К фестивалю "В семье единой"
История русской народности: быт, промыслы, костюм, кухня. Частушки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_narodnosti.doc | 664.5 КБ |
k_festivalyu.docx | 15.02 КБ |
Предварительный просмотр:
История народности
Первые сведения об истории Русских ведут своё началo из Повести временных лет, составленной в XII веке на основе первой летописи XI века. Во вступительной части составитель «Повести» ведёт речь о славянских племенах, которые относятся к русским.
Согласно преданию, предводитель новогородских славян Гостомысл перед смертью, желая спасти новогородцев от раздоров и безначалия, завещал призвать правителем новогородских земель одного из варяжских вождей.
Корни русской нации уходят во времена переселения части славян на русскую землю, когда от основной массы славян обосабливаются древнерусские племена, основавшие древнерусское государство. К XII веку в результате слияния восточнославянских племенных союзов окончательно формируется древнерусская народность, впоследствии ставшая русской нацией. Её дальнейшему развитию мешал феодальный распад Киевской Руси, а объединение княжеств под властью нескольких государств (Московское великое княжество, Великое княжество Литовское и позже Речь Посполитая) заложило основу для разделения её на три современных русских народности: великорусской, малорусской и белорусской. Наибольшую роль в образовании великорусского народа сыграли потомки племён северо-востока Руси — словене ильменские, кривичи, вятичи и др., впрочем, нельзя считать, что некоторые из русских племен не оказывали сколь-нибудь значительного влияния на любую из трёх русских народностей, поскольку разделение на них окончательно оформилось через многие века после образования единой русской нации.
.
В XV веке русские начали распространяться в степные районы Поволжья и Северного Кавказа, в XVII веке заселили Сибирь (наибольшую роль при этом играли казаки и поморы), при этом были практически полностью ассимилированы финно-угорские племена, жившие на Русской равнине (весь, мурома и др.). На основании этого факта в XIX веке некоторые польские историки (например, Духинский) вообще отказывали русским (великороссам) в славянской принадлежности. Данная теория, с самого начала в общем признанная имеющей не научные, а политические основы, до сих пор имеет последователей. Степень преемственности тем или иным этносам Древней Руси и подверженности различным чужеродным влияниям великорусов, малорусов и белорусов до сих пор является вопросом дискуссионным и слишком политизированным, чтобы можно было надеяться на полное его разрешение.
Ещё на рубеже XIX—XX веков под русскими понималась совокупность трёх этнографических групп: великороссов, малороссов и белорусов (иногда сюда же включали и русинов), которая составляла 86 млн. (1897) или 72,5 % населения Российской империи. Это была господствующая точка зрения, нашедшая отражение в энциклопедических изданиях (см. раздел «Исторические источники»). Однако уже в это время нашёлся ряд исследователей, считавших различия между группами достаточными, чтобы признать их особыми народами. Однако эти утверждения, также как и утверждения о неславянском происхождении русских, ненаучны и имеют исключительно политический характер.
Название «Великая Россия» впервые встречается в послании русскому митрополиту Феогносту византийского императора (1347 год). В XV веке используется на Западе, в XVI входит в царский титул. Смысловое наполнение названия, вероятно, никогда не было единым: с одной стороны прослеживается параллель между Грецией «Малой» (собственно Греция) и «Великой» (греческие колонии), с другой — возвеличивающее значение. Однако применительно к населению этих земель этноним великороссы (великорусы) начинает использоваться лишь в XIX веке, в то время как географическое название выходит из употребления.
В XX веке и по сей день русские переживают один из тяжелейших периодов в истории своего развития. За этот период Россия пережила гражданскую и две мировые войны, несколько революций, множество тяжелейших экономических, политических и социальных потрясений, дважды развал государства, установление буржуйских (burg - город), т.е. городских режимов на территории страны.
Русский быт
Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.
Что ни терем, ни изба –
Позолота, да резьба.
Терем, терем, теремок,
Он затейлив и высок,
В нем окошки слюдяные,
Все наличники резные,
А на крыше петушки
Золотые гребешки.
А в перилах на крылечке
Мастер вырезал колечки,
Завитушки да цветки
И раскрасил от руки.
В терему резные двери,
На дверях цветы и звери,
В изразцах на печке в ряд
Птицы райские сидят.
Рядом с горницей передней
Спальня в горнице соседней,
И постель в ней высока,
Высока – до потолка!
Там перины, одеяла
И подушек там немало,
И стоит, покрыт ковром,
Ларь с хозяйкиным добром.
Русская печь в избе
Стены чёрны, закопчёны,
Не красивы изнутри,
Но не гнили и
Служили людям добрым от души.
По стенам резные лавки
И дубовый стол резной.
Возле печки сохнут травки,
Собирали их весной
Да настой варили, чтобы
Пить зимою от хворобы.
Народные промыслы
Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим.
Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, уральские промыслы, павловопосадские платки и другие.
Национальный костюм
Различаясь отдельными элементами, русская народная одежда северных и южных областей содержит общие основные черты, причем в мужском костюме больше общности, в женском — различий.
