Внеурочка по теме:"Судьба России-моя судьба", 7 класс

Кирий Галина Николаевна

Внеурочка по теме:"Судьба России-моя судьба", 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneurochka_7_klass_sudba_rossii-moya_sudba.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

                 Согласовано                                                                                            Утверждаю

                 Зам. директора                                                                                        Директор МБОУ СОШ №76

                 Кирий Г.Н.                                                                                               Сторожко В.И.

               «____»____________2015г.                                                                   «____»____________2015г

Муниципальное образование город Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

средняя общеобразовательная школа №76

имени 4-го Гвардейского Кубанского Казачьего Кавалерийского корпуса

                               

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

духовно-нравственного направления

«Судьба России – моя судьба»

7 класс

на 2015-2016 год

Класс  7  «В»

Учитель   Аракелиян Е.С.

Количество часов: всего  68 часов; в неделю  2 часа.

Программа внеурочной деятельности  составлена на основе нормативно-правовых документов.

                                                                  г. Краснодар

                                                                           2015 г.

                                                                                     

                 

  1. Пояснительная записка

                                                       “ Любовь к отечеству дает воспитанию верный  ключ к сердцу человека…»

                                                                                                                                                                   К.Д.Ушинский.

         В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской истории и  культуры  как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.  

Направленность программы     Главное назначение данной программы – воспитание патриотизма, любви и уважения к своей  родине,  ее истории и культуре,    совершенствование  нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры.  Наши дети должны знать и любить прошлое родной страны – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа – это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, нынешние дети  становились  достойными гражданами и патриотами своей страны.           

Данная рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 -  Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

        от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

        от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

        от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

        от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;

              от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10).

Актуальность данной программы 

  Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная, которая  сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, его истории и  культуры. Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен.   Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного села.  Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.  

Педагогическая  целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для   воспитания гражданина страны и получения первоначальных исторических знаний у младших школьников. Новые стандарты требуют  нового подхода в формировании патриотического  и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью,  динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край,  способные защищать Отчизну, знающие свою историю, свои корни. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.

  Цель программы:  развития личности школьника, готового к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей,  привитие ему основ духовно-нравственного воспитания  на основе изучения  основных событий отечественной истории, православных, гражданско-патриотических, культурно-исторических традиций.

Задачи:

  • создать условия для  формирования личности активной, свободной и творческой, готовой  приносить пользу обществу и государству;
  • формировать  потребности и готовность  к самореализации, активной жизненной позиции и исполнению гражданских прав и обязанностей;
  • формировать  высокое  патриотическое сознание, чувство долга и  верности Отечеству;  
  •  утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданские и патриотические ценности, взгляды и убеждения;
  •   воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, культуре и традициям;
  • обеспечить учащихся историческими знаниями, раскрывающими путь России в разные эпохи и периоды;
  • приобщить учащихся к духовным и нравственным ценностям, национальной культуре и традициям  русского народа;
  •  формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
  • развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
  • пополнять «Копилку добрых дел»;

Сроки  реализации программы внеурочной деятельности:

   Рабочая программа «Судьба России – моя судьба»  рассчитана на один год обучения, 68 учебных часов.

Режим

  Занятия учебной группы проводятся: 2 занятия в неделю по 40 минут.

  Формы занятий

На занятиях предусматриваются индивидуальная и фронтальная формы организации учебной деятельности:

  • беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрирующиеся героическими  примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
  • ролевые игры, викторины, конкурсы, интеллектуально – познавательные  игры, где дети, благодаря игровой технологии систематизируют и  закрепляют изученный материал. 
  • уроки-путешествия;
  • практические занятия, где дети осваивают теоретические навыки, разучивают песни о России, рисуют, выступают с  сообщениями.
  • самостоятельная работа (индивидуальная, групповая);
  • составление синквейнов;
  • разгадывание кроссвордов;
  • исследовательская деятельность, где дети проводят исследование источников, жизни и деятельности героев-земляков, исторических событий.
  • экскурсии
  • встреча  с  ветеранами  ВОВ  и  труда
  • Итоговое  занятие – праздник «Россия, Русь, храни себя, храни!»

