Исследовательская работа « Развитие народного образования на Тамбовщине и в Кирсановском уезде в конце XIX-начале ХХ вв.»
В данной работе представлен материал из истории образования и просвещения Тамбовского края и Кирсановского уезда конца XIX- начала ХХ вв., предназначенный для учителей истории и для интересующихся историей родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_narodnogo_obrazovaniya_na_tambovshchine_i_v_kirsanovskom_uezde.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Сулакский филиал МОУ Умётской СОШ
имени Героя Социалистического Труда П.С. Плешакова
Районный конкурс творческих работ педагогов по краеведению «История сельской школы. История в лицах. »
« Развитие народного образования
на Тамбовщине
и в Кирсановском уезде
в конце XIX-начале ХХ вв.»
Варкова Елена Викторовна,
учитель истории и обществознания
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………………………………………………………………….…….1
1.Состояние школьного образования в сельской местности в конце
XIX века.……………………………………………………………………..……....2-6
2 Обучение и воспитание в церковно – приходских школах в конце
XIX-начале ХХ вв. ……………………………………………………………..…...7-8
3. Состояние школьного образования в сельской местности в начале XX века.…………………………………………………………………………………………9
Заключение………………………………..........................................................................10
Литература ………………………………………………………………………………11
Введение
Одной из тенденций в развитии исторического образования в современной школе является усиление внимания к изучению истории родного края. Обучающий, воспитательный и развивающий потенциал исторического краеведения в школе следует рассматривать с нескольких позиций:
● знакомство с прошлым своей малой родины может служить серьезным стимулом повышения мотивации школьников к изучению истории.
Краеведческий материал обладает тем бесспорным преимуществом, что он способен приблизить историю к детям, множеством нитей переплетаясь с современной жизнью. Сегодняшние школьники живут на той же земле, ходят по тем же улицам, видят те же здания, которые являлись свидетелями событий прошлого. Все это создает благоприятные предпосылки для наполнения исторического материала личностно-значимым содержанием.
● изучение истории малой родины служит источником воспитания патриотизма и гражданских качеств личности, способствует обеспечению культурно-исторической преемственности поколений.
● знание особенностей исторического развития родного края помогает более уверенно ориентироваться в проблемах и реалиях современной жизни региона.
● школьное краеведение обеспечивает широкое поле возможностей для развития творческих способностей и самореализации личности учащихся. Специфика этого предмета такова, что он позволяет вовлечь подростков в творческую и исследовательскую деятельность самого разного характера в зависимости от их индивидуальных склонностей, интересов и способностей.
● историческое краеведение, при соответствующем подходе к его изучению,
может служить эффективным средством углубления, конкретизации и закрепления знаний
учащихся, получаемых в курсе отечественной истории.
В данной работе представлен материал из истории образования и просвещения Тамбовского края и Кирсановского уезда конца XIX- начала ХХ вв., предназначенный для учителей истории и для интересующихся историей родного края.. Подбор материала осуществлен с учетом результатов исследований последних лет и ориентирован на рассмотрение истории Тамбовщины в контексте общероссийского исторического процесса. В текст работы включены фрагменты из исторических документов. Предлагаемые материалы могут быть использованы для организации учебных занятий со школьниками 9-11 классов на уроках краеведения и отечественной истории, в рамках отдельного элективного курса, а также для самостоятельного знакомства с историческим прошлым Тамбовского края..
Основой для составления творческой работы, помимо широко известных краеведческих работ общего характера, послужили архивные материалы из фондов Государственного архива Тамбовской области (ГАТО).
Важным показателем модернизации общества является уровень образования населения. Дореволюционная Россия в этом отношении сильно отставала от ведущих стран. Однако тяга к получению образования с каждым годом росла. В этих условиях развитие народного просвещения стало одной из насущных проблем, от успешности решения которой во многом зависело будущее страны.
