Духовно- нравственное воспитание детей, как основа возрождения духовных ценностей России.

Трубавина Елена Александровна

Духовно- нравственное воспитание детей, как основа возрождения духовных ценностей России.                    

 Эпиграф:"Для воспитания детей нужен не

великий ум,а большое сердце-способность

к общению,к признанию равенства душ."

С.Соловейчик.

 

 Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем ,стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. Каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме ,оградить детей от зла ,жестокости и агрессии окружающего мира.

В настоящее время,когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров,ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня,общепризнанных,традиционных для России идеалов и ценностей,национальной идеи.Это важно и для страны и для общества в целом,и для человека,поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям,осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных отношений. Ныне материальные ценности доминируют над духовными,поэтому у детей искажены представления о       доброте,милосердии,великодушии,справедливости, гражданственности и патриотизме.Детей отличает эмоциональная,волевая и духовная незрелость.И всё большее количество людей понимает,что единственным решением этих проблем является возвращение к традиционным православным,христианским ценностям.Но воспитать человека на основе православной традиции должна не только семья,а прежде всего государство.

Воспитание-это процесс целенаправленного,систематического становления личности,который осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьии и образовательных учреждений.Векторы воспитания и в семье,и в обществе,и в государстве, должны быть направлены в одну сторону и способствовать духовно-нравственному здоровью подрастающего поколения.Ведущая роль в воспитании детей принадлежала семье.Знаменитый историк В.О.Ключевский писал :"Ребёнок должен был воспитываться не столько уроками,которые он слушал,сколько той нравственною атмосферой,которой он дышал.Это было не пятичасовое,а ежеминутное действие,посредством которого дитя впитывало в себя сведения,взгляды,чувства и привычки."  На первое место ставились качества человека,и его нравственное развитие.К сожалению,эта традиция давно утрачена,а предпосылок для её возраждения весьма мало.Знание возводиться в абсолютную ценность,а всё остальное в человеке вторично и едва ли имеет определяющее значение в обществе.Однако профессионализма и эрудиции недостаточно для человеческого счастья.К ним должны быть приложены и другие качества из разряда духовно-нравственных-характер,суть,смысл жизни,целеполагания и мотивы деятельности,а главное-живые чувства добра,питающие светом и радостью душу.Не случайно Ф.М.Достоевский отмечал,что самое трудное-жить среди людей и оставаться человеком.Им ещё нужно стать,что требует немалых трудов от общества,семьи,а главно от самого себя. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис.Он охватывает разные слои общества,но наибольшее беспокойство вызывает то,что происходит в молодёжной среде.Растут общая невротизация детей и молодёжи,психические заболевания. Объективными показателями духовного неблагополучия среди детей являются проявления табачной,алкагольной, наркотической и других видов зависимости.Причины такого положения лежат в духовной сфере,которую общество формирует своими действиями или бездействием.Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике,экономике,обществе и государстве.Его можно преодолеть только через обращение к духовным началам,к законам нравственности.

Ответственность за осуществление процесса нравственного воспитания детей ложится ,прежде всего на семью и школу.Воспитательная работа должна начинаться в семье,и только в этом случае школа сможет продолжить и завершить воспитательную работу.На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.Современная семья призвана восполнить образовавшийся духовный вакуум в жизни общества.

 Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом будущего Белгородщины!

Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennoe.docx16.09 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно- нравственное воспитание детей, как основа возрождения духовных ценностей России.                    

 Эпиграф:"Для воспитания детей нужен не

великий ум,а большое сердце-способность

к общению,к признанию равенства душ."

С.Соловейчик.

 Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем ,стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности. Каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме ,оградить детей от зла ,жестокости и агрессии окружающего мира.

В настоящее время,когда в России идет процесс определения ценностных ориентиров,ведущей проблемой для общества становится обретение духовного стержня,общепризнанных,традиционных для России идеалов и ценностей,национальной идеи.Это важно и для страны и для общества в целом,и для человека,поскольку помогает ему адаптироваться к изменившимся условиям,осмыслить свое место во вновь возникшей системе общественных отношений. Ныне материальные ценности доминируют над духовными,поэтому у детей искажены представления о       доброте,милосердии,великодушии,справедливости, гражданственности и патриотизме.Детей отличает эмоциональная,волевая и духовная незрелость.И всё большее количество людей понимает,что единственным решением этих проблем является возвращение к традиционным православным,христианским ценностям.Но воспитать человека на основе православной традиции должна не только семья,а прежде всего государство.

Воспитание-это процесс целенаправленного,систематического становления личности,который осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьии и образовательных учреждений.Векторы воспитания и в семье,и в обществе,и в государстве, должны быть направлены в одну сторону и способствовать духовно-нравственному здоровью подрастающего поколения.Ведущая роль в воспитании детей принадлежала семье.Знаменитый историк В.О.Ключевский писал :"Ребёнок должен был воспитываться не столько уроками,которые он слушал,сколько той нравственною атмосферой,которой он дышал.Это было не пятичасовое,а ежеминутное действие,посредством которого дитя впитывало в себя сведения,взгляды,чувства и привычки."  На первое место ставились качества человека,и его нравственное развитие.К сожалению,эта традиция давно утрачена,а предпосылок для её возраждения весьма мало.Знание возводиться в абсолютную ценность,а всё остальное в человеке вторично и едва ли имеет определяющее значение в обществе.Однако профессионализма и эрудиции недостаточно для человеческого счастья.К ним должны быть приложены и другие качества из разряда духовно-нравственных-характер,суть,смысл жизни,целеполагания и мотивы деятельности,а главное-живые чувства добра,питающие светом и радостью душу.Не случайно Ф.М.Достоевский отмечал,что самое трудное-жить среди людей и оставаться человеком.Им ещё нужно стать,что требует немалых трудов от общества,семьи,а главно от самого себя. Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие обучающимся традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края. Здесь наполняются конкретным, чувственно-выразительным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природную среду и социальное окружение такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций России, русского народа и народов, в среде которых он родился и живет. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.

Современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис.Он охватывает разные слои общества,но наибольшее беспокойство вызывает то,что происходит в молодёжной среде.Растут общая невротизация детей и молодёжи,психические заболевания. Объективными показателями духовного неблагополучия среди детей являются проявления табачной,алкагольной, наркотической и других видов зависимости.Причины такого положения лежат в духовной сфере,которую общество формирует своими действиями или бездействием.Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике,экономике,обществе и государстве.Его можно преодолеть только через обращение к духовным началам,к законам нравственности.

Ответственность за осуществление процесса нравственного воспитания детей ложится ,прежде всего на семью и школу.Воспитательная работа должна начинаться в семье,и только в этом случае школа сможет продолжить и завершить воспитательную работу.На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывалась последующая социальная и духовная состоятельность личности.Современная семья призвана восполнить образовавшийся духовный вакуум в жизни общества.

 Мы хотим, чтобы в нашей школе царил дух уважения, искренности, доверия, доброты, творчества, заботы и любви. Чтобы в этой атмосфере могла вырасти гармонично развитая личность, любящая свою Родину, бережно относящаяся к традициям своих народов, осознающая приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья. Думается, что система нравственного развития личности учащегося нашей школы принесет свои плоды.

Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

Хочется верить, что наша школа посеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для детей школой «воспитания добрых чувств». И наши дети вырастут достойными гражданами своей страны, станут оплотом будущего Белгородщины!

Духовно-нравственное развитие гражданина России является ключевым фактором модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование в нем свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.