Методика работы с биографическим материалом на уроках истории
В презентации рассказывается об особенностях и способах применения биографического материала на уроках истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_raboty_s_biograficheskim_materialom_pri_izuchenii_istorii.pptx | 2.51 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Актуальность История именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.
процесс изучения исторических персоналий в школьном курсе истории. Объект исследования:
содержательная и методическая стороны изучения биографического материала на уроках истории Предмет исследования:
- определить методические приемы изучения личностей, особенности работы с библиографическим материалом на занятиях истории, - разработать методику изучения персоналий на примере определенного урока. Цели:
Применение биографического материала на уроках придает историческим фактам и событиям особую эмоциональную окраску, которая способствует повышению интереса учащихся
Личность определяется «совокупностью свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность…Человек с точки зрения его характера, поведения, положения и т.п.». Что такое личность?
Кого изучать на занятиях истории? Необходимо уделять внимание созидателям и консерваторам, победителям и побежденным, реформаторам и контрреформаторам . При этом нужно формировать правильное отношение ко всем историческим деятелям.
Говоря о количестве личностей, подлежащих изучению учащимися, необходимо иметь в виду, что оно не может быть одинаковым в разных разделах и классах. Кроме того, перегрузка учебников и занятий именами вряд ли будет способствовать глубокому усвоению материала. Много или мало?
Личности в истории условно составляют три группы Какие они?
Причины изучения личностей на занятиях истории Большинство личностей выражали интересы определённых групп людей, сословий, классов, партий. Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чём и как это проявлялось – вот что не всегда попадает в поле внимания учащихся. Многие личности не оставались приверженцами одной идеи, одного общественно-политического строя, одного Отечества. А. Курбский был и с Россией, и против неё, генерал Власов воевал против А.Гитлера, затем – против своего народа. Учащиеся же, однажды услышав оценку личности, ознакомившись с её идейной платформой, в последующем используют эти материалы, независимо от времени и деятельности, однозначно, что и приводит их к ошибочным выводам.
3. В России с древних пор принято давать первым по статусу лицам клички, метафорические сравнения; учебники же не помогают разобраться в них: Владимир красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Пётр I Великий, Александр I – Спаситель Отечества, Александр II – Освободитель, Николай II – Кровавый и т.д. Каждая из приставок к имени несёт в себе содержательную нагрузку. Какую? 4. Исторические личности, особенно выдающиеся, в зависимости от времени и лиц, их оценивающих, «преображаются» до неузнаваемости. Например, царь Борис Годунов. Одни в нём видели талантливого государственного деятеля. Другие считали Годунова узурпатором на троне. 5. В истории много выдающихся и известных деятелей, носящих одинаковые фамилии. Это Волконские, Голицыны, Орловы и т.д. Естественно, отсюда неразбериха и без того в хрупких знаниях учащихся.
6 . Многие учащиеся часто обретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. 7. История именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» её сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.
Приёмы изучения личностей
При изучении личности главное – всесторонняя оценка её жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было. Работа с личностями станет плодотворной, если будет носить оптимально организованные и методически разнообразные варианты деятельности обучаемых.
Вариант 1 Изучение личностей по пятиэтапному алгоритму. Следование ему позволяет оценить их самые разноплановые стороны жизни и деятельности: 1) Запоминание фамилии, имени личности; 2) Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности; 3)Усвоение идейно-теоретических платформ изучаемой личности; 4) Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала; 5) Изучение оценок личности её современниками и современными историками. Отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия (отсутствия) того или иного аспекта в жизни и деятельности личности.
Вариант 2 Учитель, не называя имени личности, пробуждает к ней простой человеческий интерес. Затем тут же на уроке либо от занятия к занятию напоминает о ней всё новыми и новыми оценками и данными. Наступает время, когда информации накапливается столько, что учащиеся узнают, о ком идёт речь.
Вариант 3 Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государств, главных реформаторов, полководцев и т.д.
Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества или для себя обстоятельствах. Вариант 4
Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь то примеры из службы, повседневной жизни, увлечений и т.д. Вариант 5
Определение качества личностей по умению предвидеть будущее. Вариант 6
Изучение личностей посредством постепенного накопления знаний. Суть данного варианта заключается в следующем. Учитель называет представленную к изучению личность. Учащиеся сами, изучая материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня необходимых знаний о ней. Вариант 7
Список литературы: Алексеев С.П. Сто рассказов из русской истории.- М.: Астрель , 2005. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. – М.: Школьная пресса, 2005. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методические пособия для учителя. – М.: РОСМЕН, 2002. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / Авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: Эксмо , 2006. Отечественная война 1812 года: материалы к урокам // История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2005. №5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: в 2-х частях. – М.: Владос , 2002. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов вузов. – М.: Владос , 2004.
Спасибо за внимание!