Рабочая программа дисциплины "История древнего мира". Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования). Профили подготовки "История и Обществознание"

Магсумов Тимур Альбертович

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по уровню, направлению подготовки  (профилю), квалификации 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования), утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от «___» ____________ 201___ г. № ___ (Проект).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов"

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

__________________________

__ __________ 2015 г.

МОДУЛЬ 8 - СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ. ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯИстория древнего мира

рабочая программа дисциплины (модуля)

Закреплена за кафедрой

Истории и методики ее преподавания

Учебный план

b44.03.05 ИиО п581.plm.xml
44.03.05 Педагогическое образование ( с двумя профилями образования) профили История и Обществознание гр. 581

Квалификация

прикладной бакалавр

Форма обучения

очная

Общая трудоемкость

7 ЗЕТ

Часов по учебному плану

252

Виды контроля  в семестрах:

в том числе:

экзамены 1, 2

аудиторные занятия

134

самостоятельная работа

46

экзамены

72

Распределение часов дисциплины по семестрам

Вид занятий

№ семестров, число учебных недель в семестрах

1

18

2

16,7

3

18

4

18,3

5

18

6

17,3

7

16,7

8

13,3

9

14,7

10

12,7

Итого

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

Лекции

18

18

32

32

50

50

Лабораторные

Практические

36

36

48

48

84

84

В том числе инт.

КСР

Ауд. занятия

54

54

80

80

134

134

Сам. работа

18

18

28

28

46

46

Итого

72

72

108

108

252

180


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 2

Программу составил(и):

канд. ист. наук, доц. Магсумов Т.А. _________________

Рецензент(ы):

канд. ист. наук, доц. Уткин А.А. _________________

Рабочая программа дисциплины

История древнего мира

разработана в соответствии с ФГОС:

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от "___" _____________ 201__ г. № (проект).

составлена на основании учебного плана:

44.03.05 Педагогическое образование ( с двумя профилями образования) профили История и Обществознание гр. 581

утвержденного учёным советом вуза от 05.05.2015 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от __ __________ 2015 г.  №  __  
Срок действия программы:  уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 3

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2016 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2016-2017 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2016 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2017 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2017 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2018 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2019 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 4

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1

заключаются в осмыслении на основе конкретно-исторического материала генезиса и эволюции цивилизаций Древнего Востока, мира древнегреческих полисов и античного Рима.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Цикл (раздел) ООП:

Б1.В.ОД

2.1

Требования к предварительной подготовке обучающегося:

2.1.1

Для освоения дисциплины «История древнего мира» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

2.2

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

2.2.1

История средних веков

2.2.2

История средних веков

2.2.3

Курсовая работа по всеобщей истории

2.2.4

Новая и новейшая история стран Азии и Африки

2.2.5

Новая и новейшая история стран Азии и Африки

2.2.6

Новая история стран Европы и Америки

2.2.7

Новая история стран Европы и Америки

2.2.8

Новейшая история стран Европы и Америки

2.2.9

Новейшая история стран Европы и Америки

2.2.10

Педагогическая практика

2.2.11

Педагогическая практика

2.2.12

Преддипломная практика

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

СК-1: способен определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальным уровнях

Знать:

Уровень 1

основные пространственные рамки исторических процессов и явлений древности на локальном, национальном и
глобальном уровне

Уровень 2

базовые особенности пространственных рамок исторических процессов и явлений древности на локальном, национальном и
глобальном уровне

Уровень 3

сравнительную характеристику пространственных рамок исторических процессов и явлений древности на локальном, национальном и
глобальном уровне

Уметь:

Уровень 1

определять основные пространственные рамки исторических процессов и явлений древности на локальном, национальном и
глобальном уровне

Уровень 2

выявлять базовые особенности пространственных рамок исторических процессов и явлений древности на локальном, национальном и глобальном уровне

Уровень 3

давать сравнительную характеристику пространственных рамок исторических процессов и явлений древности на локальном, национальном и глобальном уровне

Владеть:

Уровень 1

навыками определения основных пространственных рамок исторических процессов и явлений древности на локальном, национальном и глобальном уровне

Уровень 2

навыками выявления базовых особенностей пространственных рамок исторических процессов и явлений древности на локальном, национальном и глобальном уровне

Уровень 3

навыками сравнительной характеристики пространственных рамок исторических процессов и явлений древности на локальном, национальном и глобальном уровне

СК-2: способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике

Знать:

Уровень 1

принципы и способы периодизации истории древнего мира, основные периоды древней истории


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 5

Уровень 2

диманику и тенденции изменений внутри основных событий, явлений и процессов истории древнего мира

Уровень 3

диманику, направленность, тенденции и закономерности изменений основных событий, явлений и процессов древности

Уметь:

Уровень 1

вычлениять и характеризовать принципы и способы периодизации истории древнего мира, основные периоды древней истории

Уровень 2

определять диманику и тенденции изменений внутри основных событий, явлений и процессов истории древнего мира

Уровень 3

выявлять диманику, направленность, тенденции и закономерности изменений основных событий, явлений и процессов древности

Владеть:

Уровень 1

навыками вычленения и характеристики принципов и способов периодизации истории древнего мира, основных периодов древней истории

Уровень 2

навыками определения диманики и тенденций изменений внутри основных событий, явлений и процессов истории древнего мира

Уровень 3

навыками выявления диманики, направленности, тенденций и закономерностей изменений основных событий, явлений и процессов древности

СК-3: способен характеризовать модели общественного развития

Знать:

Уровень 1

понятие "модель общественного развития", основные модели общественного развития древности

Уровень 2

структуру и особенности моделей общественного развития древнего мира

Уровень 3

основные характеристики моделей общественного развития древности, динамику их изменений

Уметь:

Уровень 1

определять понятие "модель общественного развития", выделять модели общественного развития в период древности

Уровень 2

анализировать содержание и формы государственных и общественных институтов в период древнего мира

