Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма. 1-я Всероссийская Конференция прошедшая в РГО 24-26 марта 2009 г.

Голубев Сергей Вадимович

Сакральная география.

 Поверхность земного шара покрыта множеством объектов,  так или иначе соотносимых с категорией священных – сакральных, т.е. особо почитаемых, имеющих непреходящую ценность в индивидуальном и коллективном сознательном и бессознательном народов.

Человечество присваивает статус «священных» горам и рекам, пещерам, камням, рощам, дорогам, местам жизни великих людей и кладбищам, развалинам древних сооружений, книгам, храмам и иным памятникам культурного, исторического и природного наследия.

Эти сакральные объекты  лежат в основе  исторической самоидентификации народов, их самооценки, национальной гордости, и, несомненно, в сильнейшей степени влияют на их дальнейшее развитие.

Священные объекты Земли объединяют народы и государства, благодаря им люди получают веру в смысл жизни, утешение в горестях, опору в завтрашнем дне, силу и здоровье. Используя их, совершают особо значимые культовые обряды и ритуалы….

В СССР данное направление науки просто не существовало, ему  «повезло» так же, как генетике и кибернетике.

Многие и сегодня отрицают само понятие сакральной географии, однако, данное направление науки появилось, судя по всему, задолго до Геродота, считающегося «отцом» истории. В дошедших до наших дней его сочинениях описаны многие особо значимые и почитаемые объекты народов Ойкумены (святилища, храмы, места необычных природных явлений, памятных битв …).

Этимологически  понятие «сакральный», пришедшее в русский язык, как полагают из латыни, вполне соотносимо с традиционным синонимом «священный»: «В узком смысле «священным» называется нечто, «обладающее святостью, освященное, связанное с религиозным культом»; также священным может называться и «нечто, ведущееся в интересах религии».

В более широком смысле данный термин употребляется по отношению к вещам, не связанным с религией; так, священный — это: «Особенно дорогой, глубоко чтимый, заветный. // Такой, на который нельзя посягнуть; неприкосновенный. // Нерушимый, незыблемый. // Возвышенный, благородный. // Высокий, почетный. // Предпринятый, ведущийся с освободительной целью, за справедливое дело (о войне, сражении, бое). // Почтительный, благоговейный». Кроме того, в понятии «сакральный» присутствует также значение «обрядовый, ритуальный».[Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. М., 2000.]

В целом определение «сакрального» не сводиться исключительно к обозначению религиозных объектов, а обозначает все особенно ценное, особо значимое в историко-культурном наследии народов. При этом «сакральное» так или иначе, всегда связано с вполне определенной мистичностью, что наиболее наглядно видно в сфере религии — явлении сугубо мистическом (связанным с Богом и сферой божественного), имеющим для множества людей особую ценность.

В отличие от религиозных объектов, предполагающих приобщенность к божественному, светские сакральные объекты основаны на иной мистике — восходящей к категориям рождения, совершенства, подвига, силы, Родины, героической смерти и др.

Следует отметить, что граница между «священным» и просто «особенно ценным» (в обыденном, не сакральном смысле) часто трудноуловима.

Например: глубоко мистичным понятием является смерть человека, и, как следствие, к числу сакральных объектов традиционно относятся захоронения, места кремации, памятники в честь событий, связанных со смертью (даже в том случае, если перечисленные объекты не относятся ни к какой религии).

Сакральный статус могут иметь объекты, связанные с культом предков, государственной властью, личностями носителями гениальности, величием природы, ратным героизмом ….

Таким образом, в числе географических объектов, имеющих сакральный статус, могут рассматриваться наиболее «значимые» места, связанные с жизнью выдающихся людей и судьбоносными историческими событиями, святыни государственной власти, мемориалы, хранилища культурных ценностей (музеи, библиотеки), знаменитые природные урочища, престижные учебные заведения и т. д.

Сакральные объекты особой значимости притягивают внимание людей, проживающих в отдаленных от них местах, в других городах и странах, людей с другими культурно-историческими традициями. Это явление издревле порождало потоки паломников и любопытствующих, к которым со временем  добавились и потоки светских туристов, приносящих весомый вклад в бюджет государств, на территории которых расположены такие объекты.

