Практические задания по теме "Образование Древнерусского государства"
Разработка практических работ по дисциплине история для обучащихся по профессии "Тракторист - машинист сельскохозяйственного производства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr_istoriya.doc | 223 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
по дисциплине
ИСТОРИЯ
Методические указания для обучающихся
Профессия 110800.02 «Тракторист – машинист сельскохозяйственного
( код профессии и её наименование)
производства»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 5
Практическая работа № 1. Древняя Греция. Древний Рим. 6
Практическая работа № 2. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций. 8
Практическая работа № 3. Византийская империя. 9
Практическая работа № 4. Основные черты западноевропейского феодализма 11
Практическая работа № 5. Католическая церковь в Средние века 12
Практическая работа № 6. Средневековая культура Западной Европы. 14
Практическая работа № 7. Образование Древнерусского государства. 16
Практическая работа № 8. Раздробленность на Руси. 18
Практическая работа № 9. Борьба Руси с иноземными завоевателями. 20
Практическая работа № 10. Экономическое и социальное развитие России в ХVIIв. Народные движения. 22
ВВЕДЕНИЕ
В ваших руках методические указания к практическим работам по дисциплине история. Они помогут вам в выполнении практических и самостоятельных работ по дисциплине, позволит вспомнить материал, пройденный ранее.
Работая над практическими заданиями, вы сможете самостоятельно проверить свои знания и практические умения, вам легче будет готовиться к экзаменам.
Система заданий усложняется по мере того, как вы накапливаете и расширяете свои знания. Чтобы дать правильный ответ, нужно поработать не только с текстом учебника, но и конспектом, историческими документами, картами, вспомнить алгоритмы выполнения заданий, повторить пройденный материал.
Если то или иное задание с первого раза не получается, не отступать, еще раз обратитесь к учебнику, к лекционному курсу, к дополнительной литературе и найдите необходимый материал. Наиболее трудные задания могут быть выполнены с помощью преподавателя. Если к концу учебного года все задания будут выполнены правильно, вы можете уверенно идти на экзамены.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1
ТЕМА: Древняя Греция. Древний Рим.
Цель: Формирование умения анализировать исторические документы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль.
Продолжительность занятия: 1ч.
Комплексно методическое обеспечение: учебник, дополнительная литература, карточки – задания, выдержки из исторических документов.
Алгоритм работы с историческим документом.
1.Определить название и тип исторического документа (повествовательно-описательный, актовый ).
2.Определить время, место, исторические условия создания документа (атрибуция).
3.Выделить ключевые слова, несущие смысловую нагрузку.
4.Выделить главную мысль (основные, узловые вопросы исторического документа).
5.Соотнести информацию, полученную из исторического документа, с изучаемым периодом истории.
Документ №1
Из законов царя Хаммурапи
§117. Если человек имеет на себе долг и отдаст за серебро или даст в долговую кабалу свою жену, своего сына или свою дочь, (то) они должны служить в доме их покупателя или заимодавца 3 года; на четвертый над должно отпустить их на свободу.
§118. Если он отдаст в долговую кабалу раба или рабыню, (то) тамкар может передать (его или ее) дальше, может отдать (его или ее) за серебро; (он или она) не может быть требуем (или требуема) (назад) судебным порядком.
Вопросы к документу: Как законы ограничивали долговое рабство? Почему на ваш взгляд, это делалось?
Документ №2
Из законов царя Хаммурапи
§119. Если человек имеет на себе долг и отдаст за се ребро свою рабыню, родившую ему детей, (то) хозяин рабыни может отвесить серебро, какое отвесил (ему) тамкар (кредитор), и выкупить свою рабыню.
§120. Если человек ссыпает свой хлеб на хранение в доме человека, и в хлебной кладовой возникнет недостача, или хозяин - дома, открыв житницу, возьмет хлеб, или совершенно отопрется, что хлеб ссыпан в его доме, (то) хозяин хлеба должен клятвенно указать перед богом свой хлеб, и хозяин дома должен отдать хозяину хлеба взятый им хлеб вдвойне.
Вопросы к документу: На основе документа составьте схему, показывающую состав вавилонского общества.
Требования к отчету: практическая работа выполняется в рабочей тетради с указанием номера, согласно алгоритма работы с историческим документом.
Критерии оценивания
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2
ТЕМА: Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.
Цель: Формирование первичного умения самостоятельной работы с историческим документом.
