Методика работы с биографическим материалом на уроках истории

Куликова Анна Владимировна

В презентации рассказывается об особенностях и способах применения биографического материала на уроках истории и обществознания

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика работы с биографическим материалом при изучении истории

Слайд 2

Актуальность История именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

Слайд 3

процесс изучения исторических персоналий в школьном курсе истории. Объект исследования:

Слайд 4

содержательная и методическая стороны изучения биографического материала на уроках истории Предмет исследования:

Слайд 5

- определить методические приемы изучения личностей, особенности работы с библиографическим материалом на занятиях истории, - разработать методику изучения персоналий на примере определенного урока. Цели:

Слайд 6

Применение биографического материала на уроках придает историческим фактам и событиям особую эмоциональную окраску, которая способствует повышению интереса учащихся

Слайд 7

Личность определяется «совокупностью свойств, присущих данному человеку, составляющих его индивидуальность…Человек с точки зрения его характера, поведения, положения и т.п.». Что такое личность?

Слайд 8

Кого изучать на занятиях истории? Необходимо уделять внимание созидателям и консерваторам, победителям и побежденным, реформаторам и контрреформаторам . При этом нужно формировать правильное отношение ко всем историческим деятелям.

Слайд 9

Говоря о количестве личностей, подлежащих изучению учащимися, необходимо иметь в виду, что оно не может быть одинаковым в разных разделах и классах. Кроме того, перегрузка учебников и занятий именами вряд ли будет способствовать глубокому усвоению материала. Много или мало?

Слайд 10

Личности в истории условно составляют три группы Какие они?

Слайд 11

Причины изучения личностей на занятиях истории Большинство личностей выражали интересы определённых групп людей, сословий, классов, партий. Чьи интересы, почему именно этих групп людей, в чём и как это проявлялось – вот что не всегда попадает в поле внимания учащихся. Многие личности не оставались приверженцами одной идеи, одного общественно-политического строя, одного Отечества. А. Курбский был и с Россией, и против неё, генерал Власов воевал против А.Гитлера, затем – против своего народа. Учащиеся же, однажды услышав оценку личности, ознакомившись с её идейной платформой, в последующем используют эти материалы, независимо от времени и деятельности, однозначно, что и приводит их к ошибочным выводам.

Слайд 12

3. В России с древних пор принято давать первым по статусу лицам клички, метафорические сравнения; учебники же не помогают разобраться в них: Владимир красное Солнышко, Святополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Пётр I Великий, Александр I – Спаситель Отечества, Александр II – Освободитель, Николай II – Кровавый и т.д. Каждая из приставок к имени несёт в себе содержательную нагрузку. Какую? 4. Исторические личности, особенно выдающиеся, в зависимости от времени и лиц, их оценивающих, «преображаются» до неузнаваемости. Например, царь Борис Годунов. Одни в нём видели талантливого государственного деятеля. Другие считали Годунова узурпатором на троне. 5. В истории много выдающихся и известных деятелей, носящих одинаковые фамилии. Это Волконские, Голицыны, Орловы и т.д. Естественно, отсюда неразбериха и без того в хрупких знаниях учащихся.

Слайд 13

6 . Многие учащиеся часто обретают кумиров без какого-либо учительского воздействия. 7. История именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» её сторону, через судьбы конкретных людей. Показ того, как жили отдельные личности, как влияли на ход событий всей истории запоминается и усваивается учащимися с большим желанием, чем оперирование событиями, процессами вне воздействия на них ярких личностей.

Слайд 14

Приёмы изучения личностей

Слайд 15

При изучении личности главное – всесторонняя оценка её жизни и деятельности. Не должно быть только восхваления или уничижения кого бы то ни было. Работа с личностями станет плодотворной, если будет носить оптимально организованные и методически разнообразные варианты деятельности обучаемых.

Слайд 16

Вариант 1 Изучение личностей по пятиэтапному алгоритму. Следование ему позволяет оценить их самые разноплановые стороны жизни и деятельности: 1) Запоминание фамилии, имени личности; 2) Ознакомление с этапами, периодами и содержанием деятельности личности; 3)Усвоение идейно-теоретических платформ изучаемой личности; 4) Уяснение, чьи интересы на том или ином этапе данная личность выражала; 5) Изучение оценок личности её современниками и современными историками. Отдельные блоки данного алгоритма могут исключаться из исследовательской цепи, в зависимости от наличия (отсутствия) того или иного аспекта в жизни и деятельности личности.

Слайд 17

Вариант 2 Учитель, не называя имени личности, пробуждает к ней простой человеческий интерес. Затем тут же на уроке либо от занятия к занятию напоминает о ней всё новыми и новыми оценками и данными. Наступает время, когда информации накапливается столько, что учащиеся узнают, о ком идёт речь.

Слайд 18

Вариант 3 Сравнительный анализ характеристик, качеств однородных в плане деятельности личностей, например руководителей государств, главных реформаторов, полководцев и т.д.

Слайд 19

Оценка личностей по поведению в экстремальных для Отечества или для себя обстоятельствах. Вариант 4

Слайд 20

Оценка личностей по отдельным, но ярким штрихам к их портретам, будь то примеры из службы, повседневной жизни, увлечений и т.д. Вариант 5

Слайд 21

Определение качества личностей по умению предвидеть будущее. Вариант 6

Слайд 22

Изучение личностей посредством постепенного накопления знаний. Суть данного варианта заключается в следующем. Учитель называет представленную к изучению личность. Учащиеся сами, изучая материал, постепенно накапливают соответствующую информацию до уровня необходимых знаний о ней. Вариант 7

Слайд 23

Список литературы: Алексеев С.П. Сто рассказов из русской истории.- М.: Астрель , 2005. Вяземский Е.Е. Школьное историческое образование в современной России: вопросы модернизации. – М.: Школьная пресса, 2005. Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методические пособия для учителя. – М.: РОСМЕН, 2002. Настольная книга учителя истории. 5-11 классы / Авт.-сост. М.Н. Чернова. – М.: Эксмо , 2006. Отечественная война 1812 года: материалы к урокам // История. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2005. №5. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2007. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории: в 2-х частях. – М.: Владос , 2002. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учебник для студентов вузов. – М.: Владос , 2004.

Слайд 24

Спасибо за внимание!