История развития сметного дела в России
В работе рассматривается история формирования сметного дела в России с момента его зарождения, в начале 19-го века, до наших дней. Также кратко рассказано о развитии автоматизации сметного дела.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_smetnogo_dela_v_rossii.docx | 17.99 КБ |
Предварительный просмотр:
История развития сметного дела в России
История развития сметного нормирования в России насчитывает немногим меньше двух столетий. История составления смет или, если быть точным, первый опыт производственного нормирования ведет свои истоки начиная с 1811-1812 годов. Именно тогда были разработаны первые Урочные реестры по части гражданского строительства и по военным работам. На тот период эти документы содержали нормы расхода транспортных средств, материалов и рабочей силы.
В 1832 году на основе статистических данных и нормативных наблюдений был выпущен первый общий нормативный сборник «Урочное положение на все общие работы, производящиеся при крепостях, государственных зданиях и гидротехнических сооружениях». Впоследствии «Урочное положение» неоднократно пересматривалось с целью его уточнения, а главным образом, снижения норм. В 1869 году оно было утверждено правительством. На тот момент ни одна страна мира не имела подобного нормативного документа.
После Октябрьской революции в 20-х годах прошлого века было сделано несколько попыток приспособить «Урочное положение» к новым условиям, а затем проведен коренной его пересмотр и издан новый по форме и содержанию нормативный сборник - «Свод производственных строительных норм» (1927-1930 гг.)
Еще более значительные изменения в сметное нормирование и составление смет привнесли Сметные нормы и правила (СНиП IV), вошедшие в строительные нормы и правила (СНиП) в 1955-1956 г.г.
В то время составление смет было кропотливым и сложным трудом, тесно связанным с необходимостью считать «вручную», высчитывать и выводить буквально «на коленке», от чего немало страдало качество подсчетов и смет, а значит и всех остальных работ, зависящих от нормативных расчетов. В то время квалифицированных специалистов было значительно меньше, чем сейчас. И их работа была значительно тяжелее и связанна с постоянным умственным напряжением.
В составе СНиП IV были представлены элементные сметные нормы (ЭСН) на строительные конструкции и работы. Разрабатывались они с использованием принципов укрупнения и усреднения. Тогда же были введены среднерайонные сметные цены на эксплуатацию строительных машин, на строительные материалы и конструкции, на перевозки грузов. На основе элементных сметных норм и цен на ресурсы были составлены сборники единых районных единичных расценок на строительные работы (ЕРЕР). Для определения стоимости монтажных работ были разработаны ценники на монтаж оборудования. Таким образом, была сформирована государственная сметно-нормативная база ценообразования в строительстве. В конце 50-х- начале 60-х годов на основе ЭСН и ЕРЕР приступили к разработке укрупненных сметных нормативов: укрупненных сметных норм (УСН), укрупненных расценок (УР), а затем прейскурантных цен на здания и сооружения (ПРЗС).
За много лет было внесено множество изменений и корректировок, начиная от нюансов и деталей и заканчивая принципами работы. Самая крупная и уникальная по содержанию сметно-нормативная база была выпущена в составе СНиП IV-84. Она насчитывала более 300 тысяч норм и цен. Она существенно упростила составление смет в дальнейшем, однако многие компании не удовлетворяла.
Когда в 90-е годы в строительство пришла система свободных (договорных) цен, тем не менее, сохранилась необходимость регулирования ценообразования в строительстве как в части методики составления смет , так и системы сметных нормативов.
Начиная с 1992г. эту работу проводил Госстрой России вначале в форме рекомендательных писем, а затем в виде системы нормативных документов. Новые подходы к ценообразованию в строительстве получили отражение в Своде правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации СП 81-01-94. Он явился основополагающим методическим документом по ценообразованию в строительстве, определяющим его (ценообразования) цели и принципы, структуру сметных нормативов, порядок определения стоимости строительства. Положения Свода правил были конкретизированы в Методических указаниях по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-1.99), в которых устанавливался порядок разработки сметной документации и определения сметных цен на ресурсы.
В 2004 г. Свод правил и Методические указания были заменены Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Методика включила в себя как общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, так и конкретные рекомендации по составлению всех форм сметной документации на разные виды работ.
Наряду с методикой действуют постоянно обновляемые методические указания, рекомендации и письма правительственных органов по отдельным, более частным вопросам ценообразования в строительстве, определению сметных цен на ресурсы, разработке и применению элементных сметных норм и единичных расценок, нормированию накладных расходов и сметной прибыли и др.
Если в «переходные» 90-е годы XX в. развитие сметного нормирования было направлено на разработку ресурсных сметных норм и укрупненных показателей в ценах 1991 г., востребованных ввиду распространенности ресурсного метода составления смет, то к концу десятилетия в связи с достижением относительной стабилизации цен в строительстве сложились предпосылки к переходу на новую сметно-нормативную базу 2001 г. Ее содержание и этапы перехода были определены Госстроем России, а в разработке приняли участие ряд проектных и научных организаций, региональные центры и координационный центр по ценообразованию в строительстве.
Новые сметные нормативы создавались с учетом многолетнего опыта сметного нормирования. В соответствии с программой формирования новой сметно-нормативной базы были созданы государственные элементные сметные нормы (ГЭСН-2001) и федеральные единичные расценки (ФЕР-2001) на строительные, монтажные, специальные строительные и пусконаладочные работы, нормативы лимитированных (накладных расходов, сметной прибыли, временных зданий и сооружений и др.) и прочих затрат. На базе единой методологии и государственной системы элементных сметных норм в основном разработаны территориальные единичные расценки (ТЕР-2001). При необходимости могут быть выпущены отраслевые единичные расценки (ОЕР).
Сборники сметных цен на ресурсы включают федеральные, территориальные и отраслевые. На федеральном уровне разработаны Сборники сметных расценок на эксплуатацию строительных машин и автотранспортных средств и Сборник сметных цен на материалы, изделия и конструкции (в 5 частях). Федеральные сборники составлены для условий базового района- Московской области в ценах на 01.01.2000 г. Территориальные Сборники сметных цен на ресурсы разрабатываются в субъектах Федерации обычно в базовых и текущих ценах (с обновлением ежемесячно или раз в квартал).
После ликвидации Госстроя России в 2004 г. его функции перешли к Министерству регионального развития Российской Федерации. Регулирование вопросов ценообразования в субъектах Федерации осуществляют Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС).
За это время, вместе с совершенствованием правил сметного нормирования, по мере того, как менялось составление смет и сборники норм и цен, менялись и методы. Совершенствуясь год от года, система составления смет изменялась. Разумеется, появление электронно-вычислительной техники не могло не отразиться на этом процессе.
Первая сметная программа появилась еще в Советском Союзе – это поистине легендарная АВС. Данная сметная программа использовалась еще до времен «перестройки» и вряд ли кому из новых поколений сметчиков довелось в ней работать или хотя бы видеть.
В 1993 году, когда была основана компания «Визардсофт», появилась сметная программа не только не уступающая всем прочим, но и во многом более функциональная и производительная – SmetaWIZARD. Эта сметная программа вобрала в себя самое лучшее на основе анализа других продуктов, а также существенно расширила и обогатила свой функционал.
Эта сметная программа стала своеобразным прорывом в области автоматизации различных сфер деятельности строительных организаций. Предлагаемая сметная программа позволила увеличить скорость и точность расчетов, проконтролировать расчет времени и ресурсов, минимизировать финансовые затраты, и таким образом оптимизировать бизнес-процессы предприятия. С данной программой составление смет сократилось по времени и ресурсозатратности, при этом увеличив точность и качество расчетов.