Рабочая программа "Экономика", 11 класс

Боровикова Ольга Николаевна

Рабочая программа "Экономика", 11 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЭКОНОМИКА

(35 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) и соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и базисному учебному плану 2004 года.  Количество часов в разделах рабочей программы расширено за счет резерва.

1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

 2.  Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и  среднего (полного) общего   образования (Приказ № 1089).

           3. Учебного плана для 5-9 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г.С.Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014- 2015 учебный год: Приказ №74 од от 1.09.2014 года.

4. Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы) Приказ №92 од от 1.09.2011г. по МБОУ АСОШ №3 им. Г.С.Боровикова.

 5. Приказа №78 од от 1.09.2014 года по Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Алексеевской средней общеобразовательной школе №3 им. Г.С.Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан «Об утверждении учебников»

           6. Закона №52 о Сан Пинах. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).

      Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.

      Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Цели

     Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

     • развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

      • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

      • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

      • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

      • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Содержание

1.Что изучает экономическая наука.

Раздел  Главные вопросы экономики.

2.Экономика как система хозяйственной жизни общества.

3.Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.

Раздел  Типы экономических систем. 2 часа.

4.Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения.

5.Командная и смешанная экономические системы.

Раздел  Силы, которые управляют рынком. 2 часа.

6.Понятие о спросе

7.Понятие о предложении.

Раздел  Как работает рынок. 3 часа.

8.Формирование рыночных цен.

9.Рынок на практике.

10.Контроль знаний учащихся: Особенности функционирования рыночной экономики.

Раздел   Мир денег. 2 часа.

11.Причины возникновения и формы денег.

12.Функции денег в современной экономике.

Раздел  Банковская система. 2 часа.

13.Причины возникновения банков

14.Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

Раздел  Человек на рынке труда. 2 часа.

15.Экономическая природа рынка труда

16.Что такое заработная плата и от чего она зависит.

Раздел  Социальные проблемы рынка труда .2 часа.

17.Профсоюзы и виды конфликтов.

18.Социальные факторы формирования заработной платы.

Раздел  Экономические проблемы безработицы.2 часа.

19.Причины и виды безработицы.

20.Полная занятость и методы сокращения безработицы.

Раздел  Что такое фирма и как она действует на рынке.3 часа.

21.Зачем создаются фирмы.

22.Экономическая основа деятельности фирмы.

23.Предприниматель и создание успешного  бизнеса.

Раздел  Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия .2 часа.

24.Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику.

25.Неравенство доходов граждан и возможности его сокращения.

Раздел  Экономические задачи государства.2 часа.

26.Причины и формы участия государства в регулировании экономики.

27.Макроэкономические процессы в экономике страны.

Раздел  Государственные финансы. 2 часа.

28.Налоги как источник доходов государства.

29.Как формируется и расходуется государственный бюджет.

Раздел  Экономический рост. 2 часа.

30.Что такое экономический рост и как можно его ускорить

31.Экономические проблемы человечества в XXI веке.

Раздел  Организация международной торговли. 1 час.

32.Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок.

Раздел  Экономическое устройство России на рубеже XX—XXI вв. 2 час.

33.Современная экономика России. Формирование экономики переходного типа в РФ.

34-35.Итоговый урок. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

Требования к уровню подготовки

    В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

         Знать/понимать

•  функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

          Уметь

• приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

•  описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

•  объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

    Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                                                              

•   получения и оценки экономической информации;

•   составления семейного бюджета;

•   оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

Список рекомендованной учебно-методической литературы:

Липсиц И. Экономика. Учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. –М.:Вита-Пресс, 2009.

Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Пособие для учителя. В 2-х книгах. –М.:Вита-Пресс, 2008.

Акимов Д., Дичева О., Щукина Л. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. –М.:Вита-Пресс, 2008.

Просветов Г.И. Экономика для школьников: задачи и решения.- М.: Альфа-Пресс, 2009.

Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. Преподавание курса "Экономика. Основы экономической теории". Пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений. –М.:Вита-Пресс, 2008.



