учеников на русском и иностранных языках и переводы с них. К 1844 г. в книгу было внесено сочинений на русском языке: в прозе – 32; в стихах – 12; на новейших ино-
странных – 4; переводов с иностранных языков – 5; всего 53 сочинения. Некоторые из этих сочинений были напечатаны на русском языке в журнале Министерства народного просвещения. С декабря 1845 г. во всех гимназиях,
по указанию Министерства народного просвещения, два раза в месяц стали проводить литературные беседы. Эти беседы вырабатывали у учеников способности к самостоятельному и свободному выражению своих мыслей. На этих беседах присутствовали директор, инспектор, старший учитель русской словесности и некоторые, приглашённые директором, преподаватели. Но не всегда хватало пособий, методология преподавания была не чёткой. Это мешало получению качественного образования.
В фонде Псковского архива содержатся данные о пополнении библиотечного фонда гимназии и Благородного пансиона при ней. Учебные пособия см приложение № 7.
В 1834 году возникла библиотека при пансионе гимназии из книг, пожертвованных почетным Попечителем гимназии Н. А. Яхонтовым. Позже она образована в общую ученическую библиотеку. В ней состояло см. Приложение № 8.
Вначале гимназия размещалась в доме генерал- губернатора. Здание было мало приспособлено для учебного заведения. Поэтому ещё до открытия гимназии директор подал попечителю докладную записку с просьбой о приобретении для гимназии особого дома. В ноябре 1816 г. директору гимназии Шаврову было поручено осмотреть дом, принадлежащий сенатору Беклешову Н.А. Здание было оценено в 5700 руб. В 1817 г. дом был куплен.
Строительство зданий для нужд народного образования велось в основном за казённый счёт. В разработке проектов принимали участие как местные архитекторы, так и зодчие С.- Петербурга.
Одной из первых построек Пскова стало здание псковской мужской гимназии (см.приложение №1). Оно было построено в 1855 году на пересечении улиц Георгиевской и Успенской. Согласно проекту, дом гимназии представлял собой «П» - образную в плане трёхэтажную постройку с центральным входом со стороны улицы Георгиевской. Необходимость совмещения в пределах одного здания различных по своему назначению помещений сказалось на планировки постройки. Вспомогательные помещения: кухня, столовая, шинельная, вестибюль, а также квартиры служителей – находились в первом этаже. Второй этаж непосредственно занимали классные комнаты и актовый зал. Помещения благородного пансиона, т.е. жилые комнаты гимназистов, которые требовали особой тишины и покоя размещались на третьем этаже. Там же над главным входом в здание располагалась и домовая церковь гимназии. Классы и жилые комнаты располагались по одну сторону коридора. В главном корпусе коридор, расширяясь образовывал по обе стороны от парадной лестницы просторные рекреационные залы.
Придуманный план, рациональная система внутренних коммуникаций, хорошая по нормам того времени естественная освещённость помещений стали несомненным достоинством данной постройки. К числу достоинств можно отнести и повышенную прочность здания, которую удалось достичь путём заложения в кладку стен первого и второго этажей железных связей.
Декор постройки скуп. Он ограничивается горизонтальными междуэтажными тягами, рустовкой стен первого этажа и простой формы оконными наличниками. В целом же характер оформления фасадов позволяет говорить о доме губернской мужской гимназии как о постройке переходного периода в архитектуре учебных зданий Пскова.
Должности надзирателей в гимназиях и комнатных надзирателей в пансионах.
Гордовский с 1833 по 1841год;
Криновский с 1833 по 1834 год;
Дголько с 1834 по тот же год;
Шиллинг с 1834 по 1836 год;
Целинский с 1836 по 1841 год;
Гигель и Клюи с 1841 по 1842 год;
Шторх с 1841 по 1845 год;
Пор с 1842 по 1847 год;
Онгель с 1842 по 1843 год;
Массон с 1843 по 1866 год;
Дейтер с 1844 по 1853 год;
Бреннер с 1845 по 1849 год;
Редс с 1849 по 1854 год;
Фальдермоан с 1849 по 1859 год.
Заключение. Переделаю.
История Псковской мужской гимназии в 1833 – 1855 годах приходится на период правления Николая I. Политика правительства в это время очень скована предубеждениями, сформировавшимися после Декабристского восстания. Отражение своё она нашла и в политике просвещения, что, по моему мнению, освещается в работе. Николай пытался всячески пресечь какое либо возникновение революционных, антиправительственных идей. Устав гимназий 1828 года, явное тому подтверждение, подвергающееся неоднократным изменениям. Но всё же для гимназии это время становится началом подъёма популярности. По статистическим данным мы видим, что растёт количество учащихся. В это время для гимназии строится новое специализированное здание, которое действует до сегодняшнего дня. В это время на посту директоров прибывали, по воспоминаниям современников, замечательные, деятельные люди, которые сыграли важную роль в развитии гимназии и педагогической науки в целом.
