Внеурочка по теме:"Судьба России-моя судьба", 7 класс
Внеурочка по теме:"Судьба России-моя судьба", 7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochka_7_klass_sudba_rossii-moya_sudba.doc | 236 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано Утверждаю
Зам. директора Директор МБОУ СОШ №76
Кирий Г.Н. Сторожко В.И.
«____»____________2015г. «____»____________2015г
Муниципальное образование город Краснодар
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования город Краснодар
средняя общеобразовательная школа №76
имени 4-го Гвардейского Кубанского Казачьего Кавалерийского корпуса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
духовно-нравственного направления
«Судьба России – моя судьба»
7 класс
на 2015-2016 год
Класс 7 «В»
Учитель Аракелиян Е.С.
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Программа внеурочной деятельности составлена на основе нормативно-правовых документов.
г. Краснодар
2015 г.
- Пояснительная записка
“ Любовь к отечеству дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…»
К.Д.Ушинский.
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской истории и культуры как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Направленность программы Главное назначение данной программы – воспитание патриотизма, любви и уважения к своей родине, ее истории и культуре, совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, формирование элементарной эрудиции и общей культуры. Наши дети должны знать и любить прошлое родной страны – во имя счастливого настоящего и достойного будущего. А будущее любого народа – это новые поколения. Поэтому так важно, чтобы, вырастая, нынешние дети становились достойными гражданами и патриотами своей страны.
Данная рабочая программа внеурочной деятельности для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
от 18 декабря 2012 года № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373»;
от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Санитарно-эпидемологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2821-10).
Актуальность данной программы
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная, которая сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, его истории и культуры. Для учащихся начальной школы предмет «история» интересен и доступен. Социальный опыт детей достаточно мал, поэтому исторические события они рассматривают по аналогии с личным жизненным опытом, опираясь на знания о прошлом ближайшего социального окружения – своей семьи, своего родного села. Опора на историю семьи помогает школьникам усвоить идею, что история страны пишется через историю семей её граждан, осознать значимость прошлого и ценность исторических знаний.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью создания условий для воспитания гражданина страны и получения первоначальных исторических знаний у младших школьников. Новые стандарты требуют нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, способные защищать Отчизну, знающие свою историю, свои корни. Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания.
Цель программы: развития личности школьника, готового к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей, привитие ему основ духовно-нравственного воспитания на основе изучения основных событий отечественной истории, православных, гражданско-патриотических, культурно-исторических традиций.
Задачи:
- создать условия для формирования личности активной, свободной и творческой, готовой приносить пользу обществу и государству;
- формировать потребности и готовность к самореализации, активной жизненной позиции и исполнению гражданских прав и обязанностей;
- формировать высокое патриотическое сознание, чувство долга и верности Отечеству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданские и патриотические ценности, взгляды и убеждения;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, культуре и традициям;
- обеспечить учащихся историческими знаниями, раскрывающими путь России в разные эпохи и периоды;
- приобщить учащихся к духовным и нравственным ценностям, национальной культуре и традициям русского народа;
- формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;
- развивать гражданственность и национальное самосознание учащихся;
- пополнять «Копилку добрых дел»;
Сроки реализации программы внеурочной деятельности:
Рабочая программа «Судьба России – моя судьба» рассчитана на один год обучения, 68 учебных часов.
Режим
Занятия учебной группы проводятся: 2 занятия в неделю по 40 минут.
Формы занятий
На занятиях предусматриваются индивидуальная и фронтальная формы организации учебной деятельности:
- беседа, на которой излагаются теоретические сведения, иллюстрирующиеся героическими примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
- ролевые игры, викторины, конкурсы, интеллектуально – познавательные игры, где дети, благодаря игровой технологии систематизируют и закрепляют изученный материал.
- уроки-путешествия;
- практические занятия, где дети осваивают теоретические навыки, разучивают песни о России, рисуют, выступают с сообщениями.
- самостоятельная работа (индивидуальная, групповая);
- составление синквейнов;
- разгадывание кроссвордов;
- исследовательская деятельность, где дети проводят исследование источников, жизни и деятельности героев-земляков, исторических событий.
- экскурсии
- встреча с ветеранами ВОВ и труда
- Итоговое занятие – праздник «Россия, Русь, храни себя, храни!»
В каждом занятии прослеживаются три части:
- игровая;
- теоретическая;
- практическая.
Основные принципы реализации программы: Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга. Программа «Судьба России – моя» реализуется с помощью следующих принципов:
1. Принцип объективности, научности, который означает, что предлагаемое содержание программы основано на положениях, зафиксированных в стандартах, программах, учебниках. Приобщаясь к элементам научного поиска, исследовательским методам, учащиеся овладевают умением отличать истинные положения от ложных.
