конспект к уроку истории
тема: Реформа Столыпина П.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_uroka_reforma_stolypina.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока истории
Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина
Задача урока: Рассмотреть причины реформы, её основные положения, результаты.
Обучающая цель:
- Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрной политики.
Развивающая цель:
- Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей, ведение диалога.
Воспитательная цель:
- Воспитание нравственного отношения к историческим событиям.
Оборудование:
- Портрет П.А. Столыпина.
- Мультимедийная презентация по теме.
- Фрагмент в/ф “Россия XX века. Реформа Столыпина” (с использованием сети интернет)
- Рабочие тетради.
- Учебник. История России. XX - начало XXI века / Под ред. Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т., Петрова Ю.А. М. «Русское слово» 2013 г.
План:
- Цели реформы
- Основные мероприятия и осуществление реформы.
- Итоги и значение реформы.
Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.
П.Столыпин
Ход урока
На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.
Постановка проблемы:
- Какая проблема особо остро стояла перед правительством?
- Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики после 1961 года?
Предполагаемые ответы обучающихся:
- крестьянская община,
- отрезки,
- выкупные платежи,
- помещичье землевладение,
- малоземелье крестьян
Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.
Преподаватель: Перед государством в период развития революции на первое место выходит крестьянская проблема, которую необходимо срочно решать. 9 июня 1906 Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.
Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.
24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.
Мотивация на новую тему (постановка проблемы):
Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.
В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?
На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы.
Объявление темы, запись темы в тетрадях.
Ознакомление с планом изучения нового материала.
Основная часть
Даётся краткая характеристика государственному деятелю П.А. Столыпину.
Задание: Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина.
Цели аграрной реформы.
Работа с учебником (§ 6, с. 48-54).
Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.
Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:
“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.
Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.
Модернизация страны.
Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.
Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.
Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года (распечатка текста на столах студентов)
Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).
Основные мероприятия аграрной реформы:
работа с § 6 учебника (по группам):
- I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины;
- II группа: Переселенческая политика
- III группа: Крестьянский вопрос: кооперация
Выступления представителей групп:
Обобщение ответов, вывод записать в рабочие тетради (можно в виде схемы)
Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.
Работа с понятиями:
Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.
Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.
Вопрос: Кому выгодно данное мероприятие?
Предполагаемый ответ: Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.
Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.
Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.
Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.
Результаты реформы.
Просмотр видеофильма.
Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.
Подведение итогов урока.
П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.
Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.
Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку. Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).
Вывод по уроку:
В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.
Закрепление:
Написать синквейн по теме.
Домашнее задание: § 6. Повторить основные термины, даты, причины и итоги реформы П.А.Столыпина.