Учебно- тематическое планирование по экономике в 11 классе. (35 часа)

Учебник:  И.В. Липсиц .Экономика. Базовый курс: Учебник для10, 11 классов общеобразоват. учрежд.- 11 – е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.

Тема урока

Кол- во ча-сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

1

Введение. Что изучает экономика.

1

Лекция.

Макроэкономика и микроэкономика.

Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Главные вопросы экономики.

Выполнение тестовых заданий, взаимопроверка.

Письменная работа

Э. Фромм утверждает, что "человек- единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать". Сформулируйте экономичесий аспект этого высказывания.

Главные вопросы экономики. 2 часа.

2

Экономика как система хозяйственной жизни общества.

1

Комбинированный

 Типы экономических систем. Собственность[1].Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью.

Формирование и совершенствование знаний. Фронтальная /беседа

Понятийный диктант

Практическая работа.

§1, Подобрать из СМИ примеры микро-, макро-, позитивнойи нормативной экономики.Свой выбор аргументируйте.

3

Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.

1

Комбинированный

Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость.Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы экономической жизни общества.

Формирование и совершенствование знаний Лекция

Решение задач

§ 2 изучить, знать основные понятия: альтернативная стоимость,границы и кривая производственных возможностей,факторы производства и факторные доходы.

Типы экономических систем. 2 часа.

4

Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения.

1

Комбинированный

Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей.

Формирование знаний.

Совершенствование ЗУН. Фронтальная /беседа

Представление достоинств и недостатков экономических систем в группах, заполнение таблиц, решение тестовых заданий, дискуссия, групповая работа построение КПВ

§ 3,4. Повторить основные понятия.

5

Командная и смешанная экономические системы.

1

Комбинированный

Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Представление эк. систем, работа с таблицей, выполнение тестов, взаимопроверка, дискуссия.

Формирование знаний. Лекция.

§ 5. Ответы на вопросы 1,2 с.42.

Силы, которые управляют рынком. 2 часа.

6

Понятие о спросе

1

Комбинированный

Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов..

Формирование и совершенствование знаний Фронтальная /беседа.

Построение графиков, работа с текстом, выполнение практикума.

§ 6.Решение задачи по карточкам.

7

Понятие о предложении.

1

Комбинированный

Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов.

Формирование знаний. Лекция.

Фронтальный опрос

§ 7.Выполнить задания к тексту.

Как работает рынок. 3 часа.

8

Формирование рыночных цен.

1

Комбинированный

Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияю-щиена производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Конкуренция. Экономическая свобода.

Лабораторно - практическая работа

Формирование и совершенствование знаний. Коллективная /лабораторно – практическая работа

§ 8.Ответитьна вопросы к параграфу

9

Рынок на практике.

1

Комбинированный

Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталомЗначение специализации и обмена.

Лекция

Коллективная /лабораторно - практическая

Понятийный диктант

§ 9, подготовиться к контрольной работе.

10

Контроль знаний учащихся: Особенности функционирования рыночной экономики.

1

Контрольная работа.

Материал тем: Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Силы, которые управляют рынком.. Как работает рынок.

Контроль знаний учащихся.

Тестовые задания.

Мир денег. 2 часа.

11

Причины возникновения и формы денег.

1

Комбинированный

Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы.

Лекция.

Коллективная /лабораторно - практическая

Тестирование

§10.  Написать эссе.

12

Функции денег в современной экономике.

1

Комбинированный

Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.Деньги.

Формирование знаний. Лекция.

Выполнение упражнений , тестов. Обсуждение домашних эссе.

§11

Банковская система. 2 часа.

13

Причины возникновения банков

1

Комбинированный

Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции.

Работа с текстом, просмотр фрагмента «Из истории банков» Основные виды банков.

Понятийный диктант, работа с текстом.

§12

14

Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.

1

Комбинированный

Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит. Функции Центрального банка страны. Кто в стране выпускает деньги. Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке.

Формирование знаний.

Выполнение проблемных заданий, упражнений, решение задач.

§13, 14

Человек на рынке труда. 2 часа.

15

Экономическая природа рынка труда

1

Комбинированный

Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда.

