познавательная игра-путешествие "Вот она, Русь!"
данная игра-путешествие позволяет детям познакомиться с традициями наших предков, сформировать их связь с далеким прошлым, которое нельзя отделять от настоящего.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игра -путешествие в древнюю Русь | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОТ ОНА – РУСЬ
Познавательная игра – путешествие по древней Руси.
Подготовила – педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦВР п.Паркового Тихорецкого района Пашенцева Светлана Александровна.
Цель: знакомство с обычаями, праздниками, бытом русичей; привитие уважения к истории своей Родины.
Игра проводится как экскурс по древней Руси. Дети совершают путешествие, делая остановки, на которых узнают интересное из истории страны, жизни наших далеких предков. Все игры, проводимые на остановках, тоже исторические. В них играли наши предки и в деревнях, и в городах. Поскольку материал игры довольно объемный по времени можно разделить его на 2 или 3 игры.
1 остановка. «Привычка к труду благородному»
Девушки в Древней Руси были трудолюбивыми и домовитыми. Женщина обшивала всю семью, но прежде чем шить одежду, ей надо было спрясть нити и соткать материю.
К такой работе приступали после уборки урожая. К весне всем членам семьи были готовы обновки. Труд этот был очень не легок. Наши прабабушки работали от зари до зари. Каждая хозяйка за 6 месяцев ткала в среднем по 3 холста длиной 50 м каждый. Для этого ей приходилось проводить за ткацким станком по 12-15 часов в день. А еще нужно было наготовить еды на семью. Хорошо если у нее были помощницы.
Когда девочке исполнилось 5 лет, она должна была выпрясть первую в своей жизни нить. Это сопровождалось интересным обрядом. Эту нить торжественно сматывали в клубочек, а затем сжигали. Пепел размешивали в стакане с водой и давали выпить будущей пряхе, чтобы она стала искусной мастерицей.
В древнерусских городах требовался большой запас воды.
В небольших поселениях ходили за водой на речки. В больших городах удаленность от реки иногда была очень большой. Русские мастера изобрели колодцы. Первые колодцы были сделаны в крепостях на случай вражеской осады. Их делали из большой колоды, у которой удаляли сердцевину и вкапывали в землю до самого водоносного слоя. Позже умельцы усовершенствовали конструкцию колодцев, придумав опускать в землю целый деревянный сруб, чтобы воду было легче добывать.
Распространенным видом русского лесного промысла было бортничество. Пчел содержали в колодах (бортах), которые представляли собой большие по диаметру стволы деревьев с выдолбленными в них дуплами.
Продукцией бортничества были мед и воск, которые пользовались постоянным спросом на всей территории Руси. Кроме того они приносили неплохой доход государству при продаже за границу. Воск был основным материалом при производстве церковных свечей. А мед был неотъемлемой частью русской кухни и вплоть до начала 18 века заменял сахар.
Одним из промыслов на Руси был рыбный. Самостоятельные рыболовы ловили рыбу на удочку, а в товарном рыбоводстве преимущественно использовали различные неводы и сети. На севере Руси распространенным был способ перегораживания малой реки частоколом. В этом случае в частоколе оставляли несколько отверстий, к которым привязывали плетеные корзины для ловли рыбы.
В степной зоне Руси почва была плодородной. Русичи получали хорошие урожаи с одного и того же поля несколько лет подряд. Когда сорняки заглушали посевы, они распахивали новые участки и возвращались к первому спустя несколько лет. Это привело к появлению двупольной и трехпольной системе земледелия.
Плуг представлял собой соху – деревянное приспособление с тремя зубьями. Позже его усилили металлическим лемехом. На юге Руси плуг называли рало. Соху тянула лошадь, а рало – несколько лошадей или два вола.
Среди выращиваемых русичами зерновых культур можно назвать полбу, пшеницу, рожь, овес и ячмень. При трехпольной системе земледелия возделывали только волокнистые культуры – лен и коноплю и бобовые – горох и чечевицу. На отдельных полях выращивали репу.
В Киевской Руси существовали яблочные и вишневые сады, но большинство фруктов завозили из Византии. На товарных огородах вокруг городских стен выращивали горох, капусту, лук, репу, чеснок и тыкву.
К кузнецам на Руси всегда относились иначе, чем к представителям других профессий. Считалось, что в этом ремесле заключена особая магия.
