Техническое образование рабочих Петербурга на рубеже XIX – XX вв.
В данной статье автор описывает систему технического образования промышленных рабочих в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв. В статье раскрывается роль Русского технического общества в сфере технического образования, а также даются краткие описания учебных заведений для рабочих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnicheskoe_obrazovanie_statya.docx | 24.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Гречкин Виталий Николаевич
Техническое образование рабочих Петербурга на рубеже XIX – XX вв.
Процессы модернизации, происходившие в России на рубеже XIX – XX вв. не могли не отразиться на изменении социальной структуры общества. Усложнение техники, появление новых производств создавали проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров, которая была осознана в обществе уже в середине XIX века.
Первым, кто занялся разрешением этой проблемы было Императорское Русское техническое общество (РТО). Основная работа по развитию технического образования была сосредоточена в Постоянной комиссии по техническому и профессиональному обучению при РТО. Большой вклад в её работу внес учредитель и почетный член Русского технического общества Е. Н. Андреев. В апреле 1868 г. в докладе о ремесленном обучении за границей Е. Н. Андреев высказал идею создания специального комитета, по вопросам профессионально-технического образования. Совет представил предложение об учреждении Постоянной учебной комиссии по техническому и профессиональному обучению на общее собрание членов общества, которое и одобрило его в мае 1868г.[1]
В 1870 г. Учебная комиссия при РТО открыла первую профессиональную вечернюю школу для рабочих железной дороги Санкт-Петербург – Варшава. РТО содержало профессионально-технические школы при Балтийском и Невском кораблестроительных заводах, Франко-русском машиностроительном заводе, Обуховском сталелитейном цехе, при фабрике Нобеля, при Петербургском патронном заводе и при заводе Сименса-Гальске. При Путиловском заводе существовало четыре профессионально-технических школы (общеобразовательные классы для детей рабочих, женские рукодельные классы, учебная мастерская, вечерние классы для взрослых рабочих).[2]
В 1872 г. РТО учредило особую комиссию, состоявшую из профессоров Петербургского университета и Петербургского технологического института, призванную составить программу публичных лекций с целью распространения научных и технических знаний.[3]
Одним из наиболее действенных средств распространения практического образования и научных знаний среди рабочих стали публичные чтения и лекции. Начиная с 1876 г. правительство и власти на местах начинают контролировать этот процесс. По распоряжению властей тексты любых публичных лекций должны были быть согласованы с попечителем учебного округа, а губернатор должен был одобрить личность самого лектора, никакие отступление от утвержденных текстов не допускались.
По состоянию на 1911-1912 учебный год в ведении постоянной комиссии по техническому образованию находилось уже 9 специальных училищ для взрослых рабочих и подростков[4]:
- Двухклассная школа десятников по строительному делу, основанная в 1874 г. В школе учились 110 человек в возрасте от 21 до 30 лет.
- Ремесленное училище по механическому делу, основанное в 1879 г. В училище обучалось 147 учеников в возрасте от 12 до 20 лет.
- Трехклассная школа печатного дела, основана в 1884 г. В данном учебном году в школе обучалось 130 учеников в возрасте от 12 до 19 лет.
- Двухклассная электротехническая школа, основанная в 1896 г. В школе обучался 91 ученик в возрасте от 18 до 40 лет.
- Трехклассная Путиловская учебная мастерская по кузнечно-слесарному мастерству, была основана в 1897 г. В учебной мастерской обучалось 65 человек в возрасте от 11 до 16 лет, все учащиеся – дети рабочих Путиловского завода.
- Трехклассная Лиговская учебная мастерская, основанная в 1903 г. За данный учебный год в школе обучалось 64 человека в возрасте от 12 до 16 лет.
- Классы черчения и рисования на Малой Охте, основанные в 1897 г. Обучение длилось три года, в данном учебном году обучалось 77 человек в возрасте от 11 до 40 лет.
- Василеостровские классы черчения и рисования были основаны в 1898 г. Обучение в классах продолжалось три года, за 1911-1912 гг. в классах обучался 71 человек в возрасте от 12 до 40 лет.
- Лиговские классы черчения, основанные в 1900 г. Ученики проходили в них двухлетнюю подготовку, за данный учебный год в классах обучалось 254 человека в возрасте от 17 до 40 лет.
Как можно заметить, система профессионально-технического образования в Санкт-Петербурге не отвечала требованиям по подготовке квалифицированных рабочих кадров, а соответствующих школ не хватало. Численность рабочих российской столицы к 1900 году составляла 438 540 человек. Поэтому подготовка ежегодно 1 тысячи квалифицированных рабочих была явно недостаточна.
Вместе с профессионально-техническими школами РТО поддерживало воскресные и вечерние школы общего и начального образования. По всей территории Российской империи филиалы РТО содержали вечерние училища для рабочих. В 1876 г. профессионально-технические школы начали получать материальную поддержку от Министерства финансов. С 1881 г. школы перешли под опеку Министерства просвещения. В 1882 г. Министерство просвещения и Государственный совет принимают единый устав профессионально-технических школ, по которому РТО получало право открывать школы не только при заводах, но и в рабочих районах и сохраняло административную автономию в этом вопросе.
