Открытый урок по ОРКСЭ на тему: Доброта (с презентацией)

Насретдинова Раиса Ибрагимовна

Цели: формирование представлений учащихся об общечеловеческих

            качествах – доброте, сострадании и их значимости в системе

            человеческих отношений, развитие коммуникативных компетенций.

Задачи: 1)  создание условий для эмоционального восприятия значимости

                     доброты, милосердия в числе качеств характера человека.

               2)  формирование способности давать собственную оценку фактам,

                        событиям и ситуациям жизни.

               3) развитие творческого воображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                    Методическая карта урока.

Предмет: ОРКСЭ, модуль «Светская этика».

Класс: 4.

Программа: УМК «Начальная школа 21 века».

Тема урока: «Доброта».

Тип урока: комбинированный.

Учитель: Насретдинова Раиса Ибрагимовна.

Техническое оснащение урока:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Интерактивная доска.
  4. Презентация.

Методы, применяемые на уроке:

       • Словесные (рассказ, беседа,  объяснение, выступления учащихся)

       • Наглядный ( презентация учителя, наблюдения учащихся)

       • Частично – поисковый

       • Проблемный

Формы организации работы на уроке:

       • Фронтальная.

       • В парах.

       • Групповая.

 

 Цели: формирование представлений учащихся об общечеловеческих

            качествах – доброте, сострадании и их значимости в системе

            человеческих отношений, развитие коммуникативных компетенций.

Задачи: 1)  создание условий для эмоционального восприятия значимости

                     доброты, милосердия в числе качеств характера человека.

               2)  формирование способности давать собственную оценку фактам,

                        событиям и ситуациям жизни.

               3) развитие творческого воображения.

Оборудование: капельки разноцветные, в центре доски цветок с лепестками, на которых с обратной стороны написаны  общечеловеческие качества (отзывчивость, забота об окружающих, приветливость, бескорыстие) разноцветные цветочки. Диски с записями «Маленькая страна», «Если добрый ты», фломастеры, карточки, плакаты.

                                                       Ход урока.

I.Организационный момент, психологический настрой.

(Настрой класса на положительное восприятие знаний)

Прозвенел весёлый звонок! Начинается урок!

На уроке доброты станем добрыми и мы!

- Добрый день, друзья! Сегодня нам предстоит совместная работа на уроке и я надеюсь, что у нас всё получится. Я рада видеть вас весёлыми, здоровыми, что у вас всё хорошо. Мы встретились  в вашем классе в вашей маленькой стране. Давайте споем песню с таким же названием и поднимем себе настроение (Звучит запись, дети исполняют песню «Маленькая страна»)

        - Ребята, а существует ли такая страна  на самом деле?

        - Что же должно произойти в мире, чтобы она существовала?

II. Мотивационно – целевое полагание:

   1. Определение темы урока.

      Ученики по заголовку слайда определяют тему урока, высказывая свои мнения.

      (Слайд 1).

    Введение в тему: Проблемная ситуация:

   -Как вы понимаете слова: « Добрым быть совсем не просто,

                                                       Не зависит доброта от роста». (Слайд 2).

     

Учащиеся высказывают свои мнения.

 Учитель предлагает учащимся разделиться  на творческие группы по цвету.

   2.Задание на размышление: «Три слова».

      Составить небольшой рассказ, используя слова: приветливый, заботливый, счастливый, обозначая символами. (Слайд 3). «Авторский стул».

   3.Ребята, как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Почему?

   - Как вы думаете, для чего нужны людям руки?

   - А можно ли с помощью рук общаться? Какими бывают наши руки?

   Ученики участвуют в диалоге с учителем.

   Но,  чтобы лучше понять и почувствовать друг друга нужно поздороваться. Ведь как гласит народная молва, что порою доброе слово исцеляет лучше, чем лечебное снадобье. И с этим нельзя не согласиться. Вежливый человек не просто должен ответить на приветствие, но использовать специальную для этого этикетную форму.

                                                Например:

     - Австралийские аборигены, увидев друг друга, в знак приветствия начинают танцевать.

     - В некоторых племенах Кении, когда здороваются, плюют друг на друга.

     - В Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки, при этом дуют на них.

     - В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга, трутся носами.

   

 III. Фронтальная работа.

     Задания для учащихся: (рефлексия).

А) На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество  которое, по-вашему мнению,  самое злое. Давайте закрепим их на доске. Получился дождь зла.

- А может ли добро победить зло?

Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества, которыми можно исправить и уничтожить зло, закрепляем сверху на капельках зла и уничтожаем их. У нас на уроке произошло, как в сказке, добро победило зло. Но не всегда в жизни все происходит  так просто.

Б) - Как вы думаете, что такое доброта? Чтобы ответить на этот вопрос, воспользуйтесь карточками, которые находятся у вас на столе. На карточке изображена таблица «Замени добрыми словами», состоящая из двух колонок и слова, которые вы должны будете распределить на две группы. В первую поместите слова, относящиеся к понятию «добро», во вторую – к понятию «зло»  (Слайд 4). (Дети зачитывают свои ответы).

             I                                                       II                                              III

Злой – добрый                        ленивый – трудолюбивый      равнодушный- заботливый                                                  

Невежливый– вежливый      жадный – щедрый                   неряшливый- аккуратный

Грубый – ласковый                обидеть - защитить                 сломать - починить

Отнять – отдать                      огорчить – обрадовать            порвать - заклеить

Поругать – похвалить            грустный – весёлый                трусливый - храбрый

IV.  Стадия осмысления содержания.

  А) Познавательное задание: «Добрые сказки».

     Педагог: - Ребята, вы все знаете много сказок. Сказок о добре и зле. Давайте, вспомним злых героев сказок. (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Соловей-разбойник)

 - А теперь назовите добрых героев сказок. (Василиса Премудрая, Варвара-краса - длинная коса, Елена Прекрасная, Марья-искусница.)

 - Представьте себе, что вы стали обладателем волшебных предметов. Какие добрые дела вы бы сделали?

Б)  Рекомендация:  «Добрые советы».

Педагог выбирает пять человек. Они должны рассказать всем, какие добрые поступки совершили.

 - Скажите, у какого человека больше друзей - у доброго или злого? А вы хотите, чтобы у вас было много друзей? Давайте посадим «Дерево дружбы». Каждая группа выполняет аппликацию из ладошек на большом листе ватмана.

В) Давайте проверим, знаете ли вы добрые приветливые слова. Игра: «Доскажи словечко».

- Я начну, а вы дружно хором  отвечайте.

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)

3. Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

4. Если друг попал в беду,…(помоги ему)

5. Решай споры словами, …(а не кулаками)

6. Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание)

7. Ребёнок вежливый и развитый, говорит, встречаясь …(здравствуйте)

Г) Творческое задание: «Выбери хорошие поступки».

Выставляются сюжетные картинки с изображением хороших и плохих поступков. Учащиеся обсуждают картинки и выбирают те, на которых изображены хорошие поступки, аргументируя ответ.(Папка с картинками).

                                                                           

Д) Познавательное задание: «Мы мудрецы». (Работа с пословицами).

 В течение нескольких минут учащимся предлагается собрать пословицы.

 ( по 5 пословиц каждой группе).

  1. Доброе слово и кошке приятно.

 2.Не одежда красит человека, а его добрые дела.

  3.Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.

  4.Не хвались серебром, а хвались добром.

  5.Кто добро творит, того Бог отблагодарит.

  6. В ком добра нет, в том и правды мало.

  7. Не ищи красоты, ищи доброты.

  8. Учись добру, худое на ум не пойдёт.

  9. Истинное добро всегда просто.

 10. Сделаешь худо, не жди добра.

  11. Добро желаешь, добро и делай.

  12. Добрый человек добру учит.

  13. За добро добром и платят.

  14. Добро творить – себя веселить.

  15. С добрым жить хорошо.

   

 V)  А сейчас мы проведем эксперимент. (Рефлексия).

     1. Я попрошу выйти сюда двух учащихся. Садитесь на стульчики спиной друг к другу, и попросим их в таком положении рассказать друг другу что-то интересное, не меняя положение. Детям неудобно говорить. Почему? «Глаза не помогают». А, если повернуться лицом друг к другу? Тогда оказывается легче рассказать.  

Если друг пришел поделиться с тобой своей проблемой, ждет твоего совета, будь к нему предупредительным. И еще, чтобы помочь человеку, надо обязательно его выслушать, учитесь этому.

  1. От того какие у вас будут друзья, каким и вы будете людьми,  зависит только от вас. Я хочу, чтобы вы прочли небольшую притчу. (Слайд 5).

-  Вы знаете, что такое притча?

- Придумайте название притче.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

- Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который действительно был, очень умным человеком сказал: “Все в твоих руках”.

 -Да, ребята, всё в ваших руках, какие совершать поступки. (Презентация «Добро»).

     VI. Рефлексия по результатам взаимодействия.

  1. Легко ли работать в группе?
  2. Кто ощущал себя некомфортно?
  3. Ваше отношение к уроку?

VII. Подведение итогов ( исполняется песня Кота Леопольда  «Если добрый ты»).

- На этом наш урок заканчивается, ребята, вы все отлично справились со всеми заданиями, молодцы, спасибо за сотрудничество.

- Я желаю Вам всего самого доброго и дарю каждому от себя  частицу добра  - воздушный шарик.

                                                           

 

                                                             Примеры приветствия

                                                   

     - Австралийские аборигены, увидев друг друга, в знак приветствия начинают танцевать.

     - В некоторых племенах Кении, когда здороваются, плюют друг на друга.

 

                                        

                                   Примеры приветствия

 

 - В Конго во время приветствия протягивают друг другу обе руки,   при этом дуют на них.

     - В Новой Зеландии, встречаясь и приветствуя друг друга, трутся носами.

   

                                     

                                      Примеры приветствия

 - У кавказцев здороваясь за руки, желают друг другу здоровья и процветания.

 -  Восточный народ, здороваясь, говорит: « Мир дому твоему».

             Познавательное задание: «Мы мудрецы». (Работа с пословицами).

            В течение нескольких минут учащимся предлагается собрать пословицы.

                 Добро желаешь                       -           жить хорошо

             Добрый человек                       -           себя веселить

              За добро                                     -           добро и делай

              Добро творить                          –           добру учит

           

              С добрым                                   –           добром и платят   

            Познавательное задание: «Мы мудрецы». (Работа с пословицами).

            В течение нескольких минут учащимся предлагается собрать пословицы.

            Доброе слово                            -             а худое само приспеет

            Не одежда красит человека    -            и кошке приятно

            Не хвались серебром               -             а его добрые дела

            Не торопись на доброе дело   -             того Бог отблагодарит

            Кто добро творит                      -            а хвались добром      

             Познавательное задание: «Мы мудрецы». (Работа с пословицами).

            В течение нескольких минут учащимся предлагается собрать пословицы.

              В ком добра нет                           -            не жди добра

           

              Не ищи красоты                           -            всегда просто

         

              Учись добру                                  -            ищи доброты

           

              Истинное добро                          -             худое на ум не пойдёт

         

              Сделаешь худо                            -             в том и правды мало        

                                       

                                       

                         Таблица: «Замени добрыми словами»

   (добро – зло)

Злой, вежливый, грубый, добрый, отнять, ласковый, поругать, отдать, похвалить.

                                   

                                   

                     Таблица: «Замени добрыми словами»

   (добро – зло)

Ленивый, щедрый, трудолюбивый, жадный, обидеть, грустный, защитить, огорчить, весёлый, обрадовать.

                    Таблица: «Замени добрыми словами»

   (добро – зло)

Равнодушный, починить, заботливый, неряшливый, сломать, аккуратный, порвать, храбрый, заклеить, трусливый.

Рефлексия по результатам взаимодействия.

  1. Легко ли работать в группе?
  2. Кто ощущал себя некомфортно?
  3. Ваше отношение к уроку?

Рефлексия по результатам взаимодействия.

  1. Легко ли работать в группе?
  2. Кто ощущал себя некомфортно?
  3. Ваше отношение к уроку?

Рефлексия по результатам взаимодействия.

  1. Легко ли работать в группе?
  2. Кто ощущал себя некомфортно?
  3. Ваше отношение к уроку?

                   Придумайте название притче.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу- ка   я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

                   - Как вы думаете, что ответил мудрец?

                           Придумайте название притче.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

                   - Как вы думаете, что ответил мудрец?

                           Придумайте название притче.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу- ка я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?

                    - Как вы думаете, что ответил мудрец?


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: « Доброта»

Слайд 2

Добрым быть совсем не просто, Не зависит доброта от роста

Слайд 3

Вам нужно составить небольшой рассказ, используя эти слова: Приветливый заботливый счастливый « Три слова »

Слайд 4

Замени добрыми словами ? добро зло

Слайд 5

Дерево дружбы

Слайд 6

Выбери хорошие поступки

Слайд 8

Притча Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в которой жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку…….

Слайд 9

Синквейн Доброта

Слайд 10

Спасибо за внимание!