Методическая разработка урока-практикума "Общение как вид деятельности. Активное слушание"

Маткаримова Юлия Юрьевна

Методическая разработка урока по обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Общение как вид деятельности. Активное слушание».

Преподаватель истории и обществознания ГБОУ СПО «Нефтегорский государственный техникум» Ю.Ю.Маткаримова

«Общение как вид деятельности. Активное слушание».

«Говорят, что природа для того дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать».

                                                                                      Плутарх

«Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе».

                                                                                        Д. Карнеги

Слайд 2

При таком варианте занятия рекомендуется выделить отдельный урок для изучения теоретического содержания темы. Это возможно как и перед практическими занятиями, так и после. В данном случае учащиеся уже знакомы с теоретическим содержанием темы.

Тип урока: урок обучения умениям и навыкам

Форма урока: практикум

Цель урока: На примере изучения общения развить такие качества, как внимательность, толерантность, и тем самым способствовать развитию общей культуры поведения.    Слайд 4

Задачи урока:

  1. Образовательная - охарактеризовать общение как своеобразную деятельность; сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения; показать диалог как условие эффективного общения.
  2. Воспитательная - воздействовать на эмоциональную и мотивационную сферу учащихся.
  3. Развивающая – способствовать развитию компетентности учащихся в сфере общения как проявления их активности.

Оборудование: Компьютер, экран, мультимедиа-проектор, цифровой диктофон или любое другое звукозаписывающее устройство, распечатанные анкеты для учащихся, на столах учащихся тетради.

Ход урока:

  1. Организационный этап – проверка готовности учащихся к работе;
  2. Мотивационный этап – учитель привлекает учащихся к формулировке цели урока, учащиеся осмысливают цель и задачи урока.
  3. Выполнение практических заданий.
  4. Рефлексивный этап – класс анализирует свою работу.
  5. Подведение итогов урока.

Вступительное слово учителя. Учащиеся вспоминают определения «деятельность», «общение». Деятельность – это активность человека, направленная на преобразование окружающей действительности. Общение – это процесс обмена информацией между двумя и более равноправными субъектами. Тем самым учитель привлекает их к осмыслению целей и задач урока. Затем переходят к практическим упражнениям. Можно организовать групповую работу, разделив класс  на группы.

Упражнение №1. «Почему умение слушать важно»  Слайд 4

Цель: определить, почему нужно хорошо слушать.

Вопросы:

1) Если бы вы были лишены способности слышать в   течении 24ч., что бы вам не удалось сделать?

Возможные варианты ответов:    Слайд 5

  • Получить информацию
  • Узнать, как что-либо делается
  • Понять, что кому-либо нужно
  • Узнать, как кто-либо себя чувствует
  • Развлечься (телевизор, музыка, кино)
  • Поделиться новостью с друзьями
  • Защититься от опасности
  1. Можете ли вы рассказать о случае, когда вы слушали и пожалели об этом?    Слайд 6
  2. Когда «неслушание» может быть опасным?

Упражнение №2 «Правильное и неправильное слушание»  Слайд 7

Цель: уяснить важность умения слушать во время общения. Познакомиться с приёмами активного слушания.

Попросите выйти к доске двух учащихся. Пусть один из них рассказывает, например, о новом фильме, а другой в это время демонстрирует ПЛОХОЕ СЛУШАНИЕ. Через несколько минут остановите игру и попросите класс ответить на вопросы:

  • Слушал ли он говорящего?    Слайд 8
  • Если не слушал, то,  как вы поняли это?
  • Какие действия подсказали, что не слушал?
  • Как реагировал учащийся, когда его не слушали?
  • Как вы думаете, что он чувствовал, когда его не слушали?

 (ответы записывать в тетрадь)

Давайте сформулируем признаки «плохого слушания».  Слайд 9

Признаки плохого слушания  (варианты возможных ответов)

  • Смотрит в сторону
  • Делает вид, что скучно
  • Перебивает
  • Смотрит на часы
  • Смеётся не к месту

Теперь попросите учащихся продемонстрировать ХОРОШЕЕ СЛУШАНИЕ. Слайд 10

Через несколько минут остановите игру и попросите класс ответить на вопросы:

  • Слушал ли он говорящего на этот раз?  Слайд 11
  • Если слушал, то как вы поняли это?
  • Какие действия подсказали, что он слушал?
  • Как реагировал учащийся, когда его слушали?
  • Как вы думаете, что он чувствовал, когда его слушали?

