ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ Классный час на тему: «День народного единства»

Внеурочная деятельность как составная часть воспитательной работы помогает в комплексе решать вопросы воспитания суворовцев, формирует опыт социальной жизни  в обществе.

Представленный классный час способствовал развитию гражданского самосознания и гражданской позиции. Формированию самоидентификации, сопричастности истории Отечества, ответственности и социальной зрелости суворовца.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

 «Тверское суворовское военное училище

 Министерства обороны Российской Федерации»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ 

Классный час на тему:

«День народного единства»

Выполнил        Ковалёв Е.Н.,

воспитатель1 взвода

Тверь

2012


Внеклассное мероприятие. Классный час

I. Подготовительный этап

1) Тема: «День народного единства»

2) Цель и задачи:

Создание условий для формирования ценностно-смысловых компетентностей и морально-нравственных ориентиров на основе использования элементов инновационных педагогических технологий с целью успешной социализации обучающихся.

Развитие гражданского самосознания и гражданской позиции. Формирование самоидентификации личности, сопричастности истории Родины, ответственности и социальной зрелости суворовца.

Формирование у суворовцев чувства единения, дружбы, терпимости  и толерантности, установлению доверительных, товарищеских отношений и сплочённости.

Воспитание у обучаемых чувства патриотизма и гордости за Отечество его независимость и свободу.

3) Материально-техническое оснащение:

  1. Интерактивная доска.
  2. Мультимедиапроектор.
  3. Презентация «День народного единства».

4) Форма проведения: рассказ-беседа.

II. Ход классного часа

1. Вступительная часть 

Принимаю доклад ЗКВ о готовности взвода к занятию.

Демонстрирую слайд 1.

Вопрос 1: «Как вы думаете, что это за дата? Как связана она с нами? С нашей страной?» - в этот день отмечается государственный праздник..

Довожу тему классного часа «День народного единства».

Демонстрирую слайд 2.

Вопрос 2: «Что вы знаете о этом празднике? С какими событиями он связан?» - преодоление смутного времени, освобождение Москвы от польских интервентов.

2. Основная часть

Довожу материал, опрашивая по ходу занятия. Обучаемые слушают, отвечают на вопросы.

Идеи заложенные в этом празднике пропитаны все летописи государства Российского начиная с самого его зарождения истоки праздника восходят к славным и героическим событиям 1612 года, когда народное ополчение Кузьмы Минина под предводительством Дмитрия Пожарского освободило Москву от иностранных интервентов.

Демонстрирую слайд 3.

Ополчение, которое вышло из Нижнего Новгорода под началом этих двух великих полководцев, встретилось в Ярославле с первым ополчением, которое, к сожалению, не смогло освободить столицу от поляков из-за того, что в его стане начались распри. Разногласия происходили по поводу распределения должностей в освобожденной столице или, говоря на современном языке, кто какой получит «портфель». Желание властвовать, тщеславие и гордость привели к тому, что Москва не смогла быть освобождена.

В Ярославле два ополчения встретились, одно отступало из Москвы, другое, наоборот, шло в Москву. Наступающему воинству была передана Казанская икона Божией Матери, и под ее осенением в 1612 году ополчение освободило сначала Китай-город, а потом уже и Кремль.

Вопрос 3: «Какой ещё праздник отмечается в этот день? Почему так почитается церковью и верующими людьми это событие? И что является символом единения, согласия и примирения?».

Демонстрирую слайд 4. - видеофрагмент

Ещё до революции, долгое время на Руси этот день отмечался как государственный праздник. При царе Алексее Михайловиче, в 1649 году, день 22 октября (4 ноября) был объявлен Всероссийским праздником.

Вся страна прославляла один из самых любимых на Руси Казанский образ Богородицы, которая явила свое чудесное заступничество за Русь во время Смутного времени.

Кузьма Минин на городской площади призвал к созданию народного ополчения и спасению страны. "Станем все, как один, за Святую Русь, за Дом Пресвятой Богородицы!", - с таким пламенным призывом обратился он к русским людям, пожертвовав на ратное дело не только свои сбережения, но и серебряные и золотые оклады с икон и украшения своей жены. Пример его воодушевил многих! Мужчины записывались в ряды ополчения, отцы приводили своих сыновей, купцы жертвовали деньги, женщины отдавали драгоценности и последнее имущество.

Во главе нижегородского ополчения и "Совета Всея Земли" стали - князь-воевода Дмитрий Пожарский и гражданин Кузьма Минин, поднявшие и сплотившие русский народ во имя великой цели - спасения и возрождения Державы Российской. В первых рядах ополчения находились воинский стяг князя Пожарского с изображением Спаса-Вседержителя и чудотворная Казанская икона - путеводительница и святая помощница в делах ратных.

Демонстрирую слайд 5.