1. Состояние школьного образования в сельской местности в конце XIX века
К концу XIX века общее положение с грамотностью населения на Тамбовщине было не лучше, а, пожалуй, даже хуже, чем в целом по стране. По данным переписи 1897 года, грамотой владели всего 16% населения губернии (по стране– 21%). В деревнях умели читать и писать лишь немногие взрослые мужики, а грамотная женщина и вовсе была исключением.
В то же время для развития народного образования прилагались немалые усилия. Если в 1868 году в Тамбовской губернии было всего 262 народных училищ (начальных школ), в которых обучалось 9 тыс. детей, то к 1902 году действовало уже 1649 школ. Число обучающихся за то же время возросло с 9 тыс. до 95 тыс. человек.
Подавляющее большинство вновь создаваемых школ размещалось в сельской местности. Во второй половине XIX века они учреждались обычно по решению сельских обществ. При этом на крестьян ложились дополнительные расходы: они должны были предоставить помещение для школы и обеспечить ее содержание. Ходатайств об открытии школ было немало, но крестьянская бедность сдерживала этот процесс. Не лучшим образом такое положение сказывалось и на состоянии уже созданных учебных заведений.
Первая школа в Васильевке открыта на средства крестьян в 1863 г. На второй год в ней обучалось 20 мальчиков. Но в отчётных документах конца 60-х – 70-х годов ХIХ века о существовании Васильевской школы не упоминается. И лишь в 1885году инспектор народных училищ Лебедев записал в акте обследования: «Васильевская начальная школа открыта в 1884 году. На её содержание Кирсановское уездное земство отпускает 100 рублей в год. Помещение удовлетворительное. Учащихся 72 человека». В епархиальном сборнике, изданном в 1911 году, упоминается о Васильевской земской школе как о существующей.
В некоторых селах школы создание и содержание школ брали на себя прогрессивно настроенные помещики.
Сергиевская школа была собственностью помещика Владимира Николаевича Чичерина и им же построена. В конце XIX века это было деревянное здание, покрытое железом. Вот так описывает эту школу уроженец села Сергиевка Афанасий Иванович Сосновский. Школа имела: «Коридор для топлива, раздевальню, 1-й класс приблизительно 6х6 метров, 2-й класс 6х8 метров. Окна большие. Внутри - две печки, парты – 4-х местные, стол и табуретка для учителя, часы, календарь, учебная доска, икона, портрет царя. Учитель – он же регент, то есть кроме преподавания грамоты от 1-го до 4-го класса, он же готовил детей для церковного хора при помощи скрипки. Порядок занятия в школе: 3 урока до обеда, после чего учитель уходил на обед на один час. В это время и учащиеся закусывали кто что принёс с собой.»
Программа первого класса была, по современным понятиям, совсем облегчённой: надо было овладеть чтением букваря, по арифметике – знать счёт до 20. на бумаге в 1-м классе совсем не писали. Единственное, что использовалось для письма, - это грифельная доска размером 40 на 20 см. Обучение в школе продолжалось 4 года, после чего устраивался экзамен: надо было прочитать молитву, решить задачку, написать диктант и рассказать небольшое стихотворение. После экзаменов все дети получали документ об окончании школы, а также из рук барыни каждый учащийся получал евангелие со славянским и русским текстом. К делам школы проявляла определённый интерес и барыня Софья Сергеевна Чичерина, родная племянница Е.А.Боратынского. Она всегда присутствовала на выпускных экзаменах и кроме этого время от времени она приходила в школу, кое – что спрашивала у учеников.
Попытка обучать детей крепостных крестьян из дворянской прислуги была предпринята помещиком Тишениновым, имение которого находилось в окрестностях села Оржевки. В 30-х годах ХIХ века он открыл в своём имении частную школу с бесплатным обучением. 2 октября 1835 года проверял школу штатный смотритель Кирсановского уездного училища. В своём отчёте об этом посещении он записал: «2 октября обозреваемо было частное училище в селе Оржевке у помещика Тишенинова, в коем 17 человек учащихся и обучаются по методе взаимного обучения чтению, письму и первым правилам арифметики. При экзамене на задаваемые им вопросы отвечали хорошо и были показываемые образцы чистописания».