Пимечания:
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. См. пансионы.
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. См. гимназии.
- Лещиков В. Н. «Состояние народного образования в Псковском крае (XVIII – первая половина XIX века); Журнал «Псков» №30.: - Псков 2009г.
- Там же.
- Левин Н. Ф., Шумков А. А. «Преподаватель и директор Псковской гимназии Егор Михайлович Шавров» ; Журнал «Псков»№37.: - Псков 2012г.
- Лещиков В. Н. «Состояние народного образования в Псковском крае (XVIII – первая половина XIX века); Журнал «Псков» №30.: - Псков 2009г.
- Там же;
- Там же;
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. См. учебные округа
- ГАПО; Ф. 8; оп 1; д. 1. «Вторичное открытие гимназии»
- ГАПО; Ф 366; оп 1; д. 405 «Дело об открытии Псковской губернской гимназии и благородного пансиона»
- Лещиков В.Н. «Псковская Мужская гимназия в 1833 – 1855 гг.» ; Журнал «Псков» №34.: - Псков 2011г
Список источников и литературы:
Источники:
- ГАПО; Ф.366; оп 1; д.399 «Отчёт о приходе и расходе земского сбора по Псковской губернии за 1829 – 1832гг.
- ГАПО; Ф 366; оп 1; д. 405 «Дело об открытии Псковской губернской гимназии и благородного пансиона»
- ГАПО; Ф. 366; оп 1; д. 407 « Дело о приёме воспитанников из бедных дворян в пансион, учреждённый при Псковской гимназии.
- ГАПО; Ф. 8; оп 1; д. 1. «Вторичное открытие гимназии»
- ГАПО; Ф. 8; оп 1; д. 3.
Литература:
- Лещиков В.Н. «Псковская Мужская гимназия в 1833 – 1855 гг.» ; Журнал «Псков» №34.: - Псков 2011г.
- Левин Н. Ф. «Педагог, писатель и краевед Николай Иваницкий»; Журнал «Псков»№25.: - Псков 2006г.
- Левин Н. Ф., Шумков А. А. «Преподаватель и директор Псковской гимназии Егор Михайлович Шавров» ; Журнал «Псков»№37.: - Псков 2012г.
- Новикова Н. Н. «Строительство зданий для учебных заведений Пскова во II половине XIX века – начале XX века»; Журнал «Псков» №5.: - Псков 1998 год.
- Говорливый П. А. Историческая записка 50-ти летия Псковской губернской гимназии и состоящего при ней пансиона.; Спб., 1884г.
- Василёв И. И. «Историко – статистический очерк города Пскова».:- Псков 1878г.
Приложение №1.
Приложение №2.
Приложение №3. Должности надзирателей в гимназиях и комнатных надзирателей в пансионах.
Гордовский с 1833 по 1841год;
Криновский с 1833 по 1834 год;
Дголько с 1834 по тот же год;
Шиллинг с 1834 по 1836 год;
Целинский с 1836 по 1841 год;
Гигель и Клюи с 1841 по 1842 год;
Шторх с 1841 по 1845 год;
Пор с 1842 по 1847 год;
Онгель с 1842 по 1843 год;
Массон с 1843 по 1866 год;
Дейтер с 1844 по 1853 год;
Бреннер с 1845 по 1849 год;
Редс с 1849 по 1854 год;
Фальдермоан с 1849 по 1859 год.
Приложение №4.
Православного исповедания священник Милевский Николай Олегович с 1833 по 1855 год.
Учителя логики и словесности:
Кузьмин с 1833 по 1838 год;
Иваницкий Н. И. с 1838 по 1840 год;
Воронов А. С. с 1840 по 1845 год;
Левицкий с 1845 по 1846 год;
Лукин с 1846 по 1850 год;
Коречкин с 1850 по 1851 год;
Вдовичев А. В. с 1851 по 1873 год.
Латинский язык:
Пилеч с 1833 по 1838 год;
Тилезиус в 1833 и в 1837 году;
Котович в 1837 и в 1846 году;
Бабичев с 1846 по 1847 год;
Борнурп с 1847 по 1849 год;
Домиатов с 1847 по 1851 год;
Вирен с 1851 по 1853 год;
Модестов с 1854 по 1869 год.
