«Россия в первой половине XIX века»

Блинова Ангелина Николаевна

Закрепить материал о развитии России в первой половине XIX века

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_konferentsiya_1-2_xix_veka.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Блинова А.Н.

Учитель истории.

МБОУ СШ №12 г.о.г. Выкса

Тема «Россия в первой половине XIX века».

РАЗРАБОТКА УРОКА

I. Программа: Программа курса истории для 10 класса общеобразовательных учреждений. Автор А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, С.И. Козленко.

Данная программа реализована в учебнике А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова  «История России XVII- XIX века. Ч.2:Учебник для 10 класса». Базовый уровень. М.:ООО «ТИД Русское слово - РС», 2010.

II. Психологическая характеристика класса.

     Класс был сформирован  в августе 2015 года. В классе обучается 19 человек.                       До поступления в 10 класс учащиеся обучались в нашей школе в разных классах.

Для изучения общего развития учащихся использовались  следующие методики:

Интеллектуальное развитие (ШТУР)

Характер мотивации (методика изучения мотивации учения и отношения к школе                  М.В. Зверевой)

Психологический климат коллектива (наблюдения Д.Морена).

По результатам психодиагностики были получены следующие данные:

Высокий уровень –    7 чел. – 37 %

Средний уровень –   8 чел. – 42 %

Низкий уровень –   4 чел. –  21 %

               По степени овладения операциями логического мышления можно выделить три группы учащихся.

        Первая группа – учащиеся с высоким уровнем характеризуются  хорошей сформированностью операций: классификация, обобщение, осведомленность. На среднем уровне – аналогия. Эти учащиеся способны определять ресурсы необходимые для достижения цели и оценивать их реальное наличие, использовать рациональные способы учебной и других видов деятельности. Подростки способны к использованию исследовательских методов в обучении. Выделяют существенные и несущественные признаки изучаемых понятий. Способны к рассмотрению изучаемого предмета с разных сторон, используют межпредметные связи. Проявляют активность, самостоятельность, целенаправленность в познавательной и социальной деятельности. Мотивационная избирательность поведения, обусловлена выбором профессии.

       Вторая группа  учащихся со средним уровнем,  у них хорошо развиты такие операции мышления, как осведомленность, обобщение, классификация. Ниже среднего аналогия. Данная группа умеет планировать  деятельность в соответствии с её объективной и субъективной  значимостью. Используют дополнительные источники для получения информации по предметам. У учащихся развит мотив самообразования, связанный с жизненными перспективами и самовоспитанием.

        Третья группа  - это учащиеся с низким уровнем  развития.  Хорошо развиты такие операции, как классификация,  аналогия. Осведомленность, обобщение на низком уровне. Данная группа использует дополнительные источники информации для получения знаний, проявляет старательность при подготовке уроков, но основной материал усваивают с педагогом. Они испытывают затруднения в учебной деятельности  и уходят от трудностей.

         Изучая уровень учебной мотивации (по анкете Лускановой), было выявлено, что 15 человек  (79,5%) отличаются наличием высоких познавательных мотивов, дети стремятся наиболее успешно выполнить все предъявляемые учителем требования. У них возникает интерес к разным формам усвоения знаний. Активная познавательная деятельность создает им устойчивый оптимистический внутренний настрой. Детей с высоким уровнем учебной мотивации характеризует инициативное, творческое отношение к учебе.

      Средняя учебная мотивация наблюдается у 4 человек (21%). Эти дети в  основном успешно справляются с учебной деятельностью. Они добросовестны и ответственны.

Особенности межличностных  отношений.

По  результатам социометрии и наблюдениям  за классом  можно сказать, что

Коллектив в классе сформирован. Подростки имеют позитивное отношение в группе сверстников, проявляют глубокие и продолжительные эмоциональные привязанности, включаются в широкую социальную систему контактов, проявляют активность в формировании нового социального пространства, устанавливают деловые отношения со взрослыми.  

Общий психологический климат в классе. 

