СОСТОЯНИЕ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ В КОНЦЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ
Статья "СОСТОЯНИЕ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ В КОНЦЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ"
Автор: Алексей Геннадьевич Пшеничный, учитель истории и обществознания
В дореволюционной России на протяжении многих лет вопросами народного образования и просвещения в той или иной мере ведало духовенство. Государство было заинтересовано в том, чтобы представители церкви воспитывали народ в духе преклонения не только перед властью небесной, но и властью земной – государственной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tserkovno-prihodskie_shkoly.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОСТОЯНИЕ ЦЕРКОВНО-ПРИХОДСКОЙ ШКОЛЫ
В КОНЦЕ ХIХ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКОВ
Алексей Геннадьевич Пшеничный,
учитель истории и обществознания
В дореволюционной России на протяжении многих лет вопросами народного образования и просвещения в той или иной мере ведало духовенство. Государство было заинтересовано в том, чтобы представители церкви воспитывали народ в духе преклонения не только перед властью небесной, но и властью земной – государственной.
В 60-е гг. XIX в. остро встал вопрос о расширении сети школ, прежде всего - начальных. Прогрессивная общественность требовала введения всеобщего начального образования. Правительство было вынуждено приступить к реформам в области просвещения, затронувшим начальную, среднюю и высшую школы.
В означенный период был подготовлен и принят ряд законодательных актов, регламентирующих деятельность различных типов церковных школ, их статус, управление и подчиненность, сроки и программы обучения, порядок открытия и закрытия, льготы выпускникам и т.д. В первую очередь это «Правила о церковно-приходских школах», высочайше утвержденные 13 июня 1884г., которые определили развитие начального образования в конце ХIХ - начале ХХ веков. [1.] Согласно этим Правилам на приходское духовенство была возложена обязанность обучать грамоте крестьянских детей в церковно-приходских школах. Действие Правил распространялось на все епархии, кроме Рижской и Великого княжества Финляндского. 25 мая 1888г. были высочайше утверждены «Правила об уездных отделениях епархиальных училищных советов», которые дополнили правила 1884г. и законодательно оформили новую единицу в структуре управления церковными школами - уездные отделения епархиальных училищных советов. «Правила о школах грамоты», высочайше утвержденные 4 мая 1891г., регламентировали деятельность особого типа церковных школ - школ грамоты, которые были подчинены духовному начальству еще Правилами о церковно-приходских школах 1884г. Таким образом, Синодом были взяты под контроль и школы грамоты, которые могли открываться даже в самых малочисленных населенных пунктах, с минимальными материальными издержками, при одном учителе. Именно в эти школы получала доступ основная масса крестьянских детей. Высочайше утвержденные «Положение об управлении школами церковно-приходскими и грамоты ведомства православного исповедания» 26 февраля 1896г. и «Положение о церковных школах ведомства православного исповедания» 1 апреля 1902г. заменили собой Правила 1884, 1888 и 1891гг. и отразили изменения, произошедшие в системе церковных школ в 80-х - 90-х гг. XIX в. Они определили основы и правила их функционирования вплоть до революции 1917г. [1.]
Согласно Правилам 1884г. Церковно-приходскими школами именовались начальные училища, открываемые православным духовенством - приходскими священниками или, с их согласия, другими членами причтов, на местные средства прихода, без пособий или с пособием от сельских и городских обществ, приходских попечительств и братств, земских и других общественных и частных учреждений и лиц, епархиального и высшего духовного начальства, а также казны. Школы эти имели целью утверждать в народе православное учение веры и христианской нравственности, а так же давать первоначальные полезные знания.
Об открытии церковно-приходской школы приходские священники сообщали через благочинных епархиальному архиерею, испрашивая его благословения и утверждения, уездным училищным советам, а где их нет - должностным лицам учебного ведомства, заведующим народными школами.
Закрытие церковно-приходских школ, и передача их в другое ведомство происходили с разрешения епархиального архиерея.
Церковно-приходские школы были: одноклассные с двухлетним и двухклассные с четырехлетним курсом обучения.
В начале XX века срок обучения в церковно-приходских школах увеличился: в одноклассных до 3 лет, в двухклассных - до 5 лет.
В церковно-приходских школах преподавались такие предметы, как: закон божий, а именно изучение молитв, священная история и объяснение богослужения; краткий катехизис; церковное пение; чтение церковной и гражданской печати и письмо; начальные арифметические сведения. В школах двухклассных преподавались, сверх того, начальные сведения из истории церкви и Отечества. Объем преподавания этих предметов и распределение их по тем и другим школам устанавливался особыми программами с утверждения святейшего синода.
Ведению и наблюдению духовного начальства подлежали и открываемые по деревням и поселкам, входящим в состав прихода, домашние крестьянские школы грамотности. С разрешения епархиального архиерея, при церковно-приходских школах можно было открывать: дополнительные классы по предметам, преподаваемым в одноклассных и двухклассных школах; проводить ежедневные уроки для взрослых; вводить особые ремесленные отделения и рукодельные классы; открывать воскресные школы для лиц, не имеющих возможности учиться ежедневно. Хотя уроки для взрослых и воскресные школы могли быть открыты священниками и там, где нет церковно-приходской школы.
Преподавание в церковно-приходских и воскресных школах на уроках для взрослых и в дополнительных классах производились под руководствам, учебным пособиям и вообще книгам, указанным святейшим синодом. При названных школах, по мере средств, составлялись учительские и ученические библиотеки.
Приходские школы нераздельно с церковью должны были внушать детям любовь к церкви и богослужению, чтобы посещение церкви и участие в богослужении сделалось навыком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны были присутствовать при богослужении, а способные, по надлежащей подготовке, должны были участвовать в церковном чтении и пении.
