Художественная культура России первой половины XIX века.8 класс

Пучкина Анна Владимировна

Художественная культура России первой половины XIX века.8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryty_urok_8_kultura.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по истории России 8 класс

«Художественная культура  России первой половины XIX века»

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок. У нас присутствуют гости! Добрый день! На прошлом  уроке мы изучили  новую тему :Русские первооткрыватели и путешественники, давайте повторим пройденный материал, путем фронтального опроса.

1. Кто возглавил первую русскую кругосветную экспедицию? (Иван Федорович Крузенштерн)

2. Назовите кто был  учеником и последователем Крузенштерна (Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен)

3. Что называл Беллинсгаузен «льдинным материком»? (Антарктиду)

4. Сколько дней плавала Экспедиция Беллинсгаузена? ( 751 день).

5. Кто стал правителем Российско- Американской компании и был назначен в 1803 году правителем Российских колоний в Америке? (Александр Андреевич Баранов)

6. Как называлась крепость на острове Ситка которую основал Александр Андреевич Баранов? (Новоархангельск)

7. В каком году  Александр Андреевич Баранов предпринял экспедицию на Гавайские острова с целью их присоединения к России. (1815 г.)

8. В каком году и на каком острове скончался Александр Андреевич Баранов? (1819 г., о. Ява)

9. Назовите крупнейшего исследователя российского Дальнего Востока середины 19 века? (Геннадий Иванович Невельской)

10. Какое имело значение путешествие Невельского? ( Впервые было доказано, что Сахалин вовсе не соединение с материком,  а является о-вом, и Татарский пролив именно пролив, а не залив как это считалось)

11. Кому из русских путешественников первому удалось побывать в закрытой от европы Японии? (Евфимий Васильевич Путятин).

12. Как назывался Фрегат Евфимия Васильевича Путятина? (Паллада)

13.В каком году было открыто Русское географическое общество? (1845 г.)

14. Что такое шлюпа? (Одномачтовый корабль).

15. Как назывались шлюпы Беллинсгаузена? (Восток и Мирный)

I. Мотивация.

Фронтальная работа.

Выход на тему совместно с учащимися. Посмотрите на доску, вы видите облако слов. Предположите, какую тему мы сегодня будем изучать.

Ученики: Художественная культура первой половины 19 века.СЛАЙД

 Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.

План урока.

  Я предлагаю вам  обратиться к «Облаку слов», какую информацию мы можем еще извлечь? Как мы можем достичь цели? Что мы можем сделать, чтобы ответить на вопрос?

Ученики формируют цели:

Цели урока: познакомиться с наиболее выдающимися деятелями русской культуры этого периода, с наиболее значимыми историческими памятниками.СЛАЙД

Учитель: 1. Особенности культуры. Главными особенностями

художественной культуры первой половины XIX в. явилось быстрая

смена различных художественных стилей, их параллельное

существование.

    На рубеже веков господствовал классицизм. В основе его лежала

идея служение государству и Отечеству. До Отечественной войны

1812г. приобрёл популярность сентиментализм, обращённый к

внутреннему миру человека, его чувствам.

     Главным направлением в первые десятилетия – стал романтизм.

Его основой было романтическое восприятие, видение идеального

образа реальной действительности.

       В 1825-50е гг. распространился – реализм. Представители реализма старались показать действительность. Одной из разновидностей реализма – критический реализм, фиксировавший неблагополучные стороны жизни и в произведениях ратовали за изменения.

 2. Литература.СЛАЙД Литература переживала «золотой век».

Записываем основное понятие: «золотой век русской культуры»- это развитие науки, развитие образования, русская литература с её многочисленными именами (прежде всего это А. С. Пушкин) СЛАЙД создавший современный русский литературный язык. А.С.Пушкин был основателем русского реализма,  роман в стихах «Евгений Онегин», историческая драма “Борис Годунов”, повести Капитанская дочка, “Дубровский ” и др. Реализм, в литературе — направление, стремящееся к изображению действительности.

    Традиции Пушкина продолжил его младший современник, и преемник М. Лермонтов. СЛАЙД О нем нам расскажет  Марина  (сообщение ученицы).СЛАЙД последний музей.

Яркие представители литературы были: СЛАЙД Николай Васильевич Гоголь, Иван Сергеевич Тургенев, Василий Андреевич Жуковский; Александр Николаевич Островский, Дмитрий Васильевич Григорович.

  Обобщение: литература оказывала мощное воздействие на духовную жизнь российского общества.

3. Театр и музыка. СЛАЙД Развитие театра вступает в новый этап. 1824г. Петровский театр в  Москве разделился на Большой (постановочный) и Малый (драматический).