Каждый кузнец владел секретами мастерства, которые тщательно охранялись от непосвященных и передавались из поколения в поколение.
У кузнеца обязательно были подмастерья – помощники и ученики. В процессе работы ученик узнавал основные приемы кузнечного дела.
Любой кузнец прекрасно знал свою работу и без труда отличал ее от чужой.
Игра «Столбики». Играющие становились в круг. Один из них выходил в середину. Все начинали меняться местами, а водящий старался занять чье-либо место. Тот, кому некуда было встать, становился водящим.
2 остановка. «По великим праздникам»
Канун Рождества Христова (вечер 6 января), сочельник – последний день сорокадневного Рождественского поста. Строгий пост следовало соблюдать до позднего вечера. При появлении в небе первой звезды, в память о Вифлеемской звезде, перед образами зажигали свечи и лампады. Сразу после вечерней молитвы глава семьи зажигал восковую свечу и устанавливал ее в один из хлебов, которые к тому времени уже были разложены на столе. Затем он приносил сноп соломы, непременный атрибут праздника, и застилал ею всю избу, так как соломой была выложена колыбель Иисуса в яслях. Стол был покрыт чистыми полотенцами, а перед иконами тоже полагалось ставить не обмолоченный сноп ржи, считавшийся символом нового урожая.
Перед началом трапезы хозяин дома должен был трижды обойти дом с горшком кутьи в руках, а затем, задабривая духов, выбросить за порог несколько ложек кушанья. Традиционным напитком в этот вечер считался взвар, приготовленный из сухофруктов. В сочельник было принято забывать старые обиды, прощать врагов, навещать больных, помогать сиротам и престарелым, подавать милостыню.
Канун Крещения (вечер 18 января) назывался вторым сочельником. Трапеза разрешалась только после завершения церковного богослужения, когда домочадцы возвращались домой с сосудами, наполненными святой водой. Разговлялись в этот вечер кутьей, приготовленной из риса, изюма и меда.
В ночь на Крещение завершались святочные гадания. В деревнях существует множество магических ритуалов, действие которых направлено на повышение урожая, улучшение здоровья и благополучия людей. В талом крещенском снегу отбеливали холсты. Девушки умывались крещенским снегом, чтобы отбелить кожу лица и шеи.
Верующие считали, что вода, набранная в ночь на Крещение, обладает особой силой, так как в эту ночь в реке купался сам Спаситель.
Вербное воскресенье. Обряд шествия на Вербное воскресенье сложился уже к концу 15 века. Во все храмы вносились веточки вербы. Главным событием праздника были вербные базары, которые очень любили ребятишки. На лотках было много сладостей, книг и игрушек.
Ветки вербы, освященные в церкви, приносили домой. Часть их прятали до наступления летних гроз, насколько веточек хозяева обязательно бросали в пищу домашней скотины, считая, что они оградят животных от болезней. Втыкали веточки в крышу хлева, чтобы скотина всегда возвращалась с пастбища.
Вознесение Господне русская православная церковь празднует на 40-й день после Пасхи. Раньше крестьяне отмечали вознесение румяными пирогами с начинкой из зеленого лука и печеными «лесенками» с семью перекладинами. В старину их обязательно освящали в церкви. Потом верующие поднимались на колокольню и бросали их вниз. Тот, чья «лесенка» разбилась, считался грешником, если все ступени оставались целыми, то владельцу предстояло попасть в рай. Позже «лесенки» уже не стали освящать, а просто кидали с печи на пол прямо в избе. Но самое главное происходило после обеда. Крестьяне выходили на свои поля и, подбрасывая хлебную «лесенку» вверх, приговаривали: «Расти моя рожь такой же высокой!» После этого «лесенку» нужно было съесть.
На пятидесятый день после Светлого Христова воскресенья Православная церковь отмечает День Святой Троицы. В народе Троицу называют зелеными Святками. В этот день ходили в храмы, которые украшались полевыми цветами и березовыми ветками. Луговые цветы, освященные в церкви, высушивали и хранили за образами. По народному поверью, эти цветы помогали избавиться от мышей на полях, а дом хранили от пожара.
Медовый Спас иногда называли мокрым или маковеем. Свое название Спас получил за то, что в эти дни на пасеках второй раз за сезон начинали качать мед. Сроки эти соблюдались строго, так как пчеловоды верили, если они не заломают соты, мед выпьют пчелы из соседней пасеки.
В этот день начинался Успенский пост и ели только мед.
Пасечники выбирали лучший сорт меда, освящали его в церкви и пекли пироги с кашей и медом. К этому дню старались приготовить особый медвяный квас, которым угощали всех соседей.
Мокрым же Спас называли в честь крещения Руси в 988г. По всей Руси совершался обряд водостояния. Освящались все реки и водоемы. После завершения обряда крестьяне старались искупаться, а затем загоняли скотину и купали ее с молитвами последний раз в году.
Игра «Голосянка». Ведущий предлагал: «Ну-ка, давайте в голосянку играть, кто не вытянет, того за волосы- ы-ы-ы…». все подхватывают и тянут звук ы. кто смеялся и прерывал звук, выбывал из игры.
3 остановка. «Сошьем Дуне сарафан…»
Рубаха была самой любимой одеждой славян. Её название произошло от слова «рубить», которое раньше имело значение «резать». История этой нательной одежды, скорее всего, началась с куска полотна, сложенного пополам, имевшего отверстие для головы и схваченного на талии пояском. Затем бока стали сшивать между собой, придумали рукава. Историки утверждают, что такой покрой рубах был одинаков для всех.
Пояс. В Древней Руси женщины носили вязаные и тканые пояса. У мужчин пояса были кожаные. Лишить мужчину пояса означало лишить его воинского звания.
Как женщины, так и мужчины подвешивали к поясам необходимые предметы, которые мы с вами часто кладем в карман. Это могли быть ключи, ножи в ножнах, кресла для высечения огня, игольник, поясная сумочка – предшественник кармана.
Понева. Вначале слово «понева» означало просто кусок ткани. Это была полушерстяная материя обычно клетчатой расцветки. Поневой называли набедренную одежду, которую надевали поверх рубахи девушки, достигшие возраста невест. Позже понева стала одеждой замужних женщин. Древнейшая понева представляла собой три полотнища, не сшитые между собой, которые крепились на талии поясом. Затем их начали сшивать, оставляя несшитыми на боку. Длина поневы была такой же, как и длина рубахи. Еще в начале 20 века по этой одежде, а именно по цветным клеточкам на ткани, можно было определить губернию и даже деревню, откуда женщина было родом.
Историки считают, что штаны на Руси появились в связи с необходимостью для мужчин ездить верхом. Этот вид одежды славяне переняли у кочевых народов.
Славянские штаны кроились из прямых лоскутов ткани, а между штанинами вшивалась ластовица, чтобы мужчина мог широко шагать, а не семенить. Штаны были не очень широкими, имели длину по щиколотку и заправлялись в онучи. Держались штаны на бедрах с помощью «гашника» - шнурка, вставленного в подвернутый и пришитый край ткани.
Шапка из яркой ткани, расшитая золотом и опушенная соболиным мехом, была главной княжеской регалией. Но шапкой называли не только предмет одежды князей и бояр, это был просто головной убор, который носили на Руси все мужчины.
В конце 18 – начале 19 веков крестьяне носили на голове самотканый «валенок» – колпак из грубой шерсти с отвернутыми полями. Зажиточные крестьяне носили высокие валяные цилиндры, которые изготавливали из шерсти молодых овец. По краю они были оторочены мехом. Зимой носили малахаи – овчинные треухи. В середине 19 века вошли карпузы – фуражки с козырьком.
Головные уборы женщин отличались огромным разнообразием: косынки, платки, шали, чепцы, ленты, связки, венцы, короны, сборники, кички, кокошники, налобники, косицы, фата, охватки, ширинки, сороки и т.д.
Юбки считаются изобретением городских модниц. В русской деревне они появились в середине 19 века. Вначале их шили похожими на сарафан: верх был из легкой ткани и заменял сорочку, а низ – из пестрой плотной ткани.
В деревнях девушки на выданье надевали по нескольку юбок, чтобы казаться толще, так как красивыми считались только полные девушки. Зимой все женщины носили «сподние» юбки, стеганные на вате.
Первые лапти появились еще в каменном веке. Плетение лаптей в Древней Руси считалось несложной работой. Мужчины плели их между делом. Специальных мастерских на Руси не было. Лапти плели в каждом доме. В хозяйстве обязательно имелись кочедыки – приспособления для плетения лаптей. Они были изготовлены из металла или ребер животных.