Детей обучал по приказанию помещика «крепостной человек» из дворовых служащих. Штатный смотритель неоднократно обращался в дирекцию Тамбовских училищ с просьбой о посылке в Оржевку учителя. Но учитель не был послан, и по этой причине школа закрыта.
После отмены крепостного права, в 1862 году, крестьяне на свои средства открыли в селе школу. На третьем году существования школы в ней обучалось 15 человек.
В середине 60-х годов школа закрылась и вновь открыта в 1868 году. В год открытия школы доля неё построено деревянное здание с одной классной комнатой и тремя комнатами учительской квартиры.
В 1886 году 42-х мальчиков и 3-х девочек обучал Петр Катеринов из реального училища. 5 октября 1891 года Оржевскую школу обследовал инспектор народных училищ Лебедев. В акте обследования он записал: «Училище помещается в собственном доме, для классов отведено две комнаты, которые соединены аркою. Помещение содержится неопрятно. Открыта в 1868 году школа. Земство на её содержание отпускает 150 и общество 276 рублей в год. Учительница – Елизавета Зорина – окончила частный пансион. Учащихся было 40 мальчиков и 12 девочек». В конце ХIХ века в составе учащихся числилось 103 человека.
В Кирсановском уезде на свои средства устроили школы дворяне Чичерины, Горяинов, Вальдгардт, Мамонтов, Андреевские. Помещик, земский деятель и публицист А.И.Новиков в 90-е годы открыл и содержал несколько школ в Козловском уезде. В селе Александровке Моршанского уезда школа появилась в 1898г. благодаря писателю А.И.Эртелю. Практически в каждом уезде было по нескольку подобных примеров. Однако усилия отдельных лиц не могли решить проблему развития народного образования.
Ключевую роль в развитии сети начальных школ сыграло земство. В Тамбовской губернии оно стало активно заниматься этой проблемой с середины 70-х годов
По данным 1894 года в Кирсановском уезде на пространстве 4846 квадратных вёрст проживало 241819 душ. Детей школьного возраста православного исповедания 38397 душ (19721 мальчиков и 19460 девочек).1
__________________________________________________________________
1Отчёт Тамбовского Епархиального Училищного Совета за 1894/1895 уч. год. С.3.
Первая школа в селе Царёвка открыта в 1868 году. Крестьян обучал крестьянин Серов. Всего было 18 мальчиков за 60 рублей в год. Деньги платило общество, которое выделило на содержание школы 65 рублей. В последующих за 1869 год отчётах Царёвская школа не упоминается. Не исключено, что она была закрыта. В акте инспекторской проверки от 5 мая 1892 года время открытия школы датировано 1880 годом. Школа помещалась в двух комнатах деревянного дома. Кирсановское уездное земство отпускало на её содержание 150 рублей, общество – 184 рубля в год. 25 мальчиков и 15 девочек обучал с 1887 года Василий Орлов, со званием сельского учителя.
Учитель Орлов был в больших неладах со священником, и инспектор предупредил его, что если он в ближайшее время не урегулирует своих отношений с ним, то будет освобождён от работы.
В 1906 году построено деревянное школьное здание. В том же году крестьяне для своей школы купили у виконтессы Де – Реневиль 6 десятин плодового сада. В то же время они поставили вопрос о преобразовании начальной одноклассной школы в двухклассную. Мечта крестьян не осуществилась. Казна деньги не дала, а крестьяне их не имели, чтобы содержать двухклассную школу.
В 1888 году духовная епархия открыла в селе свою церковно - приходскую школу. В 90-х годах для неё и для церковной караулки построено одноэтажное кирпичное здание. Школа размещалась в одной классной комнате. В конце Х1Х века в ней учились 28 человек. К 1911 году церковно - приходская школа стала женской, а земская – мужской. Обе эти школы в 1918 году реорганизованы в единую трудовую советскую школу 1 ступени.