Уровень 3

характеризовать модели общественного развития в древности

Владеть:

Уровень 1

навыками выделения и характеристики моделей общественного развития в древности

Уровень 2

навыками анализа социальной структуры древних обществ в их динамике

Уровень 3

навыками анализа моделей общественного развития в древности

СК-5: готов применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов

Знать:

Уровень 1

состояние источниковой базы истории древневосточных и античных государств

Уровень 2

методы комплексного анализа исторических источников

Уровень 3

особенности использования методов исторической науки при анализе исторических документов и фактов периода древности

Уметь:

Уровень 1

использовать методы комплексного анализа исторических источников

Уровень 2

проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа, осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника

Уровень 3

применять приемы и навыки критики исторического источника периода древности

Владеть:

Уровень 1

основами комплексного анализа исторических источников

Уровень 2

навыками работы с различными видами исторических источников

Уровень 3

навыками работы и анализа исторических источников периода древности

СК-6: способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем

Знать:

Уровень 1

общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем

Уровень 2

общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем истории древнего мира

Уровень 3

особенности комплексного применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно-исторических проблем истории древнего мира

Уметь:


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 6

Уровень 1

использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем

Уровень 2

применять общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем истории древнего мира

Уровень 3

осуществлять комплексное применение общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно-исторических проблем истории древнего мира

Владеть:

Уровень 1

навыками использования общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно-исторических проблем

Уровень 2

навыками применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно-исторических проблем истории древнего мира

Уровень 3

навыками осуществления комплексного применения общенаучных принципов и методов познания при анализе конкретно-исторических проблем истории древнего мира

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

3.1

Знать:

3.1.1

движущие силы и закономерности исторического процесса в мире в эпоху первобытности и древности;

3.1.2

даты и периоды истории древнего мира, а также основные факты и явления, характеризующие целостность исторического процесса;

3.1.3

выдающихся деятелей древней истории;

3.1.4

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития.

3.2

Уметь:

3.2.1

анализировать исторические проблемы, устанавливать причинно-следственные связи;

3.2.2

выявлять общие черты и различия сравниваемых исторических процессов и событий;

3.2.3

извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.

3.3

Владеть:

3.3.1

навыки научного анализа, использования и обновления знаний по истории Древнего мира;

3.3.2

навыки анализа исторических источников;

3.3.3

навыки ведения дискуссии и полемики;

3.3.4

опыт учебно-образовательной деятельности;

3.3.5

опыт аналитической деятельности;

3.3.6

опыт научно-исследовательской деятельности;

3.3.7

опыт  практической и организационной деятельности.

Код занятия

Наименование разделов и тем /вид занятия/

Семестр / Курс

Часов

Компетен-
ции

Литература

Интреракт.

Примечание

Раздел 1. Введение

1.1

 /Лек/

1

2

СК-1 СК-2 СК-3 СК-6

Л1.5 Л2.9 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2

0

1.2

 /Ср/

1

2

СК-1 СК-2 СК-6

Л1.5 Л2.9 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2

0

Раздел 2. История первобытного общества

2.1

 /Лек/

1

6

СК-1 СК-2 СК-3 СК-6

Л1.1 Л1.5 Л2.9 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2

0

2.2

 /Пр/

1

12

СК-1 СК-2 СК-3 СК-5 СК-6

Л1.1 Л1.5 Л2.9 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2

0

2.3

 /Ср/

1

6

СК-1 СК-2 СК-3 СК-6

Л1.1 Л1.5 Л2.9 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2

0

Раздел 3. История древнего Востока


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 7

3.1

 /Лек/

1

10

СК-1 СК-2 СК-6

Л1.5 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.8 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2

0

3.2

 /Пр/

1

24

СК-1 СК-2 СК-3 СК-5 СК-6

Л1.4 Л1.5 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.8 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2

0

3.3

 /Ср/

1

10

СК-1 СК-2 СК-3 СК-6

Л1.4 Л1.5 Л2.3 Л2.4 Л2.6 Л2.8 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2

0

Раздел 4. История древней Греции

4.1

 /Лек/

2

16

СК-1 СК-2 СК-3 СК-5 СК-6

Л1.2 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.9 Л2.10 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2

0

4.2

 /Пр/

2

24

СК-1 СК-2 СК-3 СК-5 СК-6

Л1.2 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.9 Л2.10 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э4

0

4.3

 /Ср/

2

14

СК-2 СК-3 СК-6

Л1.2 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.7 Л2.9 Л2.10 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э4

0

Раздел 5. История древнего Рима

5.1

 /Лек/

2

16

СК-1 СК-2 СК-3

Л1.3 Л1.5 Л2.1 Л2.7 Л2.10 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2

0

5.2

 /Пр/

2

24

СК-1 СК-2 СК-3 СК-5 СК-6

Л1.3 Л1.5 Л2.1 Л2.5 Л2.7 Л2.10 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3

0

5.3

 /Ср/

2

14

СК-2 СК-3 СК-6

Л1.3 Л2.1 Л2.5 Л2.7 Л2.10 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3

0

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

5.1. Контрольные вопросы и задания

Вопросы для самостоятельного изучения тем курса «История Древнего мира»

Задания для контроля по разделу «Первобытное общество»:
1. Назовите в стадиальном порядке основные формы гоминид
2. Укажите время и место появления вида Homo Sapiens
3. Что является критерием археологической периодизации истории.
4. Назовите в соответствующем порядке археологические стадии и их отличительные при-знаки
5. Каким археологическим стадиям соответствует эпоха ранней и поздней родовой общины
6. В чем состоит отличие между материнским и отцовским родом
7. В чем заключаются первое, второе и третье общественные разделения труда
8. Что является основной производственной единицей позднепервобытной соседской общи-ны


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 8

9. Назовите основные ступени процесса классообразования
10. Назовите основные функции и признаки государства
11. Дайте определения следующим понятиям: анимизм, антропогенез, антропологическая триада, архантроп, гоминиды, инициация, магия, мезолит, неандерталец, неоантроп, неолит, неолитическая революция, палеоантроп, палеолит, политогенез, род, родовая община, сосед-ская община, социогенез, табу, тотемизм, фетишизм, цивилизация, экзогамия, язычество, Homo erectus, Homo habilis, Homo sapiens.

