«Как на прялке нити прядут и старинное ремесло берегут…» (История прялки. Прядение.)
(История прялки. Прядение.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sektsiya_gumanitarnogo_napravleniya.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Секция гуманитарного направления
«Как на прялке нити прядут и старинное ремесло берегут…»
(История прялки. Прядение.)
Иванова Кристина Дмитриевна, МБОУ «Чуварлейская СОШ», 9 класс
Научный руководитель:
Пучкина Анна Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «Чуварлейская СОШ»
Введение
Коса звенела и косила травы,
Не сомневаясь, что имеет право!
А прялка - колесом своим вертела,
Пряла кудель исправно, как умела...
Актуальность. Народные ремёсла хранят вековые традиции, передаваемые из поколения в поколение. Одним из таких ремесел является прядение. Веретено и прялки – незаменимые спутницы крестьянских женщин на протяжении всей жизни.
Я заинтересовалась историей прялок, так как видела у своей бабушки как она на ней пряла.
Актуальность исследования обусловлена особым местом, которое занимала прялка в жизни человека традиционного общества. Цель исследовательской работы: изучить историю прялок разных конструкций (с ручным, ножным и электрическим приводами) и процесс прядения.
Задачи исследования:
- изучить историю прядения на веретене и прялки;
- изучить, историю развития самопрялок начиная с XI до XXI в.
- найти мастеров - умельцев прядения, живущих рядом с нами.
Объект исследования: прялка как феномен народной культуры.
Предмет исследования: конструкция прялки.
Методами моего исследования являются:
- опрос населения д. Ялушево, с. Чуварлей;
- анализ научной литературы по истории возникновения прядения древних славян, начиная с XI-XV века;
- анализ статей и очерков о народных промыслах с XV-XXI в.
Ценность исследовательской работы заключается в использовании данного материала на уроках технологии в разделе декоративно-прикладного искусства, на уроках истории, внеклассных мероприятий, в культурнопросветительской деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1. История ручной прялки
Весьма устойчивая традиция радует «примерных», то есть домовитых, трудолюбивых женщин и девушек Древней Руси, чаще всего занятыми за прялкой. Здесь я рассматриваю предшествующие стадии «технологического процесса» - прядения нитей. Всё это делалось самостоятельно в домашних условиях.
Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы.
Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме, вошла в обиход на Западе около 1480 года. Что же касается древних славян, то они пряли иным способом – на веретене. Изучив литературу и проанализировав рассказы бабушек, я выяснила, что для прядения необходимы по началу было именно веретено, а позднее в обиход вошли самопрялки.
Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись; недаром существует характерное слово «веретёнообразный» - веретено имеет эту форму и «голое», без намотанной нити.
Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли. Кроме того, веретёна бывают «низовые» и «верховые», смотря по тому, на какой конец деревянного стержня надевали пряслице – глиняный или каменный просверленный грузик.
Скрученная нить затем подматывалась на веретено и захлестывалась петелькой на его верхнем конце, чтобы не разматывалась и не соскакивала.
У всех славянских и финно-угорских народов Восточной Европы прядущие тянут нить из кудели левой рукой, а правой - вращают веретено. На Кавказе и в средней Азии поступают наоборот.
Любопытно, что пальцы левой руки, дёргающие пряжу, как и пальцы правой руки, занятые веретеном, приходилось всё время смачивать слюной.
В ходе своей исследовательской работы я взяла интервью у жительниц нашего села, Адмираловой Р. А. 1935 года рождения, Васильевой Нины Ивановны 1939 года рождения и жительницы д. Ялущево Назаровой А.И. 1930 г. из их рассказов я узнала много интересного и нового о процессе прядения. Они с огромным желанием рассказали мне с чего начиналось прядение. Прясть начали в семь лет, используя веретено, а потом в их обиход вошла самопрялка. И такой способ прядения использовали до 50-х годов 20в. Вначале шерсть чесали щётками (чесалки) , а потом скручивали куделю и привязывали к лопасти.