Фронтальная /беседа

Практическая работа

§15

16

Что такое заработная плата и от чего она зависит.

1

Комбинированный

Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы как равновесная цена труда.

Формирование знаний

Самостоятельная работа.

§16

Социальные проблемы рынка труда .2 часа.

17

Профсоюзы и виды конфликтов.

1

Комбинированный

Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Почему возникают профсоюзы и какую они играют роль в экономике.

Самост. работа с текстом, беседа, практикум

Самост. работа с текстом, беседа, практикум.

§17

18

Социальные факторы формирования заработной платы.

1

Комбинированный.

Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда.

Тест

Самостоятельная работа с текстом, анализ предварительного соцопроса, выполнение упражнений , тестирование

§18

Экономические проблемы безработицы.2 часа.

19

Причины и виды безработицы.

1

Комбинированный

Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости.Профсоюзы.

Формирование знаний.

Фронтальная /беседа

§19

20

Полная занятость и методы сокращения безработицы.

1

Комбинированный

Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России.

Формирование знаний.

Работа с текстом, составление схем, таблиц, беседа, выполнение тестовых заданий.

§20

Что такое фирма и как она действует на рынке.3 часа.

21

Зачем создаются фирмы.

1

Комбинированный

Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама.

Формирование знаний.

Фронтальная /беседа

§21

22

Экономическая основа деятельности фирмы.

1

Комбинированный

Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков.

Формирование знаний

Работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа.

§22

23

Предприниматель и создание успешного  бизнеса.

1

Комбинированный

Предприниматель и создание успешного бизнеса.Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Менеджмент. Маркетинг.

Формирование знаний

Понятийный диктант. Подготовленные сообщения, беседа.

§23

Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия .2 часа.

24

Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику.

1

Комбинированный

Рациональный потребитель.Защита прав потребителя.Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей.

Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование.

Формирование знаний

Практическая работа

§24,25.

25

Неравенство доходов граждан и возможности его сокращения.

1

Комбинированный

Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование.

Формирование знаний

Групповая /практическая работа

§26

Экономические задачи государства.2 часа.

26

Причины и формы участия государства в регулировании экономики.

1

Комбинированный

Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономическби жизни страны. Понятие о слабостях (провалах) рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах.Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства.

Формирование знаний

Фронтальная /беседа

§27

27

Макроэкономические процессы в экономике страны.

1

Комбинированный

Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан.

Формирование знаний

Фронтальная /беседа Практическая работа

§28

Государственные финансы. 2 часа.

28

Налоги как источник доходов государства.

1

Комбинированный

Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России.

Формирование знаний

Фронтальная /беседа

§29

29

Как формируется и расходуется государственный бюджет.

1

Комбинированный

Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны.

Формирование знаний

Работа с текстом

§30

Экономический рост. 2 часа.

30

Что такое экономический рост и как можно его ускорить

1

Комбинированный

Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте.

Совершенствование ЗУН

Исследовательская /практическая работа

§ 31

31

Экономические проблемы человечества в XXI веке.

1

Комбинированный

Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами.

Формирование знаний

Фронтальная /беседа

§ 32

Организация международной торговли. 1 час.

32

Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок.

1

Изучения нового материала.

Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительногоэкономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран.

Причины сохранения многовалютное™ и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов.

Формирование знаний.

Обсуждение сообщений.

§ 33,34.

Экономическое устройство России на рубеже XX—XXI вв. 2 час.

33

Современная экономика России. Формирование экономики переходного типа в РФ.

1

Комбинированный.

Особенности современной экономики России.

Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами.

Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России

Анализ схем и диаграмм, использование интернет-ресурсов для проведения сравнительного анализа экономического развития России и разных групп стран, беседа.

Практикум.

§ 35,36.

34-35

Итоговый урок. Обобщение и систематизация знаний учащихся.

2

Урок систематизации и контроля знаний.

Экономические термины и понятия.

Выполнение тестовых заданий типа А,В; анализ текстов ЕГЭ по экономической сфере.

Отработка заданий ЕГЭ по обществознании. (экономика)

Читать рекомендуемую литературу по экономике.

    Всего 35 часов