Методическая разработка урока на тему: "Нации и межнациональные отношения"
Методическая разработка включает в себя конспект урока и рабочую тетрадь
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО «Московский областной колледж информационных технологий экономики и управления» МО
Рабочая тетрадь
по дисциплине: «Обществознание»
тема урока: «Нации и межнациональные отношения».
Студента(ки) I курса
512 гр.
_____________________
(ФИО)
2012 г.
Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими.
Готхольд Эфраим Лессинг
Вопросы для социального опроса:
- Как вы относитесь к лицам другой национальности?
- К чему может привести межнациональный конфликт?
Этнология – это наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.
Формы объединения людей.
Род_________________________________________________________________________________________________________________________________
-ведет происхождение от общего предка;
- носит общее родовое имя;
- счет родства ведется по материнской или отцовской линии;
- возник на рубеже верхнего или нижнего палеолита.
Племя________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Признаки:
- кровнородственные связи;
- деление на роды;
- общность территории, элементов хозяйства, самосознания, обычаев и культов;
- самоуправление.
Народность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нация____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Признаки нации:
- язык;
- общность исторического пути;
- национальное самосознание.
Национальность_____________________________________________________________________________________________________________________
Тенденции в развитии национальных отношений.
Дифференциация_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Интеграция__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Межнациональные конфликты- конфликты между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве.
Термины.
Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовы, национальны, религиозным принципам.
Антисемитизм- национальная нетерпимость к евреям.
Расизм- существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие.
Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация.
Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой.
Шовинизм – крайняя агрессивная форма национализма.
Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей.
Толерантность – терпимость.
Ксенофобия – навязчивая неприязнь к «чужим».
Дискриминация – ущемление прав.
Практикум.
- Как вы понимаете высказывание немецкого мыслителя Г.Лессинга: «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими».
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Может ли влиять национальность на деятельность, отношение к труду, выбор профессий, на овладение культурой? Объясните свой ответ?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Домашнее задание.
- Какие документы определяют в РФ национальную политику и каковы ее основные положения?
- Весной 2002 года молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат ; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.