Рабочая программа дисциплины "История". Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования). Профили подготовки "География и Иностранный язык "

Магсумов Тимур Альбертович

Рабочая программа дисциплины относится к базовой части учебного плана по уровню, направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования) (профили подготовки «География и Иностранный язык»), квалификации прикладной бакалавр, изучается в 1 семестре.

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по уровню, направлению подготовки  (профилю), квалификации 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования), утвержденного  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от «___» ____________ 201___ г. № ___ (Проект).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_geografiya_angliyskiy.doc426 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов"

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

__________________________

__ __________ 2015 г.

МОДУЛЬ 1 - ПОДДЕРЖИВАЮЩИЙ. СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИИстория

рабочая программа дисциплины (модуля)

Закреплена за кафедрой

Истории и методики ее преподавания

Учебный план

b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml
44.03.05 Педагогическое образование ( с двумя профилями образования) профили География и Иностранный язык гр. 561, 562

Квалификация

прикладной бакалавр

Форма обучения

очная

Общая трудоемкость

3 ЗЕТ

Часов по учебному плану

108

Виды контроля  в семестрах:

в том числе:

зачеты 1

аудиторные занятия

76

самостоятельная работа

32

Распределение часов дисциплины по семестрам

Вид занятий

№ семестров, число учебных недель в семестрах

1

19,3

2

14,7

3

18,7

4

18,3

5

19,3

6

18

7

17,3

8

14,7

9

18

10

12

Итого

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

Лекции

38

38

38

38

Лабораторные

Практические

38

38

38

38

В том числе инт.

КСР

Ауд. занятия

76

76

76

76

Сам. работа

32

32

32

32

Итого

108

108

108

108


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 2

Программу составил(и):

канд. ист. наук, доц. Магсумов Т.А. _________________

Рецензент(ы):

канд. ист. наук, доц. Уткин А.А. _________________

Рабочая программа дисциплины

История

разработана в соответствии с ФГОС:

44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями образования), утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «___» ____________ 201___ г. № ___.

составлена на основании учебного плана:

44.03.05 Педагогическое образование ( с двумя профилями образования) профили География и Иностранный язык гр. 561, 562

утвержденного учёным советом вуза от 05.05.2015 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от __ __________ 2015 г.  №  __  
Срок действия программы:  уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 3

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2016 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2016-2017 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2016 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2017 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2017 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2018 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2019 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 4

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1

формирование у обучающихся целостного представления о содержании, основных этапах и тенденциях исторического развития государств, мира, места России в мировом сообществе, гражданской зрелости, чувства патриотизма, принципиальности и независимости в обеспечении своих прав, свобод и законных интересов человека и гражданина.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Цикл (раздел) ООП:

Б1.Б

2.1

Требования к предварительной подготовке обучающегося:

2.1.1

Для освоения дисциплины «История» обучающиеся используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения предметов «История», «Мировая художественная культура», «Обществознание» на предыдущем уровне образования.

2.2

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

2.2.1

Правоведение

2.2.2

Философия

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ОК-2: способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции

Знать:

Уровень 1

основные этапы и закономерности исторического исторического развития, сущность патриотизма и важность гражданской позиции

Уровень 2

основные этапы и закономерности исторического исторического развития, основные приемы и техники их анализа, сущность патриотизма и важность гражданской позиции

Уровень 3

основные этапы и закономерности исторического исторического развития, приемы и техологии их анализа для формирования патриотизма и гражданской позиции

Уметь:

Уровень 1

выделять основные этапы и закономерности исторического исторического развития, давать характеристику сущности патриотизма и важность гражданской позиции

Уровень 2

выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического исторического развития, использовать основные приемы и техники их анализа, определять сущность патриотизма и важность гражданской позиции

Уровень 3

выделять и характеризовать основные этапы и закономерности исторического исторического развития, проводить их системный анализ для формирования патриотизма и гражданской позиции

Владеть:

Уровень 1

навыками вычленения в исторических событиях и процессах основные этапы и закономерности исторического исторического развития, характеристики сущности патриотизма и важности гражданской позиции

Уровень 2

навыками вычленения и характеристики основных этапов и закономерностей исторического исторического развития, использования основных приемов и техник их анализа, определения сущности патриотизма и важности гражданской позиции

Уровень 3

навыками анализа основных этапов и закономерностей исторического исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

3.1

Знать:

3.1.1

теоретические основы исторической науки, фундаментальные концепции и принципы, на которых они построены;

3.1.2

движущие силы и закономерности исторического процесса;

3.1.3

главные события, явления и проблемы мировой истории и истории Отечества;

3.1.4

основные этапы, тенденции и особенности развития России в контексте мирового исторического процесса;

3.1.5

хронологию, основные понятия, определения, термины и ведущие мировоззренческие идеи курса;

3.1.6

основные труды крупнейших отечественных и зарубежных историков, школы и со-временные концепции в историографии.

3.2

Уметь:

3.2.1

выявлять и обосновывать значимость исторических знаний для анализа и объек-тивной оценки фактов и явлений отечественной и мировой истории;


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 5

3.2.2

определять связь исторических знаний со спецификой и основными сферами деятельности;

3.2.3

извлекать уроки из истории и делать самостоятельные выводы по вопросам ценностного отношения к историческому прошлому.

3.3

Владеть:

3.3.1

работы с исторической картой, научной литературой, написания рефератов, докладов, выполнения контрольных работ и тестовых заданий;

3.3.2

анализа исторических источников;

3.3.3

ведения дискуссии и полемики по исторической проблематике;

3.3.4

использования исторической информации в целях обучения и воспитания.

Код занятия

Наименование разделов и тем /вид занятия/

Семестр / Курс

Часов

Компетен-
ции

Литература

Интреракт.

Примечание

Раздел 1. История в системе социально-гуманитарных наук

1.1

 /Лек/

1

4

ОК-2

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э6

0

1.2

 /Пр/

1

4

ОК-2

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.3 Л3.1 Л3.2
Э4 Э6 Э1 Э2 Э3

0

1.3

 /Ср/

1

4

ОК-2

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л2.3 Л3.1 Л3.2
Э5 Э6 Э1 Э2 Э3

0

Раздел 2. Мир и Россия в древности и в средние века

2.1

 /Лек/

1

8

ОК-2

Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л3.2
Э6 Э1 Э2 Э3

0

2.2

 /Пр/

1

8

ОК-2

Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л3.5 Л3.2 Л3.1
Э4 Э6 Э1 Э2 Э3

0

2.3

 /Ср/

1

6

ОК-2

Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л3.5 Л3.2 Л3.1
Э5 Э6 Э1 Э2 Э3

0

Раздел 3. Россия и мир в XVI-XIX вв.

3.1

 /Лек/

1

10

ОК-2

Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.2
Э6 Э1 Э2 Э3

0

3.2

 /Пр/

1

10

ОК-2

Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.4 Л3.1 Л3.2
Э4 Э6 Э1 Э2 Э3

0


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 6

3.3

 /Ср/

1

8

ОК-2

Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.1 Л3.2 Л3.4
Э5 Э6 Э1 Э2 Э3

0

Раздел 4. Россия и мир в XX - начале ХХI в.