Мужской костюм
Мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Мужская обувь — сапоги или лапти с онучами и оборами.
Женский костюм
Женский костюм в северных и южных областях различался отдельными деталями, расположением отделки. Главным же различием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — поневы.
Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник, шушпан.
Национальная кухня
Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести серьезные и добрые. Обязательным элементом праздника является молитва. Для многих праздников предназначались строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный поросенок, гусь или индейка, медовый или маковый пирог, пышные и румяные блины, крашеные яйца и куличи.
Одним из блюд национальной русской кухни является пирог.
Для его приготовления нам понадобится:
ДЛЯ ТЕСТА:
Мука 2 ст.
Творог 250 гр.
Яйца 2 шт.
Разрыхлитель 0.5 ч.л.
Сахар 1 ст
Сливочное масло 125 гр.
ДЛЯ НАЧИНКИ:
Капуста 0.25 кочана
Яйца 3 шт.
Укроп 1 пуч.
Молоко 100 мл
Сливочное масло 20 гр.
Для начала приготовим начинку, для этого крупно порубим капусту и потушим её в сковороде с добавлением молока примерно 25-30 минут. Яйца же отварим, остудим и меленько порежем с помощью яйцерезки. После этого смешаем яйца, капусту, сливочное масло и мелко нарубленный укроп, не забудем посолить. Теперь приступим к приготовлению теста. Прежде всего перемешаем яйца, сахар и творог до полного растворения сахара. После этого добавляем предварительно растопленное сливочное масло, а также разрыхлитель и муку. Из всех этих ингредиентов замешиваем тесто. Делим его на две одинаковые части. Раскатываем первую часть и кладём на противень (не забываем про бортик). Раскладываем на тесте нашу начинку, сверху накрываем вторым пластом теста и сщипляем оба пласта теста друг с другом, чтобы начинка не вывалилась. Промазываем тесто сверху сырым яйцом и отправляем запекаться в предварительно разогретую до 180 градусов духовку на 35-40 минут.
Приятного аппетита!
Предварительный просмотр:
К фестивалю «В семье единой»
1 реб: С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
2 реб: Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
1 реб: Наша Родина Россия – это многонациональное государство, в котором проживают различные народности: казахи, татары, корейцы, украинцы, лезгины, немцы, но большую часть населения составляют русские.
2 реб: Русский народ отличается от других национальностей широтой традиций. Традиции русского народа – это бесценный опыт неисчислимых поколений.
1 реб: Русское гостеприимство – неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»
2 реб: Мы рады угостить вас национальными русскими блюдами – блинами, пирогами, вареньями.
3 реб:
Дорогих гостей встречаем
Пышным круглым пирогом.
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником!
Пироги мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим!
1 реб: Русские люди часто устраивали народные гуляния, на которых они любили петь частушки. А что же такое частушка?
2 реб: Слово частушка произошло от слова «частый», «частить». Это смешная песенка - миниатюра, у которой много куплетов. Исполняется на одну мелодию во время гуляний под гармонь, балалайку или без музыкального сопровождения.
1 реб: Частушка отражала быт и интересы людей разного возраста. Мы тоже знаем частушки. Они отражают наш школьный быт.
Дети исполняют частушки
1. Трень–брень–дребедень!
Выступала б целый день!
Мне учиться неохота,
А частушки петь не лень!
2. Лёнечка ходил в спортзал.
Лёня мускулы качал.
Он девчонку защитил –
Комара на ней прибил
3. Говорит учитель Толе:
«Что ты носишься по школе?»
«А кто ж меня будет носить?
Что ли, завуча просить?»
4. В школе длинный коридор.
Костя мчит во весь опор.
На скаку его не тронь,
Он не Костя – резвый конь!
5. Сдав по-русскому работу,
Результат я ждал в субботу.
Папа двойку получил –
Плохо тему осветил!
6. Коля с Димой – два спортсмена,
Новые рекорды бьют.
Бег на скорость в коридоре
Они каждый день сдают.
7. Папа мне решил задачу,
Сдал тетрадку я и плачу –
Говорит учитель, взял
Я без спросу интеграл.
8. Я в тетрадь слова писала,
Удареньем проверяла.
Ударяла, ударяла
Так, что парту разломала!
9. Вова к Богу обратился:
- Просьбу выполни мою,
Сделай так, чтобы в диктантах
ЧУ писалось через Ю !
10. Ох, не помню я опять,
Слово «ЧАЩА» как писать!
С буквой «Я»? А, может, без?
Напишу-ка лучше «ЛЕС»!
11. Катя в школу так летела,
Форму в школу не надела.
Весь урок считал у Кати
Я горошки на халате.
12. Наизусть, спросите маму,
Знаю все слова рекламы.
А таблицу, как же так,
Не запомню я никак!
13. Дружно учим мы английский,
Есть успехи и прогресс:
Вместо «да» теперь повсюду
Отвечаем хором «ЕС»!
14. Всем спасибо за вниманье,
За задор, за звонкий смех.
За огонь соревнованья,
Созидающий успех!
15. Вот настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы: «До свиданья!
До счастливых новых встреч».