Образование национальных государств, разработка урока для 11 класса

Зайцева Виктория Анатольевна

Урок построен с примененеим разных видов заданий. Обучаемые самостоятельно приходят к содержанию урока; анализируя текст параграфа учебника, заполняют таблицу. При закреплении темы урока, применяют картографические знания. На этапе рефлексии один из самых активных учеников выставляет оценки знаний, обосновывая их активностью работы на уроке. Домашнее задание задается по тексту параграфа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obrazovanie_nats.gosudarstv.docx25.68 КБ
Файл pochtovye_marki.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Зайцева В.А.

Конспект урока по истории Всеобщей для проведения в 11 классах

Тема: Образование национальных государств в Европе

Тип урока: комбинированный урок

Цель: Образовательная: совместно с обучаемыми выяснить события, происходившие после распада трех империй: Российской, Австро-Венгерской и Германской; развивающая: развивать умение работать с текстом учебника, логически мыслить, сравнивать события, происходившие в новообразованных государствах; воспитательная: воспитывать чувство патриотизма на фоне того, что именно после революции в России – модель построения советского общества стала актуальной во многих молодых государствах послевоенной Европы.

Методы: фронтальный опрос, анализа происходящих событий, синхронизации и хронологии фактов, логического мышления, наглядность, работа с картой, с текстом учебника и отрывками из исторических источников, метод инновационных технологий.

 Оборудование: учебник История. Всеобщая история. 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.А. Улунян, Е.Ю. Сергеев; под ред. А. О. Чубарьяна.– М.: Просвещение, 2014. – 287 с; рабочие тетради, раздаточный материал; мультимедийная доска.

Ход урока:

Организационный момент

Опрос Домашнего задания (по п.1-2). Количество вопросов взято из расчета 15 чел.учащихся:

  1. Предпосылкой к Первой мировой войне послужило:.. (образование 2-х блоков Тройственного союза и Антанты).
  2. Австро-Венгрия, Германия, Италия … - (государства, входившие в Тройственный союз)
  3. Россия, Великобритания и … - государства… (Франция, входившие в Антанту)
  4. 28 июня 1914 г…. (убийство эрцгерцога Франца Фердинанда)
  5. Франц Фердинанд – наследник престола… (Австро-Венгрии)
  6. Гаврило Принцип – представитель какого государства?... (Сербии)
  7. Первая мировая война началась… (28 июля 1918 г.)
  8. Австро-Венгрия объявила войну Сербии… (28 июля 1918 г.)
  9. Какое государство и когда объявило войну России в ходе Первой мировой? (Германия, 1 августа 1918 г.)
  10. Какие государства заявили о своем суверенитете до 1917 г.? (США, Бельгия, Испания, Нидерланды, Норвегия, Люксембург и др.)
  11. Что предполагал «план Шлиффена»? (захват Парижа за 42 дня)
  12. В сентябре 1914 г. – битва… (на р. Марна)
  13. На стороне какого блока выступила Япония? (Антанта)
  14. Во время какой битвы впервые использовались новинки огневой техники: огнеметы, аэропланы, танки (р. Сомма)
  15. Во время какой битвы впервые использовались отравляющие газы? (р. Ипр)
  16. Количество жертв с обеих сторон по итогам битвы у Вердена… (ок. 1 млн.)
  17. Одно из самых крупных морских сражений войны, происходившее  с 31 мая по 1 июня 1916 г. …(Ютландское)
  18. Количество государств, принимавших участие в Первой мировой войне …(38)
  19. Главный итог Первой мировой войны:… (распад 4 империй)
  20. Как на начальном этапе войны реагировало население на начавшуюся Первую мировую войну? (поддерживало национальную идею, подъём патриотического духа)
  21. Почему уже в первые недели войны ограничивались демократические свободы в государствах? (в условиях войны невозможно)
  22. От чего страдали и от чего выигрывали государства, объявившие нейтралитет? (от потока беженцев от спроса продовольствия, обмундирования и пр. нужд войны)
  23. Как профсоюзы содействовали идеологии войны? (сдерживали стачки рабочих, пользуясь своим авторитетом)
  24. Какие 2 организации оказывали основную массу помощи беженцам? (МКК и АРА)
  25. В каких условиях содержались пленные солдатские низы? (борьба за выживание: антисанитария, отсутствие надобного питания, эпидемии)
  26. Почему пленные офицеры содержались в лучших условиях, чем пленные солдатские низы? (были информированы; возможен выкуп)
  27. На территории какого государства социал-демократы проводили конференции? (Швейцария)
  28. Назовите основных членов социал-демократической конференции в Швейцарии. (В.Ленин, Карл Либкнехт и Роза Люксембург)
  29. С какого периода начинается массовый антивоенный общественный подъем? (Весна 1916 г.)
  30. Назовите годы Первой мировой войны (1914-1918 гг.)