4.1

 /Лек/

1

16

ОК-2

Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э6

0

4.2

 /Пр/

1

16

ОК-2

Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.3 Л3.1 Л3.2
Э1 Э2 Э3 Э4 Э6

0

4.3

 /Ср/

1

14

ОК-2

Л1.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.3 Л3.2 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э5 Э6

0

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

5.1. Контрольные вопросы и задания

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

История в системе социально-гуманитарных наук.
1.        Что является предметом истории как науки?
2.        Какое место занимает история в системе наук? Каковы ее социальные функции?
3.        Какие существуют методы изучения истории?
4.        Какие методологические подходы к познанию прошлого выработаны и используются в исторической науке?
5.        Как классифицируются исторические источники?
6.        Назовите имена выдающихся отечественных ученых-историков и их труды.
7.        Может ли быть выработана универсальная методология исторического познания? Объясните свой ответ.

Мир и Россия в древности и в средние века.
1.        Какие древнейшие культуры существовали на территории России?
2.        Когда начался распад славянского единства?
3.        Что представлял собой процесс этногенеза восточных славян? На какой территории и когда он происходил?
4.        Какие концепции образования Древнерусского государства существуют в исторической науке?
5.        Что представляло собой политическое устройство Древнерусского государства?
6.        Каковы особенности социального строя Древнерусского государства?
7.        Что представляли собой международные связи Древнерусского государства?
8.        Что определило выбор византийского христианства в Х в.?
9.        Каковы причины распада Древнерусского государства? Было ли это явление уникальным?
10.        Какие политические центры сформировались на землях Древней Руси после распада единого государства?
11.        Как можно объяснить различия в политическом устройстве русских княжеств, образовавшихся после распада Киевской Руси?
12.        Как строились отношения русских княжеств с Золотой Ордой?
13.        Какие оценки роли татаро-монгольского фактора в истории Руси существуют в исторической литературе? Какая из них Вам представляется наиболее приемлемой и почему?
14.        Почему именно Московское княжество смогло стать политическим центром объединения русских земель в XIV -XV вв.? Были ли другие варианты объединения русских земель?
15.        Какова роль Ивана III в начавшемся процессе государственной централизации после прекращения даннических отношений с Золотой Ордой?

Россия и мир в XVI-XIX вв.
1.        Какими явлениями и процессами характеризуются XVI-XVII века в мировой истории?
2.        В чем проявился поиск путей развития России при Иване IV?
3.        Какими событиями характеризуется Смутное время?
4.        Какой шанс для возрождения «домонгольских» норм отношений между властью и обществом давало Смутное время?


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 7

5.        Какое место в отечественной истории занимают К. Минин и Д. Пожарский?
6.        Какова социально-политическая сущность церковной реформы Никона и каковы ее последствия?
7.        Как можно определить форму политического правления в Московском государстве в XVI-XVII вв.? Поясните свой ответ.
8.        Что представлял собой процесс закрепощения крестьян в Московском государстве? Чем определялся этот процесс?
9.        Почему XVII век называют «бунташным веком»?
10.        Какие новые явления появились в хозяйственной жизни России в XVII в.?
11.        В чем заключались особенности социально-политических и социально- экономических процессов, развернувшихся в Московском государстве в XVI-XVII вв., в сравнении с подобными в западноевропейских странах в это же время? Как можно объяснить эти особенности?
12.        Что общего и каковы различия Киевской Руси и Московского государства?
13.        Когда и как произошло присоединение Сибири к России?
14.        Какими событиями и процессами характеризуются XVIII-XIX века в мировой истории?
15.        Что такое модернизация в контексте теории модернизации? Почему начало модернизации в России связывают с эпохой Петра I?
16.        Какие реформы были осуществлены Петром I?
17.        Каковы особенности петровской модернизации?
18.        Каковы политическая идеология Европейского Просвещения и ее влияние на мировое развитие?
19.        Почему политика Екатерины II характеризуется как политика «просвещенного абсолютизма», несмотря на ее существенные отступления от идей Европейского Просвещения?
20.        Какие попытки решения проблем социально-экономического и политического характера предпринимались в первой половине XIX в.?
21.        Какие реформы были осуществлены Александром II и каково их значение?
22.        Что такое промышленный переворот и каковы его особенности в России?
23.        Какие изменения в социально-экономической и политической жизни произошли в России во второй половине XIX в.?
24.        Что представляло собой консервативное направление в общественно-политической жизни России в XIX в.?
25.        Что общего в позициях западников и славянофилов? Каковы различия между ними?
26.        Что характеризовало идеологию и практику революционного народничества?

Россия и мир в XX - начале ХХI в.
1.        Какие тенденции характеризовали мировое развитие в начале ХХ в.?
2.        Какие изменения произошли в России на рубеже XIX-XX вв. в результате экономической политики С.Ю. Витте, первой российской революции?
3.        Какие политические партии действовали в России в начале XX в.? Какова классификация этих партий?
4.        Когда в России перестала существовать абсолютная монархия и что это означало?
5.        Какие события второй половины XIX-начала XX вв. оказали заметное влияние на развитие Поволжья?
6.        Каковы причины Первой мировой войны и участия в ней России?
7.        Какие причины сделали возможной Февральскую революцию?
8.        Что представляла собой Политика Временного правительства?
8.        На основе каких принципов складывалась советская политическая система после прихода большевиков к власти? В чем ее отличия от западных демократий?
9.        Какие социально-экономические преобразования провели большевики в первые месяцы советской власти?
10.        Что представляла собой политика «военного коммунизма», проводимая большевиками в годы гражданской войны?
11.        Почему стала возможной военная победа «красных» в гражданской войне?
12.        Каковы последствия гражданской войны?
13.        Чем был обусловлен переход к новой экономической политике в 1921 г.?
14.        Как происходила адаптация Советского государства на мировой арене в 1920-х гг.?
15.        Когда и на каких принципах был образован СССР?
16.        Каковы причины свертывания нэпа в конце 1920-х гг.?
17.        Что представляла собой форсированная индустриализация?
18.        Какими методами осуществлялась сплошная коллективизация?
19.        Какая связь существовала между ускоренной индустриализацией и сплошной коллективизацией?
20.        Как можно охарактеризовать отношения власти и интеллигенции в 20—30-е гг.?
21.        Как можно оценить итоги культурной революции, осуществленной в СССР?
22.        Как складывался режим личной власти И.В. Сталина?
23.        Что характеризовало советский политический режим в 1930-х гг.? Есть ли основания для отнесения его к разряду тоталитарных?
24.        Какие изменения произошли в Сибири в годы социалистического строительства?
25.        Какие существуют суждения, мнения относительно характера общества, сформировавшегося в СССР в 1930-е гг.? Какие из них Вам представляются наиболее приемлемыми?
26.        Что представляла собой советская внешняя политика в 1930-х гг.?
27.        Каковы основные этапы и события Великой Отечественной войны?
28.        Каков вклад сибиряков в Победу?
29.        Какие факторы обусловили победу советского народа в Великой Отечественной войне?
30.        Какие события и процессы характеризовали мировое развитие во второй половине ХХ в.?


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 8

31.        Как изменилось международное положение СССР после Второй мировой войны?
32.        Что представляла собой внутренняя политика советского руководства в послевоенный период?
33.        Что представляла собой критика культа личности Сталина, начатая Н.С. Хрущевым?
34.        Каковы идеи, результаты, судьба «косыгинской» экономической реформы?
35.        Как характеризуется «правление» Л.И. Брежнева?
36.        Как формировался нефтегазовый комплекс в Сибири в 70-80-е гг. ХХ в.?
37.        Каковы цели перестройки, начатой М.С. Горбачевым? Почему они не реализовались?
38.        Каковы причины распада СССР? Был ли он, по Вашему мнению, неизбежным?
39.        Какие существуют мнения в литературе относительно краха социализма в СССР? Какие из них и почему разделяются Вами?
40.        Что такое «шоковая терапия» начала 1990-х гг. и каковы ее последствия.
41.        Что представлял собой конституционный кризис 1993 г. и как он был разрешен?
42.        Какие принципы государственного устройства России закреплены в Конституции 1993 г.?
43.        Что представляет собой российский федерализм и каковы его особенности?
44.        Какие изменения произошли на международной арене на рубеже XX- XXI вв.?
45.        Каковы основные принципы и направления внешней политики РФ?
46.        В чем проявляется модернизация общественно-политических отношений в РФ?
47.        Какие изменения происходят в социально-экономическом развитии РФ?


ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1.        Предмет, источники и теории исторического развития.
2.        Первобытный мир и зарождение цивилизаций.
3.        Цивилизации Древнего мира.
4.        Античная цивилизация: Древние Греция и Рим.
5.        Христианская Европа в Средние века: периодизация и особенности развития.
6.        Основные черты, этапы и особенности развития восточнохристианской византийской цивилизации.
7.        Возникновение ислама. Арабские завоевания.
8.        Восточные славяне в древности. Образование древнерусского государства.
9.        Русь в период феодальной раздробленности и борьбы с иноземными завоевателями в XIII в.
10.        Образование Российского централизованного государства в XIV—XVI вв.
11.        Мир в начале Нового времени: понятие, сущность, периодизация.
12.        Модернизация в Европе в XVI—XVIII вв.: понятие, причины, результаты.
13.        Война за независимость в Северной Америке и образование США.
14.        Иван IV (Грозный): реформы и опричнина.
15.        Смутное время: предпосылки, этапы, последствия.
16.        Внутренняя и внешняя политика России в XVII в.
17.        Россия в период петровских преобразований.
18.        Россия в период дворцовых переворотов.
19.        «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.
20.        Индустриальное развитие стран Европы и США во второй половине XVIII— первой половине XIX вв.: промышленный переворот его причины, особенности и последствия.
21.        Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
22.        Формирование основных идейных течений в европейском обществе: консерватизма, либерализма, социалистической идеологии.
23.        Экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в. Реформы Александра I и Николая I.
24.        Общественное движение во второй четверти XIX в.
25.        Внешняя политика России в первой половине XIX в.
26.        Реформы 60-70-х гг. XIX в. Александра II и контрреформы Александра III.
27.        Общественное движение во второй половине XIX в.
28.        Восток в период колониализма (XVI—XVIII вв): этапы, исторические формы колониализма, типы феодальных государств на Востоке.
29.        Особенности развития Индии, Китая, Японии в XIX в.
30.        Социально-экономическое и политическое развитие стран Европы и США в начале XX в.: общее и особенное.
31.        Внешняя политика и международные отношения в начале XX в.: проблемы войны и мира. Первая мировая война: причины, этапы, последствия.
32.        Экономическая модернизация России в конце XIX — начале XX вв.
33.        Революция 1905—1907 гг.: причины, характер, цели, этапы и результаты.
34.        Аграрная реформа П. А. Столыпина: цели, результаты.
35.        Февральская революция: характер, особенности, значение.
36.        Октябрьская революция: причины, последствия, современные оценки.
37.        Гражданская война в России: причины, этапы, последствия. Факторы победы большевиков.
38.        Политика «военного коммунизма»: понятие, цели, мероприятия, последствия.
39.        Новая экономическая политика: понятие, причины, цели, основные мероприятия, кризисы нэпа.
40.        Ускорение социалистической модернизации — индустриализация и коллективизация: цели, этапы, результаты.
41.        Становление тоталитарного режима в СССР: понятие, предпосылки, признаки.
42.        Послевоенное устройство Европы: формирование Версальско-Вашингтонской системы, расстановка сил в мире.
43.        Западные демократии в 20-30 –е гг. XX в. и наступление фашизма.


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 9

44.        Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. — пути выхода из кризиса.
45.        Международные отношения в 20-30-е гг.: очаги напряженности в Европе и на Дальнем Востоке.
46.        Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. XX в.
47.        Вторая мировая война: определение понятия, причины, этапы, значение.
48.        Великая Отечественная война: причины, этапы, основные сражения.
49.        Итоги, последствия, значение Второй мировой и Великой Отечественной войн. Источники и цена победы СССР в Великой Отечественной войне
50.        Холодная война: понятие, причины, проявления и последствия.
51.        Новый этап НТР. Формирование постиндустриальной цивилизации.
52.        Советская экономика и общество в послевоенный период. Апогей сталинского тоталитаризма (1945—1953 гг.).
53.        Социально-экономическое, политическое и идеологическое развитие СССР в 60 — начале 80-х гг. Попытки реформ и нарастание кризисных явлений.
54.        Ведущие капиталистические страны во второй половине XX в.
55.        СССР в годы перестройки: понятие, причины, этапы.
56.        Экономические и политические реформы в период перестройки: цели, этапы, последствия.
57.        Распад СССР: причины и последствия.
58.        Современная Россия.
59.        Глобальные проблемы современности: понятие. основные направления, проявления.

5.2. Темы письменных работ

Тематика рефератов:
1.        Историко-философская концепция Л.Н. Гумилева, А. Тойнби, К. Ясперса, О. Шпенглера, К. Маркса, А.С. Ахиезера (на выбор).
2.        Концепция российского исторического процесса в творчестве В.Н. Татищева, Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, Н. М. Костомарова (на выбор).
3.        Антропогенез: от человекообразной обезьяны к человеку.
4.        Религия первобытных народов
5.        Первобытное искусство.
6.        «Неолитическая революция» и ее последствия.
7.        Цивилизации древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая (на выбор).
8.        Цивилизации Древней Греции, Древнего Рима и их особенности (на выбор)
9.        Античный полис.
10.        Происхождение славян (основные теории и гипотезы).
11.        Религиозные верования древних славян.
12.        Протославянские археологические культуры на территории Восточной Европы.
13.        Происхождение христианства и его распространение в Римской империи
14.        Древние германцы.
15.        Скифские племена и греческие колонии в Северном Причерноморье
16.        Нашествие гуннов и его последствия для европейской цивилизации
17.        Византия – крупнейшее государство средневековой Европы.
18.        Происхождение ислама. Арабские завоевания эпохи средневековья.
19.        Крестовые походы в истории европейского средневековья.
20.        Международные связи Древнерусского государства.
21.        Города Древней Руси.
22.        Крещение Руси и его историческое значение.
23.        «Русская Правда»  - первый свод законов Древней Руси.
24.        История в лицах. Исторические портреты первых русских князей. Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святой, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах и др. (на выбор)
25.        Установление ордынского ига и его последствия.
26.        Социально-политический строй Новгородской феодальной республики
27.        Владимиро-Суздальское княжество – крупнейший феодальный центр Северо-Восточной Руси.
28.        Галицко-Волынская Русь.
29.        Древнерусская культура
30.        Борьба русского народа с агрессией крестоносцев
31.        Монголо-татарское нашествие и его оценка в отечественной историографии.
32.        Начальный период образования русского централизованного государства. Возвышение Москвы.
33.        Роль церкви в объединительной политике московских князей.
34.        Итальянское (немецкое, французское) Возрождение (на выбор)
35.        Средневековая Москва: ремесло, торговля, быт горожан.
36.        Исторический портрет Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана  IV. (на выбор)
37.        Организация управлении российским государством при Ивана IV.
38.        Опричнина и ее последствия.
39.        Первая попытка выхода к Балтийскому побережью: Ливонская война.
40.        Присоединение Сибири Ермаком.
41.        Присоединение к России Среднего и Нижнего Поволжья.
42.        Реформация и контрреформация в Европе.
43.        Исторический потрет Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского. (на выбор)
44.        Восстание под предводительством И. Болотникова, С. Разина, Е. Пугачева, К. Булавика. (на выбор)

УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 10


45.        Самозванцы в «Смутное время».
46.        Первое и второе народные ополчения 1612г. Освобождение Москвы от поляков.
47.        Земский собор 1613 г. Утверждение на российском престоле династии Романовых
48.        Соборное Уложение 1649 г.
49.        Реформа русской православной церкви при патриархе Никоне.
50.        Исторический портрет Алексея Михайловича, Петра I, Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I. (на выбор).
51.        Северная война, ее итоги и значение.
52.        Птенцы гнезда Петрова: Ф. Лефорт, Я. Брюс, А.Д. Меньшиков, Ф. Прокопович. (на выбор)
53.        Великая Французская революция и ее влияние на Россию.
54.        Государственная деятельность В.Н. Татищева, М.М. Сперанского, Е.Р. Дашковой, В.Ф. Канкрина. (на выбор)
55.        Война за независимость североамериканских колоний Англии. Образование США.
56.        Территориальные приобретения России в XVIII в.
57.        Отечественная война 1812г.
58.        Заграничный поход русской армии и вклад России в окончательный разгром Наполеона.
59.        Великий русский полководец А.В. Суворов, М.И. Кутузов. (на выбор)
60.        Политика России на Кавказе в первой половине XIX в.
61.        Освоение земель Дальнего Востока и Аляски в XVIII - XIX вв.
62.        Восстание декабристов. День 14 декабря 1825 г. в Санкт-Петербурге.
63.        Зарождение российского либерализма: славянофилы и западники.
64.        Промышленный переворот в Европе и России: общее и особенное.
65.        Теория официальной народности.
66.        Крестьянская (судебная, земская, городская, военная) реформа (на выбор).
67.        Личность и время Александр II, Александр III. (на выбор)
68.        Внешняя политика России (в Европе, в Средней Азии) во второй половине XIX в. (на выбор)
69.        Революционное народничество.
70.        Российские консерваторы А.А. Аракчеев, А.Х. Бенкендорф, К.П. Победоносцев, Н.М. Катков, В.К. Плеве. (на выбор)
71.        Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в.
72.        Земское либеральное движение.
73.        Русско-японская война 1904-1905 гг.
74.        Революция 1905-1907 гг. и ее итоги, Февральская революция 1917 г., Октябрьский переворот 1917 г. (на выбор)
75.        Политические партии России в начале ХХ в. Союз русского народа, октябристы, кадеты, эсеры, РСДРП. (на выбор)
76.        Деятельность I, II, III, IV Государственных Дум в России (на выбор). Становление российского парламентаризма.
77.        Политический портрет/ С.Ю. Витте П.А. Столыпин, А.Ф. Керенский,  П.Н. Милюков. (на выбор).
78.        Россия в Первой мировой войне.
79.        Бресткий мир с Германией
80.        Борьба политических партий за власть в 1917 г.
81.        Судьбы русской эмиграции.
82.        Белое движение в России в 1918-1920 гг.: политика, практика, идеология.
83.        Возникновение и крах итальянского (германского) фашизма. (на выбор)
84.        «Красный» и  «белый» террор в России в годы гражданской войны.
85.        Новая экономическая политика (НЭП)
86.        Внутрипартийная борьба в СССР в 20-30- е гг. ХХ в. Возвышение. И.В. Сталина
87.        Мировой экономический кризис 1929г. и «великая депрессия».
88.        Внешняя политика СССР в 20-30-е гг.
89.        Политические репрессии в СССР. «Исмперия ГУЛАГ»
90.        Блокада и оборона Ленинграда.
91.        «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта
92.        Советский тыл в годы Великой Отечественной войны.
93.        Выдающиеся военачальники Великой Отечественной войны Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, Н.Г. Кузнецов., Б.М. Шапошников и др. (на выбор)
94.        Партизанское движение на оккупированных территориях в годы Великой Отечественной войны.
95.        Великие битвы Великой Отечественной Войны: битва под Москвой, Сталининградская битва, битва под Курском, взятие Берлина (на выбор)
96.        Вклад СССР в победу над фашисткой Германией и милитаристкой Японией. (на выбор)
97.        Создание советского ядерного оружия.
98.        СССР в послевоенный период. Апогей личной власти И.В. Сталина.
99.        Политический портрет Н. С. Хрущева, Л.И. Брежнева, Ю.В. Андропова, М.С. Горбачева. (на выбор)
100.        Разоблачение культа личности Сталина.
101.        Вклад СССР в освоение космического пространства
102.        Диссидентское движение в СССР.
103.        Перестройка в СССР: замыслы и результаты.
104.        Многопартийность в современной России.
105.        Политический портрет Б. Н. Ельцина, В.В. Путина, Д.А. Медведева. (на выбор)
106.        Провал путча ГКЧП и образование СНГ.


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 11

107.        Современная российская государственная символика.
108.        Конституция 1993 г. и новая российская государственность.
109.        Становление и функционирования института президентства в РФ.
110.        Россия в борьбе с международным терроризмом.
111.        Демографические проблемы современной России.
112.        Россия в третьем тысячелетии: перспективы экономического развития.
113.        Отношения РФ со странами дальнего зарубежья США, КНР, Япония, страны ЕС. (на выбор)
114.        Отношения Российской Федерации со странами СНГ и Балтии. (на выбор)
115.        Укрепление властной вертикали и проблема государственной целостности Российской Федерации.
116.        Глобальные проблемы человечества и пути их разрешения.
117.        Интеграционные процессы на постсоветском пространстве.

5.3. Фонд оценочных средств

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
Темы рефератов указаны в пункте 5.2 Темы письменных работ
Требования к реферату.
1. Оформление.
Реферат можно исполнять как в печатном виде так и от руки. От руки объем реферата должен составлять около 30-40 страниц, написанных четким разборчивым почерком.
В печатном виде оптимальный объем реферата 25-35 страниц при условии, что текст имеет следующие параметры: шрифт 14 Times New Roman (или 13 Arial), междустрочный интервал 1,5 пт., поля: по 2 см сверху, справа и слева, 2,5 см снизу
Основное требование, определяющее объем работы – тема должна быть раскрыта максимально удовлетворительным образом.
2. Состав реферата:
титульный лист,
содержание (= постраничный план),
список используемых источников и/или литературы,
ссылки на источники и литературу.
Основной текст реферата должен состоять из введения, основной части, разбитой на параграфы, и заключения, страницы следует пронумеровать по порядку.
3. Оформление списков источников и литературы
Наименования публикаций располагаются по алфавиту и приводятся в соответствии с правилами малого библиографического описания, сначала список источников, потом литературы