2. Принцип связи теории с практикой нацеливает на необходимость постоянного сомнения и проверки теории с помощью надежного критерия практики. Этот принцип требует, чтобы в ходе учебных занятий не было ни одного задания, жизненный смысл которого не был бы ясен для ребенка. 3. Принцип последовательности, систематичности предполагает, что преподавание ведется в определенном порядке, системе, в строгой логической последовательности: изучаемый материал четко планируется, делится на законченные разделы, модули, шаги, в каждой учебной теме устанавливаются идейные центры, главные понятия, подчиняя им все другие части занятия. Важным инструментом обеспечения принципа последовательности являются структурно-логические схемы, которые сочетаются с эмоциями, чувствами. Для этого используются яркие факты, образы, которые естественно вплетаются в ткань изложения, углубляют и закрепляют учебный материал, а не отвлекают от усвоения его главного содержания. Процесс обучения должен вестись в строгой последовательности, чтобы все сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу к завтрашнему.
4. Принцип доступности обеспечивает соответствие обучения уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям обучаемых. Следуя совету Я.А. Коменского нужно идти в обучении от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, оттого, что близко, к тому, что далеко. Вместе с тем обучение не должно оказываться излишне легким, оно должно вестись на оптимальном уровне трудности с учетом интересов, жизненного опыта обучаемых. Необходимо учить своих воспитанников самим находить истину, приобщая их к процессу се поиска. Процесс обучения нельзя искусственно ускорять. Следует помнить, что возможности обучаемых не беспредельны и, что сокровищница знаний наполняется не в одночасье. Спешить в этом деле нужно медленно.
5. Принцип наглядности - «золотое правило» обучения, которое требует, для повышения эффективности обучения, использовать средства наглядности, опираясь не только на органы зрения, но и все имеющиеся у человека органы чувств к восприятию учебного материала. Глубинный смысл «золотого правила» состоит в следующем: следует представлять обучаемым все, что видимо, — для восприятия зрением, слышимое — слухом, подлежащее вкусу — с помощью вкуса, доступное осязанию — путем осязания. При этом необходимо помнить, что самым информативным из всех пяти органов чувств является именно зрение, поставляя человеку до 80% всей информации.
6. Принцип активности обучаемых зависит от двух участников образовательного процесса: преподавателя и учащегося, степень активности, которых неодинакова. Учитель выступает в качестве субъекта обучения, а обучаемые — в роли его объекта. Но, это не означает, что в процессе обучения учащиеся остаются полностью пассивными. Учитель стимулирует познавательную деятельность учащихся путем формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов, профессиональных склонностей, применение таких методов обучения, как игры, конкурсы, дискуссии, элементы соревнования и т.п. Активность обучаемых проявляется в усвоении содержания и целей обучения, планировании и организации своей работы, в проверке се результатов.
7. Принцип прочности усвоения знаний требует, чтобы содержание обучения надолго закреплялось в сознании обучаемых, становилось основой их поведения. Этот результат достигается только при условии, если обучаемый проявляет познавательную активность, если организуется систематическое повторение материала, а также обеспечивается систематический контроль результатов обучения, их измерение.
Данные принципы реализуются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей через сочетание коллективных и индивидуальных форм работы, оптимального выбора методов, форм и средств образования, различные виды деятельности:
Ожидаемые результаты и способы определения результативности программы внеурочной деятельности
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
6) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
7) знакомство с основными нормами морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
8) элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, Тульской области;
10) стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
11) любовь к родной школе, своему городу, селу, народу, России;
12) уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
Способы определения результативности
Проверка результатов проходит в форме:
- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов, синквейнов, творческих заданий, рисунков и др.),
- собеседования (индивидуальное и групповое),
- тестирования,
- интеллектуально-познавательных игр,
- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.
- повышения уровня воспитанности и ответственности;
Занятия рассчитаны на коллективную и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в коллективную работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.
Формы подведения итогов реализации программы
Итоговый контроль осуществляется в формах:
- тестирования;
- практических работ;
- творческих работ учащихся;
- общешкольный праздник «Россия, Русь, храни себя, храни!»
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя в рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Количество часов | |
1 | Россия – Родина моя | 9 | |
2 | Листая прошлого страницы | 23 | |
3 | Я – помню! Я – горжусь! | 36 | |
4 | Итого | 68 |
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Россия – Родина моя (9 часов)
Моя Родина – Россия. Я – гражданин России. Что такое патриотизм? Овеяны славой герб и флаг России. Я гимн родной страны пою. Я и мое имя. Моя родословная. С чего начинается Родина?
Технологии, методики:
- деятельностный метод обучения;
- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- личностно-ориентированная технология;
- игровая технология;
- модульного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- ИКТ;
Методы проведения занятий: беседа, путешествие, слушание музыки, исполнение песен, викторина, составление генеалогического древа семьи, синквейн, презентация, рисунок.
Листая прошлого страницы(23 часов).
Откуда есть пошла русская земля? Восточные славяне и их верования. Какой была Русь при первых князьях. Князь Владимир и Крещение Руси. Города Древней Руси. Нашествие монголо-татар. Александр Невский. Отпор крестоносцам. Культура Древней Руси. Святой Сергий Радонежский. Д. Донской. Там за Непрядвою, за Доном…Земля и люди Московского государства. Московская Русь при “Грозном” царе. Смутное время. Д. Пожарский и К. Минин – народные герои. Жизнь людей в городе и в деревне. Царь Пётр и его дела. «Просвещенная императрица» Екатерина Великая. Недаром помнит вся Россия…Царь-освободитель и его реформы. Конец российской империи.
Технологии, методики:
- деятельностный метод обучения;
- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- личностно-ориентированная технология;
- игровая технология;
- модульного обучения;
- здоровьесберегающие технологии;
- ИКТ;
Методы проведения занятий: беседа, ролевая игра, путешествие, слушание музыки, исполнение песен, викторина, творческий проект, синквейн, презентация, сообщение, рисунок.
Я – помню! Я – горжусь! (36 часов)
Трудовой подвиг моего народа. Великая отечественная война – забвенью не подлежит. Герои Советского союза – мои земляки. Маленькие герои большой войны. Краснодар – столица Кубани. Достопримечательности. И помнит мир спасенный. Живи, страна! Необъятная моя, Россия!
Технологии, методики:
- деятельностный метод обучения;
- проблемное обучение;
- развивающее обучение;
- личностно-ориентированная технология;
- игровая технология;
- модульного обучения;
- ИКТ;
Методы проведения занятий: беседа, ролевая игра, путешествие, слушание музыки, исполнение песен, викторина, творческий проект, синквейн, презентация, сообщение, рисунок.
IV. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Поэтапный контроль за ходом реализации программы
В процессе реализации программы у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
В результате реализации Программы ожидается:
- развитие творческих способностей учащихся;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;
- знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности;
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования;
-иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, Конституция, Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
- знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Оценка эффективности реализации программы
Качественные параметры:
1. Сформированность у учащихся гражданских навыков:
· умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
· знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
· умение принимать и защищать свои решения;
· готовность к участию в общественных делах;
· готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
· патриотизм и любовь к Родине;
· права и свобода человека и гражданина;
· символика Российской Федерации;
· национальное самосознание;
· уважение чести и достоинства других граждан;- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения | Примечание | ||
Россия – Родина моя (9 часов) | ||||||
1 | Моя Родина – Россия. | 1 | 1 | |||
2 | Я – гражданин России. | 1 | 1 | |||
3 | Что такое патриотизм? | 1 | 1 | |||
4 | Герб России. | 1 | 1 | |||
5 | Флаг России. | 1 | ||||
6 | Я гимн родной страны пою. | 1 | 1 | |||
7 | Я и мое имя. | 1 | 1 | |||
8 | Моя родословная. | 1 | ||||
9 | С чего начинается Родина? | 1 | 1 | |||
Листая прошлого страницы(23 часа). | ||||||
10 | Откуда есть пошла русская земля? | 1 | ||||
11 | Восточные славяне и их верования | 1 | ||||
12 | Какой была Русь при первых князьях | 1 | ||||
13 | Князь Владимир. | 1 | ||||
14 | Крещение Руси. | 1 | ||||
15 | Города Древней Руси. | 1 | ||||
16 | Нашествие монголо-татар | 1 | ||||
17 | Александр Невский. | 1 | ||||
18 | Отпор крестоносцам. | 1 | ||||
19 | Культура Древней Руси. | 1 | ||||
20 | Святой Сергий Радонежский | 1 | ||||
21 | Д. Донской. Там за Непрядвою, за Доном… | 1 | ||||
22 | Земля и люди Московского государства. | 1 | 1 | |||