Комплексно методическое обеспечение: учебник, дополнительная литература, карточки – задания, статьи о исторических личностях.
Алгоритм характеристики исторической личности
- Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.
- Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.
- Интересы какого класса выражает исторический деятель?
- Значение его личных качеств.
- Оценка результатов деятельности исторической личности.
Вопросы:
- Имя исторической личности
- Годы жизни (годы правления)
- Деятельность исторической личности.
Требования к отчету: практическая работа выполняется в рабочей тетради с указанием номера, согласно алгоритма работы с историческим документом.
Критерии оценивания
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3
ТЕМА: Византийская империя
Цель: формирование умений работы с исторической картой.
Продолжительность занятия: 1ч.
Комплексно методическое обеспечение: учебник, дополнительная литература, карточки – задания, исторические карты.
Алгоритм для работы с картой.
1. Покажи на карте необходимую территорию и опиши ее словами.
2. Воспользуйся легендой карты (то есть условными обозначениями и расскажи, о чем «говорит» карта.
3. Продемонстрируй на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.
Вопросы: используя карту, расскажите о походах Александра Македонского. Почему распалась его держава? Назовите известные вам эллинистические государства и кратко охарактеризуйте главные из них.
Требования к отчету: практическая работа выполняется в рабочей тетради с указанием номера, согласно алгоритма работы с исторической картой.
Критерии оценивания
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4
ТЕМА: Основные черты западноевропейского феодализма
Цель: Закрепление понятий относящихся к периоду западноевропейского феодализма.
Продолжительность занятия: 1ч.
Комплексно методическое обеспечение: учебник, дополнительная литература, карточки – задания, словари.
КАК РАБОТАТЬ С ПОНЯТИЯМИ
1.Прослушайте определение понятия, данное учителем, или прочтите его в учебнике (по заданию учителя).
2.Установите, с какими ранее известными вам понятиями связано данное.
3.Выделите существенные (главные) признаки, которые отличают данное понятие от других, родственных ему. Эти существенные признаки входят в определение понятия.
4.Проговорите полностью определение понятия, запишите его в тетрадь.
Методические указания
Составьте глоссарий. Понятия феод, вассал, феодальная лестница, рыцари, рыцарская честь, турниры, сеньор, барщина, духовенство, оброк, церковная десятина, сошник, трехполье, староста, замок, донжон, купцы, мастера, подмастерья, шедевры.
Требования к отчету: практическая работа выполняется в рабочей тетради с указанием номера, согласно алгоритма работы с историческими понятиями.
Критерии оценивания
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 5
ТЕМА: Католическая церковь в Средние века
Цель: Закрепление знаний хронологии
Продолжительность занятия: 1ч.
Комплексно методическое обеспечение: учебник, дополнительная литература, карточки – задания, линия времени.
Указания по подготовке к практической работе
Хронология — последовательность исторических событий во времени, а также перечень дат этих событий.
Периодизация — выделение в историческом процессе относительно целостных и завершённых этапов (периодов).
Основные хронологические понятия — единицы исчисления времени (эра, век, год).
Методические указания
- На линии времени указаны события, являющиеся эрой в календаре разных стран и народов. Назовите даты этих событий. Вспомните, в истории каких народов они имели место. Какие еще события, ставшие точкой отсчета времени, вам известны? К какому выводу подводит данная схема?
- Олимпийские игры
- Основание Рима
- Рождество Христово
- Хиджра(бегство пророка в Медину)
- Можно ли на линии времени в начале летосчисления по любому календарю поставить «О»?
- Как в случае отрицательного ответа вы решите, например, такую задачу: «В 60 г. до н.э. в римской семье родился ребенок, которому суждено было прожить 60 лет. В каком году умер этот человек?»
- Решите предложенные задачи и объясните, чем они отличаются от стандартных задач.
- Александр Македонский родился в год 105-й Олимпиады. В каком году по христианскому календарю это было?
- Хронологические уравнения
- [Год начала Реформации в Германии + год начала Столетней войны + год окончания гуситских войн — год разгрома Непобедимой Армады + год образования государства у франков]: 4 = ? (год и событие)
- [Год победы Вильгельма Нормандского у Гастингса + год бегства пророка Мухаммеда в Медину]: 2 — 1 = (год и событие)
Требования к отчету: практическая работа выполняется в рабочей тетради с указанием номера.
