Программа учебной дисциплины "Обществознание" по специальности "Повар, кондитер"
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) начального профессионального образования социально-экономического профиля «Повар, кондитер», входящая в укрупненную группу профессий 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnoy_distsipliny_p-k.docx | 46.4 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Профессиональный лицей им. Александра Невского»
рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
2013г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Обществознание» в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) начального профессионального образования социально-экономического профиля «Повар, кондитер», входящая в укрупненную группу профессий 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
Организация-разработчик:
Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей им. Александра Невского»
Разработчик :
Крюкова Светлана Александровна — преподаватель общеобразовательных дисциплин, высшая квалификационная категория.
рассмотрена на заседании Методического совета
Протокол №____________ от «____»__________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей НПО социально-экономического профиля и обучающиеся в учреждении НПО по данному профилю изучают обществознание в объеме 78 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
- формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:
дисциплина относится к базовым общеобразовательным дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально- гуманитарного познания.
1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:
Для профессии « Повар, кондитер»
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов,
в том числе обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 80 часов,
самостоятельной работы обучающегося 37 часов
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 80 |
в том числе: |
|
лабораторные работы | - |
практические занятия | 1 |
контрольные работы | 3 |
Самостоятельная работа обучающегося | 37 |
индивидуальные задания | 27 |
внеаудиторная самостоятельная работа | 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта | 2 |
2.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе. | 26 |
| |
Введение | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 1 | 1 |
Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества | 1.Философские представления о социальных качествах человека. 2 Человек, индивид, личность. 3.Деятельность и мышление. 4.Виды деятельности. Творчество. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 16 | 2 |
5.Формирование характера, учёт особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. 6.Потребности, способности и интересы. 7.Социализация личности. 8.Самосознание. 9. Социальное поведение. |
| 2 | |
10.Понятие истины, её критерии. 11.Виды человеческих знаний. 12.Основные особенности научного мышления. | 2 | ||
13.Свобода человека и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. | 2 | ||
14.Человек в группе. Многообразие мира общения. 15.Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодёжной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодёжной среды. 16.Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодёжи. | 2 | ||
Тема 1.2. Общество как сложная система | 17.Представление об обществе как сложной динамичной системе. 18.Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. | 8 | 2 |
19.Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. |
| 2 | |
20.Понятие общественного прогресса. Эволюция и революция как формы социального изменения. 21.Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). | 2 | ||
22.Особенности современного мира. Процессы глобализации. 23.Современные войны, их опасность для человечества. 24.Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. | 2 | ||
Контрольная работа по разделу | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Цель и смысл человеческой жизни. Свобода как условие самореализации личности. Общество и его регуляторы. Цивилизация и формация. | 6 | ||
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества. | 10 |
| |
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества | 1.Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура- продукт информационного общества. 2.Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодёжной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. | 2 | 2 |
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | 3.Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. 4.Значимость труда учёного, его особенности. Ответственность учёного перед обществом. | 2 | 2 |
5.Образование как способ передачи знаний и опыт. 6.Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. | 2 | 2 | |
Тема 2.3 Мораль, Искусство как элементы духовной культуры | 7.Мораль. Основные принципы и нормы морали. 8. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. его роль в жизни людей. 9. Виды искусств. | 3 | 2 |
Контрольная работа по разделу. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Духовная культура личности и общества, значение в общественной жизни. Роль образования в жизни современного человека и общества. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Религия как феномен культуры. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 9 | ||
Раздел 3. Социальные отношения | 22 |
| |
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация. | 1.Социальные отношения. 2.Понятие о социальных общностях и группах. 3.Социальная стратификация. 4.Социальная мобильность. | 4 | 3 |
5.Социальная роль. 6.Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. | 3 | 3 | |
7.Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 3 | ||
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты. | 8.Социальный контроль. 9.Виды социальных норм и санкций. 10.Самоконтроль. | 8
| 3 |
11.Девиантное поведение, его формы, проявления. 12.Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. | 3 | ||
13.Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. 14.Пути разрешения социальных конфликтов. 15. Практическая работа |
|
| |
Тема 3.3. Важнейшие | 16.Особенности социальной стратификации в современной России. 17.Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. | 7 | 3 |
социальные общности и группы | 18.Молодёжь как социальная группа. |
| 3 |
19.Этнические общности. 20.Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. 21.Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. | 3 | ||
22.Семья как малая социальная группа. Семья и брак. | 3 | ||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Ребёнок в семье. Права ребёнка. Опасность наркомании и алкоголизма. Позитивное и деструктивное в конфликте. Этнические общности. Межнациональные отношения. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. |
10
| ||
Раздел 4. Политика как общественное явление | 20 | ||
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе | 1.Понятие власти. Типы общественной власти. 2.Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. 3.Государство как политический институт. 4.Признаки государства. Государственный суверенитет. 5. Правовое государство: понятие и признаки. | 11 | 2 |
6.Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. 7.Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов- основные особенности развития современной политической системы. |
| 2 | |
8.Формы государства: формы проявления, территориально- государственное устройство, политический режим. 9.Типология политических режимов. 10.Демократия, её основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. 11.Тоталитарные и авторитарные режимы: особенности и характеристики. | 2 | ||
Тема 4.2. Участники политического процесса | 12.Личность и государство. Политический статус личности. | 8 | 2 |
13.Политическое участие и его типы. 14. Избирательная система. Типы избирательных систем 15. Политические партии. 16.Причины и особенности экстремистских форм политического участия. 17.Политическое лидерство. |
| 2 | |
18.Гражданское общество и государство. 19.Гражданские инициативы. | 2 | ||
Контрольная работа по разделу. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Политические интересы. Соотношение целей и средств в политике различных политических деятелей и организаций.Демократические перемены в России. Международные документы о правах человека. Защита прав. Средства массовой информации в политике. | 12 | ||
Дифференцированный зачет | 2 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально-экономическим дисциплинам
Оборудование учебного кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.
3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие.- М., 2005.
- Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов. М.- Дрофа, 2010.
- Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч.- М., 2008 - 13
- Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл.- М., 2005.
- Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.- М., 2006.
- Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.- М., 2005.
Дополнительные источники:
- Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО.- Ростов н/Д, 2006.
- Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч.- М., 2007.
- Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека.- М., 2007.
- Яковлев А.И. Основы правоведения.- М., 2006.
- Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ.- М., 2007.
- Интернет-ресурсы. Обществознание. Форма доступа.
- http:// history, standart. edu. ru/
- Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. форма доступа. http:// www. openclass.ru/ communities/
- Интернет-ресурсы: Преподавание истории и обществознания. Форма
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: |
|
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; | Индивидуальная самостоятельная работа |
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; | Внеаудиторная самостоятельная работа |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); | Индивидуальная самостоятельная работа |
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук; | Внеаудиторная самостоятельная работа |
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | Индивидуальная самостоятельная работа |
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; | Индивидуальная самостоятельная работа |
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; | Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; | Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; | Самостоятельная работа обучающихся |
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; | Внеаудиторная самостоятельная работа |
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; | Индивидуальная самостоятельная работа |
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; | Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа |
особенности социально- гуманитарного познания. | Внеаудиторная самостоятельная работа |