В 1869 году особо избранная комиссия в Кирсановском уезде пришла к заключению, что целью земства должна быть открытие школы по крайней мере по одной в каждой волости на иждивение обществ с пособием от земства.1
Условия содержания школ, установленных практикой училищного совета были к этому времени следующие: земство платило жалование сельским учителям, колебавшееся по отдельным школам в довольно широких пределах (от 252 до 380 рублей) независимо от продолжительности службы или образовательного ценза, и принимало на себя уплату половины расходов по снабжению школы учебными пособиями и по вознаграждению законоучителей, сельское общество было обязано предоставить и содержать помещение для школы и покрывать половину расходов на учебные принадлежности.2
Кирсановское уездное земство открыло Паникскую начальную школу в 1876 году, а крестьянское общество построило для неё деревянное здание с двумя классными комнатами и тремя комнатами под учительские квартиры. Первым учителем был Петр Лисицын, окончивший Тамбовский екатерининский институт. В 1885 году он обучал 46 мальчиков и 4 девочки. 5 октября 1891 года Паникскую школу обследовал инспектор народных училищ четвёртого участка. В своём акте он писал: «Училище помещается в отличном деревянном здании. Снаружи оно выкрашено по тёсу, внутри по штукатурке. Открыто земством в 1876 году, которое в текущем году на её содержание отпустило 548 рублей. Учитель Пётр Лисицын работает со дня открытия училища». Земская школа просуществовала до Великой Октябрьской революции.
______________________________________________________
1Отчёт Тамбовского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Тамбовской епархии за 1898/1899 уч. год. Тамбов, 1900.С.20 -21
2Там же. С. 35
Но не всегда проверяющий мог написать положительный отзыв на работу школы. Из отчёта инспектора народных училищ о состоянии начальной школы в селе Никольское Кирсановского уезда (1892 г.) следовало, что:
«Училище помещается при волостном правлении, классная комната плоха до невозможности; обстановка тоже очень незавидна: все грязно, ветхо, поломано и т.д.; книгами, учебными пособиями и классными принадлежностями, как то: досками, чернильницами и прочее крайне бедно. Открыто оно по ходатайству местных крестьян в 1862 г., но лишено всякой заботы со стороны их. <…> Библиотеки нет, так как этим именем нельзя назвать несколько имеющихся налицо разбитых и разнохарактерных учебников. На содержание училища назначено земством 100 р. И сельским обществом 203 р., но из них оно платит только жалование учительнице 100 р. Весьма неаккуратно, остальные же 103 р. вовсе не расходуются на училище, так как их весьма трудно собирать с крестьян по несостоятельности их.
Учительница <…> крайне неразвита, мало опытна.
<…> Учащихся было налицо 42 мальчика и 5 девочек, всего 47. Учащиеся неряшливы, смотрят бирюками и выказали свою полную неразвитость».
В 1899 году собрание отклонило предложение управы об установлении денежного сбора с крестьян при открытии школы и освободило общества от уплаты половины жалования законоучителям и половины расходов на учебные пособия.
Ещё раньше (с 1894 г.) Кирсановское земство приняло участие в постройке школ выдачей беспроцентных ссуд.
До революции в селе Глуховка существовали две начальные школы. Первая, церковноприходская, открыта духовным ведомством во второй половине 90-х годов. В 1887 г. для неё построено на средства крестьянского общества и церкви одноэтажное здание с одной классной комнатой. В конце ХIХ века в составе учащихся числилось 70 человек. Вторая школа открыта Кирсановским уездным земством в 1912 году на два комплекта, и в этом же году для неё построено типовое деревянное здание. В 1918 г. обе школы реорганизованы в единую трудовую советскую школу 1-й ступени, а в начале 30-х годов на её базе введён семилетний курс обучения.
В Кирсановском уезде земство приняло на себя приплату квартирных денег учителям. Учителя при готовой квартире обычно получали при поступлении на службу 252 рубля, если же готовой квартиры нет – 300 рублей.