Атмосфера в классе доброжелательная. Сплоченность  хорошая. Наблюдается взаимопомощь и взаимовыручка. Отношения между учащимися дружеские. В отношениях с педагогами наблюдаются дружеские и партнерские отношения. Конфликтных ситуаций не наблюдалось.  

III. Тема «Россия в первой половине XIX века».

IV. Поурочное планирование.

Урок № 1. Экономическое и социальное развитие России в конце XVIII- первой половине XIX века

Урок № 2. Реформы Александра I.

Урок № 3. Война с Наполеоном.

Урок № 4. Декабристы.

Урок № 5. Внутренняя политика Николая I.

Урок № 6. Внешняя политика России при Николае I.  

Урок № 7. Общественное движение  в годы царствования Николая I.

Урок № 8.. Русская культура первой половины XIX века.

Урок № 9. Урок повторения и обобщения.

V. Тема урока: Урок повторения и обобщения. «Россия в первой половине XIX века»

VI. Тип урока: Урок – проект.

VII. Цели урока:

Образовательные:

Систематизировать знания по разделу.

Закрепить материал о развитии России в первой половине XIX века;

Проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

Развивающие:

Развивать творческое мышление, самостоятельность.

Развивать умения использования информационных технологий в процессе обучения.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою  учебную деятельность;
владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Воспитательные:

Создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности.

Воспитывать патриотизм на примере деятельности реформаторов, героизма участников Отечественной войны 1812г. и декабристов; воспитывать коллективизм и умение работать в группах.

VIII. Методы обучения: репродуктивный, частично поисковый (по деятельности учеников), словесно наглядно практический (по форме подачи информации), эвристическая беседа.

IX. Форма организации занятия: урок-проект, компьютерная презентация, фронтальная беседа, самостоятельная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

     Х. Средства обучения:  компьютер, мультимедийный проектор, презентации учащихся, раздаточный материал(таблицы с вопросами для заполнения ).

XI. Форма организации работы в классе: индивидуальная, групповая, фронтальная, парная.

XII. Хронометраж урока:

-   организационный этап – 1 мин.;

-   подготовка к основному этапу усвоения учебного материала – 2 мин.;

-   формулировка темы, постановка целей – 1 мин.;

-   Обобщение ранее полученных знаний – 31 мин.

1. Постановка и решение проблемных вопросов (фронтальная беседа ) – 4 мин.;

2. Работа в группах – 3 мин.;

3. Индивидуальная работа, сообщение учеников- 8 мин.

4. Работа в парах- 7 мин.;

5. Просмотр видеосюжета (анимации о ходе и результатах Крымской войны)- 5 мин;

6. Выводы- 4 мин.;

-   закрепление и применение полученных знаний – 5 мин.;

-   подведение итогов занятия – 2 мин.;

-   информация о домашнем задании – 2 мин.


                                                                                         

                                                                                                     Содержание урока                                                                                                            

                       Ход урока   

 Обоснование деятельности учителя

Прогнозируемая деятельность учеников

I. Организационный этап

Взаимное приветствие учащихся и учителя, фиксация отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку

Подготовка учащихся к работе

Готовность и быстрое включение учащихся класса в деловой ритм урока

II.  Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала

Подготовка к проведению конференции по теме: «Россия в первой половине XIX в.»

  1. Формирование творческих групп.
  2. Постановка задач для каждой группы:
  1. работа с краеведческим материалом

 «Выкса в Отечественной войне 1812 года»,

«Д.Д. Шепелев- герой войны 1812 года «.

  1. подготовка презентаций по данным темам  в том числе для пополнения интерактивных фондов школьного музея.
  2. Работа с текстом учебника и документами для подготовки материалов о Крымской войне и е результатах.
  1. Сбор и оформление информации, консультации с учителем.
  2. Участие в конференции.

Организация проектной деятельности, контроль над осуществлением этапов работы.

Использование приобретенных знаний при написании творческой работы, умение писать рефераты, выступать.

Групповая проектная деятельность (мини-презентации).

Владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации;
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах

Презентация компьютерных проектов

Слово учителя.