Немецкий язык:
Гиуде с 1833 по 1837 год;
Фреймон с 1837 по 1841 год;
Целинский с 1838 по 1860 год;
Клюи с 18341 по 1842 год;
Дейтер с 1842 по 1853 год.
Рисование:
С 1833 по 1839 год Дубинин и Скозенков;
С 1839 года по 1855 Алексеев.
Учителя математики, космографии и физики:
1833- 1840 гг. П.Н. Апахалов
1833- 1847 гг. Урдас
1844 – 1862 гг. Реде Алексей Осипович
1847 – 1857 гг. Пиоульский Николай григорьевич
Учителя естественных наук
Естественные науки были введены в 1852 году 5 ноября. Первым учителем был Шимаев с 1852 по 1856 гг.
Учителя законоведения (+)
С 1838 по 1843 гг. Малаховец
1843 – 1849 гг. Симанский
1849 – 1855 гг. Лукин
(+) Кафедра законоведения была учреждена в 1838 году.
Учителя истории статистики и географии.
1833 - 1836 гг. Калинин
1836 - 1842 гг. Варановский
1842 - 1845 гг. Смольян
1845 – 1858 гг. Зуев
Учителя русского языка и географии
1833 – 1837 гг. Болотов
1837 – 1840 гг. Стедитенин
1840 – 1842 гг. Смольян
1842 -1843 гг. Данилло
1843 – 1846 гг. Шорохов
1843 – 1846 гг. Гельдерберг
1846 – 1853 гг. Васильева
1853 – 1856 гг. Лорис – Меликов
Учителя французского языка
1833 – 1834 гг. Барон Баккара
1834 – 1835 гг. Геблер
1835 – 1840 гг. Девле
1836 – 1840 гг. Шилинг
1840 – 1841 гг. Кери
1841 – 1844 гг. Пор
С 1843 года состоит Массон
1847 – 1852 гг. Брентенштейн
1852 – 1853 гг. Бер
1853 – 1856 гг. Бетинво
Приложение № 5.
Года | Поступило | Выбыло в теч. года без аттест. | Окончили курс | К концу года | Всего | По окончании курса поступили: | |||
Пансион | Прихожане | В университеты | На государственную службу | В училище | |||||
1833 | 72 | -- | -- | 43 | 29 | 72 | -- | -- | -- |
1834 | 23 | 16 | -- | 43 | 39 | 82 | -- | -- | -- |
1835 | 38 | 16 | -- | 50 | 54 | 104 | -- | -- | -- |
1836 | 27 | 21 | -- | 52 | 58 | 110 | -- | -- | -- |
1837 | 21 | 21 | -- | 49 | 61 | 110 | -- | -- | -- |
1838 | 26 | 24 | 5 | 48 | 59 | 107 | -- | -- | 3 |
1839 | 46 | 31 | 4 | 55 | 69 | 118 | 1 | 3 | -- |
1840 | 36 | 33 | 5 | 62 | 61 | 110 | 1 | 3 | 1 |
1841 | 43 | 30 | 2 | 61 | 65 | 127 | -- | 1 | 1 |
1842 | 23 | 19 | 6 | 62 | 64 | 125 | 2 | 2 | 2 |
1843 | 45 | 30 | 7 | 61 | 71 | 133 | 1 | 1 | 4 |
1844 | 48 | 21 | 7 | 60 | 93 | 154 | 6 | -- | -- |
1845 | 50 | 31 | 10 | 65 | 102 | 162 | 5 | 4 | 1 |
1846 | 22/7 | 28 | 12 | 78 | 91 | 156 | 4 | 4 | 1 |
1847 | 33 | 21 | 6 | 61 | 101 | 179 | 3 | 1 | 1 |
1848 | 39 | 31 | 12 | 72 | 90 | 171 | 7 | 2 | 2 |
1849 | 47/5 | 41 | 5 | 70 | 100 | 172 | 1 | 3 | 3 |
1850 | 49 | 38 | 8 | 68 | 105 | 175 | 3 | 3 | -- |
1851 | 58 | 30 | 10 | 72 | 125 | 193 | 2 | 5 | 2 |
1852 | 49 | 34 | 12 | 70 | 124 | 196 | 4 | 2 | 3 |
1853 | 46 | 40 | 10 | 60 | 126 | 186 | 2 | 1 | -- |
1854 | 58 | 35 | 11 | 60 | 136 | 198 | 1 | 1 | 1 |
1855 | 57/37 | 37 | 6 | 62 | 130 | 192 | 2 | -- | -- |
Приложение №6
Выпуск 1. 1838 год
Благовещенский Александр
Михайлов Яков
Симанский Александр
Скороходов Иван
Черепнин Владимир
