Рабочая программа "Право", 10 класс
Предварительный просмотр:
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
- ПРАВО
- 10 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе
-приказа Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Сборник нормативных документов. Право. Примерные программы по истории / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: «Дрофа», 2008.
- программы Никитина А.Ф. «Право. 10 класс». - М.:"Просвещение", 2008 год,
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089).
3. Учебного плана для 5-9 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г.С.Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014- 2015 учебный год: Приказ №74 од от 1.09.2014 года.
4. Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы) Приказ №92 од от 1.09.2011г. по МБОУ АСОШ №3 им. Г.С.Боровикова.
5. Приказа №78 од от 1.09.2014 года по Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Алексеевской средней общеобразовательной школе №3 им. Г.С.Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан «Об утверждении учебников»
6. Закона №52 о Сан Пинах. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
- Программа рассчитана на 35 учебных часов из расчёта 3 часа в неделю.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
- развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;
- воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
- освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;
- овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности, содействия поддержанию правопорядка в обществе, решения практических задач в социально-правовой сфере и учебных задач в образовательном процессе;
- формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В области познавательной деятельности:
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы;
- выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными навыками прогнозирования.
В области информационно-коммуникативной деятельности предполагается поиск нужной информации по заданной теме в источниках права; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владение основными навыками публичных выступлений.
В области рефлексивной деятельности обеспечивается понимание ценности образования как средства развития культуры личности; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, определение собственного отношения к явлениям современной жизни, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности
Содержание
10 класс (35 ч)
Раздел 1. Из истории государства и права (9 ч)
Происхождение права и государства. Теории происхождения государства. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители.
Право древнего мира. Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и римское право.
Право средневековой Европы. Особенности средневекового права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей.
Становление права Нового времени. Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содержание Конституции США.
Развитие права в России в 9-начале 19 в. Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя" Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г.
Российское право в 19-начале 20 в. Политико-правовые воззрения декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права.
Советское право в 1917-1953 гг. Сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Революционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г.
Советское право в 1954-1991 г. Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидентское движение.
Современное российское право. Основные цели экономических реформ 90-х г.г. в России. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ.
Раздел 2. Вопросы теории государства и права (6 ч)
Государство, его признаки и формы. Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы государственного устройства. Формы правления. Политический режим.
Понятие права. Правовая норма. Источники права. Право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы.
Понятие и признаки правового государства. Правовое государство. Признаки правового государства.
Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей. Верховенство закона в правовом государстве. Законность и правопорядок. Разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную.
Право и другие сферы общества. Право, мораль, их взаимосвязь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. Соотношение права и политики. Влияние права на экономику. Связь права и культуры.
О российской философии права. Теория права. Философия права. Отечественная философия права. Соотношение права и нравственности. Право и верховное благо.
Раздел 3. Конституционное право (11 ч)
Понятие конституции, ее виды. Конституция РФ 1993 г. Способы принятия Конституции. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «конституционализм». Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Гимн, флаг.
Конституции в России. Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г.
Общая характеристика Конституции РФ. Причины проведения конституционной реформы в России. Принятие новой Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции РФ 1993 г.
Основы конституционного строя. Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции.
Гражданство РФ. Гражданин и гражданство. «Право крови» и «право почвы». Двойное гражданство: выгоды и трудности.
Федеративное устройство. Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Основы федеративного устройства РФ, закрепленные в Конституции РФ. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов. Сепаратизм.
Президент РФ. Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности.
Федеральное собрание. Совет Федерации. Государственная Дума. Роль органов представительной власти в демократических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государственная Дума и ее полномочия.
Законотворческий процесс в РФ. Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание законодательной деятельности Государственной Думы. Действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона.
Правительство РФ. Высший орган исполнительной власти. Состав правительства РФ и его формирование. Осуществление правосудия в России. Система судебной власти. Конституционный суд. Компетенция Верховного суда РФ. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции.
Местное самоуправление. Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления.
Раздел 4. Права человека (9 ч)
Права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей. Соотношение прав человека и прав народов.
Международные договоры о правах человека. Международный билль о правах. Основное содержание Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах. Декларация. Конвенция. Пакт. Признание нашей страной приоритета международного права.
Гражданские права. Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права. Декларация о пытках. Презумпция невиновности. Причины вынужденной миграции. Право на свободу совести. Ограничение свободы вероисповедания.
Политические права. Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Декларация, содержание и значение статьи 21. Эффективность политической жизни и успех в экономической сфере.
Экономические, социальные и культурные права. Условия для развития личности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право человека на достойную, благополучную жизнь. Декларация об обязанностях человека.