Новый материал:

  1. Крушение империй
  2. Образование Чехословакии
  3. Образование Югославии
  4. Воссоздание польского государства
  5. Образование Австрийской республики
  6. Создание Венгерского независимого государства
  7. Образование новых государств на территории бывшей Российской империи
  8. Образование Латвии, Литвы, Эстонии
  9. Установление Веймарской республики в Германии.

Актуализация темы. На экране изображение некоторых почтовых марок государств, которые будут изучены на уроке. Учащиеся должны внимательно рассматривать каждое изображение, вглядываясь и допрашивая его. На основании этого приходят к выводу, что сегодня мы будем на уроке изучать новые послевоенные государства, образовавшиеся в ходе распада Российской, Германской и Австро-Венгерской империи.

  1. Крушение империй

Слово учителя.

В след за революцией в России, революции охватили и другие страны Европы.

Распад империи на территории Австрии отличался от России и Германии. Еще летом  1918 г. страны Антанты создали национальные организации чехов, словаков, поляков, украинцев и южнославянских народов. Они выступали за независимость своих административно-территориальных образований.

В Польше, Литве, Латвии, Эстонии и Финляндии – гражданская война, - отклик на события  в революционной России.

Самостоятельная работа учеников с текстом параграфа: С.37-46.

Заполнение таблицы:

Образованное государство

Дата образования

Входившие земли

Глава государства

Реформы

Чехословакия

28 октября 1918 г.

Чехия, Словакия

Томаш Масарик

Отмена дворянских титулов  и привилегий; свобода слова, свобода печати; закон о социальном страховании и помощи безработным; аграрная реформа

Югославия

1 декабря 1918 г.

Хорватия, Сербия, Словения, Черногория, Босния и Герцеговина, Македония

Принц Александр Карагеоргиевич

Социальные и экономические реформы

Польское государство

18 ноября 1918 г.

часть германской провинции Позен, часть Померании, Данциг (Гданьск) получил статус «вольного города».

Юзеф Пилсудский

Ю. Пилсудский должен был исполнять свои обязанности до принятия постоянной контитуции. С 1926 г. – режим санации

Австрийская республика

12 ноября 1918 г.

Австрия

Карл Зейц

Отмена дворянских титулов  и привилегий; частично национализированы крупные предприятия; введён 8-часовой рабочий день; принято трудовое законодательство с широкими социальными гарантиями

Венгерское независимое государство

13 ноября 1918 г.

21 марта 1919 г.

1 августа 1919 г.

Венгрия.

После Трианонского мирного договора

потеряла значительную часть земель

Михай Каройи

(Венгерская Народная Республика)

Бела Кун

(Венгерская Советская Республика)

Миклош Хорти

(Венгерское королевство)

Аграрная реформа

Политические, экономические и социальные реформы по образцу  Советской России

Объединил две ведущие партии в новую Объединенную партию, начал диалог с социал-демократами, провел ограниченную земельную реформу

Новые государства на территории бывшей Российской империи

20 ноября 1917 г.

15 декабря 1917 г.

9 марта 1918 г.

22 апреля 1918 г.

Украинская Народная Республика

Молдавская Народная Республика

Белорусская Народная Республика

Закавказская Демократическая Республика

Сторонники демократии

Максимальная централизация и милитаризация управления страной

Латвия, Литва, Эстония

18 ноября 1918 г.

16 февраля 1918 г.

19 мая 1919 г.

Латвия

Литва

Эстонская республика

Карлис ульманис

Антанас Сметона

Аугуст Рей

Аграрная реформа

Неустойчивость политической системы

Национализация земель

Финляндия

Декабрь 1918 г.

Финляндия

Карл Маннергейм

Неустойчивость политической системы

Веймарская республика в Германии

31 июля 1919 г.

Германия (10 свободных государств)

Фридрих Эберт

Введение всеобщего избирательного права, провозглашение демократических свобод, установление 8-часового рабочего дня; национализация крупных промышленных предприятий; расширение прав профсоюзов

После заполнения классом таблицы предлагается ее проверка с помощью карты из учебника под названием «Территориальные изменения в Европе в 1918-1923 гг». Учитель называет государство, а учащиеся по карте ищут территории, входившие в его состав; называют деятелей, стоявших у истоков государств и кратко характеризуют реформы, проходившие в нем.

Рефлексия. Вызывается  ученик, который оценивает работу одноклассников на уроке и делает вывод, что государства, образовавшиеся в результате падения европейских империй по тогу Первой мировой войны, были слабыми; многие из них попали под просоветское влияние и реформы, проводившиеся в них, - были похожими на реформы, проводимые в советской России.

Домашнее задание: П.3, с.47-48 проанализировать отрывок из источника «Съезд представителей народов и областей России».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отгадай государство и подумай: что всех их объединяет ?

Слайд 11

что объединяет все эти государства? Возвратимся к вопросу: