Глоссарий по дисциплине история

Бессарабова Татьяна Васильевна

Глоссарий является составной частью учебно-методическго комплекса по дисциплине "История" и может быть использован преподавателями и студентами всех специальностей среднего профессионального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon glossariy.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Глоссарий

К теме 1.

Агентства по оказанию маркетинговых услуг – фирмы и предприятия маркетинговых исследований, рекламные агентства, организации средств рекламы, консультационные фирмы по маркетингу.

Контактная аудитория – любая структура (коммерческая, общественная, государственная), которая проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию или оказывает влияние на его способность достигать поставленных целей.

Макросреда предприятия – факторы социального характера (демографические, экономические, технические, политические и социокультурные), оказывающие воздействие на микросреду предприятия и влияющие на маркетинговые решения предприятия.

Маркетинговая среда предприятия  совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами предприятия и влияющих на разработку и реализацию комплекса маркетинговых мероприятий.

Маркетинговые посредники – фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении ее товаров и услуг среди клиентуры.

Микросреда предприятия – факторы, имеющие непосредственное отношение к предприятию и определяющее его возможность по обслуживанию клиентуры.

Поставщики – предприятия, фирмы и отдельные лица, обеспечивающие предприятие и его конкурентов различными видами ресурсов, необходимых для производства конкретных товаров и услуг.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, созданный для производства товаров (услуг) в целях удовлетворения потребностей потребителей, получения прибыли, повышения благосостояния его работников и своего развития на основе системного управления маркетинговой концепцией в соответствии с выбранной стратегией, не противоречащей интересам общества и государства.

Рынок:

  • государственных учреждений – государственные организации, приобретающие товары и услуги для последующего их использования в сфере коммунальных услуг либо для передачи этих товаров или услуг тем, кто в них нуждается;
  • международный – покупатели за рубежами страны-производителя, включает зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения;
  • потребительский – отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления;
  • производителей – предприятия и фирмы, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства;
  • промежуточных продавцов – предприятия и фирмы, приобретающие товары и услуги для последующей их перепродажи с прибылью для себя.

Торговые посредники – это деловы фирмы, помогающие предприятию находить клиентов и (или) непосредственно продавать им товары.

Фирма – определенное имя или наименование, под которым выступает коллективный или индивидуальный предприниматель.

Цели – конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремятся добиться отдельные работники или предприятие в целом.

К теме 2.

Анкета – инструмент исследования при сборе первичных данных методом опроса, представляющий собой оформленную композицию вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы.

Емкость сегмента – количество изделий в натуральном или стоимостном выражении, которое может быть продано в определенном регионе за определенный период.

Кабинетное исследование – метод сбора и оценки существующей маркетинговой информации, содержащейся в источниках (статистических данных или отчетах), подготовленных для других целей.

Конкурентоспособность – превосходство товаров на целевом рынке над конкурирующими аналогами по степени удовлетворения потребностей, в том числе и по суммарным затратам потребителя на приобретение и пользование товаром.

Наблюдение – метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков людей, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.

Опрос - метод сбора первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.

Панель – форма опроса, предполагающая повторяющийся сбор данных в одной и той же группе людей, на одну и ту же тему через равные промежутки времени с целью контроля происходящих изменений в поведении потребителей с течением времени.

Позиционирование – это комплекс мер, благодаря которым в сознании целевых потребителей данный товар занимает собственное место по отношению к другим аналогичным товарам.

Полевое исследование – метод сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования, регистрируемой путем опроса, эксперимента и наблюдения в момент ее возникновения.

Политика:

  • коммуникационная – деятельность по представлению товара на рынке с целью создания на него спроса или формированию у потребителей положительного представления о предприятии, т.е. создание его имиджа;
  • сервисная – деятельность, направленная на создание подкрепления товара (дополнительных услуг, сопровождающих продажу товара) для повышения его конкурентоспособности;
  • сбытовая – деятельность по физическому и коммерческому распределению товаров, определению стратегии охвата торговых точек. Физическое распределение связано с хранением, сортировкой  и транспортировкой товаров. Коммерческое распределение связано с установлением контактов, ведением переговоров и сделок между покупателями и продавцами, передачей прав от одного субъекта к другому;
  • товарная – деятельность, в содержание которой включается обеспечение качества и конкурентоспособности товаров, анализ и прогнозирование жизненного цикла товаров, управление жизненным циклом и конкурентоспособностью товара за счет создания новых или обновления существующих товаров, управление товарным ассортиментом;
  • ценовая – деятельность по формированию базисных цен на основе группы методов и стратегий ценообразования, а также способов их варьирования с помощью системы скидок, учета условий поставки и кредитования.

