«Школьная музейная комната как фактор формирования патриотических ценностей личности»

Пицык Наталья Николаевна

«Школьная музейная комната как фактор формирования

патриотических ценностей личности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnaya_muzeynaya_komnata_kak_faktor_formirovaniya.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 122 Кировского района Волгограда»

Районная конференция

«70 лет Великой Победе»

Номинация: «Музейная педагогика как фактор формирования патриотических ценностей личности»

«Школьная музейная комната как фактор формирования

патриотических ценностей личности»

Выполнила:

Пицык Наталья Николаевна,

учитель истории и обществознания

Волгоград, 2015 г.


Статья посвящена анализу опыта работы школьной музейной комнаты «76-ой Гвардейской дивизии», которая является главным фактором формирования патриотических ценностей школьников. Автором проведена работа по анализу практической деятельности музейной комнаты. В результате, анализ показал, что главная функция музейной комнаты в школе, это патриотическое воспитание.

Ценности занимают важное место в жизни человека и общества, так как именно ценности характеризуют собственно человеческий образ жизни. Согласно психологическим исследованиям, знание становится действенным в случае, если приобретает для человека статус ценности[1].

Ценностные ориентации обеспечивают целостность и устойчивость личности, определяют структуру сознания, программы и стратегии деятельности, контролируют и организуют мотивационную сферу.

Человек свободен в своем выборе ценностей. Они формируют те принципы, нормы, правила, которыми руководствуется человек в своей жизни. Основные ценности закладываются ещѐ в детском возрасте. Этот период является решающим в плане формирования ценностей личности т.к. на этом этапе происходит формирование мировоззрения человека.

В современном обществе первое место начинают занимать материальные ценности, ещѐ В.А. Сухомлинский отмечал: «…Чем лучше становится жить, чем больше ценностей бытового характера предоставляется в распоряжение молодого поколения…, тем труднее воспитать, тем больше возрастает ответственность всех, причастных к воспитанию»[2].

Поэтому очень важно сохранять и развивать патриотические ценности у молодого поколения, особенно в подростковом возрасте, когда система ценностей наиболее подвижная и изменчивая.

Главная функция патриотического воспитания – предотвратить проявления национализма, экстремизма.

Школьный музей является одним из самых эффективных средств духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей. Он способствует развитию таких ценностных ориентаций: патриотизм, долг, честь, порядочность, внимание к людям и др.[3]

Анализ деятельности музейной комнаты «76ой Гвардейской дивизии» на базе МОУ ОШ № 122 города Волгограда показал, что через творческое участие школьников в деятельности музейной комнаты формируется гражданско-патриотическое поведение, эмоционально-волевые проявления, основные нравственные ценности. Руководитель музейной комнаты и ученики школы пытаются строить свою работу именно для достижения этих целей.

По результатам работы музейной комнаты МОУ ОШ № 122 был проведен анализ практической деятельности, который показал, что в работе коллектив старается придерживаться одной главной цели – это патриотическое воспитание. Сегодня очень важно сохранить в сердцах подрастающего поколения память об истории нашей Родины, в особенности, истории военных лет, которые перевернули судьбы целых поколений. Беда и трагедия войны никого не обошла стороной.

Основными формами организации деятельности музеев по патриотическому воспитанию школьников можно назвать встречи с ветеранами войны и оказание им помощи, а также уроки (месячники) мужества. Несмотря на то, что это эпизодические мероприятия, каждому из них предшествует серьѐзная длительная подготовка, связанная с самостоятельной исследовательской работой учащихся. Одним из основных результатов таких исследований являются выступления школьников с докладами на конференциях, фестивалях. Разновозрастные группы учащихся этих школ принимают активное участие в акции «Сталинградские окна», «Цветы на граните, общественно-патриотической акции «Знамя Победы», «Ветеран, живущий рядом», в социальном проекте «Письма Победы» - школьники общаются с жителями своего родного района с помощью легендарного письма «фронтового треугольника», рассказывая и опрашивая своих соотечественников, что они знают о подвигах и героях Сталинградской земли и в других акциях и мероприятиях. Ежегодно в День Победы актив школьной музейной комнаты проводит митинг, организует выставки, как на собственной базе, так и при взаимодействии с библиотекой.

Активом музейной комнаты был реализован проект «Забытый герой» незабытой войны…», приняв участие в поисковой операции героя Великой Отечественной войны Ходовой Анны Павловны, воина 64 армии.

После проведения этой поисковой операции, у актива появилась вторая задача, которой является уход за могилой участников Великой Отечественной Войны, которые находятся в заброшенном состоянии.

Не менее эффективной для самореализации и формирования ценностно-смысловых компетенций была и та работа, которую проводили в год 75-летия школы, подготавливая юбилейную экскурсию об истории школы. Осознанная ответственность перед памятью людей, которыми дорожит школа, позволила ребятам не только глубоко овладеть достаточно сложным документальным материалом и достойно представить его гостям, но и познакомить с этими материалами учащихся школы, проведя подготовленную экскурсию для всех желающих. Таким образом, участники этого проекта имели возможность осуществить приобретенные навыки в практической экскурсионной деятельности.

Работа отряда вносит неоценимый вклад в формирование патриотических ценностей личности[4]. Поэтому с уверенностью можно сказать, что если школьник побывал хоть раз в музейной комнате, никогда не позволит себе пренебрежительно относиться к истории своей страны и подвигам старших поколений.

Безусловно, что каждый из музеев нашего района имеет свою особую специфику работы, отдельное направление, но все школьные музеи объединяет то, что они имеют экспозиции, посвященные Великой Отечественной войне. И на базе музеев обязательно проводятся мероприятия в честь памяти героев войны и тыла. Участие в различных мероприятиях города и школы позволяет расширить общение с другими детскими организациями, объединениями.

Таким образом, на основе обобщения опыта работы школьной музейной комнаты можно сделать вывод, что деятельности школьных музеев присущи разные функции, но все они нацелены на реализацию главной цели – патриотическое воспитание школьников.


Источник использованной литературы:

  1. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2007. – 304 с.
  2. Полат, Е. C. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. – М., 2001. – 123 с.
  3. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
  4. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.
  5. Ромова, Л.Н. Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания школьников. – [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://nsportl.ru

[1] Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2007. – 304 с.

[2] Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения / В.А. Сухомлинский. – М.: Педагогика, 1979. – 560 с.

[3] Ромова, Л.Н. Школьный музей в системе гражданско-патриотического воспитания школьников. – [Электронный ресурс]. – Электронные данные. – Режим доступа: http://nsportl.ru

[4] Полат, Е. C. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: Материалы методического семинара. – М., 2001. – 123 с.