Рабочая программа "Экономика", 11 класс
Рабочая программа "Экономика", 11 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Экономика", 11 класс | 50.93 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭКОНОМИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по экономике (базовый уровень) и соответствует федеральному компоненту Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по праву и базисному учебному плану 2004 года. Количество часов в разделах рабочей программы расширено за счет резерва.
1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»
2. Федерального компонента государственного Стандарта начального, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ № 1089).
3. Учебного плана для 5-9 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г.С.Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014- 2015 учебный год: Приказ №74 од от 1.09.2014 года.
4. Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы) Приказ №92 од от 1.09.2011г. по МБОУ АСОШ №3 им. Г.С.Боровикова.
5. Приказа №78 од от 1.09.2014 года по Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Алексеевской средней общеобразовательной школе №3 им. Г.С.Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан «Об утверждении учебников»
6. Закона №52 о Сан Пинах. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993).
Программа ориентирована на изучение школьниками базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и предпринимательской деятельностью.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения, прежде всего экономики фирмы и государства. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Цели
Изучение экономики в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;
• воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;
• освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Содержание
1.Что изучает экономическая наука.
Раздел Главные вопросы экономики.
2.Экономика как система хозяйственной жизни общества.
3.Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов.
Раздел Типы экономических систем. 2 часа.
4.Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения.
5.Командная и смешанная экономические системы.
Раздел Силы, которые управляют рынком. 2 часа.
6.Понятие о спросе
7.Понятие о предложении.
Раздел Как работает рынок. 3 часа.
8.Формирование рыночных цен.
9.Рынок на практике.
10.Контроль знаний учащихся: Особенности функционирования рыночной экономики.
Раздел Мир денег. 2 часа.
11.Причины возникновения и формы денег.
12.Функции денег в современной экономике.
Раздел Банковская система. 2 часа.
13.Причины возникновения банков
14.Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны.
Раздел Человек на рынке труда. 2 часа.
15.Экономическая природа рынка труда
16.Что такое заработная плата и от чего она зависит.
Раздел Социальные проблемы рынка труда .2 часа.
17.Профсоюзы и виды конфликтов.
18.Социальные факторы формирования заработной платы.
Раздел Экономические проблемы безработицы.2 часа.
19.Причины и виды безработицы.
20.Полная занятость и методы сокращения безработицы.
Раздел Что такое фирма и как она действует на рынке.3 часа.
21.Зачем создаются фирмы.
22.Экономическая основа деятельности фирмы.
23.Предприниматель и создание успешного бизнеса.
Раздел Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия .2 часа.
24.Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику.
25.Неравенство доходов граждан и возможности его сокращения.
Раздел Экономические задачи государства.2 часа.
26.Причины и формы участия государства в регулировании экономики.
27.Макроэкономические процессы в экономике страны.
Раздел Государственные финансы. 2 часа.
28.Налоги как источник доходов государства.
29.Как формируется и расходуется государственный бюджет.
Раздел Экономический рост. 2 часа.
30.Что такое экономический рост и как можно его ускорить
31.Экономические проблемы человечества в XXI веке.
Раздел Организация международной торговли. 1 час.
32.Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок.
Раздел Экономическое устройство России на рубеже XX—XXI вв. 2 час.
33.Современная экономика России. Формирование экономики переходного типа в РФ.
34-35.Итоговый урок. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
• функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
• приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
• описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
• объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• получения и оценки экономической информации;
• составления семейного бюджета;
• оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Список рекомендованной учебно-методической литературы:
Липсиц И. Экономика. Учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. –М.:Вита-Пресс, 2009.
Савицкая Е.В., Серегина С.Ф. Уроки экономики в школе. Пособие для учителя. В 2-х книгах. –М.:Вита-Пресс, 2008.
Акимов Д., Дичева О., Щукина Л. Задания по экономике: от простых до олимпиадных. –М.:Вита-Пресс, 2008.
Просветов Г.И. Экономика для школьников: задачи и решения.- М.: Альфа-Пресс, 2009.
