Итоговый урок по СССР в годы форсированной индустриализации и ВОВ

Зайцева Виктория Анатольевна

Итоговый урок по СССР в годы форсированной индустриализации и ВОВ составлен по образцу заданий ЕГЭ. Содержит разноуровневые задния для учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «СССР в годы форсированной индустриализации. Великая Отечественная война (22 июня 1941-9 мая 1945 гг.)»

Цель: обобщить и выявить уровень знаний учащихся по итогам изучения 2-х тем истории.

Оборудование: раздаточный материал.

Тип урока: навыков и умений.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Озвучивание цели и задач урока. Объяснение шкалы оценивания
  3. Выполнение заданий
  4. Подведение итога урока
  5. Д/З: повт. записи в тетр.по пройденному ранее  материалу.


Вариант 1. Шкала оценивания: №1 3б.; №2 3б.; №3 2 б.; №4 1б.; №5 4б.;№6 3б.; №7 3 б.

0-4= «2»; 5-9= «3»; 10-14= «4»; 15-19= «5»

  1. Расположите в хронологической последовательности:
  1. Коллективизация;         2.Блокада Ленинграда;         3. Индустриализация.
  2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
  1. Нападение Германии на Польшу                        17.09.1939 г.
  2. Подписание Пакта о ненападении                        09.05.1945 г.
  3. Введение советских войск в Польшу                06.08.1945 г.
  4. Начало Сталинградской битвы                        23.08.1942 г.
  5. Капитуляция Германии                                23.08.1939 г.
  6. Ядерная атака Хиросимы                                01.09.1939 г.
  1. Приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся  к событиям (явлениям) ВОВ. Выпишите их: голодомор, партизан, продналог, власовец, хлебная карточка, красноармеец.
  2. Запишите термин, о котором идёт речь: метод планирования развития стран, включающий разработку целевых показателей социально-экономического развития на срок 5 лет.
  3. Установите соответствие между источником и автором (См. лист 2):

«Пакт о ненападении»                                Ф. Рузвельт                        1941 г.

Ленд-Лиз                                        Сталин                                1945 г.

Акт о капитуляции Германии                        Риббентроп                        1927 г.

Доклад из XV съезда КПСС                        Дёниц                                1939 г.

  1. Назовите 3 подтверждения роста благосостояния крестьян из отрывка № 4.
  2. Используя отрывок № 1, выберите в приведённом списке три верных суждения: 1. Договор подписан между 3 государствами; 2. Одним из участников договора был Народный комиссар иностранных дел СССР; 3. Документ подписан в 1944 г.; 4. Подписание этого документа помогло Германии обезопасить себя от возможных посягательств СССР; 5. Договор был рассчитан на 10 лет.

Вариант 2.  . Шкала оценивания: №1 3б.; №2 3б.; №3 2 б.; №4 1б.; №5 4б.;№6 3б.; №7 3 б.

0-4= «2»; 5-9= «3»; 10-14= «4»; 15-19= «5»

  1. Расположите в хронологической последовательности: 1. XV съезд КПСС; 2. Капитуляция Японии; 3. Образование ООН.
  2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца:
  1. Начало блокады Ленинграда                                                09.08.1945 г.
  2. Подписание Акта о капитуляции Японии                                09.05.1945 г.
  1. Танковое сражение по линии Ровно-Дубно-Броды                        11.03.1941 г.
  2. Ядерная атака Нагасаки                                                02.09.1945 г.
  3. Окончание ВОВ                                                        08.09.1941 г.
  4. Подписание договора о Ленд-Лизе                                        22.06.1941 г.
  1. Приведён список терминов. Все они, за исключением двух, относятся  к событиям (явлениям) ВОВ.: продразвёрстка, кризис хлебозаготовок, применение тяжелой артиллерии, краснофлотец, коллаборационист, блицкриг.
  2. Запишите термин, о котором идёт речь: немецкое название операции по захвату Москвы.
  3. Установите соответствие между источником и автором (См. лист 2):

«Пакт о ненападении»                                Ф. Рузвельт                        1941 г.

Ленд-Лиз                                        Сталин                                1945 г.

Акт о капитуляции Германии                        Риббентроп                        1927 г.

Доклад из XV съезда КПСС                        Дёниц                                1939 г.

  1. Назовите 3 подтверждения на основании отрывка из текста № 3 об окончании военной активности Германии.
  1. Используя отрывок № 2, выберите в приведённом списке три верных суждения: 1. Договор был подписан в 1941 г.; 2. Участников договора 2; 3. Долги после подписания по этому договору окончательно были выплачены в XXI в.; 4. Договор был рассчитан на 10 лет; 5. Инициатором договора были США.
  1. Руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 года, пришли к следующему соглашению:

Статья 1. Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья II. В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая Договаривающаяся Сторона не будет поддерживать ни в какой форме эту державу…

  1. «…Решением совместной сессии сената и палаты представителей Конгресса Соединенных Штатов Америки одобрить настоящий Закон, который может именоваться Законом по обеспечению защиты Соединенных Штатов.