    В 20-30-е годы, в театрах все активнее заявляет о себе романтическая школа с характерным для нее акцентом на внутренних переживаниях героев.СЛАЙД

 Самым ярким представителем является  Павел Степанович Мочалов.

(игравший трагедии Шиллера и Шекспира, роль Гамлета и Ромео)

       Из драматургов наиболее популярными были: А.С. Грибоедов, Н.В.

Гоголь, А.Н. Островский.

Начинается эпоха становления режиссуры и искусства оформления спектакля. СЛАЙД

      Музыка испытывала на себе влияние войны 1812г. Прежде преобладала

               бытовая опера, героические сюжеты. Центральное место принадлежит М.И. Глинке, заложившему основы национальной школы. Он- родоначальник классической музыки.

        Ребята, мы с вами послушали   отрывок из произведения Глинки.  Ответьте на вопрос: Какие чувства и мысли вызвала эта музыка?

Мастерство Глинки ярче всего проявилось в двух операх - “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин”) и “Руслан и Людмила”. Сейчас мы прослушаем         отрывок из оперы  Глинки «Жизнь за царя» , «Славься» .  И я бы хотела что бы вы ответили какие чувства и мысли вызвала эта музыка? МУЗЫКА

   Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России прошлого века оказало творчество Н.В. Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер “Майская ночь” и “Ночь перед Рождеством” Н. Римского-Корсакова, “Сорочинская ярмарка” М. Мусоргского, “Кузнец Вакула” (“Черевички”).

4. Живопись. СЛАЙД.

     В первой половине 19 в. возросший интерес к живописи.

 Одним из наиболее распространенных жанров – романтический портрет.

Ярким представителем- Орест Адамович Кипренский (живописец, график).

 Он запечатлел образы А.С. Пушкина, Евграфа Давыдова. СЛАЙД

Рождение народного жанра в 19 веке связано с именем Алексе́ем Гаври́ловичем Венециа́новым (1780—1847) русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни. Посмотрите, что изображено? (повседневная жизнь крестьян,он чувствует и передает красоту родной природы). СЛАЙД

 Павел Андреевич Федотов. (живописец, рисовальщик). Вехами на пути к критическому реализму стали картины: «Свежий кавалер», СЛАЙД «Сватовство майора».

-О чём думают герои картины «Сватовство майора»? Достаточно обыкновенное событие-женитьбу обнищавшего дворянина на богатой купеческой дочке. Сам художник дал такую характеристику героям: «Майор толстый, бравый, карман дырявый, крути свой ус: «Я, дескать, до денежек доберусь». СЛАЙД

Карл Павлович Брюллов. О нем нам расскажет Юлия  (сообщение ученицы). (2 слайда)….СЛАЙД

Крупнейшим мастером живописи- А.А. Иванов. Основным произведением его жизни стала картина «Явление Христа народу», над которой трудился 20 лет.

5. Архитектура. СЛАЙД

    В начале XIX в. в русском зодчестве господствует классицизм. Для зданий, построенных в этом стиле характерно: симметрия, подчеркивание центра, выветренностью пропорций. Большой театр, Александрийский столп, Казанский собор, здание адмиралтейства построены в стиле ампир. СЛАЙД

Архитектор К.А. Тон в своём творчестве пытался возродить традиции древнерусской архитектуры. Так возник русско- византийский стиль. В этом стиле построены оружейная палата, Храм Христа Спасителя в память победы России над Наполеоном. СЛАЙД

       Таким образом, мы познакомились с шедеврами русской культуры, услышали нашу национальную музыку во всей ее красе, просмотрели художественные произведения русской культуры.

      Соотнесение новой информации с собственными знаниями

Самостоятельная работа.

Используется приём «Верю - не верю» для активизации деятельности учащихся.

- Я предлагаю вам несколько утверждений по теме «Художественная культура п.п. 19 века», а вы выберите «верное» или «неверное» утверждение, полагаясь на то, что уже знаете,  отмечая  свой вариант в первой колонке таблицы.

 1. Господствующим направлением в искусстве оставался классицизм.

2. «История государства Российского» была написана А.С. Пушкиным

3. Петровский театр был разделен на Большой и Малый.

4. Музыка не испытала на себе влияние героического 1812г.

5. Художники не проявляли интереса к личности простого человека

6. В архитектуре господствовал стиль ампир.

- Ребята, я сейчас посмотрела на ваши ответы, они у всех разные. Как вы думаете почему?

- Попытаемся добыть эти знания. Заполните самостоятельно вторую колонку таблицы. Оцените себя сами. - Кто не сделал ни одной ошибки…Сделайте вывод: Что было главной особенностью художественной культуры XIX века?

III. Рефлексия.

 Оценка собственного  отношения к изучаемому материалу.

Прикрепите кленовые листочки к дереву.

Домашнее задание:

Итоги урока: комментирование оценок, домашнее задание.