Критерии оценивания
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6
ТЕМА: Средневековая культура Западной Европы.
Цель: Закрепление знаний хронологии
Продолжительность занятия: 1ч.
Комплексно методическое обеспечение: учебник, дополнительная литература, карточки – задания, линия времени, таблица «Три периода истории средних веков».
Теоретическая часть
Первый период – это раннее средневековье, период появления феодальных отношений, формирования двух классов: землевладельцев и зависимых крестьян. В тот период в экономике сочетались различные уклады: патриархальный, рабовладельческий, складывающийся феодальный. В этой книге рассматривается возникновение феодализма в Западной Европе, Византии, Франкском государстве, арабских странах, Индии, Японии и Китае.
Второй период – классическое средневековье, он характеризуется окончанием процесса становления феодальных отношений, наступает расцвет феодализма. Распадается раннефеодальная территориальная организация, господствует феодальная раздробленность. Ослабляется крепостная зависимость крестьян, появляется городское население. Все это создает предпосылки для централизации государственной власти. В это время зарождается новая идеология – гуманизм, усиливается борьба народа против эксплуатации феодалов, вспыхивают городские и крестьянские восстания. Здесь описывается развитие стран Европы и Азии в эпоху развития феодализма.
Третий период – позднее средневековье, происходит обострение характерных для феодализма противоречий, зарождаются капиталистические отношения. Происходит переход к абсолютизму. Класс буржуазии постепенно устанавливал свое господство. В этом учебнике рассматривается развитие стран Европы и Азии в позднее средневековье.
Вопросы и задачи для контроля
Объясните, почему история средних веков делится на три периода.
- Рассмотрите таблицу «Три периода истории средних веков» по вертикалям. Выясните, какие изменения в хозяйстве происходили в течение трех периодов. Как менялось положение классов и основных слоев населения? Какие изменения произошли в устройстве государства и в культуре?
- Проверьте, знаете ли вы хронологические даты, помещенные на карточке.
Требования к отчету: практическая работа выполняется в рабочей тетради с указанием номера.
Критерии оценивания
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 7
ТЕМА: Образование Древнерусского государства.
Цель: формирование умений работы с исторической картой.
Продолжительность занятия: 1ч.
Комплексно методическое обеспечение: учебник, дополнительная литература, карточки – задания, исторические карты .
Алгоритм для работы с картой.
1. Покажи на карте необходимую территорию и опиши ее словами.
2. Воспользуйся легендой карты (то есть условными обозначениями и расскажи, о чем «говорит» карта.
3. Продемонстрируй на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.
Вопросы: Нанесите на контурную карту названия союзов восточно-славянских племен и названия других народов в местах их обитания, а также названия крупнейших рек.
Требования к отчету: практическая работа выполняется в рабочей тетради с указанием номера.
Критерии оценивания
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 8
ТЕМА: Раздробленность на Руси.
Цель: Формирование умения анализировать исторические документы по предлагаемому образцу, осуществлять самоконтроль.
Продолжительность занятия: 1ч.
Комплексно методическое обеспечение: учебник, дополнительная литература, карточки – задания, выдержки из исторических документов.
Алгоритм работы с историческим документом.
1.Определить название и тип исторического документа (повествовательно-описательный, актовый ).
2.Определить время, место, исторические условия создания документа (атрибуция).
3.Выделить ключевые слова, несущие смысловую нагрузку.
4.Выделить главную мысль (основные, узловые вопросы исторического документа).
5.Соотнести информацию, полученную из исторического документа, с изучаемым периодом истории.
Документ № 1
Прочитайте отрывки из сочинений византийцев о древних славянах и ответьте на вопросы.
Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране... У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы... Они селятся в лесах, у неудобно проходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов... Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют...
Эти племена...не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии)... Они считают, что только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды... Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания.
1)Какова была организация управления в славянских племенах? 2) Какой хозяйственной деятельностью занимались славяне?3) Почему свои жилища славяне строили в труднодоступных местах и делали в них много выходов?4) Кто считался верховным богом у славян? 5) В чем состояли религиозные обряды славян?
Документ № 2
Прочитайте отрывок из «Повести временных лет» оприсяге дружинников князя Игоря при заключении русско-византийского договора в 944 г. и ответьте на вопросы.