Подобный познавательный туризм существовал и в СССР, а сейчас в России и странах СНГ активно развивается и другая составляющая этого подсознательного любопытства - паломнический туризм.

Считая это явление системообразующей частью туристической отрасли, нельзя не обратить внимание ее важнейшие составляющие, связанные с патриотическим воспитанием молодежи и консолидацией народов России.

Сакральная география — это система историко-географических знаний об особо почитаемых и священных объектах природного, культурного и исторического наследия. В сакральной географии изучаются виды объектов, их местонахождение, история возникновения, современные традиции связанные с этими объектами, их значение в жизни народа и другие свойства...

Этнограф В. Л. Огудин, изучая почитаемые объекты, выделил шесть функций, которые эти объекты выполняют для населения, проживающего на прилегающей к ним территории. В их числе следующие:

1) консолидирующая – объединяющая функция — культовый объект выступает как условный центр определенной территории, в пределах которой проживают члены родовых групп или религиозных общин;

2) медиаторная – посредническая функция — культовый объект играет посредническую роль между человеком и богом в религиозной структуре мироздания;

3) коммуникативная – собирательная функция — культовый объект является центром общественной жизни;

4) протекторная – защитная функция — объект или стоящие за ним силы защищают людей, проживающих на определенной территории или входящих в определенную социальную группу;

5) лечебная функция — объект способствует оздоровлению;

6) природоохранная функция — объект способствует сохранению и преумножению животного и растительного мира на окружающей территории.

Изначально, издревле сакральные объекты выполняли объединяющую роль для членов рода, племени, народов, проживающих на одной и той же территории или родственных народов заселивших обширные пространства.

Простейшими объединяющими объектами являются родовые святилища, которыми, как показывают исследования, с древнейших времен являлись природные объекты расположенные недалеко от места поселения людей, а в более позднюю эпоху, как показывают данные археологии, занимали в поселениях центральное место. На территории родовых святилищ хранились реликвии рода. Наряду с небольшими родовыми святилищами, значительно большую, племенную консолидирующую функцию выполнял некий особо выделенный природный объект, одинаково почитавшийся всеми родами: священная роща, причудливая скала, пещера…

Священная роща Хетага, находящаяся в Северной Осетии, является святилищем нескольких родов, каждый из которых имеет здесь свою поляну для молений и проведения праздников.

На индонезийском острове Бали центром поклонения местного населения является гора Агунг.

Святилища более крупного масштаба объединяют племенные союзы и целые народы, населяющие обширные территории.

Так австралийское святилище Юлуру является местом почитания двух сотен племен аборигенов. Для якутов священны Табагинский и Кангаласский мысы, связанные с возникновением народа как такового.

Сплачивающим объектом может стать и объект культурного наследия. У каждого народа существуют свои священные архитектурные символами, «гербы», флаги, знаки. Так, символом России является Московский кремль, Греции - афинский Парфенон, Турции — Айя-София, Франции — Эйфелева башня, Англии — Биг-Бен…

Отмечено, что один и тот же объект, пользующийся поклонением, может соответствовать сразу нескольким из перечисленных функций (может быть, даже всем сразу).

Например, святилища и храмы являются местом молитвы, обращения к богам (медиаторная функция).

Наиболее крупные и прославленные из них выступают символами территориального объединения народов (консолидирующая функция), в праздничные дни храмы служат центром общественной жизни (коммуникативная функция), святыни, хранящиеся в храмах, выступают покровителями и защитники народа и его жизненного пространства (протекторная функция), обладают некими целительными свойствами (лечебная функция).

Наконец, свершение ритуальных действия, направленные на сохранение и благоденствие окружающей природы  (природоохранная функция), что более характерно для святилищ древних традиционных (т.н. языческих) религий.

24-26 марта 2009 г. в Санкт-Петербурге, в Русском Географическом обществе прошла 1-я всероссийская научная конференция «Сакральная география. Аспекты познавательного и паломнического туризма», организованная Комиссий научного туризма РГО, Кафедрой страноведения  и международного туризма Санкт-Петербургского Государственного Университета и Институтом историко-географического наследия.

 

С.В. Голубев (Действительный член Русского Географического общества)