Иванов С.И., Линьков А.Я., Шереметова В.В. Преподавание курса "Экономика. Основы экономической теории". Пособие для учителя 10-11 классов общеобразовательных учреждений. –М.:Вита-Пресс, 2008.
Учебно- тематическое планирование по экономике в 11 классе. (35 часа)
Учебник: И.В. Липсиц .Экономика. Базовый курс: Учебник для10, 11 классов общеобразоват. учрежд.- 11 – е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
№ | Тема урока | Кол- во ча-сов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля | Домашнее задание | Дата проведения | ||
План | Факт | |||||||||
1 | Введение. Что изучает экономика. | 1 | Лекция. | Макроэкономика и микроэкономика. Экономика и экономическая наука. Потребности. Свободные и экономические блага. Главные вопросы экономики. | Выполнение тестовых заданий, взаимопроверка. | Письменная работа | Э. Фромм утверждает, что "человек- единственное животное, для которого его собственное существование является проблемой, которую он должен решать и от которой он не может убежать". Сформулируйте экономичесий аспект этого высказывания. | |||
Главные вопросы экономики. 2 часа. | ||||||||||
2 | Экономика как система хозяйственной жизни общества. | 1 | Комбинированный | Типы экономических систем. Собственность[1].Даровые (свободные) и экономические (ограниченные) блага. Специализация как способ увеличения производства экономических благ. Типы специализации. Понятие о производительности труда. Причины возникновения торговли и ее экономическое значение. Потребности людей и их виды. Причины, по которым потребности людей не могут быть удовлетворены полностью. | Формирование и совершенствование знаний. Фронтальная /беседа | Понятийный диктант Практическая работа. | §1, Подобрать из СМИ примеры микро-, макро-, позитивнойи нормативной экономики.Свой выбор аргументируйте. | |||
3 | Понятие об абсолютной и относительной ограниченности ресурсов. | 1 | Комбинированный | Ограниченность ресурсов. Факторы производства и факторные доходы (заработная плата, рента, процент, прибыль). Выбор и альтернативная стоимость.Основные виды ограниченных ресурсов производства. Причины, по которым невозможно преодоление относительной ограниченности производственных ресурсов. Неизбежность выбора при использовании ограниченных ресурсов и его цена. Главные вопросы экономической жизни общества. | Формирование и совершенствование знаний Лекция | Решение задач | § 2 изучить, знать основные понятия: альтернативная стоимость,границы и кривая производственных возможностей,факторы производства и факторные доходы. | |||
Типы экономических систем. 2 часа. | ||||||||||
4 | Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. | 1 | Комбинированный | Традиционная экономическая система. Частная собственность как основа рыночной экономической системы. Роль механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабостей. | Формирование знаний. Совершенствование ЗУН. Фронтальная /беседа | Представление достоинств и недостатков экономических систем в группах, заполнение таблиц, решение тестовых заданий, дискуссия, групповая работа построение КПВ | § 3,4. Повторить основные понятия. | |||
5 | Командная и смешанная экономические системы. | 1 | Комбинированный | Командная система: ее особенности и минусы. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе. | Представление эк. систем, работа с таблицей, выполнение тестов, взаимопроверка, дискуссия. | Формирование знаний. Лекция. | § 5. Ответы на вопросы 1,2 с.42. | |||
Силы, которые управляют рынком. 2 часа. | ||||||||||
6 | Понятие о спросе | 1 | Комбинированный | Понятие о спросе. Факторы формирования величины спроса. Эластичность спроса и ее значение для продавцов.. | Формирование и совершенствование знаний Фронтальная /беседа. | Построение графиков, работа с текстом, выполнение практикума. | § 6.Решение задачи по карточкам. | |||
7 | Понятие о предложении. | 1 | Комбинированный | Факторы формирования величины предложения. Различия в мотивах рыночного поведения покупателей и продавцов. | Формирование знаний. Лекция. | Фронтальный опрос | § 7.Выполнить задания к тексту. | |||
Как работает рынок. 3 часа. | ||||||||||