Выпуск 2. 1839 год
Мельницкий Леонид
Пастуховский Павел
Свистунов Дмитрий
Черняев Алексей
Выпуск 3. 1840 год
Гейдельберг Виктор
Жидкевич Осип
Иванов Яков
Казанцев Николай
Симанский Андрей
Выпуск 4. 1841 год
Елагин Владимир
Песьяцкий Александр
Выпуск 5. 1842 год
Викулин Яков
Газенвинкель Георгий
Дорошкевич Александр
Перепечин Василий
Турчанинов Павел
Шрейбер Фридрих
Выпуск 6. 1843 год
Бихлер Николай
Васильев Михаил
Маак Карл
Мягков Лев
Петров Александр
Хмелев Петр
Эккерман Владимир
Выпуск 4. 1844 год
Брылкин [имя не указано]
Воронов Павел
Евреинов Аполлон
Иванов Павел
Кальвер Федор
Клюквин Михаил
Романовский Кузьма
Выпуск 8. 1845 год
Абрамов Никанор
Асленицкий Петр
Добкевич Иосиф
Елецкий Владимир
Костров Павел
Образский Петр
Пастуховский Александр
Романовский Иван
Ставиский Николай
Шорохов Дмитрий
Выпуск 9. 1846 год
Бедер Роберт
Браун Федор
Девеле Петр
Деррон Иван
Зарин Александр
Иванов Николай
Ляпунов Петр
Миллер Николай
Ридман Николай
Скрыдлов Владимир
Тулубьев Сергей
Якубовский Михаил
Выпуск 10. 1847 год
Алексеев Василий
Затеплинский Николай
Колесов Иван
Лошаков Георгий
Толбугин Александр
Черешевич Аполлон
Выпуск 11. 1848 год
Ануфриев Василий
Газенвинкель Константин
Ежовский Иосиф
Залесский Валериан
Конкевич Валериан
Котляров Николай
Львов Владимир
Попов Илья
Савельев Никанор
Семенов Александр
Семенов Николай
Яковлев Иван
Выпуск 12. 1849 год
Гюббенет Адольф
Заклинский Владимир
Сафонов Алексей
Соловский Михаил
Чернеевский Михаил
Выпуск 13. 1850 год
Гроховский Эмилий
Дерюгин Иван
Ежовский Николай
Иванов Иван
Красильников Иван
Любимов Иван
Нарроевский Семен
Пореш Александр
Выпуск 14. 1851 год
Бернард Павел
Владиславский Владимир
Вехновский Семен
Грошевой Александр. Окончил 2 С.-Петербургскую
гимназию на счет сумм Его Императорского
Величества, но числился в Псковской.
Дорошкевич Николай
Кинареев Таврион
Кислинский Александр
Кислинский Николай
Красильников Алексей
Кузнецов Владимир
Выпуск 15. 1852 год
Гагель Виктор
Гюббенет Оскар
Евневич Ипполит
Кругликов Александр
Никитин Михаил
Пермский Иван
Петровский Григорий
Преображенский Михаил
Терентьев Михаил
Тихомиров Александр
Толбугин Петр
Тубенталь Павел
Выпуск 16. 1853 год
Владиславский Леонид
Головин Владимир
Калинин Алексей
Курочкин Михаил
Лавров Иосиф
Мельницкий Лев
Милевский Орест
Ольдекоп Федор
Риттер Павел
Урвин Василий
Выпуск 17. 1854 год
Абрютин Василий
Бабин Григорий
Бледнов Нил
Карпов Григорий
Карпов Иван
Лавров Владимир
Новиков Петр
Пиоульский Владимир
Попов Гавриил
Слободин Александр
Янович Александр
Выпуск 18. 1855 год
Залесский Иосиф
Перебийносов Григорий
Развозов Антон
Тычино Никандр
Шатилов Дмитрий
Шатилов Яков
Приложение №7.
Годы | Число названий | Число томов |
В 1843 г. | 1017 | 2445 |
В 1853 г. | 1652 | 3922 |
В 1863 г. | 2240 | 5678 |
Приложение №8.
Годы | Число названий | Число томов |
1833 | 41 | 98 |
1843 | 189 | 399 |
1853 | 350 | 611 |
1863 | 363 | 661 |