Ивановская школа появилась лишь в 1912 году. Её открыло Кирсановское уездное земство. В момент открытия она своего здания не имела и разместилась в арендованном помещении. Это была маленькая, по количеству учащихся, однокомплектная школа с трёхлетним сроком обучения.
К концу XIX-началу ХХ века расходы на образование превратились в одну из главных статей земского бюджета. Уездные земства повсеместно взяли на себя выплату жалованья учителям, приобретение учебников, наглядных пособий, мебели. Козловский уезд, где в 1897 году имелось 138 земских школ, вышел по их числу на 3-е место в России. Тамбовское уездное земство в 1897 году организовало учительские курсы, пригласив в качестве руководителя известного педагога Н.Ф.Бунакова.
Постепенно улучшалась обеспеченность школ учебниками и наглядными пособиями, повышалось качество преподавания. При содействии Тамбовского Общества народных чтений почти во всех школах были созданы небольшие библиотеки. Для учеников и взрослых в Кирсановском уезде устраивались лекции-беседы на разные темы с показом «туманных картинок» (так называли в то время диапроектор). Картины и брошюры высылались из уездной земской управы.
Энтузиасты из числа интеллигенции предпринимали попытки и к тому, чтобы поднять образовательный уровень взрослого населения. В Тамбове и Моршанске появились воскресные школы для взрослых, где желающие могли получить или закрепить навыки письма, чтения, арифметики.
С 90-х годов в развитие народного образования активно включилось губернское земство. Оно стало выдавать уездам беспроцентные кредиты на постройку школ, создало книжный склад для снабжения школьных библиотек, проводило курсы повышения квалификации учителей. В начале ХХ века Козловское, Тамбовское и ряд других уездных земств приняли решение полностью принять на свой счет все расходы по содержанию начальных школ. Образование в начальных школах было рассчитано на детей 8-12 лет и давало элементарные знания.
2.Обучение и воспитание в церковно - приходских школах.
С середины 80-х годов в массовом порядке создаются церковно-приходские школы, подчиненные духовному ведомству. К 1894г. их насчитывалось 1014 - в полтора с лишним раза больше, чем земских (впоследствии эта доля заметно сократилась). Образование в ЦПШ было двухлетним (в земских школах – трехлетним), а учителями чаще всего выступали местные священники, не имевшие специальной подготовки и отвлекаемые от преподавания церковными делами. Современники критиковали церковно-приходские школы за низкое качество обучения, но благодаря им многие тысячи крестьянских детей всё же научились элементарной грамоте. Эти школы проверялись регулярно и Тамбовская епархия выпускала ежегодные отчёты об этом.
В епархиальном сборнике, изданном в 1911 году, земская школа в Средней Оржевке /Нарышкине/ упоминается как существующая. В связи с существованием в Оржевке монастыря там, кроме земской, открыты три церковно-приходские школы.
В Верхней Оржевке /Творогово/ церковная школа открыта в 1885 году, она размещалась в кирпичном здании. В ней учились 21 человек.
В средней части села тоже церковная школа открыта в 1885 году. В 1913 году для неё начато строительство здания, но в этот год окончено не было. При монастыре церковная школа была открыта в 1886 году.
В церковных школах всё направлено к тому, чтобы пробудить, оживить, взрастить и внедрить в учащихся страх Божий, сыновнюю любовь и преданность к святой церкви православной и верховной власти самодержавной, должное подчинение любовь и послушание к родителям, почтение к старшим, любовь к родине, труду, христианскому благочестию и т.д. Первым и главнейшим средством к этому был закон Божий, на котором и было сосредоточено преимущественное внимание учащихся.1
Другим отвечающим задаче и духу церковной школы предметом была церковно – славянская грамота. При обучении обращалось на правильное, сознательное и бойкое чтение и обучение этому предмету производилось по церковной, т. е. певучей остановкой на знаках препинания. Другие предметы курса церковных школ – русский язык, письмо, счисление, имели целью сообщение ученикам церковных школ общеполезных сведений, необходимых для каждого грамотного человека.2
Преподавая закон Божий и сообщая детям, по установленной Святым Синодом программе, необходимые познания и наставления в вере и нравственности, - священники – законоучители старались о том, чтобы их наставления падали на благодатную почву и приносили добрый плод, - чтобы их питомцы, по выходе из школы в жизнь самостоятельную, были истинными христианами, добрыми в семье, честными гражданами и верными слугами Отечеству и Царю. Для сего они следили за поведением детей в школе и вне её, вникали в их духовные нужды, поощряли их добрые расположения и намерения, отвлекали от всего вредного для их духовного развития, пресекали неблаговидные их поступки зависящими от них мерами; внушали<…> любовь к родителям, почтение к начальствующим и старшим; заставляли присутствовать в воскресные и праздничные дни в храме, где лучшие из них читали и пели на клиросе и прислуживали в алтаре.3
____________________________________________________________
1Отчёт Тамбовского Епархиального Училищного Совета о состоянии церковно-приходских школ и школ грамоты Тамбовской епархии за 1895/1896 уч. год. Тамбов, 1897.С. 68
2Там же. С. 69.
3Там же. С.30-31.
Занятия в школе в учебный день продолжались 5-6 часов; уроки начинались в 8-9 часов утра и кончались между 1 – 21/2 пополудни. В сельских школах учение начинается большей частью в октябре и кончается большей частью в марте – апреле.
Средняя продолжительность учебного года не превышала 134 дней, но и не менее 110 дней для всех школ каждого уезда. Средняя же продолжительность для всех церковно – приходских школ епархии равна 123 дням.4
В церковно – приходских школах ежедневно бывало по пять уроков, в школах грамоты по четыре. Каждый урок продолжался по 50 минут, между уроками перемена в пять – десять минут.
Церковно - приходская Хилковская школа открыта была в 1886 г. Накануне открытия школы для неё было построено деревянное одноэтажное здание с одной классной комнатой. В конце XIX века в ней училось 42 человека. Других школ в селе Хилково не было.
Согласно отчёта уездного отделения, помещениями для церковных школ епархии в 1895/1896 учебном году были – частью специально для школ построенные здания, частью церковные какаулки и общественные дома, частью наёмные или бесплатные квартиры и, наконец, дома священно – церковнослужителей.
С половины апреля многие школы совершенно пустеют. Причина такого явления заключается в тяжёлых экономических условиях, которые нередко приходится переживать крестьянину. Немало вредят успеху школьных занятий гигиенические условия и санитарное состояние наших сёл и деревень: эпидемические заболевания корью, скарлатиной, дифтеритом, тифом и другими болезнями иногда останавливают занятия и в самых благоустроенных школах и значительно понижают успешность их.
В Кирсановском уезде значительные перерывы в занятиях были в следующих школах: Вяжлинской 1 месяц. Песковской 21/2 месяца, Скачихинской 11/2 месяца, Хилковской 1 месяц <…> - вследствие эпидемии скарлатины и тифа; в Средне – Оржевской сначала по болезни учительницы (две недели), а потом вследствие эпидемии тифа в приходе (с января до конца учебного года).5
Школу посещали далеко не все крестьянские дети, причем девочки составляли лишь около ¼ учащихся. Многие переставали учиться, не окончив полного курса. Особенно часто это происходило с детьми из бедных семей, а также с девочками, на плечи которых в крестьянских семьях традиционно ложилась забота о малолетних братишках и сестренках. Однако процент детей школьного возраста, охваченных обучением, постепенно рос. Если в 1885г. в школах учились всего 19% детей школьного возраста, то в 1902г. – уже 29%. Среди молодежи доля грамотных была намного выше, чем среди стариков.
_________________________________
4 Там же. С.71.
5. Там же. С.51
3. Состояние школьного образования в сельской местности
в начале XX века.