8 | Формирование рыночных цен. | 1 | Комбинированный | Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияю-щиена производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание и равновесие. Понятие о равновесном количестве товаров и равновесной цене. Механизмы формирования рыночного равновесия. Конкуренция. Экономическая свобода. | Лабораторно - практическая работа | Формирование и совершенствование знаний. Коллективная /лабораторно – практическая работа | § 8.Ответитьна вопросы к параграфу | |||
9 | Рынок на практике. | 1 | Комбинированный | Что такое розничная и оптовая торговля. Понятие о физическом (осязаемом) и незримом (неосязаемом) капитале. Сбережения и их превращение в капитал. Различия между собственным и заемным капиталомЗначение специализации и обмена. | Лекция Коллективная /лабораторно - практическая | Понятийный диктант | § 9, подготовиться к контрольной работе. | |||
10 | Контроль знаний учащихся: Особенности функционирования рыночной экономики. | 1 | Контрольная работа. | Материал тем: Главные вопросы экономики. Типы экономических систем. Силы, которые управляют рынком.. Как работает рынок. | Контроль знаний учащихся. | Тестовые задания. | ||||
Мир денег. 2 часа. | ||||||||||
11 | Причины возникновения и формы денег. | 1 | Комбинированный | Причины изобретения денег. Виды денег. История возникновения бумажных денег. Понятие об эмиссии денег. Современная структура денежной массы. | Лекция. Коллективная /лабораторно - практическая | Тестирование | §10. Написать эссе. | |||
12 | Функции денег в современной экономике. | 1 | Комбинированный | Деньги как средство обмена. Деньги как средство соизмерения различных товаров. Понятие о бартере и причины его распространения при расстройстве денежного механизма страны. Деньги как средство сбережения. Плюсы и минусы накопления сокровищ в форме наличных денег.Деньги. | Формирование знаний. Лекция. | Выполнение упражнений , тестов. Обсуждение домашних эссе. | §11 | |||
Банковская система. 2 часа. | ||||||||||
13 | Причины возникновения банков | 1 | Комбинированный | Основные виды услуг, оказываемых банками. Структура цены банковского кредита. Причины экономической рациональности деятельности банков. Банковская система. Финансовые институты. Инфляция. Социальные последствия инфляции. | Работа с текстом, просмотр фрагмента «Из истории банков» Основные виды банков. | Понятийный диктант, работа с текстом. | §12 | |||
14 | Принципы кредитования. Роль Центрального банка в регулировании кредитно-денежной системы страны. | 1 | Комбинированный | Виды банковских депозитов. Закономерности формирования процента за кредит. Функции Центрального банка страны. Кто в стране выпускает деньги. Функции ЦБ, задачи ЦБ. Нормы обязательных резервов, учетная ставка. Операции на открытом рынке. | Формирование знаний. | Выполнение проблемных заданий, упражнений, решение задач. | §13, 14 | |||
Человек на рынке труда. 2 часа. | ||||||||||
15 | Экономическая природа рынка труда | 1 | Комбинированный | Продавцы и покупатели на рынке труда. Что такое рабочая сила. Особенности труда как товара. Факторы, формирующие спрос на труд. Понятие о производном характере спроса на рынке труда. | Фронтальная /беседа | Практическая работа | §15 | |||
16 | Что такое заработная плата и от чего она зависит. | 1 | Комбинированный | Связь уровня оплаты труда с его производительностью и ценами изготавливаемой продукции. Факторы, формирующие предложение на рынке труда. Ставка заработной платы как равновесная цена труда. | Формирование знаний | Самостоятельная работа. | §16 | |||
Социальные проблемы рынка труда .2 часа. | ||||||||||
17 | Профсоюзы и виды конфликтов. | 1 | Комбинированный | Причины и формы конфликтов между продавцами и покупателями на рынке труда. Почему возникают профсоюзы и какую они играют роль в экономике. | Самост. работа с текстом, беседа, практикум | Самост. работа с текстом, беседа, практикум. | §17 | |||
18 | Социальные факторы формирования заработной платы. | 1 | Комбинированный. | Прожиточный минимум как объективная нижняя граница оплаты труда. Структура системы заработной платы. Виды заработной платы. Трудовая пенсия как способ стимулирования роста производительности труда. | Тест | Самостоятельная работа с текстом, анализ предварительного соцопроса, выполнение упражнений , тестирование | §18 | |||