Право на благополучную окружающую среду. Экологическое право. Экологическая угроза. Содержание экологического права. Экологические права человека. Основные направления выхода из экологического кризиса.
Права ребенка. Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний.
Нарушение прав человека. Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Формы дискриминации национальных меньшинств. Опасность повседневных, массовых нарушений прав человека.
Защита прав человека в мирное время. Роль ООН в защите прав человека. Комитет по правам человека и его деятельность. Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека. Роль государственных органов в защите прав человека.
Международная защита прав человека в условиях военного времени. Международное гуманитарное право (МГП). Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Современное положение в области МГП.
Литература
Используемый учебно-методический комплект:
- учебник «Право» 10-11 кл. А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2008г.;
- рабочая тетрадь «Основы права» 10-11кл. А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2010 г.;
- методическое пособие «Основы государства и права» 10-11 кл. А.Ф.Никитин.- М.: Дрофа, 2006.
- юридический словарь. – М.: Дрофа, 2009 г.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, измери | Домашнее | Дата проведения | |
учащихся | тели | зада ние | |||||||
1 | Курс «Основы права», его структура и особенность | 1 | Вводный урок | Знакомство с курсом «Основы права» | |||||
РАЗДЕЛ 1. ИЗ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (9 часов) | |||||||||
2 | Происхождение государства и права | 1 | Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного материала •> | Теории происхождения государства. Патриархальная теория, теория договоров, теория насилия, органическая теория, психологическая теория, расовая теория, материалистическая теория и их представители | Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий. Объяснять связь государства и права. Называть и характеризовать теории происхождения государства и права. Характеризовать важнейшие элементы процесса появления государства и права | Составить таблицу «Теории происхождения государства» | §1 | ||
3 | Право древнего мира | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Кодекс царя Хаммурапи. Законы Древнего Востока. Законы Древней Греции и Рима. Европейское и римское право | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять, что представляет собой кодекс царя Хаммурапи. Объяснять сущность законов Древней Греции и Рима и их отличие от законов Древнего Востока. Характеризовать роль римского | Работа с документами | §2, вопросы |
| права в истории европейского права | ||||||||||||||||||
4 | Право средневековой Европы | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Особенности средневекового права. Взаимоотношения средневекового права и церкви. Великая хартия вольностей | Знать основные положения темы. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Решение познавательных задач, работа с документами | §3, вопросы | ||||||||||||
5 | Становление права Нового времени | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Основные черты буржуазного права. Всеобщая декларация прав человека. Основное содержание Конституции США | Знать основные положения урока. Определять содержание и значение Конституции США. Называть, какие демократические правовые процедуры закреплены в Конституции США. Уметь анализировать, делать выводы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Работа с документами. Решение познавательных задач | §4 вопросы | ||||||||||||
6 | Развитие права в России в IX - начале XIX в. | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Роль православия в развитии правовой системы. Памятники государственно-правовой мысли Руси -России ХI-XVIII в.в.: «Слово о законе и благодати», «Повесть временных лет», «Поучение» князя" Владимира Мономаха, «Слово о | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять факторы, влияющие на процесс становления права в Русском государстве. Характеризовать важнейшие памятники государственно-правовой мысли Руси - России XI- | Работа с документами. Решение проблемных задач | §5, практ. задания | ||||||||||||
полку Игореве», «Моление Даниила Заточника», «Слово о погибели Русской земли», «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище», Соборное уложение 1649 г. | XVIII веков. Объяснять изменения в государственно-правовой системе в период царствования Петра I | ||||||||||||||||||
7 | Российское право в XIX -начале XX в. | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Политико-правовые воззрения декабристов. Проекты политических и правовых реформ времен правления Александра I. Различия в воззрениях западников и славянофилов на историю российского государства и права | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Характеризовать политико-правовые воззрения декабристов. Объяснять воззрения западников и славянофилов на историю российского государства и права. Объяснять изменения в системе местного самоуправления при Николае I | Опрос. Письменные задания | §6 | ||||||||||||
8 | Советское право в 1917 -1953 г.г. | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Сущность диктатуры пролетариата В.И.Ленина. Революционное правосознание. Нарушения законности в нашей стране в 20-50-е г.г. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить словарик темы | §7 | ||||||||||||
9 | Советское право в 1954 -1991 г. | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Конституция 1977 г. Правозащитное, диссидентское движение | Знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять характер изменений, происходивших в период «оттепели» в политико-правовой области | Работа с документами. Составить кластер «Диссидентство» | §. вопр | ||||||||||||