ПЕРЕЧЕНЬ ДИСКУССИОННЫХ ТЕМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
1. Происхождение и ранняя история славян: возможно ли найти славянскую прародину?
2. Политика Ивана Грозного: укрепление государства или путь к его развалу?
3. Смута в России в конце ХVI – начале ХVII века: почему устояла российская государственность?
4. Реформы Петра Великого: были ли они проявлением исторической закономерности?
5. Политика «просвещенного абсолютизма» в правление Екатерины II: демагогия или действительно прогрессивные шаги? 6. Реформы и контрреформы в последней трети ХIX века: кто был прав из двух Александров?
7. Реформы конца ХIX – начала ХХ века: почему они не стали действенной альтернативой революции?
8. Почему революция 1905-1907гг. не стала последней в нашей истории?
9. Россия в 1917 году: была ли альтернатива революционным потрясениям?
10. Экономическая политика советского государства в 1918 г. – 1930-е годы: череда импровизаций или продуманная стратегия партии?
11. СССР накануне и в годы второй мировой войны: почему мы стали жертвами фашистской агрессии?
12. Распад СССР: закономерность или сговор?
Критерии оценки:  
4 балла (по итогам одного практического занятия) выставляется студенту, если: показано умение применять полученные теоретические знания, глубокое и творческое овладение основной и дополнительной литературой; материал излагается аргументировано и логически стройно; по- казаны достаточно прочные практические навыки, умение теоретически обосновывать высказываемые положения;  
2 балла, (по итогам одного практического занятия) выставляется студенту, если: ответы были многословными, мысли излагались недостаточно чётко и без должной логической последовательности; показаны недостаточные знания основной литературы и недостаточно прочные практические навыки; не даны положительные ответы на дополнительные вопросы;  
1 балл (дополнительно) начисляется студенту за посещение занятия.
0 баллов, если студент отсутствовал на занятии или не участвовал в обсуждении.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»
1.        В чем заключаются предмет, принципы и функции исторической науки? Насколько сегодня актуальны исторические знания?
2.        Какие исторические источники существуют и как их классифицируют?
3.        Что такое методология исторической науки, в чем ее предназначение? Какие методы исторического исследования вам известны? В чем их практическая ценность?
4.        Какую роль сыграли В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский в развитии отечественной исторической науки?
5.        Каковы были особенности формирования и развития древнерусского государства при Олеге, Игоре, Ольге,


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 12

Святославе?
6.        Каковы основные достижения Владимира Святого и Ярослава Мудрого?
7.        Оцените роль в централизации Руси московских князей – Юрия Даниловича, Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Василия I, Василия Тёмного, Ивана III. Кого Вы могли бы выделить в этом ряду, указав на его исключительные заслуги?
8.        В чём Вы видите особенности формирования Российского централизованного государства по сравнению с Западной Европой? Чем объяснить эти отличия?
9.        В чём заключаются причины формирования революционной идеологии в России в начале XIX века? Действительно ли декабристы потерпели поражение?
10.        О чём спорили, какие проблемы обсуждали участники философских кружков и тайных обществ 30 – 40-х гг. XIX века?
11.        Каково историческое значение спора славянофилов и западников? Каково Ваше отношение к взглядам тех и других?
12.        В чём причины появления теории официальной народности? Правомерно ли её характеризовать как реакционную?
13.        Можно ли назвать современную политическую систему России образцовой? Существует ли проблема её модернизации?
14.        В чём слабости и противоречия существующей модели экономического развития, и какие пути повышения конкурентоспособности экономики России могут быть предложены?
15.        В чём суть демографических проблем современной России? Можно ли их расценивать как угрозу национальной безопасности?
Критерии оценки:  
4 балла (по итогам одного практического занятия) выставляется студенту, если: показано умение применять полученные теоретические знания, глубокое и творческое овладение основной и дополнительной литературой; материал излагается аргументировано и логически стройно; по- казаны достаточно прочные практические навыки, умение теоретически обосновывать высказываемые положения;  
2 балла, (по итогам одного практического занятия) выставляется студенту, если: ответы были многословными, мысли излагались недостаточно чётко и без должной логической последовательности; показаны недостаточные знания основной литературы и недостаточно прочные практические навыки; не даны положительные ответы на дополнительные вопросы;  
1 балл (дополнительно) начисляется студенту за посещение занятия.
0 баллов, если студент отсутствовал на занятии или не участвовал в обсуждении.

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л1.1

Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В.

История для бакалавров: учебник

Р-н/Д: Феникс, 2014

0

6.1.2. Дополнительная литература

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л2.1

Поляк Г.Б., Маркова А.Н.

Всемирная история: учебник для студ. вузов

М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012

0

Л2.2

Зуев М.Н., Чернобаев А.А.

История России для технических вузов: учебник для бакалавров

М.: Юрайт, 2014

0

Л2.3

Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А.

История России: учебник

М.: Проспект, 2015

0

Л2.4

Самыгин П.С., Самыгин С.И., Шевелев В.Н., Шевелева Е.В.

История: учеб. пособие

М.: ИНФРА-М, 2013

0

Л2.5

Кириллов В.В.

История России: учеб. пособ. для бакалавров

М.: Юрайт-Издат, 2012

0

6.1.3. Методические разработки

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л3.1

Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Ковалёва Г.С., Логинова О.Б.

История.Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учит. общеобразоват. организаций

М.: Просвещение, 2014

0

Л3.2

Орлов А.С., Георгиев В.А.

История России в схемах: учебное пособие

М.: Проспект, 2013

0


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 13

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л3.3

Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А.

История России. Тестовые задания. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций

М.: Просвещение, 2014

0

Л3.4

Артасов И.А.

История. Россия в XIX веке. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций

М.: Просвещение, 2014

0

Л3.5

Иванов А.В., Гиниятуллина И.А., Левина Н.А.

История России. Тестовые задания. 6 класс: пособие для учащихся общеобразоват. организаций

М.: Просвещение, 2014

0

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Э1

Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 576 c.

Э2

Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ольштынский Л.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 408 c.

Э3

Ануфриева Е.В. История России. Схемы, таблицы, события, факты VI-XX вв [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ануфриева Е.В., Щеглова Г.Б.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2008.— 202 c.

Э4

История [Электронный ресурс]: методические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов всех направлений подготовки, реализуемых в МГСУ/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014.— 39 c.

Э5

История [Электронный ресурс]: методические указания по выполнению самостоятельной работы и самопроверке знаний для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки, реализуемым в МГСУ/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014.— 69 c.

Э6

История [Электронный ресурс]: учебник/ Т.А. Молокова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 284 c.

6.3.1 Перечень программного обеспечения

7.3.1.1

СИСТЕМНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА: Microsoft Windows XP, Microsoft Vista.

7.3.1.2

ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА: Microsoft Office 2007 Pro, FireFox.

7.3.1.3

Слайд-шоу, наглядно демонстрирующие узловые вопросы по каждой теме, дающие основные определения понятий, пояснительные таблицы и схемы (в программе «Microsoft Power Pointe»).

7.3.1.4

Электронные учебники.

6.3.2 Перечень информационных справочных систем

7.3.2.1

Ануфриева Е.В. История России. Схемы, таблицы, события, факты VI-XX вв [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ануфриева Е.В., Щеглова Г.Б.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2008.— 202 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11323.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.2

Бабаев Г.А. История России [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Бабаев Г.А., Иванушкина В.В., Трифонова Н.О.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 191 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6287.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.3

Всемирная история [Электронный ресурс]: учебник/ Г.Б. Поляк [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 887 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10494.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.4

Гацунаев К.Н. История [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов заочной формы обучения и экстерната/ Гацунаев К.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2012.— 116 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20008.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.5

Егорова Л.А. Отечественная история [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Егорова Л.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Юриспруденция, 2008.— 214 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8834.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.6

Захарова Л.Л. История мировых цивилизаций [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Захарова Л.Л.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Эль Контент, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2012.— 146 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13884.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.7

Ивашко М.И. История (с древнейших времен до конца XVIII века) [Электронный ресурс]: учебное пособие (схемы, таблицы, комментарии)/ Ивашко М.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2014.— 560 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34554.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.8

История [Электронный ресурс]: методические указания для подготовки к практическим занятиям для студентов всех направлений подготовки, реализуемых в МГСУ/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014.— 39 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27463.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 14