Лапти носили с онучами – чистой белой тканью, оборачиваемой вокруг ног. Онучи прижимались к ноге длинными завязками из кожи или веревок. Лапти при своей легкости и гигиеничности имели существенный недостаток – они были недолговечны. Зимой пары лаптей хватало на 10 дней, при оттепели – на 4, а в пору сенокоса и сева – на 3 дня. Если русичу предстоял длинный путь, он брал с собой несколько пар лаптей.
Уже в языческой Руси умели шить кожаную обувь. Она ценилась намного выше, чем лапти. Обувь кроили одинаково на левую и на правую ноги. Потом она разнашивалась и постепенно принимала форму ноги. Кожаную обувь любили украшать вышивкой и цветными бусинками. Также в коже делали небольшие прорези и вплетали в них тонкие ремешки или тесьму, создавая интересные узоры. Самой простой кожаной обувью были поршни, сделанные из цельного куска кожи, стянутого по краю ремнем. К ноге поршни крепились с помощью веревок или кожаных ремешков. Башмаки отличались от поршней тем, что имели вшитую подошву. Ее кроили из более толстой кожи. Башмаки были остроносыми и плотно облегали ногу. Ремешок крепления пропускали по верху башмака, причем он оборачивал ногу несколько раз.
Много позже появились кожаные сапоги. В деревнях их почти не носили, а в городах в сапогах ходили все. Сапоги имели мягкое невысокое голенище и жесткую подошву.
В Древней Руси поверх рубах в холодную погоду надевали еще и верхнюю одежду. Она представляла собой длинные одеяния из сукна, называемые свитой. Застегивалась свита на пуговицы с помощью навесных петель. Украшалась вышивкой, а края ее были укреплены полосками кожи, защищающими от быстрого износа.
Кроме свит носили еще короткое одеяние, длиной чуть ниже талии. Назывались они жупанами. Верхнюю одежду шили из звериных шкур. Самым дешевым считался медвежий мех. Славяне разводили овец. Мясо употребляли в пищу, а шкуру – для теплой одежды и обуви. Овечий кожух был доступен практически каждому. Он был снабжен рукавами и застежками. Шили кожух мехом внутрь. Длинные кожухи впоследствии стали называться шубами и тулупами, а короткие – полушубками.
Плащ был привычной повседневной одеждой. Он защищал от непогоды, служил шалашом и одеялом. Воины использовали плащ в качестве щита, быстро намотав на руку. Плащ был обязательным атрибутом княжеского одеяния. Плащи носили все. Одежда представляла собой простой кусок полотна, скрепляющийся возле шеи пряжкой или шнурком. Длина плаща была примерно до икр. Нарядный плащ получил название «мятель». Их делали из дорогого привозного сукна. В такие плащи одевались княжеские дружины, а потом черные мятли стали носить монахи.
Самые дорогие плащи были корзно, служившие знаком отличия для князей. Такие плащи шили из узорного бархата, плотного шелка, золотой парчи. Они часто оторачивались дорогим мехом по вороту и подолу.
Игра «Ворота». Двое ребят образуют ворота, взявшись за руки. Между собой они договариваются, как они будут называться и кто из них рай, а кто ад. Остальные проходят через ворота под слова: «Шла тетеря, шла рябая – курица слепая». На ком заканчивается фраза – останавливается. Его спрашивают: «Куда идете, к (название 1-го из образованных ворот) или (название второго)?» Дети выбирают стороны. Когда все игроки пройдут через ворота, образуется 2 команды. Тут выясняется кто попал в рай, а сто в ад. Ребята из команды рая ловят игроков из команды ада. Игра заканчивается, когда все игроки из команды ада будут пойманы.
4 остановка. Особенности русского застолья.
Первые отрывочные сведения о русской кухне были получены из «Домостроя» 16 века.
Первые попытки собрать воедино старинные рецепты предприняла Е.Авдеева, известный в прошлом автор кулинарных книг. Коллекционированием рецептов русских блюд занимались и такие известные люди, как граф Шувалов, промышленник Строганов и даже фаворит Екатерины 2 Григорий Потемкин.
На праздничный рождественский стол всегда было принято подавать гуся, утку, курицу или индейку. Согласно преданию наших предков, отведать в этот день блюдо из птицы означало продлить себе жизнь, так как птица считалась символом жизни. Кроме того, одним из главных угощений был жареный поросенок, начиненный гречневой кашей. На столах были в изобилии пироги, кулебяки, буженина, заливная рыба, кувшины со сбитнем и взваром.