Об одной из прялок народом сложена загадка, которую современной молодёжи уже не разгадать: «На липе сижу, сквозь клён гляжу, берёзой трясу» Из липы, дерева мягкого и тёплого, делают донце, на которое садилась пряха, в донце вставлялся гребень из клёна, а из берёзы точили веретёнце.
Прялка состояла из двух частей: горизонтальной доски – донца и вставленного в него навершия с лопастью. Иногда вместо донца использовалась лавка с проделанным отверстием, в котором закреплялось навершие. Наиболее древней формой считается прямая прялка, встречавшаяся в XX веке в Рязанской, Тульской, Воронежской губернии.
Самая трудоёмкая деталь прялки, требующая не только хорошего материала, но и большего мастерства, - гребень.
Чтобы изготовить такой гребень, нужно было хорошо высушить кленовую доску, для чего выдерживать её до трёх лет. Клён хорошо обрабатывать режущими инструментами.
Лопасти прялок украшались резьбой и раскрашивались.
Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства.В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея.
В настоящее время у бабушек сохранились разъёмные прялки, но без украшений.
Они до сих пор прядут на веретено и самопрялке.
Глава 2. Виды самопрялок
Основные детали самопрялки – веретено или шпулька, вложенная в катушку с гребёнкой. Подножки приводятся в движение ногой при помощи шатуна-махалки; он даёт колесу движение, которое передаётся через туго натянутую струну веретена. Весь этот механизм укрепляется на стояке; на одном столбике стояка находится винт, регулирующий ход веретена, другой столбик имеет гонок – кусочек кожи с отверстием, в которое вставлено веретено.
Есть два типа ножных самопрялок: лежак и стояк. Разница между ними в положении колеса и катушки с веретеном.
У самопрялки (лежака) колесо и катушка расположены в горизонтальной плоскости, а у самопрялки (стояка) – в вертикальной.
Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней. Но, несмотря на высокую производительность, самопрялка всё же не вытеснила собой веретена ни в одной деревне, многие женщины предпочитали веретено.
При встрече с бабушками я увидела, что жители с. Чуварлей прядут на самопрялке – лежак.
Современное поколение и я, в том числе, учимся прясть на самопрялке от своих бабушек.
В 70 – 80 годах в с. Чувалей и д. Ялушево стали появляться первые электрические прялки. Они были дорогими, и приобрести сельским женщинам было материально трудно. Другая причина – не отрегулирована скорость моталки, поэтому нить рвалась, путалась, и в итоге прялка выходила из строя. Поэтому жители вскоре отказались от современных электрических прялок, но Адмиралова Р. А. пользуется ею и в настоящее время.
В наше время надёжным способом прядения является самопрялка.
Имея свободное время, бабушки могут напрясть, а затем связать носки, варежки, свитера, детские вещи для родственников и на продажу.
Заключение
Подводя итоги исследования, следует отметить, что прядением занимаются люди преклонного возраста, представители того поколения, когда ручной труд и домашнее производство играли важную роль в домашнем хозяйстве.
Я узнала много нового об истории ведения домашнего хозяйства, изучив историю веретён и самопрялок.
Анализируя собранные сведения, я пришла к следующим выводам:
- веретенами бабушки пользуются до настоящего времени;
- женщины прядут на прялках двух видов «лежак» и «стояк», а также на прялках с электрическим приводом.
Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках технологии в разделе декоративно-прикладного искусства и на уроках истории.
Литература
- Белов В.И. Очерки о народной эстетике. М.: Логос, 1982.
- Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: «Просвещение», 2006.
- Лаврентьева Л.С., Смирнов Ю.И. Культура русского народа: обряды, обычаи, занятия, фольклор.- СПб.: «Паритет», 2004.
- Семёнова М. Быт и верования русских славян. – СПб.: 1998.
- Шангина И.И. Русский народ, будни и праздники. Энциклопедия.-СПб.: «Азбука – Классика», 2003.
Интервью жителей с. Чуварлей, с. Ялушево: Адмираловой Раисы Андреевны, Васильевой Нины Ивановны, Назаровой Александры Ивановны.