Технологии духовно- нравственного воспитания во внеклассной работе по краеведению
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie_vo_vneurochnoy_deyatelnosti_po_kraevedeniyu.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологии духовно- нравственного воспитания во внеклассной работе
по краеведению.
Блинова Ангелина Николаевна, учитель истории.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа №12,
г.о.г. Выкса, Нижегородская область.
Урочные и внеклассные занятия по историческому краеведению способствуют развитию у учащихся любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье. Краеведение — всегда краелюбие. С.О. Шмидт следующим образом раскрывает это положение: «Краеведение возбуждает интерес и воспитывает уважение к истокам нашим, к родной земле... Его воздействие велико и на разум наш, и на душу. В этом-то главный смысл слов Пушкина о любви к отеческим гробам и к родному пепелищу: в них краелюбие».
Благодаря краеведению ученик имеет возможность глубже уяснить следующие положения: история — это история людей; корни человека — в прошлом родного края и страны; в ходе исторического процесса из поколения в поколение передаются вечные, непреходящие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, совестливость, чувство национального достоинства,; труд — основной источник духовного и материального богатства и благополучия человека, условие успешного развития общества.
Занятие краеведением помогает юным глубже уяснить смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры», «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58).
Учащиеся на уроках и во внеурочной деятельности по краеведению знакомятся с событиями локальной истории, в которых проявилась деятельность многих поколений жителей края, их социально-экономические, общественно-политические, культурные связи и отношения. Большое значение имеет изучение духовной жизни людей в тот или иной период времени. Справедливо утверждение: знать людей эпохи, их взгляды, помыслы, думы, идеалы — значит понять саму эпоху, саму историю.
Выксунский край богат яркими деятельными людьми, опыт которых можно приводить в пример подрастающим поколениям:
18 век- основатели завода и города братья Баташевы, мастеровые и работные люди города, создавшие системы и механизмы завода, выксунскую гидросистему. Выксунские рукодельные пруды охраняются ЮНЕСКО.
Большой вклад в деятельность заводов внесли Шепелев и Лессинг.
К. 19- н. 20 века на Выксунской земле работал замечательный инженер- архитектор Шухов.
Большой вклад внесли выксунцы в историю страны и края и в 20 веке- один из разработчиков легендарной Катюши- выксунец Лужин(в районе действует музей его имени).
Пути и методы изучения истории родного края разнообразны. Они зависят от возраста школьников, уровня их подготовки, целей занятия, задач проводимой работы.
Так, в занятиях со старшеклассниками сочетаются лекции учителя, уроки-экскурсии, например, в Выксунский парк, который является памятником садово- паркового искусства 18 века и располагается напротив школы, проводятся экскурсии «Под сенью липовых аллей».
в музеях, их самостоятельная работа с книгой и документом, семинары и практикумы с широкой организацией диалогического обучения. Именно изучение краеведческого материала содержит большие возможности для групповых исследований, диспутов, дискуссий. В частности, здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование так называемой «устной истории»).
Заметное распространение получили различные виды внеурочной деятельности: экскурсии и осмотр памятников истории культуры, экспедиции по родному краю,
(на озеро Свято, по храмам и памятным местам Выксунского района) научные общества учащихся, ученические научно- практические конференции,
Темы для работ учащиеся черпают из истории родного края: География милосердия
Судьба Александра Невского
Кузьма Минин- кто он?
«Иверский монастырь: история и современность».
Проводятся районные краеведческие чтения.
исторические вечера, «круглые столы», организация выставок и музейных экспозиций. Все это способствует развитию индивидуальных познавательных интересов и наклонностей учащихся.
Вся работа по краеведению направлена на воспитание и развитие духовных и нравственных черт личности. Духовно-нравственному развитию должны подвергаться общественные отношения в окружающей человека социальной среде; она должна быть гуманной по отношению к человеку, нравственной по своим качественным характеристикам, духовной по направленности функционирования.
Одной из ведущих технологий духовно- нравственного воспитания являются социальные проекты. Участие в них дает возможность учащимся связать теоретические знания и практические умения через вовлечение в реальную общественную жизнь, которую можно сделать лучше собственными усилиями. Социальный проект является первым знакомством учащихся с элементами гражданского общества и позволяет детям проявить самостоятельность, организаторские способности, умения работать в команде. Если подросток занимается общественно-полезной деятельностью, то овладение социокультурными, коммуникативными, организационными навыками происходит более качественно.
Во время сбора информации, необходимой для реализации проектов, учащиеся посещают библиотеки, общественные организации, используют Интернет, что способствует развитию у школьников навыков взаимодействия не только друг с другом, но и с работниками многих межведомственных организаций, а также навыков поиска, получения, анализа и использования нужной информации. Работая над реализацией проектов, учащиеся организуют рабочие группы, вовлекают родителей. Работа способствует большей сплоченности классного коллектива, формированию чувства товарищества, толерантности и ответственности за общее дело, умению работать в группах.
Социальное проектирование в школе развивается и дает положительные результаты в формировании социальной активности детей, повышает уровень воспитанности. Осуществление общественно-полезной деятельности для большинства детей становится нормой.
В рамках внеклассной работы по краеведению проведен ряд мероприятий:
1. Учащиеся принимают участие в разработке экскурсий для школьного музея:
«Храмы Выксунского района – часть истории родного края».
«Иверский женский монастырь на Выксе в различные периоды русской истории».
«Большая и Малая церкви - историческое наследие братьев Баташевых».
После проведения экскурсии проводится индивидуальная беседа с учащимися, заслушивание сообщений и докладов учащихся, анкетирование и написание сочинений. Формой выявления результатов экскурсии также может быть выпуск бюллетеня, стенгазеты с зарисовками, фотографиями, краткими описаниями экспонатов, экскурсионных объектов.
2. Разработан и осуществлен проект: «Выксунский парк: прошлое, настоящее, будущее». Методы работы: анкетирование, сбор и анализ информации, моделирование, проектирование, составление и представление презентаций своих работ. В результате работы учащиеся создали макет парка, который был представлен на районной выставке «Дары природы». Идеи реконструкции привлекли внимание властей города. Написано письмо- воззвание к жителям города по охране парка. Учащимися разработаны презентации об истории, современности и будущем парка; которые можно использовать для просвещения учеников младших классов.
Внеурочная деятельность по краеведению вносит большой вклад в формирование духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией.