Статья "Численность чёрного духовенства Оренбургской епархии в конце XIX – начале XX вв."
В статье рассказывается о динамике численности черного духовенства Оренбургской епархии в начале 20-го века.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 124.5
Исторические науки и археология
Статья посвящена изучению православного духовенства Южного Урала во второй половине XIX – начале XX вв. В статье рассматривается общая динамика численности черного духовенства и соотношение представителей мужского и женского числа монашествующих и послушников в Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.
Ключевые слова и фразы: Оренбургская епархия; православное духовенство; монашествующие; послушники и послушницы; женская община; мужской скит.
Нефедов Николай Александрович, аспирант историко-филологического факультета ЧелГУ
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
E-mail: odou@csu.ru
Численность чёрного духовенства Оренбургской епархии в конце XIX – начале XX вв.
В XIX – начале XX веке наблюдался количественный рост православных монастырей в большинстве епархий Российской империи. Очевидно, что по мере роста количества монастырей в Оренбургской епархии изменялась и численность чёрного духовенства. А. И. Конюченко приводит следующие данные: «на 1850 г. в мужских монастырях насчитывалось 4 978 монашествующих и 5 019 послушников, в женских – 2 303 монахинь и 6 230 послушниц, то есть соотношение между монашествующими мужского и женского пола составляло 100 к 46,3 %, послушников – 100 к 124,1 %» [2, с.84]. На 1914 год данные резко меняются. Соотношение монашествующих мужского и женского пола - 100 к 137,5 %, а послушников - 100 к 590,6 %. Т.е. в течение второй половины XIX – начала XX вв. число, и монашествующих, и послушниц женского пола значительно выросло.
На основании отчетов о состоянии Оренбургской епархии приведем количественные данные о численности чёрного духовенства в конце XIX – начале XX века (до 1917 года) и выделим тенденции изменения численности чёрного духовенства в данной епархии
В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1899 год в мужских монастырях числилось 105 человек (38 монахов и 67 послушников). В женских монастырях - 1424 человека (208 монахинь и 1216 послушниц). Всего - 1529 человек. Монашествующих – 246. Послушников и послушниц – 1377 [1, Д.10570, л.26].
В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1901 год в мужских монастырях числилось 82 человека (31 монах и 51 послушник), т.е. меньше, чем в 1899 году на 23 человека. В женских монастырях - 1507 человек (227 монахинь и 1280 послушниц), т.е. больше, чем в 1899 году на 83 человека. Всего - 1589 человек. Монашествующих – 258. Послушников и послушниц – 1331 [1, Д.10572, л.24].
В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1902 год в мужских монастырях числилось 74 человека (28 монахов и 46 послушников). В женских монастырях - 1513 человек (230 монахинь и 1283 послушниц). Всего - 1587 человек. Монашествующих – 258. Послушников и послушниц – 1329 [1, Д.10573, л.8].
В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1903 год в мужских монастырях числилось 70 человек (32 монаха и 38 послушников), т.е. меньше, чем в предыдущие годы. В женских монастырях - 1574 человека (235 монахинь и 1339 послушниц), т.е. больше, чем в предыдущие годы. Всего - 1644 человек. Монашествующих – 267. Послушников и послушниц – 1377 [1, Д.10574, л.9].
Известно, что в 1908 году в результате перехода Уральской области в ведение Самарской епархии, Уральский Николаевский единоверческий мужской монастырь и Уральский Покровский единоверческий женский монастырь перестали относиться к Оренбургской епархии. Автоматически это должно было привести к сокращению численности монашествующих в мужских и женских обителях. Однако в женских обителях в отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1908 год числилось 1666 сестер (300 монахинь и 1366 послушниц). Т.е. по сравнению с 1903 годом тенденция роста количества монашествующих в женских обителях Оренбургской продолжилась. А вот в Успенско-Макарьевском мужском монастыре, единственном на тот момент штатном мужском монастыре епархии, на начало 1909 года числились: настоятель, 14 монахов и 38 послушников. Всего – 53 человека. Т.е. общая тенденция падения числа монашествующих в мужских обителях Оренбургской епархии в начале XX века продолжилась.
В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1912 год в единственном штатном мужском монастыре числилось 37 человек (18 монахов и 19 послушников). В женских монастырях - 1760 человек (317 монахинь и 1443 послушницы). Всего - 1797 человек. Монашествующих – 335. Послушников и послушниц – 1462 [1, Д.10578, л.21].
К марту 1914 года в Оренбургской епархии в мужских обителях было 34 монашествующих и 90 послушников. Всего 124 человека. В то же время в женских обителях было 347 монашествующих и 1463 послушницы. Всего - 1810 сестер.
В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1914 год приведены следующие цифры. В мужских монастырях числилось: 1 игумен, 17 иеродьяконов, 7 иеродьяконов, 13 монахов, 58 указных послушников и 73 неуказных послушников. Всего – 169 монашествующих (38 монахов и 131 послушник). В женских монастырях в том же году числилось: 10 игумений, 388 монахинь, 81 указная послушница и 1401 неуказная послушница. Всего – 1880 сестер (398 монахинь и 1482 послушниц) [1, Д.10580, л.21].
А вот данные за 1915 год. В мужских обителях числилось: 1 игумен, 17 иеродьяконов, 7 иеродьяконов, 15 монахов, 4 указных послушников и 76 неуказных послушников. Всего – 120 монашествующих (40 монахов и 80 послушников). В женских монастырях в том же году числилось: 11 игумений, 370 монахинь, 46 указная послушница и 1419 неуказных послушниц. Всего – 1846 монашествующих (381 монахинь и 1465 послушниц) [1, Д.10581, л.17].
Из приведенных данных о численности чёрного духовенства Оренбургской епархии в конце XIX – начале XX века можно сделать ряд выводов. Во-первых, в этот период наблюдается стабильный рост численности, и монахинь, и послушниц женских обителей. Этот рост вполне закономерен, так как на протяжении этого периода число женских монастырей в епархии выросло, даже не смотря на переход Уральской области в ведение Самарской епархии. В этот период были открыты монастыри в Орске, Верхнеуральске, Илецкой Защите, у деревни Исянгуловой и в Кустанае. И только в 1915 году наблюдается незначительный количественный спад монахинь и послушниц женских монастырей, что в первую очередь связано с начавшейся Первой мировой войной.
Данная тенденция была характерна и для большинства других епархий Российской империи. С чем же связан этот достаточно бурный рост женских монастырей, монашествующих и послушниц женских обителей? Этот рост говорит, прежде всего, о повышенной, по сравнению с мужчинами, социальной ранимости слабого пола. Монастыри притягивали к себе выпавших из среды привычных социальных связей сирот, вдов, старых дев, инвалидов и других женщин, не сумевших найти нишу в рамках мирской жизни.
Постоянный и стабильный рост женских монастырей был связан и с большим количеством общин, игравших роль ближайшего резерва женского иночества. Этим объясняется и значительное количество послушниц. На территории Оренбургской епархии на рубеже XIX-XX веков было несколько женских общин: Орская община (с 1888 по 1898 год), Верхнеуральская община (с 1888 по 1901 год), Кустанайская Иверская община (с 1889 по 1907 год), Покровская община у деревни Исянгуловой (с 1895 по 1904 год), Илецкая община (с 1890 по 1900), Серафимовская община (с 1904 года). Как сказано выше, подавляющее большинство этих общин получили статус монастыря.
Кроме того, в Оренбургской епархии мужские монастыри во всех отношениях уступали женским. Оренбургский преосвященный Мефодий писал в отчёте о состоянии епархии, что «мужские обители по внешнему и внутреннему своему состоянию много уступают женским обителям…» и находятся буквально в состоянии «жалкого прозябания» [2, с.98].
Второй вывод, который можно сделать, анализируя приведенные данные о численности чёрного духовенства Оренбургской епархии – с конца XIX века и на протяжении первого десятилетия XX века численность монашествующих и послушников мужских обителей стабильно падала вниз. И это тоже вполне логично, учитывая, что в этот период число штатных мужских монастырей епархии сократилось. Напомню, что в 1900 году «за недостатком средств» Богодуховский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в городе Оренбурге переведен в число заштатных. А в 1908 году из ведения епархии вышел Уральский Николаевский мужской единоверческий монастырь.
В-третьих, со второго десятилетия XX века численность монашествующих и послушников мужских обителей начала увеличиваться. В первую очередь это связано с тем, что в 1913-1914 гг. на территории епархии были основаны аж три мужских монастыря, получившие этот статус в результате преобразования скитов, возникших во второй половине первого десятилетия XX века: Николаевский мужской монастырь у села Покровки (существовал в качестве скита с 1905 года), Николаевский мужской монастырь близ города Троицка (существовал в качестве скита с 1908 года), Георгиевский мужской монастырь близ города Челябинска (в качестве мужской общины – с 1909 года).
В-четвертых, даже не смотря на количественный рост мужских монастырей в Оренбургской епархии в первой половине второго десятилетия XX века, численность монашествующих и послушников в женских монастырях всегда в разы превышала численность монашествующих и послушников в мужских монастырях. Для наглядности составим таблицу соотношения монашествующих и послушников мужского и женского пола:
Таблица 2
Соотношение численности монашествующих и послушников мужского и женского пола в Оренбургской епархии в 1899 -1915 гг.
год | Соотношение монашествующих | Соотношение послушников | ||
Мужской пол | Женский пол | Мужской пол | Женский пол | |
1899 | 18,27 % | 100 % | 5,51 % | 100 % |
1901 | 13,66 % | 100 % | 3,98 % | 100 % |
1902 | 12,17 % | 100 % | 3,59 % | 100 % |
1903 | 13,6 % | 100 % | 2,84 % | 100 % |
1908 | 5 % | 100 % | 2,78 % | 100 % |
1912 | 5,68 % | 100 % | 1,32 % | 100 % |
1914 (март) | 9,8 % | 100 % | 2,78 % | 100 % |
1914 (декабрь) | 9,55 % | 100 % | 4,93 % | 100 % |
1915 | 10,5 % | 100 % | 5,46 % | 100 % |
Из таблицы видно, что в конце XIX века и первое десятилетие XX века разрыв в соотношении монашествующих и послушников мужского и женского пола рос с каждым годом. И только в 1912-1915 гг. этот разрыв начал сокращаться, т.к. в этот период в епархии появились три мужских обители.
В заключении необходимо согласиться с тем, что общие тенденции в изменении количества монастырей и численности чёрного духовенства на территории Российской империи во второй половине XIX – начала XX вв. характерны и для Оренбургской епархии. Это касается и роста количества монастырей епархии, и увеличения численности монашествующих и послушников, и многократного преобладания числа монашествующих и послушниц женского пола над числом монашествующих и послушников мужского пола.
Список литературы
- ГАОО. Ф. 175. Оп. 5. Д.10566-10580.
- Конюченко А.И. Православное духовенство России во второй половине XIX – начале XX века. : дис. … док. ист. наук. Челябинск, 2006.