7.3.2.9

История [Электронный ресурс]: методические указания по выполнению самостоятельной работы и самопроверке знаний для студентов, обучающихся по всем направлениям подготовки, реализуемым в МГСУ/ — Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2014.— 69 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24368.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.10

История [Электронный ресурс]: учебник/ Т.А. Молокова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20007.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.11

История [Электронный ресурс]: учебник/ Т.А. Молокова [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2015.— 284 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36192.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.12

История России [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ И.И. Широкорад [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2004.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7382.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.13

История с древнейших времен до XIV века [Электронный ресурс]: учебное пособие/ — Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2009.— 126 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11324.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.14

История цивилизации [Электронный ресурс]: курс лекций/ — Электрон. текстовые данные.— Воронеж: Воронежский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2013.— 139 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22661.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.15

Кузнецов И.Н. История [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 576 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/10930.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.16

Лопатин Л.Н. Методические рекомендации и планы семинарских занятий по истории России (IX–XXI вв.) [Электронный ресурс]/ Лопатин Л.Н., Агибалова М.И., Лопатина Н.Л.— Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровская государственная медицинская академия, 2008.— 52 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6163.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.17

Ольштынский Л.И. Курс истории для бакалавров. Общие закономерности и особенности развития России в мировом историческом процессе. Уроки истории [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ольштынский Л.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, 2012.— 408 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9091.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.18

Россолов Д.М. История [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Россолов Д.М.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2013.— 196 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/18254.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7.3.2.19

Сивков С.М. История [Электронный ресурс]: методические указания по организации самостоятельной работы студентов (заочная форма обучения)/ Сивков С.М.— Электрон. текстовые данные.— Краснодар: Южный институт менеджмента, 2014.— 27 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/25969.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1

Оборудованные аудитории: компьютерный класс.

7.2

Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: интерактивная доска; компьютер; проектор.

7.3

Наглядные пособия: Комплекты карт по Истории.

7.4

Наглядные пособия: Комплекты учебных таблиц по Истории.

8. МЕТОДИЧЕСТКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические указания к практическим занятиям
Практические занятия ориентируют преподавателя и студента на интерактивный процесс усвоения курса, где рассматриваются сложные проблемные вопросы программы, с обязательным использованием правовой базы. Это связано с основной дидактической задачей практических занятий – обучению студентов анализу нормативных источников и формированием навыков работы с научной литературой. Подобный подход стимулирует самостоятельное творческое отношение к профессии. Происходит обучение навыкам публичной дискуссии, "цивилизованного" историка, ориентированного на умение не только высказывать и отстаивать личностную позицию, но и на принятие точки зрения оппонентов, поиска группового консенсуса в рассмотрении проблемы.
Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.
При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:
а) разработка учебно-методического материала:
•        формулировка темы, соответствующей программе и стандарту;
•        определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;
•        выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 15


•        подбор литературы для преподавателя и студентов;
•        при необходимости проведение консультаций для студентов;
б) подготовка обучаемых и преподавателя:
•        составление плана семинара из отдельных вопросов;
•        предоставление студентам времени (не менее недели) дней для подготовки к семинару;
•        предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и др.);
•        создание набора наглядных пособий.
Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:
•        полнота и конкретность ответа;
•        последовательность и логика изложения;
•        связь теоретических положений с практикой;
•        обоснованность и доказательность излагаемых положений;
•        наличие качественных и количественных показателей;
•        наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;
•        уровень культуры речи;
•        использование наглядных пособий и т.п.
В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:
•        качество подготовки;
•        степень усвоения знаний;
•        активность;
•        положительные стороны в работе студентов;
•        ценные и конструктивные предложения;
•        недостатки в работе студентов;
•        задачи и пути устранения недостатков.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1. История в системе социально-гуманитарных наук.
Вопросы для подготовки к практическому занятию:
История как наука.
1.        Предмет истории как науки: цели и задачи ее изучения. Исторические источники.
2.        Историческое знание и историческое познание.
3.        Формационный и цивилизационный подходы в историческом познании.
Проблемные задания
Существуют различные подходы к изучению истории. В советской исто¬рической науке господствовал диалектико-материалистический метод, в основу которого была положена теория общественно-экономических формаций, разра¬ботанная К. Марксом. Суть данной рационалистической (всемирно-исторической) интерпретации истории: все страны и народы проходят в своей эволюции одни и те же стадии, движутся по одном}', общему для всех, пути.
В основе другой культурно-исторической концепции, лежит идея локальных цивилизаций. История человечества рассматривается как сово¬купность целого ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых эволю¬ционирует по своему собственному пути. Важнейшие признаки цивилизаций -формы организации духовно-нравственной жизни и, прежде всего, -религии. Теория локальных цивилизаций получила разработку в трудах Н. Данилевского (Россия), О. Шпенглера (Германия), А. Тойнби (Англия).
В последние годы большой интерес вызывают работы отечественного историка Л.Н. Гумилева. Опираясь на теорию локальных цивилизаций, он рассматривает в качестве основополагающего элемента исторического процесса этнос - общность людей, населяющих определенную территорию и объединенных действием пассионарного духа (биопсихической энергии, рождаемой сочетанием собственно этнических, географических, климатиче¬ских условий жизни этой общности). В истории России Л.Н. Гумилев выделяет две цивилизации. Первая - Древняя Русь, киевско-славянский суперэтнос, существовавший в бассейне Днепра. Фаза затухания его пассио¬нарной энергии пришлась на Х11-ХП1 вв., когда он распался под ударами татаро-монгольских кочевых племен. Вторая - московско-петербургская Россия, великорусский этнос, возникший в XTV в. из обломков славянского суперэтноса, финно-угорских племен и монгольских завоевателей, аккуму¬лировавших население Великой Степи.
1.        Какие существуют еще трактовки исторического развития? Попытайтесь определить сильные и слабые стороны различных подходов к изучению истории. Какой из них, на Ваш взгляд, является оптимальным? Свое мнение обоснуйте.
2.        Попробуйте дать примеры социологизаторского, презентистского и герменевтического подходов современных историков к изучению истории России.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2. Мир и Россия в древности и средние века.
Вопросы для подготовки к практическому занятию:
Античная цивилизация: Древние Греция и Рим
1.        Античная цивилизация: определение понятия, хронологические рамки, значение.
2.        Становление полисной цивилизации Греции: этапы, типы, значение.
3.        Древний Рим: этапы и особенности развития республиканского и императорского Рима.
4.        Культурное наследие античной цивилизации.
Европа в Средние века
1.        Средние века: понятие, сущность, периодизация.
2.        Великое переселение народов и образование варварских государств.
3.        Основные черты западноевропейского феодализма. Город в средние века.