Респондент – обследуемое лицо, субъект, отвечающий на вопросы.

Рыночная ниша – сегмент потребителей, которому продукт, производимый данным предприятием, подходит для удовлетворения потребностей лучше всего.

Рыночное окно – незанятый конкурентами сегмент потребителей, т.е. его потребности не удовлетворяются в должной мере существующими товарами.

Сегмент – группа потребителей, одинаково реагирующих на определенный набор стимулов маркетинга, предъявляющих специфический спрос на товар или услугу, обладающих отличительными характеристиками.

К теме 3.

Жизненный цикл товара – совокупность последовательных состояний (этапов) нахождения товара на рынке с течением времени, каждое из которых характеризуется определенным состоянием внешней среды.

Качество – способность товара выполнять свое функциональное назначение в соответствии с предъявляемыми требованиями.

Коммерческие характеристики товара – совокупность выгод или полезных, с точки зрения, потребителей свойств, изменяя которые можно управлять спросом.

Логотип – специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или ее товаров.

Модель товара – общая композиция коммерческих характеристик товара.

Новинки-модификации – продукты, усовершенствованные производителем на базе уже существующего продукта.

Товар:

  • в реальном исполнении – набор полезных, с точки зрения, потребителей реально существующих характеристик: уровень качества, функциональные свойства, внешнее оформление и упаковка, торговая марка;
  • по замыслу – основная выгода, предлагаемая товаром для удовлетворения базовой потребности;
  • с подкреплением – набор характеристик, которые способствуют удобству использования товара, сохранению его потребительских свойств и включают в себя послепродажное обслуживание, наличие гарантий, доставку и другие дополнительные услуги для потребителя.

Товарная:

  • единица – конкретное воплощение товара, характеризуемое индивидуальными размерами, ценой и другими характеристиками;
  • номенклатура – совокупность всех ассортиментных групп и товарных единиц, предлагаемых рынку конкретной фирмой.

Товарный:

  • ассортимент – группа товаров, выполняющих схожие функции, предназначенных одним и тем же клиентам в определенном ценовом диапазоне через однотипные торговые заведения;
  • знак – марка или ее часть, обеспеченные правовой защитой. Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием и/или марочным знаком (эмблемой). Товарный знак представляет собой обозначения, способные соответственно отличать товары и услуги одних юридических лиц или граждан от однородных товаров других юридических лиц или граждан;
  • каннибализм – процесс поглощения новым товаром рыночной доли существовавшего ранее товара. Потребители, не ощущая особых различий между двумя товарами, могут переключиться на покупку более нового.

К теме 4

Базовая цена товара  изначальный ее уровень, который затем может пересматриваться в рамках маркетинговой политики предприятия.

Дискриминационные цены – разные уровни цены на один и тот же товар, устанавливаемые по разным основаниям: по группам покупателей, по территориальному принципу, по времени.  

Метод ценообразования – способ построения базовой цены (алгоритм расчета базовой цены).

Прибыль – показатель эффективности хозяйственной деятельности, выраженный в денежной форме. Количественно - разница между ценой и затратами на производство и/или реализацию товара.

Себестоимость – затраты на производство и реализацию товара, выраженные в денежной форме.

Ценовая политика – совокупность общих принципов деятельности, которых предприятие собирается придерживаться в сфере установления цены на свои товары (услуги).

Ценовой механизм – система цен, их виды, структура, величина, динамика изменения, сам процесс ценообразования с его правилами установления, формирования новых и изменения действующих лиц.

 Ценообразование – непрерывный процесс принятия решений по установлению цены предприятием, начиная от постановки целей и заканчивая периодическим пересмотром  сложившихся уровней цен.

