Открытый урок-игра по истории 8 класс

Пучкина Анна Владимировна

Повторительно — обобщающий урок-игра:  «Что? Где? Когда?» в 8-м классе по истории "Россия в первой половине XIX века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_klass_otkrytyy.docx142.79 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно — обобщающий урок-игра:  «Что? Где? Когда?» в 8-м классе по истории "Россия в первой половине XIX века".

Форма урока: Урок повторно-обобщающий. Урок-игра.

Цели урока: 

  1. Повторить материал по времени правления Александра I и Николая I;
  2. Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей;
  3. Развивать умения обобщать и делать выводы;
  4. Воспитание учащихся на примере героизма российского народа
  5. Подвести итог изучению истории России первой половины XIX века.

Задачи урока:

  1. Повторить и обобщить знания по истории России первой половины XIX века;
  2. Создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений;
  3. Развивать такие качества, как умение слушать другого человека, работать в группе

Оборудование урока: 

  • Портреты героев Отечественной войны 1812 года;
  • Портреты императоров Александра I и Николая I;
  • Фотографии исторических архитектурных зданий;
  • Стол, компьютер, проектор, юла,14 конвертов с вопросами, бейджики с названием команд, мозаика «Исторические здания», кроссворд, раздаточный материал и карточки-баллы для поощрения команд за правильный ответ.

План проведения урока: 

  1. Учитель объявляет название урока, цели, задачи.
  2. Представление команд, объявляются правила игры.
  3.  Разыгрывается право первого хода.
  4. Ход игры.
  5. Подведение итогов.

Ход игры

Вводный инструктаж (объяснение условий игры):

Учитель: Здравствуйте! (садитесь). Сегодня на нашем уроке присутствуют гости я рада приветствовать вас.

   На сегодняшнем уроке мы подводим итоги изучения истории  России первой половине XIX века. И наш урок будет проходить в форме игры «Что? Где? Когда?».  (Слайд 1,2)

Учитель:  Как вы думаете, почему же я провожу данную игру??? Давайте сформулируем цели нашего урока. (Слайд 3)

Ученики: Цель – повторить и систематизировать знания и умения, которые мы получили в процессе изучения истории России первой половине XIX века. Повторить материал по времени правления Александра I и Николая I. Вспомнить основные события того периода времени, исторических деятелей. (СЛАЙД 1)

Правила игры:

Учитель: У вас было домашнее задание, разделится на команды, придумать название, девиз, эмблему и выбрать капитана команды.  Я вижу что вы подготовились. Начнем представление.

Ученики: Представляют свои команды.

Учитель: Молодцы!

Учитель: Итак, я напомню, вам о правилах игры.

 Игра проходит в несколько раундов.

1. раунд. Ответы на вопросы в конвертах. 

2. раунд- «Юный архитектор». 

3. раунд “Отечественная война 1812 года в пословицах”. 

4. раунд. “Неотосланная депеша”. 

5. раунд.  “Исторический портрет” - конкурс капитанов. Капитан команды должен будет узнать исторического деятеля и назвать его.

6. раунд  Кроссворд для команд.

Побеждает команда, сумевшая ответить на большее количество вопросов и набрать большее количество баллов.

А теперь разыграем право первого хода, с помощью жребия. Приглашаю к себе капитанов команды. Тот капитан который, вытащит жетон с цифрой 1, 2 и 3.

1 РАУНД. Ответы на вопросы в конвертах

     Каждая команда по очереди крутит юлу, на котором конверте остановится стрелка юлы на то вопрос и  будет отвечать один из участников команды. Я вам буду давать  1 минуту на размышление, а затем один из знатоков  озвучит ответ. Если команда затрудняется с ответом или дает неправильный ответ, право ответа переходит другой команде.

Внимание вопрос!

1. Одна российская бабушка написала «бабушкину азбуку» с анекдотами дидактического характера. А кто был ее любимый внук? 