Главной едой на праздничном масленичном столе были блины. Их начинали печь в первый день масленичной недели. Праздник масленицы пришел из языческой Руси. Блин у славян олицетворял солнце. Блины из гречневой муки начали печь раньше хлеба, и назывались они не блины, а млины, от слова молоть.
Первый блин, испеченный на масленичной неделе был поминальным. Его клали на слуховое окно или отдавали нищим, попросив их помянуть усопших родных.
Какие только не пекли блины. На опере, на дрожжах, яичные, молочные, из овсяной, ржаной, пшеничной, гречневой муки, с припеком.
В день ангела главным блюдом на именинном столе считался пирог. Традиционной начинкой для пирогов всегда была рыба. Пироги также могли быть с мясом, грибами, картошкой, салом и ягодами. Традиционным блюдом на русских именинах была кулебяка с капустой. В самый разгар праздничного застолья выносили еще один специально приготовленный пирог, который было принято разламывать над головой именинника. Из пирога на голову виновника торжества начинал сыпаться изюм, а гости сопровождали это словами: «Пусть на тебя сыплется золото и серебро».
Обилие рек и водоемов на Руси позволяло людям всегда иметь на столе свежую рыбу. За прошедшие столетия было придумано великое множество рыбных блюд, о которых остались свидетельства даже в летописях.
Накануне Светлого Христова воскресенья пекли куличи, готовили творожную пасху и красили яйца с помощью луковой шелухи. К этому празднику хозяйки готовились заранее, закупали продукты, солили рыбу, коптили мясо, сбивали масло и делали творог. Кроме кулича, ритуальной пасхи и крашеных яиц, на праздничный стол обязательно выставлялись рыбные и мясные блюда, пироги с начинкой и кулебяки.
Чудесным изобретением русской кухни считаются щи – густые кислые и жирные похлебки. Их можно варить на мясном, рыбном и грибном бульонах, на квасе и воде, с добавлением соленостей и копченостей. Для остроты вкуса в древности в щи добавляли квас, рассол, уксус, сметану. Позже стали класть помидоры и картофель. К щам подают крутую гречневую кашу.
Варят щи в несколько приемов, а сняв с огня, упаривают в духовке или печи, в результате чего они приобретают особый аромат. Самыми вкусными считают суточные щи, которые обычно замораживают. Промерзнув, такие щи становятся более острыми на вкус. В старину замороженные щи всегда брали в дорогу. Их хранили в берестяной посуде, при необходимости отрубали кусок и разогревали на огне.
Еще в древних летописях упоминаются взвары и подливки. Взварами на Руси назывались жидкие соусы к мясным или рыбным блюдам. Сочетание продуктов в них подбирали по вкусу. В русской кухне различали белые и красные соусы, а по способу приготовления – горячие и холодные.
По тем же летописным свидетельствам на Руси существовало большое изобилие овощных блюд, отмечалось и высокое мастерство поваров в их приготовлении. Эти блюда русской кухни отличались острым вкусом и готовились в основном на конопляном, ореховом, маковом и оливковом масле. Самыми популярными овощами были капуста, репа, редька, огурцы и свекла.
Уникальным изобретением русской кухни называют пряники. Время их происхождения затерялось в веках, а умение вырезать пряничные доски и особые секреты мастеров -пряничников имеют свою историю. Писаными назывались пряники в том случае, если узор на них выдавливался не специальным деревянным штампом, а выкладывался вручную ядрами миндаля и разноцветными цукатами. А штампованные пряники назывались печатными. Пряники прокладывались мармеладом, протертыми цукатами, вареньем, а сверху покрывали глазурью. Русские пряники могли быть самыми разными по размеру. На особые торжества пекли изделия весом в несколько пудов. Пряниками встречали гостей, пекли их к праздничному столу. Были и «разгонные» пряники. Получив которые, гости должны были встать из-за стола и уйти из гостеприимного дома.
Игра «Дрёма». Игрок Дрёма лежит на лавке. Дети ходят вокруг него и приговаривают
Дрёма дремлет, спать хочет.
Полно тебе, Дрёма дремать,
Тебе пора вставать.
Дрёма встает и бросает палочки или другие мелкие предметы по счету на 1 меньше игроков. Игроки бросаются поднимать предметы. Выбывает тот, кому не досталось ничего. Каждый раз Дрёма убирает по 1 предмету. Выигрывает тот, кто остался последним. Он становится Дрёмой.