      (ответы записывать в тетрадь)

Давайте сформулируем признаки «хорошего слушания».   Слайд 12

Признаки хорошего слушания  (варианты возможных ответов)

  • Визуальный контакт с говорящим
  • Сидит лицом к партнёру, кивает, улыбается
  • Показывает, что признаёт ценность чувств, проблемы говорящего
  • Не перебивает
  • Отражает чувства говорящего

Вопросы для обсуждения после обеих демонстраций:  Слайд 13

  • Что может случиться, если вы не будете слушать кого-либо?
  • Как вы можете показать кому-либо, что вы его слушаете?
  • Как вы себя чувствуете, когда вас слушают?
  • Как вы себя чувствуете, когда вас не слушают?
  • Когда, по вашему мнению, труднее всего быть хорошим слушателем?

После обсуждения раздать учащимся анкеты для заполнения. Позже проанализировать ответы учащихся. Составить статистические данные. Для этого можно заранее выбрать себе помощника из учащихся.

Анкета   Слайд 14

Каким слушателем вы себя считаете? (выбрать один нужный вариант)

  • Идеальным
  • Выше среднего уровня
  • Нуждаюсь в дополнительном обучении и практики
  • Неважным, так как многие сообщения воспринимаю в искажённом виде, не вникая в смысл

Упражнение №3 «Телефон»        Слайд 15

Цель: зафиксировать в сознании учащихся проблемы, связанные с неумением слушать. Нацелить их на овладение способами активного слушания.

Для фиксации использовать цифровой диктофон. Даётся инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру «Телефон». Задача участников – как можно лучше запомнить информацию и точно передать её следующему участнику. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (4-5 человек) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я, затем он передаст её следующему вошедшему, но уже без моей помощи, второй участник – третьему и т.д. Запоминать информацию вы можете любыми способами, кроме письменной записи».

Участники выходят за дверь. Остальные должны следить за происходящим, фиксируя: А) способы слушания, используемые участниками

                    Б) искажение информации  Слайд 16

Они должны соблюдать абсолютную тишину, не подсказывать, не мешать. Пригласить первого участника, включить диктофон. «Я сообщу вам информацию. Ваша задача – выслушать её и максимально точно передать следующему участнику. Итак…… (сообщается любая информация, достаточно объёмная, с мелкими подробностями). Вы готовы передать информацию?» В случае положительного ответа пригласить следующего участника. Если у первого будут вопросы, проясните их. Повторять весь текст нельзя. И так далее.

Вопросы для обсуждения Слайд 17

  • Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?
  • Какая информация запомнилась лучше?
  • Какие произошли искажения информации?
  • С чем связаны искажения?

Сначала должны высказаться игроки, затем наблюдатели. После этого прослушайте запись на диктофоне, подведите итоги, сформулируйте способы активного слушания, запишите их в тетрадь. Слайд 18

Способы активного слушания:

  •  Не стесняйтесь задавать вопросы, проясняйте непонятное
  • При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника, точно производя её или своими словами
  • Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали
  • Учитывайте, что в восприятии информации большую роль играет прошлый опыт каждого собеседника

В заключении обсудите следующие правила, можно дополнить их новыми пунктами. Слайд 19

Памятка хорошего собеседника

  • Старайтесь сконцентрироваться на человеке, который обращается к вам.
  • Обращайте внимание не только на слова, но и на звук голоса, мимику, жест, позу и т.п.
  • Покажите говорящему, как вы его понимаете. Это можно сделать, повторяя своими словами то, что услышал, или смысл того, что вам сказали.
  • Не давайте оценок.
  • Не давайте советов. Оценки и советы, даже когда они даются из самых лучших побуждений, обычно ограничивают свободу высказывания говорящего, мешают ему выделить наиболее существенные моменты в своих словах.