Раздел 2

В смысле, применяемом и настоящем Законе, а) термин "оборонный материал" означает: 1) любой вид оружия, боеприпасов, самолет, судно или корабль; 2) любой вид оборудования, сооружения, инструмент, материал или вид припасов, необходимых для производства, изготовления, обработки, ремонта, обслуживания или эксплуатации любого из материалов, упомянутых в настоящем подразделе;3) любой составляющий узел, деталь или вспомогательное оборудование, предназначенное для материала, описанного и настоящем подразделе;4) любой сельскохозяйственный, промышленный или иной товар либо предмет, предназначенный для обороны.Такое понимание «оборонного материала» включаем любой предмет, описанный в настоящем подразделе: который был произведен или поставлен в соответствии с разделом 3 или на который Соединенные Штаты или любое иностранное государство отныне приобретает право собственности, владения либо контроля; б)термин «оборонная информация» подразумевает любой план, описание, проект, образец или информацию, относящуюся к любому «оборонному материалу…».

  1. «…Германское Верховное Командование немедленно издаст приказы всем немецким командующим сухопутными, морскими и воздушными силами и всем силам, находящимся под германским командованием, прекратить военные действия в 23-01 часа по центрально-европейскому времени 8-го мая 1945 года, остаться на своих местах, где они находятся в это время и полностью разоружиться, передав всё их оружие и военное имущество местным союзным командующим или офицерам, выделенным представителям Союзного Верховного Командования, не разрушать и не причинять никаких повреждений пароходам, судам и самолетам, их двигателям, корпусам и оборудованию, а также машинам, вооружению, аппаратам и всем вообще военно-техническим средствам ведения войны.

Германское Верховное Командование немедленно выделит соответствующих командиров и обеспечит выполнение всех дальнейших приказов, изданных Верховным Главнокомандованием Красной Армии и Верховным Командованием Союзных экспедиционных сил…».

4. «…Задача партии: продолжать линию на дальнейшее улучшение материального и культурного положение рабочего класса, на дальнейшее повышение зарплаты рабочего класса.

б) Крестьянство. Я думаю, что по вопросу о дифференциации крестьянства не стоит приводить цифр, так как доклад мой и так затянулся, а цифры всем известны. Не подлежит сомнению, что дифференциацию при пролетарской диктатуре нельзя отождествлять с дифференциацией при капиталистических порядках. При капитализме растут крайности: бедноте и кулачество, а середняк вымывается. У нас, наоборот, растет середняк за счёт известной части бедноты, которая подымается в середняки, растет кулак, а беднота уменьшается. Этот факт говорит о том, что центральной фигурой земледелия как был, так и остаётся середняк. Блок с ним, при опоре на бедноту, имеет решающее значение для судеб всего нашего строительства, для диктатуры пролетариата.

Общий рост материального положения в деревне. У нас имеются цифры о росте доходов крестьянского населения. Доходы крестьянского населения равнялись два года назад, в 1924/25 г.,-3548 млн. руб., в 1926/27 г. эти доходы выросли до 4792 млн. руб., т.е. на 35,1 проц., при росте крестьянского населения за этот период всего на 2,38 проц. Это есть несомненный показатель того, что в деревне происходит улучшение материального положения.

Это не значит, что крестьянство улучшило своё материальное положение во всех районах страны. Известно, что кое-где за эти два года имелись пёстрые урожаи, а результаты недорода 1924 г. не вполне еще изжиты. Отсюда государственная помощь трудовому крестьянству вообще и крестьянской бедноте в частности. Помощь трудовому крестьянству от государства в 1925/26 г. - 373 млн. руб., в 1926/27 г. - 427 млн. руб. Специальная помощь деревенской бедноте за 1925/26 г.: по линии ассигнований на беднейшие хозяйства - 38 млн. руб., налоговые льготы бедняцким хозяйствам - 44 млн. руб., страховые льготы беднейшему крестьянству-9 млн. руб., всего 91 млн. руб. Специальная помощь деревенской бедноте за 1926/27 год по тем же рубрикам: 39 млн. руб., 52 млн. руб., 9 млн. руб., всего около 100 млн. руб.

Итог: улучшение материального положения основных масс крестьянства…».


  1. «Пакт о ненападении»
  2. Ленд-Лиз
  3. Акт о капитуляции Германии
  4. Доклад из 15 съезда КПСС.