Вопросы для контроля по разделу «Древний Восток»:
1. Когда и из каких источников было положено начало накоплению научных знаний о Древ-нем Востоке?
2. В какую археологическую эпоху возникли первые цивилизации? Какой тип земледелия являлся их экономической основой?
3. Какие факторы обусловили формирование государственного сектора в экономике древне-восточных обществ?
4. Назовите критерии сословного и классового деления в древнем обществе.
5. Назовите основные признаки различных типов древневосточной государственности.
6. Каковы исторические предпосылки формирования мировых религий? Назовите характер-ные признаки мировых религий.
7. В чем выразилась эволюция государственного сектора хозяйства в южной Месопотамии при переходе от III ко II тыс. до н.э.
8. В чем характерные особенности социально-экономической системы Древнего Египта?

Вопросы для контроля по курсу «Древняя Греция»:
1. Обоснуйте правомерность использования Гомеровского эпоса для реконструкции грече-ского общества периода «темных веков»
2. Какие признаки роднят цивилизации древнего Крита и Микен с ранними цивилизациями Древнего Востока?
3. В чем состоит исторический смысл понятия «греческое чудо»?
4. В чем заключалось значение освоения железа в формировании полисной организации в архаической Греции?
5. Назовите основные компоненты системы полисного самоуправления
6. В чем состоит отличие политических систем полисов олигархического и демократического типа?
7. Назовите демократические признаки организации работы народного собрания в Афинском полисе
8. Назовите недемократические признаки организации работы народного собрания в Спар-танском полисе
9. Почему выбор стратегии морской войны с персами был политическим успехом демокра-тических сил в Афинском полисе в первой половине VI в. до н.э.?
10. Назовите основные признаки перерождения Афинского морского союза в Афинскую державу
11. Как деградируют основные черты гражданского статуса в связи с кризисом полисного строя?
12. Что общего и особенного было в политических программах Демосфена и Исократа?
13. Назовите основные эллинистические царства, возникшие в результате распада державы Александра Македонского
14. Какое свойство утратил эллинистический (позднеантичный) полис посравнению с поли-сом классическим?
15. Объясните следующие термины: Античность, ареопаг, аристократия, архонт, басилей, демократия, демос, илоты, литургия, метеки, метрополия, олигархия, остракизм, полис, стра-тег, тирания, эллинизм.

Вопросы для контроля оп разделу «Древний Рим»:
1. В какой области Апеннинского полуострова возникло Римское государство?
2. Какую роль сыграли реформы Сервия Туллия в решении проблемы неравноправия плебеев и патрициев? Какие вопросы в отношениях между ними перешли в республиканский пери-од?
3. На какие группы были распределены италийские общины внутри Римско-италийской кон-федерации?
4. Когда возникли первые римские провинции? Что означал этот статус?
5. На какой земельный фонд распространялось аграрное законодательство Гракхов?
6. Какие социальные и политические структуры были основой для развития монархического начала в режиме принципата ранней Римской империи?
7. Что отличало восточную группу римских провинций? На какие традиции опиралось их развитие?
8. На каких принципах была построена система управления в Ранней Римской империи?
9. Какие особенности отличают социальную направленность политики «солдатских» и «се-натских» императоров III в.?
10. В чем причины неэффективности рабского труда в латифундиальном землевладении и его замены колонатом? Каковы социальные источники колоната и в чем смысл эволюции ко-лонатных отношений в III-IV вв.?
11. Что такое христианский Символ Веры, где, когда и зачем он был принят?
12. На каких главных опорах был устроен политический режим домината? Какова была его социальная база?
13. Объясните следующие термины: вето, диктатор, доминат, квестор, клиентела, колонат, комиции, консул, латифундия, муниципий, нобилитет, патриции, пекулий, плебеи, принцепс, принципат, провинции, республика, романизация, сенат, трибунат, эсхатология, ager publicus.

Примерный перечень вопросов к итоговой аттестации

1 семестр
1.        Предмет изучения истории первобытного общества и его значение. Источники изучения первобытной истории.
2.        Антропосоциогенез и его комплексный характер.
3.        Варианты периодизации древнейшей истории. Возникновение родовой общины и отно-шений, связанных с ней.
4.        Расцвет родового строя.
5.        Кризис и распад первобытнообщинного строя.