Зачитываю правильный ответ. Александр I)

__________________________________________________________________

2.Внимание вопрос: Назвать первый в истории России закон, дававший возможность освобождения крестьян от крепостной зависимости? Дату и при каком правителе он был издан?

Зачитываю правильный ответ. Указ о «вольных хлебопашцах», 1803, при Александре 1.

__________________________________________________________________

3.Внимание вопрос: Где и когда проходила встреча Александра I и Наполеона I?

 Зачитываю правильный ответ. р.Неман, г.Тильзит,  7 июля (25 июня) 1807г.

__________________________________________________________________

4.Внимание вопрос: Как назывался главный проект Сперанского (октябрь 1809?

Зачитываю правильный ответ «Введение к уложению государственных законов»

5 . Внимание вопрос: Укажите годы Крымской войны и ее причины.

Зачитываю правильный ответ  годы Крымской войны ( 1853-1856г.г). Причины Крымской войны стали столкновения интересов России, Англии, Франции и Австрии на ближнем Востоке и Балканах. Ведущие Европейские страны стремились к разделу турецких владений в целях расширения сфер влияния и рынков сбыта. Турция стремилась взять реванш за предыдущие поражения в войнах с Россией.

__________________________________________________________________

6. Внимание вопрос: Назовите самые основные ярмарки первой половины 19 века.

Зачитываю правильный ответ: (Ирбитская,Харьковская,Нижегородская).

__________________________________________________________________

7. Внимание вопрос! Назовите первое тайное общество декабристов и год создания. (“Союз спасения”, 1816 год в Петербурге).

__________________________________________________________________

8. Внимание вопрос! Как назывался программный документ Южного общества. Зачитываю правильный ответ (“Русская правда”).

__________________________________________________________________

Внимание вопрос!        

9. Назовите министра финансов при Николае I. 

Зачитываю правильный ответ (Е.Ф.Канкрин)

__________________________________________________________________

Внимание вопрос!

10. Назовите кружок единомышленников Александра I в начальный период его царствования, а так же его состав.

Зачитываю правильный ответ:  (Негласный комитет, П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей).

__________________________________________________________________

11. Как назывался программный документ Северного общества? Зачитываю правильный ответ (“Конституция”).

12. Укажите дату подписание Парижского мирного договора и его итоги.

Зачитываю правильные ответ. (18 марта 1856 г. Возврат России Севастополя в обмен на турецкую крепость Карс. Отказ России от протектората над Дунайскими княжествами и передачи земель в устье Дуная Молдавии. Объявлении Черного моря нейтральным, Россия и Турция лишены возможности иметь здесь военный флот и береговые укрепления.)

__________________________________________________________________

13. Назовите фамилии 5-х казненных декабристов.

Зачитываю правильный ответ. П.И. Пестель, С. И. Муравьев-Апостол, М. П. Бестужев - Рюмин, К. Ф. Рылеев, П. Г. Каховский.

_________________________________________________________________

14. По указанию Александра 1 на кораблях «Надежда» и «Нева» была предпринята экспедиция для исследования северной части Тихого океана. Кто возглавил эту экспедицию и в каком году она была?

Зачитываю правильные ответ: (В 1803 Иван Федорович Крузенштерн).

__________________________________________________________________

15. Какой император правил в начале 19 века? Назовите годы его правления. Какая война во время правления этого императора вошла в историю.

Зачитываю правильный ответ: (Александр 1 (1801-1825), Отечественная война 1812 года).

__________________________________________________________________

2. раунд- «Юный архитектор». Каждая команда получает задание – собрать разрезанное архитектурное строение “Россия во второй половине XIX века” и выполнить задания.

  1. Назвать архитектора данного здания.
  2. Как называется данное архитектурное строение.
  3. И где оно находится.