В каждом занятии прослеживаются три части:

  • игровая;
  • теоретическая;
  • практическая.

 Основные принципы  реализации программы: Патриотическое воспитание -  это систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Программа «Судьба России – моя» реализуется с помощью следующих принципов:

1. Принцип объективности, научности, который  означает, что предлагаемое содержание программы основано на положениях, зафиксированных в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, учащиеся овладевают умением отличать истинные положения от ложных.

2. Принцип связи теории с практикой нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теории с помощью надежного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в ходе  учебных занятий не было ни одного задания, жизненный смысл которого не был бы ясен для  ребенка. 3. Принцип последовательности, систематичности предполагает, что преподавание ведется  в определенном порядке, системе, в строгой логической последовательности: изучаемый материал четко планируется, делится на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме устанавливаются  идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части занятия. Важным инструментом обеспечения принципа последовательности являются структурно-логические схемы,  которые сочетаются с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркие факты, образы, которые естественно вплетаются в ткань изложения, углубляют и закрепляют учебный материал, а не отвлекают от усвоения его главного содержания. Процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему.

4. Принцип доступности обеспечивает соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Следуя совету  Я.А. Коменского нужно  идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко. Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Необходимо  учить  своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска. Процесс обучения нельзя искусственно ускорять. Следует помнить, что возможности обучаемых не беспредельны и,  что сокровищница знаний наполняется не в одночасье. Спешить в этом деле нужно медленно.

5. Принцип наглядности - «золотое правило» обучения, которое требует,  для повышения эффективности обучения,  использовать средства наглядности, опираясь  не только на органы зрения, но и    все  имеющиеся у человека органы  чувств к восприятию учебного материала. Глубинный смысл «золотого правила» состоит в следующем: следует представлять обучаемым все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом, подлежащее вкусу — с помощью вкуса, доступное осязанию — путем осязания. При этом необходимо помнить, что самым информативным из всех пяти органов чувств является именно зрение, поставляя человеку до 80% всей информации.

6. Принцип активности обучаемых зависит от  двух участников образовательного процесса: преподавателя и учащегося, степень активности, которых  неодинакова. Учитель  выступает в качестве субъекта обучения, а обучаемые — в роли его объекта. Но, это не означает, что в процессе обучения учащиеся остаются полностью пассивными. Учитель стимулирует познавательную деятельность учащихся путем формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов, профессиональных склонностей, применение таких методов обучения, как игры, конкурсы, дискуссии, элементы соревнования и т.п. Активность обучаемых проявляется в усвоении содержания и целей обучения, планировании и организации своей работы, в проверке се результатов.

7. Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.

      Данные принципы  реализуются с  учетом  возрастных и индивидуальных особенностей детей через сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, оптимального выбора методов, форм и средств образования,  различные виды деятельности:

 Ожидаемые результаты  и способы определения результативности программы внеурочной деятельности

Личностные результаты:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1.  овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  2.  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  3.  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  4.  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  5.  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  6.   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  7.  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  8.   использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  9.  овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  12.  определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

Предметные результаты:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

            6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

            7) знакомство с основными нормами  морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

8)  элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

  1.  интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;

            10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего  города;

            11)  любовь к родной школе, своему  городу, селу, народу, России;

            12) уважение к защитникам Родины;

  1.  умение отвечать за свои поступки;

Способы определения результативности

Проверка результатов проходит в форме:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов, синквейнов,  творческих заданий, рисунков и др.),
  • собеседования (индивидуальное и групповое),
  • тестирования,
  • интеллектуально-познавательных игр,
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
  • повышения уровня воспитанности и ответственности;

   Занятия рассчитаны на коллективную и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в коллективную работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговый контроль   осуществляется в формах:

- тестирования;

- практических работ;

- творческих работ учащихся;

- общешкольный праздник «Россия, Русь, храни себя, храни!»