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 9

6.        Первобытная культура.
7.        Предмет истории Древнего Востока. Географическое содержание термина «Древний Вос-ток». Этническая и языковая характеристика региона и эпохи. Значение природных условий для развития стран Древнего Востока. Общие черты в развитии древневосточных цивилиза-ций.
8.        Источники по истории Древнего Египта. Периодизация истории Древнего Египта.
9.        Египетская письменность и ее дешифровка.
10.        Географическое положение, природные условия и население Древнего Египта.
11.        Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпохи Раннего и Древнего царств. Характерные черты восточной деспотии.
12.        Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Среднего цар¬ства.
13.        Внешняя политика древнеегипетского государства в эпохи Древнего и Среднего царств.
14.        Древний Египет в эпоху гиксосского завоевания.
15.        Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Нового царства.
16.        Реформы Эхнатона.
17.        Социально-экономическое и политическое развитие Древнего Египта в эпоху Позднего царства.
18.        Внешняя политика египетских фараонов в период Нового и Позднего царств.
19.        Культура Древнего Египта.
20.        Географическое положение, природные условия и население Древнего Междуречья. Пе-риодизация истории Древней Месопотамии.
21.        Дешифровка клинописи. Источники по истории Древнего Двуречья.
22.        Древнейший этап истории Двуречья. Первые города-государства.
23.        Объединение Двуречья под властью Аккада. Саргон Древний.
24.        Шумер и Аккад в период III династии Ура.
25.        Старовавилонское царство. Хаммурапи.
26.        Природные условия и население Древней Ассирии. Ассирия в Старо- и Среднеассирий-ский периоды.
27.        Ассирийская военная держава.
28.        Культура Древней Ассирии.
29.        Нововавилонское царство.
30.        Религия Древней Месопотамии. Литература и искусство Древней Месопотамии. Развитие образования и научных знаний в Древнем Двуречье.
31.        Природа и население Малой Азии в древности. Хеттское общество и государство.
32.        Государство Урарту.
33.        Географическое положение, природные условия и население Восточного Средиземномо-рья в древности. Древнейшие государства на территории Восточного Средиземноморья (III – II тысячелетия до н.э.).
34.        Древняя Финикия.
35.        Палестина в древности. Израильско-Иудейское царство и его распад.
36.        Культура стран Восточного Средиземноморья в древности.
37.        Географическое положение, природные условия и население Древнего Ирана. Периодиза-ция истории Древнего Ирана. Источники по истории Древнего Ирана.
38.        Персидская держава Ахеменидов.
39.        Государства и народы Средней Азии в древности.
40.        Культура Древнего Ирана и Средней Азии.
41.        Географическое положение, природные условия и население Древней Индии. Источники по истории Древней Индии. Индская цивилизация.
42.        Вторжение ариев в Индию. «Ведический» период в истории Древней Индии.
43.        Индия в период правления династии Маурьев.
44.        Религии Древней Индии. Литература и искусство Древней Индии.
45.        Географическое положение, природные условия и население Древнего Китая. Источники по истории Древнего Китая. Периодизация истории Древнего Китая.
46.        Китай в эпохи Шан-Инь и Чжоу.
47.        Китай в эпоху Цинь.
48.        Китай в период Западной Хань.
49.        Китай в эпоху Восточной династии Хань.
50.        Религия Древнего Китая. Литература и искусство Древнего Китая.

2 семестр
1.        Природа и население Древней Эллады. Периодизация древнегреческой истории.
2.        Крито-микенская цивилизация. Дешифровка линейного письма «Б».
3.        Дорийское вторжение.
4.        Гомеровская Греция.
5.        Греция в VIII – VI вв. до н.э.
6.        Великая греческая колонизация VIII – VI вв. до н.э.
7.        Хозяйственный и общественно-политический строй Древней Спарты.
8.        Древняя Аттика (до Солона).
9.        Реформы Солона.
10.        Тирания Писистрата.
11.        Писистратиды и реформы Клисфена.
12.        Греко-персидские войны (до похода Ксеркса).


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 10

13.        Поход Ксеркса. Завершение греко-персидских войн.
14.        Социально-экономическое развитие Греции в V в. до н.э.
15.        Первый Афинский морской союз.
16.        Политическая борьба в Афинах в V в. до н.э. (до Перикла).
17.        Правление Перикла. Афинская конституция при Перикле.
18.        Пелопоннесская война.
19.        Греция в первой половине IV в. до н.э.
20.        Возвышение Македонии и установление македонского владычества в Греции.
21.        Александр Македонский и его держава.
22.        Эллинистические государства.
23.        Культура Греции в крито-микенскую эпоху.
24.        Культура Древней Греции в эпохи архаики и классики.
25.        Культура эллинистических государств.
26.        Природа и население Древней Италии. Периодизация древнеримской истории.
27.        «Царский период» в истории Рима. Проблема возникновения государства в Риме в оте-чественной историографии.
28.        «Законы XII таблиц».
29.        Борьба патрициев и плебеев.
30.        Политическая система Римской республики.
31.        Завоевание Римом Италии.
32.        Борьба Рима с Карфагеном. I и II Пунические войны.
33.        Начало гегемонии Рима в Восточном Средиземноморье.
34.        Закрепление римского владычества в Средиземноморье во второй половине II в. до н.э.
35.        Римская рабовладельческая держава в III – II вв. до н.э. Появление латифундий и разоре-ние римско-италийского крестьянства.
36.        Восстания рабов в Италии и на Сицилии во II в. до н.э. Восстание Аристоника.
37.        Движение Гракхов.
38.        Военная реформа Гая Мария.
39.        Ливий Друз Младший. Союзническая война.
40.        Диктатура Суллы.
41.        Восстание Спартака.
42.        I триумвират. Диктатура Цезаря.
43.        II триумвират. Принципат Августа.
44.        Римская империя в период правления династий Юлиев – Клавдиев и Флавиев.
45.        Династия Антонинов.
46.        Кризис III в. н.э. Оформление системы домината.
47.        Падение Западной Римской империи.
48.        Культура Римской республики.
49.        Культура Римской империи.
50.        Возникновение и ранняя история христианства.

5.2. Темы письменных работ

Тематика рефератов
Религия древнего Египта.
Религиозная реформа Амен-Хотэпа IV - Эхн-Атона.
Культура древнего Египта.
Культура и религии древнего Шумера.
Экономика и общественные отношения в Вавилонии в эпоху Хаммурапи.
Культура и религия древнего Вавилона.
Ассирийская мировая держава: аспекты политической и военной истории.
Веды - как источник по истории древней Индии эпохи Маурьев.
Экономика и общественные отношения эпохи Маурьев в Индии.
Религия и культура древней Индии эпохи Маурьев.
Империя Цинь - первое централизованное государство в Китае.
Реформы Шан Яна при царе Сяо-Гупе 361-338 гг. до н.э.
Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши Хуанди 221-210 гг. до н.э.
Империя Хань - III-I вв. до н.э.
Внутренняя и внешняя политика У-Ди - 140-87 гг. до н.э.
Реформы Ван-Мана 8-23 гг. до н.э.
Культура Древнего Китая.
Луньюй (рассуждение и беседы) - главное сочинение раннего конфуцианства.
Философские и исторические идеи трактата Мэн-цзн-Мэн-Кэ.
Шицзин (Книга песен) - энциклопедия древней китайской жизни второй четверти I тыс. до н.э.
Поэзия Цюй-Юане
Поэзия Сун-Юя
Исторические записки (Ши-Цзи) Сыма Цяня - как исторической источник.
“Ханьская история (Ханьшу) - Бань-Ту - как исторический источник.
Гомер Илиада - как исторический источник.

УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 11


Гомер Одиссея - как исторический источник.
Гесиод Труды и дни - как исторический источник.
Эсхил Орестея - как исторический источник.
Софокл Антигона - как исторический источник.
Эврипид Ипполит - как исторический источник.
Аристофан Женщины в народном собрании...
Демосфен Речи - как исторический источник.
Исократ - как исторический источник.
Геродот - великий историк античности.
Фукидид  - великий историк античности.
Ксенофонт  - великий историк античности.
Плутарх  - великий историк античности.
Полибий  - великий историк античности.
Тит Ливий  - великий историк античности.
Публий Корнелий Тацит - как историк.
Светоний “Жизнь двенадцати цезарей” - как исторический источник.
Аменхотэп IV - Эхнатон - 1372-1354 гг. до н.э.
Рамзесс II 1301-1235 гг. до н.э.
Саргон I 2316-2266 гг. до н.э.
Хаммурапи 1792-1750 гг. до н.э.
Ашшурбанипал 669-626 гг. до н.э.
Дарий I 521-486 гг. до н.э.
Чандрагунта 317-293 гг. до н.э.
Ашока 286-232 гг. до н.э.
Шан-Ян 361-338 гг. до н.э.
Цинь Ши Хуанди 221-210 гг. до н.э.
Ван-Ман 8-23 гг. до н.э.
Конфуций 551-479 гг. до н.э.
Солон 594 г. до н.э.
Эфиальт 462-457 гг. до н.э.
Перикл 443-429 гг. до н.э.
Александр Македонский 356-323 гг. до н.э.
Цицерон 106-30 гг. до н.э.
Цезарь 100-44 гг. до н.э.
Октавиан 30 г. до н.э. - 14 г. н.э.
Траян 98-117 гг.
Константин I 306-337 гг.
Марк Аврелий 161-180 гг.

5.3. Фонд оценочных средств

РЕФЕРАТ по дисциплине «История древнего мира»
Темы рефератов указаны в пункте 5.2 Темы письменных работ
Требования к реферату.
1. Оформление.
Реферат можно исполнять как в печатном виде так и от руки. От руки объем реферата должен составлять около 30-40 страниц, написанных четким разборчивым почерком.
В печатном виде оптимальный объем реферата 25-35 страниц при условии, что текст имеет следующие параметры:
шрифт 14 Times New Roman (или 13 Arial), междустрочный интервал 1,5 пт, поля: по 2 см сверху, справа и слева, 2,5 см снизу
Основное требование, определяющее объем работы – тема должна быть раскрыта максимально удовлетворительным образом.
2. Состав реферата:
титульный лист,
содержание (= постраничный план),
список используемых источников и/или литературы,
ссылки на источники и литературу.
Основной текст реферата должен состоять из введения, основной части, разбитой на параграфы, и заключения, страницы следует пронумеровать по порядку.
3. Оформление списков источников и литературы
Наименования публикаций располагаются по алфавиту и приводятся в соответствии с правилами малого библиографического описания, сначала список источников, потом литературы

ПЕРЕЧЕНЬ ДИСКУССИОННЫХ ТЕМ ДЛЯ КРУГЛОГО СТОЛА по дисциплине «История древнего мира»
Культура Передней Азии в первой половине I тысячелетия до н.э.
Греция в XI-IX вв. до н.э. по данным гомеровского эпоса.
Римская республика с конца VI до середины II в. до н.э.
Поздняя Римская империя (III—V вв.)
Критерии оценки:


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 12

- оценка «отлично» выставляется студенту, если он принимает активное участие в обсуждении, работе круглого стола и при этом выражает свою точку зрения аргументированно, обоснованно, приводит доказательственную базу, хорошо знает основную канву происходивших событий и явлений, способен выявлять и анализировать их причины и последствия, выстраивать причинно-следственные цепочки;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он принимает активное участие в работе круглого стола, хорошо знает канву происходивших событий и явлений, но при этом не всегда в полной мере может обоснованно и аргументированно обосновать свою точку зрения, имеет проблемы при приведении доказательной базы своих суждений, при выстраивании причинно-следственных цепочек;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он не очень активно участвовал в обсуждении, в работе круглого стола, имеет поверхностные знание о происходивших событиях и явлениях и не может убедительно сформулировать и отстоять свою точку зрения;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он практически не принимал участие в обсуждении темы круглого стола, не обладает достаточным количеством знаний по рассматриваемой проблеме, не может сформулировать свое отношение к ней аргументировать его.

АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ по дисциплине «История древнего мира»
Александр и диадохи.
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он принимает активное участие в обсуждении, анализе конкретной ситуации и при этом выражает свою точку зрения аргументированно, обоснованно, приводит доказательственную базу, хорошо знает основную канву происходивших событий и явлений, способен выявлять и анализировать их причины и последствия, выстраивать причинно-следственные цепочки;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он принимает активное участие в анализе конкретной ситуации, хорошо знает канву происходивших событий и явлений, но при этом не всегда в полной мере может обоснованно и аргументированно обосновать свою точку зрения, имеет проблемы при приведении доказательной базы своих суждений, при выстраивании причинно-следственных цепочек;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он не очень активно участвовал в обсуждении, анализе конкретной ситуации, имеет поверхностные знание о происходивших событиях и явлениях и не может убедительно сформулировать и отстоять свою точку зрения;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он практически не принимает участие в анализе конкретной ситуации, не обладает достаточным количеством знаний по рассматриваемой проблеме, не может сформулировать свое отношение к ней аргументировать его.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ «МОЗГОВОГО ШТУРМА» по дисциплине «История древнего мира»
Расцвет афинской рабовладельческой демократии.
Причины перехода от рабовладельческого к феодальному способу производства
Критерии оценки:
- оценка «отлично» выставляется студенту, если он принимает активное участие в обсуждении, в «мозговом штурме» и при этом выражает свою точку зрения аргументированно, обоснованно, приводит доказательственную базу, хорошо знает основную канву происходивших событий и явлений, способен выявлять и анализировать их причины и последствия, выстраивать причинно-следственные цепочки;
- оценка «хорошо» выставляется студенту, если он принимает активное участие в дискуссии, хорошо знает канву происходивших событий и явлений, но при этом не всегда в полной мере может обоснованно и аргументированно обосновать свою точку зрения, имеет проблемы при приведении доказательной базы своих суждений, при выстраивании причинно-следственных цепочек;
- оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он не очень активно участвовал в обсуждении, в «мозговом штурме», имеет поверхностные знание о происходивших событиях и явлениях и не может убедительно сформулировать и отстоять свою точку зрения;
- оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, если он практически не принимал участие в дискуссии, не обладает достаточным количеством знаний по рассматриваемой проблеме, не может сформулировать свое отношение к ней аргументировать его.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л1.1

Алексеев В.П., Першиц А.И.

История первобытного общества: учебное пособие для студентов вузов

М.: АСТ, 2007

0

Л1.2

Кузищин В.И., Кузищина В.И.

История Древней Греции: учеб.  пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Академия, 2006

0

Л1.3

Кузищин В.И., Гвоздева И.А., Кузищина В.И.

История Древнего Рима: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Академия, 2005

0

Л1.4

Кузищин В.И., Кучера С.

История Древнего Востока: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений

М.: Академия, 2010

0


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 13

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л1.5

Поляк Г.Б., Маркова А.Н.

Всемирная история: учебник для студ. вузов

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

0

6.1.2. Дополнительная литература

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л2.1

Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М.

История Древнего мира. Древний Рим

Мн.: Харвест, 1998

0

Л2.2

Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М.

История Древнего мира. Древняя Греция

Мн.: Харвест, 1998

0

Л2.3

Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С.

История древнего мира. Книга 1. Ранняя древность: 2-е изд., исправ.

М.: Наука, 1983

0

Л2.4

Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С.

История древнего мира. Книга 2. Расцвет древних обществ: 2-е изд., исправ.

М.: Наука, 1983

0

Л2.5

Дьяконова И.М., Нероновой В.Д., Свенцицкой И.С.

История древнего мира. Книга 3. Упадок древних обществ: 2-е изд., исправ.

М.: Наука, 1983

0

Л2.6

Бадак А.Н., Войнич И.Е., Волчек Н.М.

История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии

Мн.: Харвест, 1998

0

Л2.7

Немировский А.И.

История древнего мира: Античность: учеб. для студ. высш. учебн. заведений

М.: Русь-Олимп, 2007

0

Л2.8

Авдиев В.И.

История древнего Востока: 2-е изд., перераб. и допол.

М.: Гос. изд. полит. лит., 1953

0

Л2.9

Францева Ю.П.

Всемирная история. Т.1

, 1955

0

Л2.10

Утченко С.Л.

Всемирная история. Т.2

, 1955

0

6.1.3. Методические разработки

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л3.1

Уколова В.И., Уколова И.Е.

Всеобщая история. История Древного мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений

М.: Просвещение, 2012

0

Л3.2

Шевченко Н.И.

Всеобщая история. История Древнего мира. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений

М.: Просвещение, 2012

0

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Э1

Научная электронная библиотека eLibrary.ru

Э2

Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник/ Г.Б. Поляк [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 887 c.

Э3

Куликова Ю.В. Древний Рим [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для бакалавриата по направлению подготовки 030600.62 История/ Куликова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012.— 79 c.

Э4

Куликова Ю.В. Древняя Греция [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Куликова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 64 c.

6.3.1 Перечень программного обеспечения

7.3.1.1

СИСТЕМНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА: Microsoft Windows XP, Microsoft Vista

7.3.1.2

ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА: Microsoft Office 2007 Pro, FireFox

7.3.1.3

слайд-шоу, наглядно демонстрирующие узловые вопросы по каждой теме, дающие основные определения понятий, пояснительные таблицы и схемы (в программе «Microsoft Power Pointe»);

7.3.1.4

электронные учебники.

6.3.2 Перечень информационных справочных систем

7.3.2.1

ЭБС «IPRbooks»:

7.3.2.2

Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник/ Г.Б. Поляк [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 887 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10494.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.3

Куликова Ю.В. Древний Рим [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для бакалавриата по направлению подготовки 030600.62 История/ Куликова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2012.— 79 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23982.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 14

7.3.2.4

Куликова Ю.В. Древняя Греция [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Куликова Ю.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, Московский педагогический государственный университет, 2013.— 64 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23983.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1

Оборудованные аудитории: компьютерный класс;

7.2

Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: интерактивная доска; компьютер; проектор.

7.3

Наглядные пособия: Комплекты карт по Истории Средних веков:

7.4

Древние государства мира.

7.5

Древний Восток. Египет и Передняя Азия.

7.6

Древний Восток. Индия и Китай.

7.7

Древняя Греция в V в. до н.э.

7.8

Древняя Греция до середины V в. до н.э.

7.9

Завоевания Александра Македонского и эллинистические государства.

7.10

Древняя Италия.

7.11

Римская республика (III – I вв. до н.э.).

7.12

Римская империя (I – III вв.).