3. раунд “Отечественная война 1812 года в пословицах”

О событиях войны 1812 года сложено много песен, стихов, поэм. Перед вами пословицы, связанные с этим периодом, но…распавшиеся на две части. Соотнесите эти части по смыслу и восстановите пословицы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. На француза

а) бить французов.

2. От Бородинской пушки под Москвой

б) растерял свои подвязки.

3. Приехал Кутузов

в) да оступился.

4. Француз боек,

г) а замерз на Березине.

5. Наступил на землю русскую,

д) земля дрожала.

6. Отогрелся в Москве,

е) и вилы ружье.

7. Бонапарту не до пляски -

ж) да русский стоек.

(Ответ: 1-е, 2-д, 3-а, 4-ж, 5-в, 6-г, 7-б)

4. Раунд “Неотосланная депеша”

Необходимо угадать кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений. За каждый правильный ответ 1 балл.

  1. Москва пылает. Людей не видно. Холодно. Голодно. (Наполеон из Москвы осенью 1812 года)
  2. Войска выведены на площадь. Где Трубецкой. (Декабристы с Сенатской площади 14 декабря 1825 года)
  3. Свод законов одобрен на заседании Государственного Совета. Николай снял с себя орден Андрея Первозванного и возложил на меня. (М.М.Сперанский 19 января 1833 года)
  4. Война закончена. Нанесли поражение противнику. Бессарабия наша. (1812 год. Кутузов после окончания русско-турецкой войны)
  5. Нас пятеро. Бог и государь решили нашу судьбу. Мы должны умереть. Не ропщите. (Декабристы, приговоренные к казни в июле 1826 года)
  6. Атакующая сторона несет большие потери. Имеем перевес в количестве пушек. (Русская армия с Бородинского сражения 26 августа 1812 года)

5. Раунд конкурс-капитанов “Исторический портрет” - конкурс капитанов. Капитан команды должен будет узнать исторического деятеля и назвать его.

6. Кроссворд для команд.

Учитель: На этом наша игра закончена, подведем итоги и наградим победителей.

Команда победителей получает оценки «5». ВСЕ УЧАСТНИКИ ОЧЕНЬ ХОРОШО РАБОТАЛИ!!!

Т.о. мы повторили с вами историю России первой половина XIX столетия - это время является периодом наивысшего подъема и международного авторитета России, ее внешнеполитической мощи. Этому во многом способствовала победа России в Отечественной войне 1812 года и ее роль в освобождении стран Европы от наполеоновского господства. Особенностью дореформенного периода в истории России является появление первых революционных организаций. Их целью было уничтожение самодержавия и крепостного права. При изучении истории России первой половины XIX в. следует также помнить, что на это время приходится расцвет русской дворянской культуры, ее золотой век.

РЕФЛЕКСИЯ

детям были даны листочки-лепестки, на которых надо было ответить на вопрос:

- Что вам понравилось на уроке?
- Нравится ли вам работать в группах?

Потом лепестки крепятся на доску. Каждый ученик подходит по очереди.

1. Органы власти, созданные в 1801 году взамен устаревших Коллегий.

2. Село, при котором произошло одно из крупнейших сражений сражений Отечественной войны 1812 года.

4.  Воспитатель Александра I.

8.  Страна, воевавшая с Россией в 1804-1813 годах.

9.  Основатель военных поселений в России.

10. Один из руководителей Северного общества, повешенный по приказу Николая I.

11. Страна, вошедшая в состав России по решению Венского конгресса.

13. Герой Отечественной войны 1812 года, убитый на Сенатской площади.

16. «Русская …», программный документ Южного общества.

Ответы на кроссворд

По горизонтали:

3. Союз 5. Чарторыйский 6. Тильзит 7. Грузия 12. Неман 14. Кутузов 15. Пестель 17. Муравьев 18. Вена 19. Таганрог 20. Декабрь

По вертикали:

1. Милорадович 2. Бородино 4. Лагарп 8. Иран 9. Аракчеев 10. Рылеев 11. Польша 13. Милорадович 16. Правда