При звуках боевых труб и звоне колоколов выступило из Нижегородского кремля народное ополчение, ядро которого составили герои обороны Смоленска (1609-1611).

Ополченцы победоносно дошли до Москвы, выгнали поляков, избрали нового царя и установили тишину и покой в государстве.

Икона Казанской Божьей Матери является одной из наиболее почитаемых икон в России.

Праздник в честь этой иконы отмечается два раза в год — 21 июля и 4 ноября. Икона представляет собой изображенного по пояс Иисуса Христа, который лицом обращен к зрителю. Одной рукой он благословляет, другую руку он скрывает под хитоном и Богородицы.

Весьма знаменательна история обретения этой иконы. Произошло это в 1579 году. В конце июня этого года в Казани случился пожар. Не успело еще остыть пожарище, как в семье одного погоревшего от страшного пожара стрельца десятилетней девочке Матроне во сне явилась Божья Матерь и повелела сообщить городским властям, архиепископу и градоначальнику, что в пепелище сгоревшего стрелецкого дома скрыт ее уцелевший образ. Городские власти распорядились раскопать пепелище стрельца.

Демонстрирую слайд 6.

8 июля при большом скоплении народа извлекли словно новую, только что написанную икону Божьей Матери. Полагают, что икона была зарыта еще до покорения Казани кем-нибудь из христиан, скрывавших свою веру. Выяснилось, что образ, найденный десятилетней девочкой, был списком с чудотворной иконы, вывезенной из Иерусалима в Константинополь царицей Евдокией, супругой греческого царя Феофила. Весть об обретении чудотворной иконы быстро разнеслась по всему городу. Крестный ход с этой иконой сопровождался чудесными исцелениями слепцов, больных, которые участвовали в нем.

В ноябре праздник в честь Казанской иконы Божьей Матери посвящен событиям смутного для России времяни, во времена польской интервенции, когда войска польского короля Сигизмунда III осенью 1610 года овладели Москвой, в Кремле воцарились польские воеводы. Целый год прошел для России в тяжелой, но безуспешной борьбе против иноземных захватчиков. Освобождение пришло в лице нового народного ополчения, возглавляемого нижегородским купцом Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским, которое образовалось осенью 1611 года. Ополчение из города Казани, которое было составлено князем Пожарским, принесло с собою принадлежавший князю список с чудотворной иконы Божией Матери. Это ополчение укротило разгул польских интервентов и их русских пособников.

Демонстрирую слайд 7.

Чудотворная икона вселяла в русских людей уверенность в себе и силу духа. Ратники верили в милосердное заступничество Богоматери.
Благодаря покровительству Пресвятой Богородицы, которая явила Свою милость и взяла под Свой Покров верных сынов Отечества, Россия была спасена от своих врагов.

Перед ополчением стояла трудная задача, сопровождавшаяся множеством непреодолимых препятствий. Прежде всего необходимо было взять хорошо укрепленный и упорно защищаемый поляками город, отбить подошедшее к Москве свежее многочисленное польское войско.

Также стояла задача усмирить своеволие и буйство русских отрядов, встретивших прибывшее ополчение почти с ненавистью и выказывавших ему вражду и измену.   

Ополчение подступило к Москве, и 22 октября 1612 года был освобожден Китай-город, а через два дня и Кремль. Поляки были изгнаны из Москвы.

Демонстрирую слайд 8.

Сразу же на следующий день, в воскресенье, все русское войско и жители Москвы организовали торжественный крестный ход на Лобное место в благодарность за избавление свое от врагов.

Демонстрирую слайд 9.

В честь этого знаменательного для Руси события — чудесного избавления Москвы от поляков — по указанию первого русского царя из рода Романовых Михаила Федоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха, Филарета, день 22 октября был установлен Церковью как праздник Казанской иконы Божией Матери.

В память об этом событии на Красной площади был возведен Казанский собор, названный так  в честь Казанской иконы Божией Матери, который князь Пожарский построил на свои средства.

Демонстрирую слайд 10.

Вопрос 4: «Зависит ли от любого из нас, от конкретного человека, что происходит вокруг, в этом классе, в этом училище, в этом городе, в нашей стране и вообще в мире?»

Люди взяли свою судьбу в свои руки, Церковь и народ, а потом и элиты, и власть создали страну, которая 300 лет стояла непоколебима. Четырехсотлетний юбилей окончания смуты XVII века и восстановления российской государственности свидетельствуют о способности России возрождаться, даже когда ее считают раздробленной и ослабленной. Россия всегда выходила победителем из любых исторических проблем.

Вопрос 5: «Что помогло одолеть внешних и внутренних врагов и сохранится русскому государству и его народу в страшное время?»