Важным вопросом оставалось финансирование Учебной комиссии РТО и самих профессионально технических школ. Бюджет Учебной комиссии пополнялся из государственной казны, финансировался Городской Думой Санкт-Петербурга, государственными фабриками, пожертвованиями благотворителей, платой за обучение и отчислениями от продажи товаров, сделанных в школьных мастерских. Владельцы частных заводов и фабрик, как правило, вносили плату за содержание своих школ, а комиссия распределяла фонды. Денег на школы не хватало, учителя работали за низкую плату, а нередко и задаром. Для пополнения бюджета комиссия организовывала акции по сбору денег – устраивала концерты и лекции, доходы от которых направлялись на нужды учебных заведений.[5]
Государственный Совет и Министерство народного просвещения заботились об издании учебных пособий по техническому образованию. 22 августа 1890 г. вышло распоряжение министра народного просвещения, которое гласило: «Высочайше утвержденное 26 июня 1889 г. мнение Государственного Совета, между прочим, предоставило Министерству народного просвещения принять меры к скорейшему, по возможности, составлению и изданию необходимых для промышленных училищ учебных руководств и пособий. …Начиная с 1891 г. в течение 9 лет отпускать ежегодно семь тысяч рублей на выдачу особых премий за лучшие учебники и пособия для промышленных училищ…».[6]
В 1907 году Товариществом заводских инженеров и преподавателей с целью подготовки техников и конструкторов, являющихся непосредственными помощниками заводских инженеров, было учреждено Первое Санкт-Петербургское частное техническое училище заводских техников. Училище находилось в ведомстве Министерства торговли и промышленности. В состав училища входило два отделения – механическое и электротехническое. Полный курс обучения на каждом отделении составлял 4,5 года, занятия проводились в вечернее время. В училище принимали лиц обоего пола не моложе 14 лет, имеющие свидетельства об окончании курса не ниже трехклассных земских школ. Кандидатов, не имеющих такого свидетельства, подвергали проверочному испытанию по русскому языку и арифметике. Лица, окончившие полный курс училища получали аттестат и звание заводского техника.[7]
В 1908 году инженерами-строителями М. А. Шуммером и Р. И. Розенфельдом были учреждены Первые Петроградские политехнические курсы с целью подготовки техников различных специальностей. Первые Петроградские технические курсы являлись на тот момент единственным учебным заведением в России, организованным по образцу европейских частных политехнических институтов и техникумов. Позже при Политехнических курсах существовало четыре отделения: строительное и архитектурное, землемерное, электротехническое и механическое. Курсы находились в ведомстве Министерства торговли и промышленности. Целью курсов являлась: «подготовка ученых техников различных специальностей, способных самостоятельно или в качестве надежных помощников инженеров производить всякого рода технические работы».[8]
Таким образом, необходимо отметить, что до начала деятельности Русского технического общества в столице не существовало системы подготовки квалифицированных кадров. Однако в Петербурге наблюдался более высокий уровень развития промышленности, чем по стране в целом, что побуждало некоторых предпринимателей выделять средства для подготовки обученных работников. Тем не менее, в большинстве своем техническое образование российских рабочих осуществлялось традиционно на рабочем месте – знания, умения, навыки передавались от мастера к подмастерью.
Русское техническое общество и созданная при нем, для изучения на основе передового зарубежного и русского опыта проблемы профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих, Постоянная комиссия по техническому образованию стали первым в России научным учреждением, занявшимся исследованием широкого круга вопросов, связанных с этой проблемой. Однако, несмотря на энтузиазм передовых слоев общества результаты, достигнутые ими, оставались весьма скромными, что было обусловлено крайне ограниченными возможностями, которые предоставляла сложившаяся система государственного аппарата.
Список использованных источников и литературы.
- Источники:
- Центральный Государственный исторический архив г. Санкт-Петербурга. Фонды: 139, 2240, 2241.
- Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб., 1884.
- Литература:
- Андреев Е. Н. Обзор деятельности Русского технического общества по техническому образованию СПб., 1872.
- Корольков Н. М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию. СПб., 1912.
- Потолов С. И. Петербургские рабочие и интеллигенция накануне революции 1905-1907 гг. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» // Рабочие и российское общество. Вторая половина XIX-нач.XX века. Сб. ст. и мат., посвященный памяти О. Н. Знаменского. СПб., 1994.
- Титс Б. Н. Очерк истории Постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском техническом обществе, 1868-1889. СПб., 1889.
[1] Андреев Е. Н. Обзор деятельности Русского технического общества по техническому образованию СПб., 1872. С. 1-4.
[2] Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб., 1884. С. 251-253.
[3] Титс Б. Н. Очерк истории Постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском техническом обществе, 1868-1889. СПб., 1889. С. 171.
[4] Центральный Государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 139. Оп. 1. Д. 13963. Краткие сведения о Коломенских классах для рабочих. Л. 5-10.
[5] Корольков Н. М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию. СПб., 1912. С. 59.
[6] ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 7704. Устав средних технических училищ. Л. 5.
[7] Там же. Ф. 2241. Оп. 1. Д. 1. Первое Петроградское частное техническое училище заводских техников. Л. 2.
[8] ЦГИА СПб Ф. 2241. Оп. 1. Д. 1. Первое Петроградское частное техническое училище заводских техников. Л. 3.