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

     Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

      Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя в рамках накопительной системы, создание портфолио и  отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Количество часов

1

Россия – Родина моя

9

2

Листая прошлого страницы

23

3

Я – помню! Я – горжусь!

36

4

Итого

68

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Россия – Родина моя (9 часов)

Моя Родина – Россия.  Я – гражданин  России. Что такое патриотизм? Овеяны славой герб и  флаг России. Я гимн  родной страны  пою.  Я и мое имя. Моя  родословная. С чего начинается Родина?

Технологии, методики:

  • деятельностный метод обучения;
  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • личностно-ориентированная технология;
  • игровая технология;
  • модульного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • ИКТ;

Методы проведения занятий: беседа, путешествие, слушание музыки, исполнение песен, викторина, составление генеалогического  древа семьи, синквейн, презентация, рисунок.

Листая прошлого страницы(23 часов).

Откуда есть пошла русская земля? Восточные славяне и их верования. Какой была Русь при первых князьях. Князь Владимир и Крещение Руси. Города Древней Руси. Нашествие  монголо-татар. Александр Невский. Отпор крестоносцам. Культура Древней Руси. Святой Сергий Радонежский.  Д. Донской. Там за Непрядвою, за Доном…Земля и люди Московского государства. Московская Русь при “Грозном” царе.  Смутное время. Д. Пожарский и К. Минин – народные герои. Жизнь людей в городе и в деревне. Царь Пётр и его дела. «Просвещенная императрица» Екатерина Великая. Недаром помнит вся Россия…Царь-освободитель  и его реформы. Конец российской империи.

Технологии, методики:

  • деятельностный метод обучения;
  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • личностно-ориентированная технология;
  • игровая технология;
  • модульного обучения;
  • здоровьесберегающие технологии;
  • ИКТ;

Методы проведения занятий: беседа, ролевая  игра, путешествие, слушание музыки, исполнение песен, викторина, творческий проект, синквейн, презентация, сообщение, рисунок.

Я – помню! Я – горжусь! (36 часов)

Трудовой подвиг моего народа.  Великая отечественная война  – забвенью не подлежит. Герои Советского союза – мои земляки. Маленькие герои большой войны. Краснодар – столица Кубани. Достопримечательности.  И помнит мир спасенный. Живи, страна! Необъятная моя, Россия!

Технологии, методики:

  • деятельностный метод обучения;
  • проблемное обучение;
  • развивающее обучение;
  • личностно-ориентированная технология;
  • игровая технология;
  • модульного обучения;
  • ИКТ;

Методы проведения занятий: беседа, ролевая  игра, путешествие, слушание музыки, исполнение песен, викторина, творческий проект, синквейн, презентация, сообщение, рисунок.

IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Поэтапный контроль за ходом реализации программы

В процессе реализации программы  у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

В результате реализации Программы ожидается:

- развитие творческих способностей учащихся;

- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;

- знание и соблюдение  норм правового государства;

- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;

- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

- элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;

- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;

-иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, Конституция, Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство,  милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.

- знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория.

Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

Оценка эффективности реализации программы

Качественные параметры:

1. Сформированность у учащихся гражданских навыков:

·  умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;

·  знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;

·  умение принимать и защищать свои решения;

·  готовность к участию в общественных делах;

·  готовность к образованию.

2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

·  патриотизм и любовь к Родине;

·  права и свобода человека и гражданина;

·  символика Российской Федерации;

·  национальное самосознание;

·  уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.

Количественные параметры:

- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;

- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);

- отсутствие детей с девиантным поведением;

- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;

- проведение мероприятий.

             

Календарно- тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата проведения

Примечание

Россия – Родина моя (9 часов)

1

Моя Родина – Россия.

1

1

2

Я – гражданин  России.

1

1

3

Что такое патриотизм?

1

1

4

 Герб  России.

1

1

5

Флаг России.

1

6

Я гимн  родной страны  пою.

1

1

7

Я и мое имя.

1

1

8

Моя родословная.