Эластичность спроса по цене – зависимость изменения объема предъявленного покупательского спроса от изменения цены на данный товар .

 

К теме 5

Буклет – рекламный материал, небольшой по объему, многоцветный, выполненный на хорошей бумаге, с рисунками или фотографиями. Содержит рекламное описание фирмы или конкретного продукта, услуги (иногда нескольких, относящихся к одному виду или направлению деятельности). Обычно выпускается фирмами, достигшими определенных успехов, завоевавшими прочное положение в какой либо отрасли.

Канал распространения рекламы – способ тиражирования рекламного обращения и доставки его до широкой публики, распространения во времени и пространстве.

Каталог – рекламный материал, сброшюрованный или переплетенный, который обычно содержит перечень товаров и услуг, предлагаемых конкретной фирмой (или товаров одного направления), их изображение и каткое описание, информацию об условиях продажи.

Коммуникационная программа – конкретный план использования всех инструментов маркетинговых коммуникаций в соответствии с поставленными целями продвижения и определенным бюджетом.

Носитель рекламы – конкретный вариант размещения рекламного  средства на канале распространения, обеспечивающего контакт с получателем рекламы.

Персональная продажа – инструмент коммуникационной политики, который основывается на устном представлении товара в ходе беседы с потенциальными  покупателями с целью совершения продажи.  

Плакат (постер) – это печатное издание большого формата, которое будет восприниматься получателями рекламы с большого расстояния, основа композиции- изображение (фото или рисунок), которое дополняется кратким текстом. В зависимости от масштаба обозрения различают: настенные плакаты, размещаются внутри помещения или транспортного средства; дорожные щиты, предполагающие широкую панораму для обозрения; уличные плакаты, рассчитанные на небольшой обзор, расклеиваемые на тумбах, остановках транспорта, небольших табло; плакаты на транспортных средствах.

Пресс-релиз - материал, предназначенный для раздачи представителям прессы на выставках, презентациях, благотворительных акциях. Обычно включает те материалы, с которыми хотели бы ознакомить журналистов: краткие сведения о фирме, о наиболее представительной продукции, о перспективах развития фирмы, а также данные о благотворительной деятельности.

Продвижение – любая форма распространения сообщений, способствующих созданию лояльности потребителей и общества к фирме, информирующих, убеждающих или напоминающих о ее деятельности или товарах.  

Проспект – рекламный материал, по оформлению близкий к буклету, но отличающийся большим объемом, преобладанием цветных фотографий, диаграмм, как правило, сброшюрованный или переплетенный. Часто посвящается годовщине образования фирмы с описанием достигнутых фирмой успехов либо продукции фирмы – с фотографиями и краткими характеристиками каждого продукта, товара или услуги. Проспект может выпускаться для нового вида престижного товара (например, для автомобиля новой марки) с показом моделей предшественников, которые даются на фотографиях меньшего размера, и с неоднократным повторением товара-новинки в разных ракурсах, в разной цветовой гамме или разных условиях эксплуатации.

Прямой маркетинг – форма коммуникации, использующая различные рекламные воздействия на потребителя с целью развития отношений с ним и убеждения сделать заказ, а также организующая реализацию товаров непосредственно клиентам.

Реклама  – инструмент коммуникационной политики, основанный на использовании неличных форм коммуникаций, которые предназначаются неопределенному кругу лиц, осуществляется посредствам платных средств распространения информации, формируют или поддерживают интерес к физическому, юридическому лицу, товарам, идеям или начинаниям и способствуют их реализации:

  • на месте продажи – канал распространения рекламной информации, который находиться в непосредственной близости к потребителю на момент принятия решения о покупке, предполагающий активное использование практически всех средств создания  рекламного обращения;
  • наружная – канал распространения информации,  который находиться в непосредственной близости к естественной среде  проживания потребителей,   предполагающий активное использование уличного пространства. Наиболее распространенный тип наружной рекламы – щит с плакатом.
  • почтовая – рассылка почтой брошюр, писем, каталогов, открыток, аудио и видеокассет с рекламной информацией, которые должны склонить клиента к покупке товара (услуги) или же к обращению за дополнительной информацией.