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 16

4.        Католическая церковь и власть в Средние века. Крестовые походы.
Восточные славяне в древности. Образование Древнерусского государства.
1.        Древнейшие народы на территории нашей страны.
2.        Восточные славяне в древности: этапы расселения, основы хозяйственной, социальной и политической жизни.
3.        Образование Древнерусского государства: теории, этапы, особенности.
4.        Киевская Русь в IX—XII вв.: особенности экономического, политического, социального и духовного развития
Русь в период феодальной раздробленности и борьбы с иноземными завоевателями в XIII в.
1.        Феодальная раздробленность на Руси: причины и последствия.
2.        Основные центры феодальной раздробленности и их экономические и политические особенности.
3.        Нашествие монголо-татар на Русь и его последствия.
4.        Борьба Руси с агрессией немецких и шведских феодалов в XIII в.
Проблемные задания
Русь в период феодальной раздробленности и борьбы с иноземными завоевателями в XIII в.
В 1237-1240 гг. монгольские войска под предводительством хана Батыя вторглись в Северо-Восточную и Юго-Западную Русь. Более чем на 200 лет русские княжества попали в зависимость от Золотой Орды - огромного госу¬дарства, простиравшегося от границ Руси до Западной Сибири и Хорезма. Важно понимать, что под названием «монголо-татары», «татаро-монголы», просто «монголы» или «татары» в литературе подразумевается не какой-либо определенный народ, а возникшее в начале XIII в. объединение десятков ко¬чевых племен.
Большинство дореволюционных и современных отечественных иссле¬дователей считает, что монгольское завоевание привело к длительному эко¬номическому, политическому и культурному упадку русских земель. Но есть и другие точки зрения.
Далеко выходят за пределы традиционных представлений взгляды Л.Н. Гумилева на монгольское нашествие. Он полагал, что в реальности существовало не монгольское «иго» (в значении «господство», «подчине¬ние»), а взаимовыгодный союз Золотой Орды и Руси, спасший Русь от завое¬вателей, шедших из Западной Европы. По мнению историка, масштаб разо¬рений и потерь со стороны Руси был явно преувеличен летописцами, а следом за ними - и учеными. «Россия в XV веке унаследовала высокую культуру Византии и татарскую доблесть, что поставило ее в ранг великих держав», - писал Л.Н. Гумилев. «Союз с Ордой - не иго Орды, а военный союз с нею - предопределил особый путь Руси», — таков вывод писателя Б. Васильева.
1.        Сопоставьте мнения отечественных исследователей по вопросу о значении и последствиях монгольского нашествия на Русь. Какая точка зрения представляется Вам более обоснованной и почему?
2.        Как Вы считаете, насколько специфичным было положение русских княжеств под властью западного монгольского улуса? Как поступали монголы с другими захваченными территориями?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3. Россия и мир в XVI-XIX вв.
Вопросы для подготовки к практическому занятию:
Страны Европы и Северной Америки в XVI—XVIII вв.
1.        Модернизация в Европе: понятие, причины, результаты.
2.        Европейские революции в XVI—XVIII вв.: их особенности и последствия.
3.        Война за независимость в Северной Америке и образование США.
4.        Эпоха Просвещения. Развитие культуры и науки в XVII—XVIII вв.
Россия в первой половине XVIII в.
1.        Модернизация России и реформы Петра I: цели направления, противоречивые результаты.
2.        Внешняя политика эпохи Петра I: задачи, этапы, результаты.
3.        Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725—1762 гг.)
4.        Русская культура в первой половине XVIII в.
Западная Европа и США в XIX в.
1.        Индустриальное развитие стран Запада и США во второй половине XVIII—XIX вв.: промышленный переворот его причины, особенности и последствия.
2.        Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
3.        Революции в Европе в середине XIX в.: причины и последствия.
4.        Формирование основных идейных течений в европейском обществе: консерватизма, либерализма, социалистической идеологии.
Россия в первой половине XIX в.
1.        Экономическое и политическое развитие России в первой половине XIX в. Реформы Александра I и Николая I.
2.         Внешняя политика России в первой половине XIX в. Отечественная война 1812 г.
3.        Декабристы и их проекты переустройства России.
4.        Общественно-политическая мысль в России в 30—50 гг. XIX в.
5.        Внешняя политика России в первой половине XIX в.
Россия в о второй половине XIX в.
1.        Реформы Александра II: причины, направления, последствия.
2.        Социально-экономическое развитие России в пореформенный период (60-90-е гг. XIX в.)
3.        Контрреформы Александра III: причины, цели, направления.
4.        Общественное движение 60—90-х гг. XIX в.: народники и социал-демократы.
5.        Внешняя политики России во второй половине XIX в.
Проблемные задания
Россия в первой половине XVIII в.
Первая четверть XVII в. вошла в отечественную историю как время грандиозных начинаний и сдвигов, связанных с именем первого российского императора Петра I. Личность и деятельность Петра I встречала и у современников, и у


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 17

потомков не только различные, но диаметрально противоположные оценки. Те современники, кто знал Петра I и работал с ним, восхваляли его, называли «земным Богом»; другие, кто не знал Петра I лично, но чувствовал тяготы, взваленные им на народ, считали его «мироедом» или самозванцем (которым немцы подменили подлинного царя во время его заграничного путешествия). Раскольники считали Петра I антихристом. Наиболее четко противоположные мнения по поводу петровских преобразований были сформулированы в споре западников и славянофилов в середине XIX в. Западники утверждали, что всему лучшему в своей истории Россия обязана Петру I. По мнению же славянофилов, он изменил национальному началу в истории России, исказил русскую культуру заимствованиями из западной и нанес вред естественному ходу развития страны.
Дискуссии о Петре I не утихают и в наши дни. Н.И. Павленко видит в преобразованиях Петра I крупный шаг по пути прогресса (хотя и в рамках феодализма). Е.В. Анисимов считает, что несмотря на введение целого ряда новшеств во всех сферах жизни общества и государства, реформы первой четверти XVIII в. объективно вели к консервации самодержавно-крепостнической системы в России. Центральная реформа петровской эпохи – административная.
1. Почему к XVII в. европеизация России стала необходимостью, ощутил ли Петр I Россию периферией Европы, поставив задачу «догоняющего развития»? Опираясь на различные точки зрения на преобразования Петра I, дайте свою оценку того, что произошло в России в конце XVII – первой четверти XVIII в.
2. Какие из петровских преобразований были эффективными и почему? Какие начинания Петра I завершились неудачей? В чем причины этих неудач? Как Вы считаете, почему Петр не отменил крепостную зависимость?
3. В чем, на Ваш взгляд, проявился раскол русского общества, усугубившийся при Петре I?
4. Какова Ваша позиция по вопросу о значении и последствиях реформ Петра I для России?
Россия в о второй половине XIX в.
Большой вклад в изучение этой темы внесли русские дореволюционные историки либерального направления, которые рассматривали все реформы апологетически, как результат развития гуманно-прогрессивных идей среди дворянских «верхов» и доброй воли царя. Буржуазное правовое начало реформ приукрашивалось, крепостнические черты умалялись или вовсе замалчивались.
В советской историографии, напротив, подчеркивалась прежде всего ограниченность реформ, причем до последнего времени изучение крестьянской реформы подгонялось под резко критические оценки ее характера и последствий в трудах В.И. Ленина.
Характерная черта новейших исследований – стремление авторов (Б. Литвак, Л. Захарова, С. Секиринский, Т. Филиппова и др.) занять такую позицию, которая была бы свободна от крайностей – апологетической у русских дореволюционных и критической у советских историков.
Реформы Александра II – одна из наиболее последовательных попыток модернизировать весь уклад жизни Российской империи. Они охватили три основные сферы: социально-экономическую, политическую, культурно-образовательную. Основу экономической реформы составил Манифест 19 февраля 1861 г.
1. Раскройте содержание крестьянской реформы. В чем проявилась ее связь с последовавшими за ней преобразованиями? На чем основана оценка преобразований Александра II как эпохи великих реформ?
2. Подумайте, насколько правомерно стремление некоторых публицистов и историков представить реформы 60-70-х гг. как «революцию сверху», и самого Александра II как «революционера на троне»? Были ли затронуты процессом «перестройки» высшие органы государственной власти, центральная администрация, власть монарха? Почему Россия при Александре II не стала конституционной монархией?
3. «Гласность», «перестройка» – слова из общественно-полити¬ческого лексикона эпохи «великих реформ». В чем поучительность истории реформ второй половины XIX века в целом и отмены крепостного права в частности?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4. Россия и мир в XX - начале ХХI в.
Вопросы для подготовки к практическому занятию:
Россия в 1917 г.
1.        Февральская революция: причины, характер, особенности, значение.
2.        Борьба политических сил России за выбор пути развития (февраль — октябрь).
3.        Октябрьская революция: феномен большевизма, современные оценки, последствия.
4.        Первые шаги советской власти: формирование новой государственности, экономическая и социальная политика.
Западная Европа и США в 1918—1939 гг.
1.        Понятие и периодизация «новейшей истории».
2.        Послевоенное устройство Европы: формирование Версальско-Вашингтонской системы, расстановка сил в мире.
3.        Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. 0151 пути выхода из кризиса.
4.        Западные демократии в 20-30-е гг. и наступление фашизма.
5.        Международные отношения: очаги напряженности на Дальнем Востоке и в Европе.
Россия в 1917 — середина 20-х гг. гг.
1.        Гражданская война в России: причины, этапы, последствия. Факторы победы большевиков.
2.         Политика «военного коммунизма»: определение понятия, цели, мероприятия, последствия.
3.         Образование СССР: причины, этапы, принципы создания СССР.
4.        Новая экономическая политика: понятие, цели, мероприятия, кризисы, итоги.
Советский союз: середина 20-х—30-е гг.
1.        Ускорение социалистической модернизации. Индустриализация: причины, цели, этапы, результаты.
2.        Коллективизация в СССР: причины, цели, этапы, результаты.
3.        Становление тоталитарного режима в СССР: понятие, предпосылки, признаки.
4.        Внешняя политика СССР в 30-е гг.
Вторая мировая война. Великая Отечественная война
1.        Вторая мировая война: определение понятия, причины, этапы, значение.
2.        Великая Отечественная война: причины, этапы, основные сражения.