10 | Современное российское право | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Основные цели экономических реформ 90-х г.г. в России. Конституция РФ 1993 г. и ее роль. Гражданский кодекс РФ. Уголовный кодекс РФ. Налоговый кодекс РФ | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять роль Конституции в переходе | Работа с нормативными документами. Составить таблицу | §9 практ. задания | ||||||||||||
России к демократической модели развития. Называть важнейшие правовые акты, принятые в этот период | «Экономические реформы» | ||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ 2. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (6 часов) | |||||||||||||||||||
11 | Государство, его признаки и формы | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Понятие «государство». Основные теоретические подходы, существующие в рассмотрении сущности государства. Формы государственного устройства. Формы правления. Политический режим | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить схему «Формы государственного устройства» | §10 | ||||||||||||
12 | Понятие права. Правовая норма. Источники права | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Право, правовая норма. Элементы системы права. Источники права. Правовая норма и ее структура. Виды правовой нормы | Знать основные положения урока. Называть виды правовой нормы, элементы системы права. Знать понятия темы | Составить словарик темы, таблицу «Виды правовой нормы», схему «Элементы системы права» | §11, практ. задания | ||||||||||||
13 | Понятие и признаки правового государства | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Правовое государство. Признаки правового государства | Знать основные положения урока. Уметь, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Называть причины скептического отношения некоторых людей к идее правового государства. Характеризовать основные признаки правового государства | Составить схему «Признаки правового государства», кластер «Правовое государство» | §12 | ||||||||||||
14 | Верховенство закона. Законность и правопорядок. Разделение властей | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Верховенство закона в правовом государстве. Законность и правопорядок. Разделение властей | Знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять, в чем выражается верховенство закона в правовом государстве. Характеризовать принцип разделения властей и его значение | Составить схему «Разделение властей», кластер «Законность», синквейн «Правопорядок» | §13 | ||||||||||||
15 | Право и другие сферы общества | 1 | Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного материала | Право, мораль, их взаимосвязь, сходство и различия. Как соотносятся право и религия. Соотношение права и политики. Влияние права на экономику. Связь права и культуры | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Давать определение понятий. Объяснять сходство и различие права и морали | Составить таблицы (по группам): «Право и политика», «Право и экономика», «Право и культура» | §14 -15 практ. задания | ||||||||||||
РАЗДЕЛ 3. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО (11 часов) | |||||||||||||||||||
16 | Понятие конституции, ее виды | 1 | Урок изучения-нового материала Урок, закрепления изученного материала | Конституция РФ 1993 г. Способы принятия Конституции. Виды конституций. Роль конституции как правового документа. Конституционное право. Источники конституционного права. Конституционная система. Значение понятия «конституционализм». Символика России. Герб России в прошлом и теперь. Гимн, флаг | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения | Работа с Конституцией РФ, таблица «Виды конституций» | §16 практ. задания | ||||||||||||
17 | Конституция в России | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Первые проекты конституции. Отношение российского общества к конституционным проектам. Манифест 17 октября 1905 г. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Объяснять свою точку зрения. Характеризовать роль Боярской думы и Земского собора в системе власти Московской Руси. Объяснять отношение российского общества к конституционным проектам. Знать, какие Конституции в России были приняты. Основные государственные законы и их значение. | Составить таблицу «Конституции России» | §17 | ||||||||||||
18 | Общая характеристика Конституции РФ | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Причины проведения конституционной реформы в России. Принятие новой Конституции РФ. Достоинства и недостатки Конституции РФ 1993 г. | Знать основные положения урока. Уметь: - анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Работа с учебником с помощью символов | §18 практ. задания | ||||||||||||
19 | Основы конституционного строя | 1 | Урок изучения нового материала Урок закрепления изученного материала | Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшая ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Ветви власти в России. Прямое действие Конституции. | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить схему «Ветви государственной власти в России», работа с Конституцией РФ (преамбула) | §19 | ||||||||||||
20 | Гражданство в РФ | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Гражданин и гражданство. «Право крови» и «право почвы». Двойное гражданство: выгоды и трудности | Знать основные положения урока. Делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Составить словарик темы. Составить схему «Двойное гражданство» | §20 | ||||||||||||
21 | Федеративное устройство | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Федерация. Конфедерация. Унитарное государство. Государственное устройство РФ. Основы федеративного устройства РФ, закрепленные в Конституции РФ. Субъекты РФ. Предметы ведения РФ и ее субъектов. Сепаратизм | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Составить схему «Государственное устройство РФ», кластер «Сепаратизм» | §21 практ. задания | ||||||||||||