23 | Московская Русь при “Грозном” царе. | 1 | 1 | |||
24 | Смутное время. | 1 | 1 | |||
25 | Д. Пожарский и К. Минин – народные герои. | 1 | 1 | |||
26 | Жизнь людей в городе. | 1 | 1 | |||
27 | Жизнь людей в деревне. | 1 | ||||
28 | Царь Пётр и его дела. | 1 | 1 | |||
29 | «Просвещенная императрица» Екатерина Великая. | 1 | 1 | |||
30 | Недаром помнит вся Россия… | 1 | 1 | |||
31 | Царь-освободитель и его реформы. | 1 | 1 | |||
32 | Конец российской империи. | 1 | 1 | |||
Я – помню! Я – горжусь! (36 часов) | ||||||
33 | Моя Родина – Краснодар. | 1 | ||||
34 | Основание Екатеринодара. | 1 | ||||
35 | Край, которым я горжусь. | 1 | ||||
36 | Заповедные тропы. | 1 | ||||
37 | Использование и охрана водоемов. | |||||
38 | Полезные ископаемые. | 1 | ||||
39 | История Кубани в архитектуре. | 1 | ||||
40 | Вещи рассказывают о прошлом. | 1 | ||||
41 | Народные ремесла на Кубани. | 1 | ||||
42 | Одежда жителей Кубани. | 1 | ||||
43 | Письменные исторические источники. | 1 | ||||
44 | Устная история родного края. | 1 | ||||
45 | Обычаи и традиции народов Кубани. | 1 | ||||
46 | Города и районы края. | 1 | ||||
47 | Просветители земли Кубани. | 1 | ||||
48 | Защитники Отечества. | 1 | ||||
49 | Наши земляки – гордость страны. | 1 | ||||
50 | Достопримечательности Краснодара. | |||||
51 | Собор Александра Невского. | 1 | 1 | |||
52 | Александрийская Триумфальная арка. Поющий фонтан. | 1 | 1 | |||
53 | Обелиск в честь двухсотлетия Кубанского казачьего войска. | 1 | ||||
54 | Памятник Екатерине 2. | 1 | 1 | |||
55 | Памятник кошельку. | 1 | ||||
56 | Екатерининский кафедральный собор. | 1 | 1 | |||
57 | Музеи и театры города Краснодара. | 1 | 1 | |||
58 | Историко-археологический музей-заповедник им. Е. Фелицына. | 1 | ||||
59 | Краевой художественный музей им. Ф. Коваленко. | 1 | ||||
60 | Музей почтовой связи на Кубани. | 1 | ||||
61 | Музей культуризма «Самсон». | 1 | ||||
62 | Краевой театр балета. | 1 | ||||
63 | Краснодарский краевой театр кукол. | 1 | ||||
64 | Музей казачества. | 1 | ||||
65 | Академический театр драмы им. Горького. | 1 | ||||
66 | Литературный музей Кубани. | 1 | ||||
67 | Живи, страна! Необъятная моя, Россия! | 1 | 1 | |||
68 | Итоговое занятие | 1 | 1 |
V. Список рекомендованной литературы.
Гончар А.Б., Лебедева Е.И. 120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких. М., 1993.
Успенский Л.В. Ты и твое имя. Волгоград,1994.
Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства( 18-19 век). С.б.,1994.
Ильин М.А. Вещи рассказывают. М.,1991.
Рабинович М.Г., Латышева Г.П. Из жизни древней Москвы. М.: 1961.
Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию (1-4 классы)/ О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Киселева. –Москва «ВАКО»,2008.- 160с.
Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия (1-11 классы)/И. А. Агапова, М. А. Давыдова–Москва «ВАКО»,2008.- 368с.
Воспитать патриота/Е. А. Воронова - Ростов н/Д:Феникс, 2008. – 282с.
Формирование гражданственности младших школьников. Занятия с учащимися. Беседа с родителями./О. А. Ещеркина.-М.: Волгоград.2007- 125с.
Данилов Д.Д., Гребенюк Л.И. Учебник «Мое отечество» (3 класс) – новый подход к преподаванию истории и обществознания в начальной школе. Начальная школа: плюс – минус. – 1999.- №1
Пантелеева Т.А., Останина Е.А. Родной свой край люби и знай: Интернет.
Д. В. Григорьев. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов – М.: Просвещение, 2010 год;
Е. И. Пудовина. Государственные праздники Российской Федерации. М. АЙРИС-ПРЕСС, 2005 год;
И. И. Варакина, С. В. Парецкова. Календарь знаменательных дат: классные часы на патриотические темы. Волгоград, Учитель 2007 год.
Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. - 9 - 13с.
Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.
для детей и родителей:
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008.
Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России. М.,2003.
Дегтярева А. История российского флага. М., 1994.
Моисеева К.М. Люди ищут забытое царство: рассказы об археологических открытиях. М., 1979.
Саплина Е.В., Саплин А.И. «Введение в историю», учебник – М.: «Дрофа»
Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
Н. В. Чудакова, А. В. Громов. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва: АСТ, 2001 год.
С. Н. Сыров. Страницы истории. Москва, Русский язык, 1987 год.