Особенно активно развивалось народное образование в годы, предшествовавшие Первой мировой войне. В это время правительство значительно увеличило ассигнования на школы и подняло вопрос о введении всеобщего начального обучения. Хотя соответствующий закон не был принят, общество с энтузиазмом поддержало эту идею. Многие уездные земства Тамбовской губернии начали реализовывать проекты создания школ, рассчитанные на то, чтобы к 1918-1920гг. предполагалось сделать начальное образование доступным для всех детей. К 1914 году в губернии действовало около 2700 школ, 59% из них – земские. Обучение охватывало уже 57% детей школьного возраста. Прогресс в развитии начального образования был налицо, причем решающую роль в его достижении сыграло не государство, а общество.
Однако Первая мировая война, революция и гражданская война перечеркнули планы введения всеобщего обучения. Проблема преодоления неграмотности осталась нерешенной: накануне революции грамотой владели всего 20% населения Тамбовщины (по этому показателю губерния стояла на 47-м месте в России). Неграмотность подавляющей массы крестьян продолжала оказывать огромное влияние на ситуацию в тамбовской деревне.
Заключение
Данная творческая работа призвано в какой-то степени помочь педагогам в решении обозначенных выше проблем. Ведь становление гражданина во многом начинается с формирования чувства сопричастности к событиям, происходящим на уровне города, села, региона.
Она содержит материалы, которые могут быть использованы учителем как при подготовке к урокам, так и для организации работы учащихся на самом уроке. Так, учащимся будет интересно сравнивать учебные предметы, изучавшиеся в период с конца ХIХ до начала XX века (до 1914 года).
В ходе исследования было доказано, что Земские и церковно-приходские школы стали основными типами начальных учебных заведений на селе. Народные училища Министерства народного просвещения, содержащиеся за счет казны, составляли всего 1-2% от общего количества начальных школ в губернии.
Литература
- Адрес-календарь и справочная книжка Тамбовской губернии на 1913 год. – Тамбов, 1913.
- Андреевский А. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов, 1911.
- 200 лет Тамбовской губернии и 60 лет Тамбовской области: Историко-статистический сборник. – Тамбов, 1997.
- Есиков С.А. Крестьянское хозяйство Тамбовской губернии в начале ХХ века. – Тамбов, 1998.
- Кирсанов И.Н. Тамбовский край в конце XIX - начале XX вв. Тамбов, 2006.
- Муравьёв Н.В. Из истории возникновения и развития образовательных школ в городах и сёлах Тамбовской области. – Тамбов, 1972.
- Орлова В.Д. Учебный материал по истории русской культуры и быта (XIX-начало ХХ вв.). – Тамбов, 1994.
- Отчёт о деятельности Тамбовского Епархиального Училищного Совета и состоянии церковно-приходских школ в Тамбовской епархии за 1887/1888 уч.год. Тамбов, 1889.
- Отчёт о деятельности Тамбовского Епархиального Училищного Совета и состоянии церковно-приходских школ в Тамбовской епархии за 1891/1892 уч.год. Тамбов, 1893.
- Отчёт о деятельности Тамбовского Епархиального Училищного Совета и состоянии церковно-приходских школ в Тамбовской епархии за 1895/1896 уч.год. Тамбов, 1897.
- Просветов Р.Ю. Из истории Тамбовского края. Учебно-методический материал. – Тамбов, 2002.
- Розов Ю.А. Земства Тамбовщины и их роль в народном просвещении// II Державинские чтения..- Тамбов, 1996.
- Сборник материалов и статистических сведений по народному образованию в Тамбовской губернии. Издание Тамбовской Губернской Управы. Тамбов, - 1901.
- Тамбовская энциклопедия. Гл. научный ред. Л.Г.Протасов. – Тамбов, 2004.
- Тамбовское крестьянство: от капитализма к социализму (вторая половина XIX – начало ХХ века). Сб. науч. статей. Вып.1. – 4. – Тамбов, 1996-2002.
- Фурсова С.В. История народной школы Тамбовской губернии в пореформенный период (1861-1904гг.). – Тамбов, 2000.
- Черменский П.Н. Прошлое Тамбовского края. – Тамбов, 1961.