22 | Президент РФ | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Процедура вступления Президента в должность. Статус Президента. Полномочия Президента. Основания и процедура отрешения Президента от должности | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное | Составить схему «Полномочия Президента», план вопроса «Процедура отрешения Президента от должности» | §22 | ||||||||||||
23 | Федеральное Собрание. Совет Федерации. Государственная Дума | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Роль органов представительной власти в демократических государствах. Парламентаризм. Статус Федерального Собрания РФ. Палаты Федерального | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или | Составить таблицу «Полномочия Федерального собрания, | §23 | ||||||||||||
Собрания. Формирование Совета Федерации и его полномочия. Государственная Дума и ее полномочия | обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное | схему «Полномочия Государственной Думы» | |||||||||||||||||
24 | Законотворческий процесс в РФ | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Осуществление законодательной инициативы и создание законопроекта. Содержание законодательной деятельности Государственной Думы. Действия Совета Федерации и Президента РФ в процессе принятия закона | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить схему «Процесс принятия законов» | §24 | ||||||||||||
25 | Правительство Российской Федерации | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Высший орган исполнительной власти. Состав правительства РФ и его формирование. Осуществление правосудия в России. Система судебной власти. Конституционный суд. Компетенция Верховного суда РФ. Полномочия Высшего Арбитражного Суда РФ. Прокуратура РФ и ее функции | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения задач | Составить схему «Функции правительства РФ», «Система судебной власти» | §25 | ||||||||||||
26 | Местное самоуправление | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Роль местного самоуправления в системе власти в России. Способы осуществления гражданами местного самоуправления. Компетенция органов местного самоуправления. Статус органов местного самоуправления по отношению к органам государственной власти. Органы местного самоуправления | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы | Составить схему «Местное самоуправление» | §26 практ. задания |
РАЗДЕЛ 4. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА (9 часов) | ||||||||||
27 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Конституция РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Соотношение прав и обязанностей. Соотношение прав человека и прав народов | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | Составить таблицу «Права и обязанности» | §27 практ. задания | |||
28 | Международные договоры о правах человека | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Международный билль о правах. Основное содержание Факультативного протокола ' к Международному пакту о гражданских и политических правах. Декларация. Конвенция. Пакт. Признание нашей страной приоритета международного права | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные | Составить сравнительную таблицу по нормативным документам | §28 | - | ||
29 | Основные группы прав человека | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Содержание статьи 1 Всеобщей декларации прав человека. Значение достоинства для человека. Право человека на жизнь. Рабство в понимании международного права. Декларация о пытках. Презумпция невиновности. Причины вынужденной миграции. Право на свободу совести. Ограничение свободы вероисповедания Свобода информации. Право на объединение. Политические партии и их значение. Декларация, содержание и значение статьи 21. Эффективность политической жизни. Условия для развития личности. Содержание статьи 17 Всеобщей декларации прав человека. Право человека на достойную, благополучную жизнь. Декларация об обязанностях человека | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника | Тезисы. Составить схему «Причины миграции» | §29 |
30 | Экономические, социальные и культурные права | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | , | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тезисы по статье 17-й Декларации | §31 практ. задания | ||||
31 | Право на благоприятную окружающую среду | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Экологическое право. Экологическая угроза. Содержание экологического права. Экологические права человека. Основные направления выхода из экологического кризиса | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное | Составить кластер «Экологическое право». Сделать вывод | §32 практ. задания | ||||
32 | Права ребенка | 2 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Конвенция о правах ребенка и ее значение. Основные права ребенка. Трудности нашего общества в процессе реализации права детей на свободу ассоциаций и собраний | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Тезисы Конвенции о правах ребенка | §33 практ. задания | ||||
33 | Нарушения прав человека | 1 | Комбинированный урок | Нарушения прав человека. Геноцид. Апартеид. Расизм. Формы дискриминации национальных меньшинств. Опасность повседневных, массовых нарушений прав человека | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Составить словарик темы, синквейн «Геноцид» | §34 практ. задания | ||||
34 | Защита прав человека в мирное и военное время | 1 | Комбинированный урок Урок закрепления изученного материала | Роль ООН в защите прав человека. Комитет по правам человека и его деятельность. Общественные организации, наблюдающие за соблюдением прав человека. Роль государственных органов в защите прав человека. Международное гуманитарное право (МГП). Комбатанты. Военнопленные. Военные преступления. Военные преступники. Современное положение в области МГП | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач | Составить таблицу «ООН и ее деятельность» | §35-36 практ. задания | ||||
35 | Урок-обобщение «Система права» | 1 | Урок обобщения материала, контроля уровня предметных достижений учащихся. |