Нами изучен период истории первой половины XIX века. Время насыщенное событиями, часто противоречивыми. Сегодня нам предстоит обобщить полученные ранее знания и расширить их, добавив краеведческой информации.

В ходе урока нам необходимо:

Систематизировать знания по разделу.

Закрепить материал о развитии России в первой половине XIX века;

Проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

Сообщение темы урока.

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися задачи урока.

Учитель подводит учащихся к постановке цели урока.

 готовность учащихся к восприятию темы урока, вместе с учителем сформулируют цели урока

III. Обобщение ранее полученных знаний

1.   Перед учениками ставится проблемный вопрос:

       Почему первый период царствования  Александра I называют «дней Александровых прекрасное начало», а его позднее правление - «аракчеевщиной»?

        В начале XIX века с программой реформ выступил  М.М. Сперанский. Он предлагал осуществить принцип разделения властей, создать Государственную Думу и Государственный совет, провести другие преобразования. Почему программа Сперанского не была реализована?

2.   Класс делится на 2 группы, в которых идет обсуждение проблемного вопроса:

  1. Командующий 2- й русской армией П.И. Багратион неоднократно резко критически высказывался о деятельности М.Б. Барклая де Толли в первый период Отечественной войны 1812 г.
  2.  Другие современники, а потом и историки считали, что М. Б. Барклай де Толли был опытным и мужественным военачальником; избранные им тематика отказа от генерального сражения, план отступления и соединения двух армий были единственно правильными.

Необходимо указать, какая из названный точек зрения представляется вам более предпочтительной. Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Учитель активизирует мыслительную деятельность учеников

Учитель подводит к созданию проблемной ситуации

Создание проблемной ситуации для активизации познавательной деятельности учащихся

Организует работу в группах, ставит проблемный вопрос.

Анализируют, вспоминают факты, демонстрируют умение работать самостоятельно, аргументировано высказывать свою точку зрения.

 

Демонстрируют готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе. Сравнивают и анализируют факты и явления, обобщают и систематизируют информацию.

сравнивают, дополняют, обобщают, доказывают, организовывают дискуссию.

3. Индивидуальная работа.

Презентации на темы:

  «Выкса в Отечественной войне 1812 года»,

«Д.Д. Шепелев - герой войны 1812 года».

Работать с дополнительной литературой

Умеют самостоятельно добывать знания из дополнительных источников, монологически высказываться, выступать перед аудиторией, создавать компьютерные презентации

4. Работа над заполнением таблицы в парах:

Отношение западников и славянофилов к:

  1. самодержавию, государственному строю
  2. крепостному праву
  3. преобразованиям Петра I
  4. отношение к влиянию Запада
  5. отношение к крестьянской общине

Работы сдаются на проверку учителю.

Работать с источниками

Умение видеть части из целого, анализировать документы, статистические данные, составлять таблицы.

5. Просмотр видеосюжета (анимации о ходе и результатах Крымской войны)

Активизация зрительной памяти. Умение выделить главное

Выделяют главное, делают выводы.

6. Выводы

Формирование умения обобщать полученную информацию и выделять главное

Самостоятельная формулировка выводов. Учащиеся соотносят ранее и вновь полученные знания

V. Подведение итогов работы на уроке учителем и выставление оценок

Констатация достижения поставленных целей урока, Объективность выставления

Учащиеся дают оценку работы на уроке, анализируют свою деятельность

Рефлексия

оценок, комментирование их

Учащиеся делятся впечатлениями от урока, устно оценивая собственную деятельность, отвечая на вопросы:

 1.Было ли мне интересно?

2. Что у меня вызвало наибольшие затруднения?

VI. Сообщение и комментирование домашнего задания. Домашнее задание дифференцированное.

Выберите одного из политических, военных или культурных деятелей первой половины XIX века, который, по вашему мнению, внес наибольший вклад в историю данного периода, и напишите его исторический портрет. Дайте характеристику основных направлений и результатов его деятельности. Свой выбор поясните.

Выполнение домашнего задания – этап творческого применения усвоенных знаний и способов действий, основа для решения новых задач.