Экономические проблемы безработицы.2 часа. | ||||||||||
19 | Причины и виды безработицы. | 1 | Комбинированный | Понятие о безработице и критерии признания человека безработным. Расчет уровня безработицы. Виды безработицы и причины их возникновения. Неполная занятость в России. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Государственная политика в области занятости.Профсоюзы. | Формирование знаний. | Фронтальная /беседа | §19 | |||
20 | Полная занятость и методы сокращения безработицы. | 1 | Комбинированный | Полная занятость и ее границы. Понятие о естественной норме безработицы. Способы сокращения безработицы. Возможности и трудности их использования в условиях России. | Формирование знаний. | Работа с текстом, составление схем, таблиц, беседа, выполнение тестовых заданий. | §20 | |||
Что такое фирма и как она действует на рынке.3 часа. | ||||||||||
21 | Зачем создаются фирмы. | 1 | Комбинированный | Причины возникновения фирм. Экономические задачи фирмы. Типы фирм по российскому законодательству. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама. | Формирование знаний. | Фронтальная /беседа | §21 | |||
22 | Экономическая основа деятельности фирмы. | 1 | Комбинированный | Понятие о внешних и внутренних ресурсах и затратах фирмы. Разница между бухгалтерскими и экономическими затратами фирмы. Понятие о нормальной прибыли владельца фирмы. Понятие о постоянных и переменных затратах. Средние и предельные затраты. Классификация рынков по типу конкуренции. Влияние степени монополизации рынка на положение продавцов и покупателей. Роль государства в ограничении монополизации рынков. | Формирование знаний | Работа с текстом и анализ таблицы, работа с упражнениями, беседа. | §22 | |||
23 | Предприниматель и создание успешного бизнеса. | 1 | Комбинированный | Предприниматель и создание успешного бизнеса.Кто такой предприниматель и чем он отличается от менеджера. Почему не все новые фирмы оказываются успешными. Условия бизнес-успеха. Менеджмент. Маркетинг. | Формирование знаний | Понятийный диктант. Подготовленные сообщения, беседа. | §23 | |||
Как семьи получают и тратят деньги. Неравенство доходов и его последствия .2 часа. | ||||||||||
24 | Доходы и расходы семей. Влияние инфляции на семейную экономику. | 1 | Комбинированный | Рациональный потребитель.Защита прав потребителя.Источники доходов семей в странах с различными типами экономических систем. Изменение структуры доходов семей как следствие экономических преобразований в стране. Закон Энгеля. Структура семейных расходов как индикатор уровня экономического развития страны. Понятие о номинальных и реальных доходах семей. Влияние инфляции на уровень жизни семей. Роль семейных сбережений для обеспечения экономического развития страны. Страхование. | Формирование знаний | Практическая работа | §24,25. | |||
25 | Неравенство доходов граждан и возможности его сокращения. | 1 | Комбинированный | Неравенство доходов и неравенство богатства. Методы измерения неравенства доходов. Экономические последствия неравенства доходов. Механизм регулирования дифференциации доходов в экономике смешанного типа. Экономические аспекты бедности. Социальные программы как метод смягчения проблемы бедности. Плюсы и минусы программ поддержки беднейших групп общества. Семейный бюджет. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Реальные и номинальные доходы семьи. Личное подсобное хозяйство. Сбережения населения. Страхование. | Формирование знаний | Групповая /практическая работа | §26 | |||
Экономические задачи государства.2 часа. | ||||||||||
26 | Причины и формы участия государства в регулировании экономики. | 1 | Комбинированный | Роль государства как защитника экономических свобод. Государственные органы, участвующие в регулировании экономическби жизни страны. Понятие о слабостях (провалах) рынка. Экономические функции государства и их роль в компенсации слабостей рынка. Понятие об общественных благах.Роль государства в экономике. Общественные блага. Виды налогов. Государственный бюджет. Государственный долг. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы. Основы денежной политики государства. | Формирование знаний | Фронтальная /беседа | §27 | |||
