Методическая разработка урока на тему: "Нации и межнациональные отношения"

Методическая разработка включает в себя конспект урока и рабочую тетрадь

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО «Московский областной колледж информационных технологий экономики и управления» МО

                                   

                                                       

Рабочая тетрадь                                                                                                                  

по дисциплине: «Обществознание»

тема урока: «Нации и межнациональные отношения».

                   

                                                                                          Студента(ки) I курса                          

                                                                                           512 гр.

                                                                                          _____________________

                                                                                                       (ФИО)

                                                             

2012 г.

                                                           

 

Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью                               преимущественно перед другими.

Готхольд Эфраим Лессинг

Вопросы для социального опроса:

  1. Как вы относитесь к лицам другой национальности?

  1. К чему может привести межнациональный конфликт?        

Этнология – это наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности и социальной среды.

        Формы объединения людей.

Род_________________________________________________________________________________________________________________________________

-ведет происхождение от общего предка;

- носит общее родовое имя;

- счет родства ведется по материнской или отцовской линии;

- возник на рубеже верхнего или нижнего палеолита.

Племя________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признаки:

- кровнородственные связи;

- деление на роды;

- общность территории, элементов хозяйства, самосознания, обычаев и культов;

- самоуправление.

Народность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нация____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Признаки нации:

- язык;

- общность исторического пути;

- национальное самосознание.

Национальность_____________________________________________________________________________________________________________________

Тенденции в развитии национальных отношений.

Дифференциация_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интеграция__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Межнациональные конфликты- конфликты между  представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве.

             

 Термины.

Геноцид- истребление отдельных групп населения по расовы, национальны, религиозным принципам.

Антисемитизм- национальная нетерпимость к евреям.

Расизм- существование неравноценных рас, делящихся на высшие и низшие.

Апартеид – законодательно закрепленная и поддерживаемая властями государства расовая дискриминация.

Национализм – идея исключительности и превосходства какой-либо нации над другой.

Шовинизм крайняя  агрессивная форма национализма.

Афроцентризм – идея превосходства черных африканцев над людьми с белой и желтой кожей.

Толерантность – терпимость.

Ксенофобия навязчивая неприязнь к «чужим».

Дискриминация ущемление прав.

        Практикум.

  1. Как вы понимаете высказывание немецкого мыслителя Г.Лессинга: «Я вполне убежден, что ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими».

        _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Может ли влиять национальность на деятельность, отношение к труду, выбор профессий, на овладение культурой? Объясните свой ответ?

        _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Домашнее задание.

  1. Какие документы определяют в РФ национальную политику и каковы ее основные положения?
  2. Весной 2002 года молодая русская женщина Татьяна Сапунова, проезжая по оживленной трассе Киевского шоссе, увидела на обочине плакат с призывом убийству евреев. Женщина попыталась сорвать его, но он был заминирован. Татьяна выжила и позже была награждена орденом Мужества. В некоторых СМИ установку плаката назвали фашистской вылазкой. Как вы объясните, почему Татьяна не проехала мимо плаката, как другие? Выскажите вашу оценку: а) действий и позиций тех, кто установил плакат ; б) тех, кто спокойно проезжал мимо; в) тех, кто отвечал за порядок на этом участке дороги; г) заявлений, сделанных в СМИ.