7.13

Рост Римского государства в III в. до н.э. – II в. н.э.

7.14

Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи.

7.15

Европа в V – VII вв.

7.16

Народы и их передвижения в Европе в IV – VII вв.

7.17

Рост территорий государств в древности

8. МЕТОДИЧЕСТКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием источниковедческой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу исторических источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии и способствует подготовке к преподавательской деятельности. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, "цивилизованного" историка, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
•        формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;
•        определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
•        выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;
•        подбор литературы для преподавателя и студентов;
•        при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
•        составление плана семинара из отдельных вопросов;
•        предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;
•        предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);
•        создание набора наглядных пособий.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
•        полнота и конкретность ответа;
•        последовательность и логика изложения;
•        связь теоретических положений с практикой;
•        обоснованность и доказательность излагаемых положений;
•        наличие качественных и количественных показателей;
•        наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
•        уровень культуры речи;
•        использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 15


•        качество подготовки;
•        степень усвоения знаний;
•        активность;
•        положительные стороны в работе студентов;
•        ценные и конструктивные предложения;
•        недостатки в работе студентов;
•        задачи и пути устранения недостатков.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. Антропогенез
План:
1. Теории антропогенеза в исторической науке.
2. Ископаемые антропоиды.
3. Ископаемые гоминиды. Проблема «недостающего звена».
4. Расогенез. Теории моно- и полицентризма.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Социогенез
План:
1. Теории социогенеза в исторической науке.
2. Источники по проблеме социогенеза:
а) этнографические;
б) археологические;
в) лингвистические;
г) письменные.
3. Первобытное человеческое стадо.
4. Материнская родовая община. Формы семьи и брака на стадии материнской общины.
5. Патриархальная родовая община. Формы семьи и брака на стадии патриархальной общины.
6. Разложение первобытнообщинного строя и возникновение государства. Теории происхождения государства.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Духовная культура первобытного общества
План:
1. Развитие мышления и речи.
2. Возникновение зачатков научных знаний и письменности.
3. Возникновение религиозных верований.
4. Возникновение искусства.
5. Воспитание в первобытном обществе.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. Народное восстание в Древнем Египте в середине XVIII в. до н.э. по данным письменных источников
План:
1. Положение различных социальных групп в Египте в эпоху Среднего царства по данным письменных источников.
2. Основные источники по истории восстания:
а) «Речение Ипусера». История его изучения, вопрос о датировке и   характере восстания;
б) «Пророчество Неферти».
3. Народное восстание середины XVIII в. до н.э.:
а) причины восстания, цели восставших;
б) движущие силы восстания;
в) методы борьбы, применявшиеся восставшими;
г) масштабы восстания;
д) итоги и значение восстания;
е) характер восстания;
ж) влияние позиций авторов на содержание «Речения Ипусера» и «Пророчества Неферти».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5. Древневавилонское общество и государство по «Законам Хаммурапи»
План:
1. Общая характеристика «Законов Хаммурапи» как исторического источника.
2. Хозяйство Древней Вавилонии по данным «Законов Хаммурапи»:
а) сельское хозяйство, формы земельной собственности;
б) ремесло;
в) торговля и ростовщичество.
3. Социальная структура древневавилонского общества по «Законам Хаммурапи»:
а) свободное население;
б) зависимое население.
4. Семейные отношения в Древнем Вавилоне по «Законам Хаммурапи».
5. «Законы Хаммурапи» о судопроизводстве в Старовавилонском царстве.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6. Хозяйственный и общественный строй Древней Ассирии в Среднеассирийский период по данным «Среднеассирийских законов»
План:
1. Общая характеристика «Среднеассирийских законов» как исторического источника.


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 16

2. Экономическое развитие Ассирии по «Среднеассирийским законам»:
а) сельское хозяйство;
б) ремесло;
в) торговля и ростовщичество.
3. Социальные отношения в Ассирии по данным «Среднеасси¬рийских законов»:
а) социальная структура ассирийского общества и положе¬ние основных социальных групп;
б) община и ее роль в жизни древних ассирийцев.
4. «Среднеассирийские законы» о семейных отношениях в Древ¬ней Ассирии.
5. Особенности системы судопроизводства по данным «Сред¬неассирийских законов».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7. Хозяйственная жизнь и общественный строй хеттов по «Хеттским законам»
План:
1. Общая характеристика «Хеттских законов» как историческо¬го источника. История их изучения.
2. Хозяйство хеттов по данным «Хеттских законов»:
а) сельское хозяйство, формы земельной собственности;
б) ремесло;
в) торговля.
3. Социальный строй Хеттского царства:
а) свободное население;
б) рабы и другие категории зависимого населения;
в) община и ее роль в жизни хеттского общества.
4. Особенности системы судопроизводства у хеттов по данным «Хеттских законов».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8. Хозяйственная и общественная жизнь древних евреев по данным «Пятикнижия»
План:
1. Общая характеристика «Пятикнижия» как исторического источника.
2. Хозяйство древнееврейских племен по данным «Пятикни¬жия» .
3. Отражение структуры древнееврейского общества и соци¬альных отношений в «Пятикнижии».
4. Семейные отношения у древних евреев по «Пятикнижию».
5. «Пятикнижие» об особенностях системы судопроизводства в древнееврейском обществе.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9. Персидская держава при первых Ахеменидах (вторая половина VI - начало V вв. до н.э.)
План:
1. Возникновение державы Ахеменидов.
2. Правление Дария I (521 - 486 гг.).
3. Социально-экономическое развитие Персидской державы во второй половине VI - начале V вв. до н.э.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10. Социально-экономический и политический строй Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре»
План:
1. Общая характеристика «Законов Ману» и «Артхашастры» как исторических источников. Их значение для изучения истории Древней Индии.
2. Хозяйство Древней Индии по «Законам Ману» и «Артхашастре»:
а) сельское хозяйство;
б) ремесло;
в) торговля.
3. Социальные отношения в древнеиндийском обществе по «Законам Ману» и «Артхашастре»:
а) варны и особенности их статуса; джати ;
б) древнеиндийская община;
в) положение рабов.
4. «Законы Ману» и «Артхашастра» о семейных отношениях в Древней Индии.
5. Организация управления государством в Древней Индии по данным «Законов Ману» и «Артхашастры».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11. Социально-экономический и политический кризис в Китае в I в. до н.э. - I в. н.э. Восстание «краснобровых»
План:
1. Социально-экономическое положение в Китае к началу I в. н.э.
2. Реформы Ван Мана.
3. Восстание «краснобровых»:
а) причины возникновения восстания;
б) место и время возникновения восстания;
в) движущие силы восстания;
г) лидеры восстания;
д) методы борьбы восставших;
е) этапы восстания и основные события каждого из этапов;
ж) масштабы восстания;
з) уровень организованности восставших; и) характер восстания;