27 | Макроэкономические процессы в экономике страны. | 1 | Комбинированный | Макроэкономические процессы в экономике страны. Понятие о товарах конечного и промежуточного потребления. Что такое валовой внутренний продукт и какое значение его величина имеет для граждан страны. От чего зависят темпы роста ВВП России. Что такое макроэкономическое равновесие и почему оно важно для страны. Как государство может поддерживать равновесие в экономике страны. Что такое экономический цикл и как он влияет на жизнь граждан. | Формирование знаний | Фронтальная /беседа Практическая работа | §28 | |||
Государственные финансы. 2 часа. | ||||||||||
28 | Налоги как источник доходов государства. | 1 | Комбинированный | Роль налогообложения в формировании доходов государства. Виды налогов и их влияние на уровни доходов продавцов и покупателей, а также на уровни цен. Основные виды налогов, применяемые в России. Понятие о государственном бюджете. Основные виды доходов и расходов федерального бюджета России. | Формирование знаний | Фронтальная /беседа | §29 | |||
29 | Как формируется и расходуется государственный бюджет. | 1 | Комбинированный | Бюджетное тождество и бюджетный дефицит. Понятие о государственном долге. Причины возникновения государственного долга и способы его сокращения. Способы государственного одалживания. Внешний государственный долг и его влияние на благосостояние граждан страны. | Формирование знаний | Работа с текстом | §30 | |||
Экономический рост. 2 часа. | ||||||||||
30 | Что такое экономический рост и как можно его ускорить | 1 | Комбинированный | Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Сущность экономического роста и его измерение. Ограниченность ресурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обеспечения экономического роста. Понятие об экстенсивном и интенсивном экономическом росте. | Совершенствование ЗУН | Исследовательская /практическая работа | § 31 | |||
31 | Экономические проблемы человечества в XXI веке. | 1 | Комбинированный | Что изучает геоэкономика. Чем опасны «ножницы неравенства» в благосостоянии между странами. Можно ли предотвратить глобальную экономическую катастрофу и острые конфликты между бедными и богатыми странами. | Формирование знаний | Фронтальная /беседа | § 32 | |||
Организация международной торговли. 1 час. | ||||||||||
32 | Международная торговля и ее влияние на экономику страны. Валютный рынок. | 1 | Изучения нового материала. | Международная торговля. Обменные курсы валют. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы. Экономические причины возникновения международной торговли. Понятие об импорте и экспорте. Принципы абсолютного и относительногоэкономического преимущества и их значение в формировании международного разделения труда и мировой торговли. Влияние международной торговли на производственные возможности и уровни благосостояния торгующих стран. Причины сохранения многовалютное™ и ее значение для возникновения валютного рынка. Валютный курс как цена национальной денежной единицы. Механизмы формирования валютных курсов и особенности их проявления в условиях России. Экономические последствия изменений валютных курсов. | Формирование знаний. | Обсуждение сообщений. | § 33,34. | |||
Экономическое устройство России на рубеже XX—XXI вв. 2 час. | ||||||||||
33 | Современная экономика России. Формирование экономики переходного типа в РФ. | 1 | Комбинированный. | Особенности современной экономики России. Современная экономика России: особенности и основные проблемы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами. Формирование экономики переходного типа в Российской Федерации. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России | Анализ схем и диаграмм, использование интернет-ресурсов для проведения сравнительного анализа экономического развития России и разных групп стран, беседа. | Практикум. | § 35,36. | |||
34-35 | Итоговый урок. Обобщение и систематизация знаний учащихся. | 2 | Урок систематизации и контроля знаний. | Экономические термины и понятия. | Выполнение тестовых заданий типа А,В; анализ текстов ЕГЭ по экономической сфере. | Отработка заданий ЕГЭ по обществознании. (экономика) | Читать рекомендуемую литературу по экономике. |
Всего 35 часов