Достичь высот человеческого духа, раскрыть свой неисчерпаемый духовно-нравственный потенциал, российский народ был способен только объединив свои силы, прочувствовав и осознав общую ответственность за судьбу Родины и судьбу своего и последующих поколений.

Эта победа стала возможной потому, что русские люди смогли сплотиться перед лицом общей угрозы.

Вопрос 6: «Что объединяет нас? Что может объединить разных людей? Что помогло сплотится в годы лихолетья на Руси? -"общая история, общие испытания, общая земля".

Конечно, хотелось бы, чтобы этого общего было больше... и в нашей повседневной жизни. Та общность... это огромный труд, который всем нам предстоит для того, чтобы страна и народы этой страны сохранились, и чтобы то будущее, которого Россия достойна, было не мечтой, а реальностью.

В этом году празднуется 400 лет преодоления смуты и восстановления российской государственности. Эта дата объясняет нам, почему мы такие, какие мы есть, и что мы сможем сделать в будущем... Это урок всем нам. Когда Россию считают слабой, раздробленной, раздираемой противоречиями, похороненной, наш народ может чудесным образом возродиться и построить потрясающий проект, который стал ориентиром для многих стран мира, всего человечества.

3.Заключительная часть

За прошедшее с тех пор время, в стране произошло немало важных событий, но все они снова и снова подтверждали, что сила побед, сила народа, сила государства в его единении.

В этом году мы отметили 400-летие изгнания польских интервентов из Москвы и окончания смутного времени, 200-летие Отечественной войны и изгнания французской наполеоновской армии, 67 годовщину Великой Победы в Великой Отечественной войне. И годы не властны над величием героизма, ставшего самым наглядным примером торжества сплочённости и единения, именно это помогло нам выстоять в самой жестокой за всю историю 2 мировой войне.

День народного единства призван напомнить, что Россияне, принадлежащие к самым разным социальным группам, национальностям, вероисповеданиям, единый народ с общей исторической судьбой и одним будущим.

Славные героические свершения предков всегда будут служить нам примером солидарности и патриотизма.

Мы и сегодня понимаем, как важно укреплять согласие народа и гражданскую солидарность – в этом залог благополучия нашей Родины. Пусть этот праздник станет торжеством нашего единства, во имя справедливости, добра и процветания Отечества.

В XVII веке "Россию похоронили", внешние силы делили ее, внутри было огромное региональное и социальное расслоение, бандитизм.

Вопрос 7: «Что мы может противопоставить измене и предательству, жестокости и ненависти, вражде, отчаянию и недоверию, смуте?".

Но жестокости и ненависти мы противопоставили прощение и любовь.

Измене и предательству  - верность, долг и честь.

Вражде – примирение и поддержку.

Отчаянию и недоверию – веру. Смуте – ЕДИНСТВО.

Для наших современников, для народов России единство, которое было обретено в 1612 году или, скажем, во время Великой отечественной войны, необходимо сегодня так же, как необходимо всегда, во все времена.
      У нас многонациональная страна, и вопрос единства для нас имеет и будет иметь всегда колоссальное значение. У нас просто нет иного выбора: для того, чтобы сохранить страну, мы должны сохранить единство историческое, духовное, территориальное. Сможем возродить единство - сможем энергично развиваться в дальнейшем.

Мы преодолели много смут, и самые страшные смуты XX века - сейчас мы выходим из них... Нам нужно ценить свое единство и укреплять его…

Вопрос 8: «Что полезного для себя вы вынесете с нашего занятия? Чему учит наша история и День народного единства?.

Подвожу итог классного часа.

Демонстрирую слайд 11.

«КОГДА МЫ ЕДИНЫ – МЫ НЕПОБЕДИМЫ!»


III. Анализ результативности

Проведённое мероприятие способствовало морально-нравственному воспитанию суворовцев.

Мероприятие активизировало попытки суворовцев ответить на сложные философские вопросы о человеческих ценностях и ориентирах.

Способствовало развитию гражданского самосознания и гражданской позиции. Формированию самоидентификации, сопричастности истории Отечества, ответственности и социальной зрелости суворовца.

Классный час воспитывал у обучаемых чувства патриотизма и гордости за Отечество его независимость и свободу.

Воспитатель 1 взвода 3 курса

Ковалёв Е.Н.


IV. Список использованной литературы и источников

  1. Введение в психологию руководства подразделением. Перевалов В.Ф., Мощенко А.В., М. 1991 г., 284с.
  2. Вонно-профессиональная ориентация суворовцев.Ч.1., Мощенко А.В., Носс И.Н., Игнаткин В.Н., М.1992 г., 371с.
  3. Диагностический инструментарий для мониторинга развития ключевых компетентностей учащихся. Метод. пос. Овчинникова И.В., Кирмач Г.А.СПб.2009, 356 с.