Рекламная кампания – совокупность рекламных мероприятий по продвижению конкретного товара, объединенных одной целью, охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы одно дополняло другое.

Референтная группа – круг лиц, оказывающих прямое или косвенное влияние на отношение или поведение различных групп потребителей.

Спонсорство – инструмент коммуникационной политики, который представляет собой систему взаимовыгодных договорных отношений между спонсором и субсидируемой стороной, характер которых четко регламентирован и рассчитан на создание положительной реакции у потребителей и других субъектах.

Средство рекламы – приемы воплощения идеи рекламного обращения, связанные с использованием определенного типа раздражителя ( или сочетания различных типов) для кодирования информации в какой-либо вещественной форме. Средство рекламы определяет, с помощью каких раздражителей будет оказываться воздействие на получателя рекламы, какие органы чувств при этом должны быть задействованы:

  • визуально-зрелищные – приемы воплощения идеи рекламного обращения, воздействующие на получателей информации с помощью изображения, звука и движения, оказывая этим сочетанием чувственное воздействие, способное привлекать внимание зрителей и запоминаться;
  • графические – приемы воплощения идеи рекламного обращения, воздействующие на получателей рекламы с помощью статического изображения, как правило, сопровождаемого текстовой информацией;
  • декоративные – приемы  воплощения идеи рекламного обращения, воздействующие на получателей информации с помощью утилитарных или декоративных предметов, оформляющих интерьер или торговое пространство;
  • предметная реклама – приемы воплощения идеи рекламного обращения, напоминающие о фирме  ее товарах с помощью мелких предметов (презентов), имеющих утилитарное назначение для получателей информации.

Стимулирование сбыта – инструмент коммуникационной политики, который представляет собой систему побудительных мер и приемов, носящих, как правило, кратковременный характер и направленных на поощрение покупки или продажи товара.

Целевая аудитория – основная и наиболее важная для фирмы категория субъектов коммуникации, получателей обращения, которая включает потенциальных покупателей продвигаемого товара и референтные группы.

Эффективность рекламы

  • Коммуникативная – диагностика способности конкретного рекламного обращения передавать целевой аудитории намеченные сведения или формировать желательную для рекламодателя точку зрения.
  • Экономическая –  отношение дополнительной прибыли, полученной в результате применения рекламы, к затратам на нее.

  

К теме 6

Агент – юридически самостоятельное лицо, которое может вести дела сразу нескольких предприятий, получая вознаграждение в зависимости от объема сбыта или по договоренному тарифу.

Брокер – юридически самостоятельное лицо, которому поручаются ограниченные по объему сделки.

Канал распределения – совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-либо другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути их производителя  к потребителю;

  • Длина канала распределения – количество типов посредников на каждом уровне  на пути движения товара от производителя к конечному потребителю;
  •  Интенсивное распределение –  предложение производителем товара всем посредникам, готовым к сотрудничеству;
  • Селективное распределение – предложение производителем товара не единственному, но и не многим посредникам, которые были бы согласны заняться распространением;
  • Уровень канала распределения – каждый тип посредника, выполняющий те или иные действия по приближению товара к конечному потребителю;
  • Широта канала распределения – количество однотипных посредников на одном уровне на пути движения товара от производителя к конечному потребителю;
  • Эксклюзивное (исключительное) распределение – предложение производителем товара единственному посреднику (дилеру) в пределах его территориальной зоны.

Комиссионер –  юридически самостоятельное лицо, заключающее договор о поставке от своего имени. Он обеспечивает сохранность товара и несет ответственность за ущерб, причиненный товару по его вине.

Коммивояжер – сотрудник предприятия, которому поручается поиск клиентов и ведение с ними работы.

Маклер -  юридически самостоятельное лицо, представляющее интересы обеих сторон, в функции которого входит поиск возможностей заключения договоров.   

Оптовая торговля – деятельность по продаже товара (услуг) тем субъектам рыночной деятельности, которые приобретают его (их) с целью перепродажи или профессионального использования.

Товародвижение – деятельность по планированию, организации и контролю за физическим перемещением во времени и пространстве товаров от мест их производства к местам использования с целью удовлетворения потребностей потребителей и достижения поставленных предприятием целей.