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 18

3.        Антигитлеровская коалиция: цели, формы сотрудничества, значения.
4.        Итоги, последствия и уроки Второй мировой войны. Источники, значение и цена победы СССР в Великой Отечественной войны.
Страны Западной Европы и США во второй половине XX в.
1.        Холодная война: причины, этапы, проявления, последствия.
2.        Новый этап НТР. Формирование постиндустриальной цивилизации.
3.        Ведущие капиталистические страны во второй половине XX в.
4.        Мировая система социализма и её распад.
СССР в годы перестройки
1.        Сущность перестройки: понятие, причины, этапы, результаты, оценки.
2.        Экономические и политические реформы в период перестройки: этапы и последствия.
3.        Августовский переворот 1991 г. Распад СССР.
4.        Внешняя политика СССР в период перестройки. Концепция нового политического мышления.
Россия в современном мире
1.        Внешнеполитический курс и международные отношения России на рубеже веков.
2.        Глобальные проблемы современности: понятие, основные направления, проявления.
3.        « Исламский вызов»: основные контуры и проблемы.
4.        Международный терроризм: новый тип международных конфликтов.
Проблемные задания
Россия в 1917 г.
Революционные события 1917 г. – одна из наиболее фальсифицированных страниц отечественной истории. Значение Октября в советской историографии было искусственно завышено. Ныне же, напротив, события в Петрограде в октябре 1917 г. подвергаются острой критике. В то же время Февраль 1917 г. поднимается на щит и трактуется как начало «уникального» в истории России периода «истинной демократии», длившегося всего 8 месяцев.
Интересную оценку событий 1917 г. дал известный философ Ф.А. Степун: «У Февраля   раздвоенная душа… Петроград являл собой законченную картину разнузданности, скуки и пошлости». Степун считал, что с Временного правительства не может быть снята ответственность за пролитую в революции кровь, за мягкость и нерешительность, «потакание наступающему злу».
Одно несомненно, историческая развилка 1917 г. – поворотный пункт в судьбе России.
1. Поразмышляйте над причинами революционных событий 1917 г. (особое внимание уделите влиянию хода военных действий на обстановку в стране). Справедливо ли, на Ваш взгляд, трактовать Февральскую революцию как следствие масонского заговора, проникшего в среду либеральной интеллигенции?
2. Согласны ли Вы с тем, что царское правительство имело все возможности для преобразования России по западному образцу (и уже вело страну по пути процветания) и вполне могло предотвратить революционный взрыв, если бы не первая мировая война?
Существует мнение, согласно которому именно экономическая и социально-политическая отсталость России вызвали в конечном итоге Февральскую революцию (и соответственно революцию Октябрьскую). Главным препятствием в преодолении кризиса явилась неспособность монархии осуществить быструю индустриализацию страны (для ликвидации ее экономической и культурной отсталости), сохранив при этом и внутреннюю стабильность, и положение великой державы.
3. Каково Ваше отношение к данной точке зрения?
4. Анализируя обстановку в стране к октябрю 1917 г., обратите внимание на сформулированную тогда В.И. Лениным альтернативу: «диктатура корниловцев или диктатура пролетариата». Оцените, насколько реальным в тех условиях был вариант: либо демократия, либо большевистская диктатура.
Советский союз: середина 20-х—30-е гг.
Из всех периодов советской истории наибольшей лакировке и приукрашиванию в традиционной отечественной историографии были подвергнуты годы, начавшиеся с «великого перелома» 1929 г. и продолжавшиеся до конца 30-х гг. Этот период характеризовался как эпоха построения в СССР основ социалистического общества. В центре дискуссий, начавшихся со второй половины 80-х гг., – два основных вопроса:
1) какое общество было построено в СССР к концу 30-х гг.?
2) была ли альтернатива сталинизму?
1. Попытайтесь определить свою собственную позицию по вопросу о причинах принятия курса на ускорение темпов социально-экономи¬ческого развития в конце 20-х гг.
2. Каковы результаты массовой коллективизации? Какие гиганты индустрии вступили в строй за годы первых пятилеток? Охарактеризуйте итоги развития СССР в 30-е гг.
3. Какова была цена достигнутых экономических результатов? Что явилось причиной массовых репрессий? Охарактеризуйте деятельность карательно-административных органов, составивших опору режима личной власти Сталина в партии и государстве? Кого из репрессированных в 20-30-е гг. деятелей науки и культуры Вы можете назвать?
СССР в годы перестройки
Придя к власти в 1985 году, М.С. Горбачев начал проводить политику реформ, развитие которой во многих направлениях, особенно ускорившееся с 1989 году, увлекло СССР на путь радикальных изменений. Перед лицом испытываемых системой трудностей он сделал ставку на завоевание нового кредита доверия общества к власти, заявившей о своей способности вывести страну из «застоя». Под лозунгами «гласности» и «перестройки» Горбачев начал осуществлять программу политических и экономических реформ, исходные цели которой оказались скоро превзойденными.
На 1995 год пришелся 10-летний юбилей горбачевской «революции сверху». В связи с этой «круглой датой» в средствах массовой информации высказывались порой диаметрально противоположные оценки личности М.С. Горбачева и его роли в отечественной истории на очередном ее переломе.
1. Какова Ваша позиция по данному вопросу? Свое мнение обоснуйте.


УП: b44.03.05 ГиИЯ п561,562.plm.xml

стр. 19

2. Как Вы считаете, связан ли кризис и распад тоталитаризма в СССР и других социалистических государствах с общим кризисом индустриальной цивилизации? Существуют ли некие общие черты в политических и социально-экономических процессах второй половины 80-х годов в России, Европе, Америке и Азии?