Ежедневные учебные занятия в церковно-приходских школах начинались и оканчивались молитвой. Обучение осуществляли местные священники или другие, по соглашению, члены причта, а также назначаемые для этого, с утверждения епархиального архиерея, учителя и учительницы, под наблюдением священников.
Наставление в правилах веры и преподавание закона божия относились к прямой обязанности священника. Если в составе причта был дьякон, то преподавание закона божия могло быть предоставлено и ему. В особых случаях, с разрешения епархиального архиерея, преподавание закона божия могло быть предоставлено членам клира или благонадежному учителю из лиц, не принадлежавших к составу клира.
Учительские должности в церковно-приходских школах замещались преимущественно лицами, получившими образование в духовных учебных заведениях и женских училищах духовного ведомства. Преподаватели церковно-приходских школ из светских лиц, имеющих звание учителя начального народного училища, пользовались всеми правами, предоставленными этому званию.
Испытания (экзамены) оканчивающих курс учеников церковно-приходских школ для получения свидетельств, дающих права на льготу IV разряда по отбыванию воинской повинности, производились на основании общих, установленных для начальных училищ, правил.
Непосредственное и ответственное заведывание церковноприходскими школами возлагалось на приходских священников или же на назначенных епархиальным архиереем, которому принадлежало общее заведывание церковно-приходскими школами в епархии и попечение о их благоустройстве. Для обсуждения вопросов по церковно-приходским школам в каждой епархии учреждались епархиальные училищные советы. Председатель и члены совета избирались епархиальным архиереем из духовных и светских лиц, преданных делу народного образования и близко знакомых с бытом и духовными потребностями населения.
К заседаниям совета приглашались на правах членов местные директора народных училищ. Училищный совет рассматривал отчеты священников-наблюдателей и представлял епархиальному архиерею свои соображения о мерах, которые могли способствовать распространению в народе просвещения в духе православной церкви.
Высшее управление всеми церковно-приходскими школами и распоряжение отпускаемыми на их содержание суммами принадлежало святейшему синоду, который имел право издавать особые постановления.
Относительно быстрый рост числа школ на Алтае во второй половине XIX - в начале XX веков объясняется рядом причин.
После отмены крепостного права, повлекшей освобождение приписных крестьян и мастеровых, в округе, как и в других районах страны, распространение получил наемный труд, широко развивается торговля. Благодаря строительству Сибирской железной дороги Алтай оказался втянутым в общерусский и мировой рынок. В городах и крупных селах возникают разного рода промышленные предприятия, появляется множество частных ремесленных мастерских, развивается кустарное производство. Поэтому с каждым годом нарастала потребность в грамотных рабочих и специалистах. К концу XIX века само русское крестьянство начинает осознавать потребность в знаниях, а значит в книге и грамоте. Город предоставлял больше возможностей для просвещения и образования, – это и многочисленные учебные заведения разного уровня и разных ведомств, и публичные лекции, организуемые местными культурно-просветительными обществами и библиотеки, и многое другое. В деревне круг просветительных возможностей был крайне ограничен. Подавляющая часть интеллигенции (людей потенциально способных выступить учителями для малограмотного сельского населения) проживала в городах. Количество школ и уездных училищ было крайне незначительным, еще меньшим было количество библиотек.
В конце XIX века число церковно-приходских школ и школ грамоты резко увеличивается. Так, в Томской епархии на 1 марта 1887 года было всего 58 церковно-приходских школ, вместе со школами Алтайской миссии, в которых училось более 1100 учащихся обоего пола. К ноябрю 1887 года число приходских школ увеличивается до 87, а число учащихся до 1515, на начало 1889 года открыто уже 123 школы. [2.]
Нужно отметить, что в западной Сибири в силу отсутствия земств не возникало конкуренции между государственной, земской и церковной школами. Даже сильный всплеск школьного строительства, произошедший в конце XIX века не смог полностью покрыть потребности народа в образовании, поэтому совершенно неудивительно стремление сельского населения к распространению церковно-приходских школ и школ грамоты. Не редки были случаи обращения крестьянских сходов к церковному начальству с просьбой открыть в их селе школу и обещанием пожертвовать на ее постройку и содержание учителя необходимую сумму. Не редки были письма подобной направленности и от самих представителей сельского духовенства епархиальному начальству.
Эта во многом подвижническая деятельность была высоко оценена теми, ради кого она предпринималась, о чем свидетельствуют многочисленные благодарственные отзывы сельских сходов о просветительной деятельности местных священников. [2.]
Подводя итог, необходимо отметить, что в конце XIX века проблема народного просвещения была осознана как государством, так и широкими кругами российской общественности. На Алтае она стояла наиболее остро в связи с низким уровнем грамотности населения региона. И если в городах роль лидеров просветительного движения взяла на себя светская интеллигенция, то в деревне - сельское духовенство.
Сегодня, по мнению руководства страны, очень важно сохранить школы там, где это необходимо, а дети должны иметь возможность учиться в родных селах и поселках, в цивилизованных условиях и получать качественное образование, чтобы выпускники по уровню знаний не уступали своим сверстникам из городов. Страна у нас большая, территория колоссальная, в некоторых местах нам не обойтись без сохранения малокомплектных школ, организации филиалов базовых школ на их основе. Возможно, в сложившейся ситуации мог быть полезным и другой исторический опыт - опыт церковно-приходских школ.
Список использованных источников и литературы
Хрестоматия по истории педагогики. // Под ред. С.А.Каменева, сост. Н.А.Желваков, М., 1936.
Энциклопедия образования в Западной Сибири. Т.1. Барнаул, 2003.