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 17

к) итоги и значение восстания «краснобровых».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12. Греция в крито-микенскую эпоху по данным письменных источников
План:
1. Греческие авторы об автохтонном населении Эллады.
2. Общество и государство Крита во II тыс. до н.э. по данным письменных источников:
а) по данным глиняных табличек;
б) по данным позднейших авторов.
3. Общество и государство греков в Микенскую эпоху по данным письменных источников.
4. Отражение истории ахейских государств в хеттских источниках.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13. Хозяйственный и общественный строй гомеровской Греции по данным «Илиады» и «Одиссеи»
План:
1. Хозяйство гомеровской Греции:
а) сельское хозяйство;
б) ремесло;
в) торговля.
2. Социальные отношения в гомеровской Греции:
а) черты родового строя;
б) рабство;
в) имущественное и социальное расслоение в гомеровской Греции; положение фетов.
3. Организация власти у греков в гомеровскую эпоху:
а) органы управления;
б) роль басилеев и евпатридов в политической жизни;
в) суд в гомеровской Греции.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14.  Архаическая Греция в VIII - VI вв. до н.э.
Социальный и политический строй в древней Спарте.
План:
1. Характеристика источников.
2. Эксплуатация спартанцами различных групп порабощённого   населения.
3. Организация «общины равных» у спартиатов.
4. Органы государственной власти древней Спарты.
5. Цели и задачи спартанского воспитания.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯИЕ 15. Зарождение и становление афинской демократии в VII - VI вв. до н.э.
План:
1. Сравнительная характеристика источников по теме.
2. Социальная борьба в Аттике в к. 7 – н.6 вв. до н.э. «Килонова смута» и законы Драконта.
3. Реформы Солона
4. Тирания Писистрата и писистратидов.
5. Реформы Клисфена, афинское государство в к. 6 в. до н.э.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16. Расцвет афинской демократии в V в. до н.э.
План
1. Характеристика источников по теме.
2. Взаимоотношение классов и социальных групп в Афинах после победы в греко-персидских войнах.
3. Государственный строй Афин в середине 5 в. до н.э.
4. Оценка афинской рабовладельческой демократии древними авторами.
5. Перикл.
6. Эксплуатация Афинами союзников.
7. Ограниченность афинской демократии.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17. Эллинистические государства
План:
1. Греция и Македония в III - II вв. до н.э.
2. Царство Селевкидов.
3. Эллинистический Египет в III - II вв. до н.э.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 18. История раннего Рима по данным письменных источников
План:
1. Возникновение Рима в известиях античных авторов.
2. Общественно-политическое устройство Рима в царскую эпоху.
3. Реформы Сервия Туллия.
4. Падение царской власти в Риме.
5. Борьба патрициев и плебеев, ее итоги и значение.


УП: b44.03.05 ИиО п581.plm.xml

стр. 18


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 19. Хозяйственный и общественный строй ранней Римской республики по «Законам XII таблиц»
План:
1. Общая характеристика «Законов XII таблиц» как историчес¬кого источника.
2. Хозяйственная жизнь древних римлян по «Законам XII таб¬лиц».
3. Отражение социальной структуры римского общества в «За¬конах XII таблиц».
4. «Законы XII таблиц» о семейных отношениях в раннеримском обществе.
5.  Судопроизводство по «Законам XII таблиц».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 20. Аграрное движение в Римской  республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы  братьев Гракхов.
План:
1. Причины реформ в оценке античных авторов.
2. Аграрная реформа Тиберия Гракха. Борьба противников и сторонников реформы.
3. Реформы Гая Гракха и их социально-политическая направленность.
4. Причины поражения аграрного движения и его значение.
5. Аграрный закон 111 года до н.э.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 21. Сельское рабовладельческое хозяйство в Италии во II -I вв. до н.э.
План:
1. Общая характеристика основных источников по проблеме:
а) Марк Порций Катон Старший. О земледелии;
б) Марк Теренций Варрон. О сельском хозяйстве.
2. Возникновение крупного землевладения на территории Италии.
3. Организация производства в рабовладельческом хозяйстве на территории Италии во II в. до н.э. по данным Марка Порция Катона.
4. Организация производства в рабовладельческом хозяйстве на территории Италии во II в. до н.э. по данным Марка Теренция Варрона.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 22. Восстания рабов в Италии и на Сицилии во II -I вв. до н.э.
План:
1. Положение рабов в Риме во II - I вв. до н.э.
2. Первые выступления рабов в Италии в начале II в. до н.э.
3. Восстания рабов на Сицилии во II в. до н.э.:
а) восстание 138 - 132 гг. до н.э.;
б) восстание 104 - 101 гг. до н.э.
4. Восстание Спартака.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 23. Экономическое и социальное развитие Римской империи в период домината (IV - V вв. н.э.)
План:
1. Состояние хозяйства.
2. Положение воинов и ситуация в армии.
3. Положение куриалов.
4. Патроциний.
5. Положение рабов и колонов.