1

9

С чего начинается Родина?

1

1

Листая прошлого страницы(23 часа).

10

Откуда есть пошла русская земля?

1

11

Восточные славяне и их верования

1

12

Какой была Русь при первых князьях

1

13

Князь Владимир.

1

14

Крещение Руси.

1

15

Города Древней Руси.

1

16

Нашествие  монголо-татар

1

17

Александр Невский.

1

18

Отпор крестоносцам.

1

19

Культура Древней Руси.

1

20

Святой Сергий Радонежский

1

21

Д. Донской. Там за Непрядвою, за Доном…

1

22

Земля и люди Московского государства.

1

1

23

Московская Русь при “Грозном” царе.

1

1

24

Смутное время.

1

1

25

Д. Пожарский и К. Минин – народные герои.

1

1

26

Жизнь людей в городе.

1

1

27

Жизнь людей  в деревне.

1

28

Царь Пётр и его дела.

1

1

29

«Просвещенная императрица» Екатерина Великая.

1

1

30

Недаром помнит вся Россия…

1

1

31

Царь-освободитель  и его реформы.

1

1

32

Конец российской империи.

1

1

Я – помню! Я – горжусь! (36 часов)

33

Моя Родина – Краснодар.

1

34

Основание Екатеринодара.

1

35

Край, которым я горжусь.

1

36

Заповедные тропы.

1

37

Использование и охрана водоемов.

38

Полезные ископаемые.

1

39

История Кубани в архитектуре.

1

40

Вещи рассказывают о прошлом.

1

41

Народные ремесла на Кубани.

1

42

Одежда жителей Кубани.

1

43

Письменные исторические источники.

1

44

Устная история родного края.

1

45

Обычаи и традиции народов Кубани.

1

46

Города и районы края.

1

47

Просветители земли Кубани.

1

48

Защитники Отечества.

1

49

Наши земляки – гордость страны.

1

50

Достопримечательности Краснодара.

51

Собор Александра Невского.

1

1

52

Александрийская Триумфальная арка.

Поющий фонтан.

1

1

53

Обелиск в честь двухсотлетия Кубанского казачьего войска.

1

54

Памятник Екатерине 2.

1

1

55

Памятник кошельку.

1

56

Екатерининский кафедральный собор.

1

1

57

Музеи и театры города Краснодара.

1

1

58

Историко-археологический музей-заповедник им. Е. Фелицына.

1

59

Краевой художественный музей им. Ф. Коваленко.

1

60

Музей почтовой связи на Кубани.

1

61

Музей культуризма «Самсон».

1

62

Краевой театр балета.

1

63

Краснодарский краевой театр кукол.

1

64

Музей казачества.

1

65

Академический театр драмы им. Горького.

1

66

Литературный музей Кубани.

1

67

Живи, страна! Необъятная моя, Россия!

1

1

68

Итоговое занятие

1

1


V. Список рекомендованной литературы.

 Гончар А.Б., Лебедева Е.И. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. М., 1993.

 Успенский Л.В. Ты и твое имя. Волгоград,1994.

 Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства( 18-19 век). С.б.,1994.

 Ильин М.А. Вещи рассказывают. М.,1991.

 Рабинович М.Г., Латышева Г.П. Из жизни древней Москвы. М.: 1961.

  Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселева. –Москва «ВАКО»,2008.- 160с.

 Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И. А. Агапова, М. А. Давыдова–Москва «ВАКО»,2008.- 368с.

 Воспитать патриота/Е. А. Воронова - Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282с.

 Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с.

 Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1

Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Интернет.

Д. В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 2010 год;

 Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005 год;

И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2007 год.

 Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

 Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

 Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

           

   для  детей  и родителей:

Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.

Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России. М.,2003.

 Дегтярева А. История российского флага. М., 1994.

Моисеева К.М. Люди ищут забытое царство: рассказы об  археологических открытиях. М., 1979.

 Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», учебник – М.: «Дрофа»

Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.

 Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.

 С. Н. Сыров. Страницы истории.  Москва, Русский язык, 1987 год.