На следующий день призвал Игорь послов и пришел на холм, где стоял Перун... И присягали Игорь и люди его, сколько было язычников русов. А христианскую русь приводили к присяге в церкви святого Ильи.
1.)Как звали главного бога русских дружинников?
2.)Можно ли считать крещение Руси единовременным событием, произошедшим в 988 г.Почему вы так считаете?
Документ №3
Прочитайте отрывок из работы М. К. Любавского:«Прежде у русского населения был один главный враг — кочевники. С расселением в сторону от Приднепровья и враги появились у разных земель разные: Полоцкой земле, например, мало было дела до половцев, но зато много хлопот с Литвой; Галицкой земле и Волынской приходилось иметь дело главным образом с поляками, венграми и Литвой; Суздальской и Рязанской — с мордвой и болгарами; Новгородской — с чудью, а затем, с начала XIII века, с немцами и шведами; Чернигово-Северской не было дела до этих врагов, но зато было много дела с половцами и т. д. Прежде у восточного славянства был один общий экономический интерес, связанный с торговлей по великому водному пути из Варяг в Греки. Теперь эта торговля с Византией и Востоком пришла в упадок и на первый план выдвинулась торговля с Западной Европой. Но эта торговля пошла уже разными путями: торговля Рязанской, Суздальской и Новгородской земель через Волгу и реки озерного края, торговля Чернигово-Северской, Смоленской и Полоцкой земель через реки системы Днепра и Западную Двину; торговля Киевской, Волынской и Галицкой земель сухим путем через Венгрию и Польшу. Так и в экономических интересах разошлись между собой русские земли благодаря новому размещению населения. При таких условиях естественно не мог держаться и политический союз всего восточного славянства и Русь неизбежно должна была распасться». Какие причины раздробления древнерусского государства выдвигает на первый план историк? Какие еще причины, помимо названных в учебнике, вы можете назвать?
Требования к отчету: практическая работа выполняется в рабочей тетради с указанием номера, согласно алгоритма работы с историческим документом.
Критерии оценивания
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 9
ТЕМА: Борьба Руси с иноземными завоевателями.
Цель: формирование умений работы с исторической картой.
Продолжительность занятия: 1ч.
Комплексно методическое обеспечение: учебник, дополнительная литература, карточки – задания, исторические карты .
Алгоритм для работы с картой.
1. Покажи на карте необходимую территорию и опиши ее словами.
2. Воспользуйся легендой карты (то есть условными обозначениями и расскажи, о чем «говорит» карта.
3. Продемонстрируй на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.
Вопросы:
- Заштрихуйте русские земли, завоеванные и разграбленные монголами за период с 1237-1240г.
- Отметьте Финский залив
- Отметьте место сражения Невской битвы и год.
- Отметьте место сражения Ледового побоища и год.
- Обозначьте общую территорию русских княжеств к началу монголо-татарского нашествия.
- Подпишите названия центров русских княжеств и земель к началу монголо-татарского нашествия.
- Подпишите названия государств.
- Покажите стрелками разного цвета направления походов монголо-татар на Русь: Субэдея и Джебе в 1223 г., Батыя в 1236-1238 г.г. и 1239-1242 г.г.
- Обведите границу русских княжеств и земель, подвластных Золотой Орде, и отметьте территорию Золотой Орды.
Требования к отчету: практическая работа выполняется в рабочей тетради с указанием номера.
Критерии оценивания
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10
ТЕМА: Экономическое и социальное развитие России в ХVIIв. Народные движения.
Цель: формирование умений работы с исторической картой.
Продолжительность занятия: 1ч.
Комплексно методическое обеспечение: учебник, дополнительная литература, карточки – задания, исторические карты .
Алгоритм для работы с картой.
1. Покажи на карте необходимую территорию и опиши ее словами.
2. Воспользуйся легендой карты (то есть условными обозначениями и расскажи, о чем «говорит» карта.
3. Продемонстрируй на карте места событий, о которых говорится в тексте учебника.
Вопросы:
- Покажите стрелками разного цвета направления походов Степана Разина в 1670 -1671гг
- Обведите границу территорий охваченных восстанием.
Крестьянско-казачьи восстания на Дону во второй половине XVII - начале XVIII веков.
Требования к отчету: практическая работа выполняется в рабочей тетради с указанием номера.
Критерии оценивания
«5» - все верно;
«4» - не менее ¾ верно;
«3» - не менее ½ верно;
«2» - не выполнено больше половины задания