Рабочая программа педагога "История 5 класс"
Рабочая программа педагога по "История 5 класс" сформирована на основании учебника "История Древнего мира" - 5 класс, авторы: А.А. Вагасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. Расчитана на 68 учебных часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpp_5_istoriya.docx | 63.53 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя школа №16»
«Согласовано» Руководитель МО ФИО_____________ Протокол_______ от «__»___________2013г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР МОУ СШ №16 «__»_________________2013г. | Утверждено Директор МОУ СШ №16 _______________________ Ишутина Т.В. Приказ № _____ от «___»__________ 2013 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «История»
5 класс
(учебник 5 класса под редакцией А.А. Вагасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой)
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета школы
Протокол № ___ от «__»_____2013
2013-2014 учебный год
2. Пояснительная записка.
2.1. Нормативно-правовые документы.
Настоящая рабочая (учебная) программа по истории Древнего мира составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования на базовом уровне по истории, ФБУПа (2004 г.).
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 5 классе.
Рабочая программа по истории в 5 классе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Сборника нормативных документов История / составитель Э.Д Днепров, А.Г. Аркадьев Москва «Дрофа» 2004г., / и авторской программы А.А. Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой «История Древнего мира» издательство «Просвещение», Москва 2007 г.
2.2. Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе. В цели курса входят: осветить взаимодействие человека с окружающей средой, экономическое развитие древних обществ, формы социального и политического строя; показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роли в истории и культуре; охарактеризовать становление идей и институтов, понимание необходимо современному человеку и гражданину; раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем.
Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Изучение древней истории основывается на цивилизационном подходе к историческому процессу, особое внимание акцентируется на тесной взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер. Основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация» (в двух значениях – «ступень развития» и «культурная общность»).
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
2.3. Цели и задачи обучения:
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели и задачи изучения курса истории в 5 классе
Цели:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи курса:
- развивать умения работы с книгой и с картографическим материалом;
- формировать навыки пересказа материала учебника;
- формировать умения пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий.
- формировать представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
- развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
2.4. Место предмета в учебном плане
Учебный план МОУ «Средняя школа №16» предусматривает изучение истории в 5 классе в объеме 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
3. Учебно-тематический план
№ | Название раздела и тем | Количество часов |
Раздел 1. Жизнь первобытных людей | 9 часов | |
1 | Первобытные собиратели и охотники. | 3 |
2 | Первобытные земледельцы и скотоводы. | 6 |
Раздел 2. Древний Восток | 19 часов | |
1 | Древний Египет. | 7 |
2 | Западная Азия в древности. | 7 |
3 | Индия и Китай в древности. | 5 |
Раздел 3. Древняя Греция | 20 часов | |
1 | Древнейшая Греция. | 3 |
2 | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. | 8 |
3 | Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии. | 5 |
4 | Македонские завоевания в IV веке до н.э. | 4 |
Раздел 4. Древний Рим | 18 часов | |
1 | Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией. | 3 |
2 | Рим – сильнейшая держава Средиземноморья. | 3 |
3 | Гражданские войны в Риме. | 4 |
4 | Могущество и гибель Римской империи. | 10 |
Резервные уроки | 2 | |
ИТОГО | 68 |
4. Основное содержание курса (38 часов)
Введение в историю
История – наука о прошлом человечества. Что изучает история древнего мира? Исторические источники. Географическое и историческое пространство.
Цивилизация и её составные части. Культура материальная и духовная. Цивилизации – культурные общности, существующие во времени и пространстве. Отличие одной цивилизации от другой.
Раздел I. Жизнь первобытных людей (9 часов)
Первобытные собиратели и охотники.
Наука и религия о происхождении человека. Родство человека с животным миром и основные отличия от животных. Древнейшие орудия труда. Среда обитания древних людей и возможности их выживания. Занятия и жизнь древнего человека.
Изобретение новых орудий труда; одежда и жилища. Использование огня. Овладение речью. Присваивающее хозяйство древнего человека: собирательство, охота, рыболовство. Совершенствование орудий труда. От человеческого стада к родовому строю.
Зарождение искусства. Наскальная живопись. Появление религиозных представлений.
Первобытные земледельцы и скотоводы.
Совершенствование орудий труда. Переход к производящему хозяйству – возникновение земледелия и скотоводства. Начало развития ремесла и торгового обмена. Род и племя.
Начало обработки металлов. Новые изобретения (плуг, колесо). Появление знати. Соседская община. Возникновение рабовладения. Возникновение условий для появления государства. Появление письменности.
Счёт лет в истории. Лента времени.
Основные исторические термины и понятия: Собирательство, орудие труда, «человек разумный» родовая община, рубило, копьё, гарпун, мамонт, религиозные верования, обряд, сверхъестественные силы, оборотни, земледелие, скотоводство, мотыга, серп, прядение, ткачество, племя, старейшина, совет старейшин, идол, боги, ремесло, плуг, соседская община, неравенство, вождь, знать, раб.
Раздел II. Древний Восток (19 часов)
Древний Египет.
Возникновение древнеегипетской цивилизации. Значение реки Нил для развития земледелия в древнем Египте. Оросительная система. Шадуфы. Северное и Южное царства. Объединение Египта. Общественное устройство Древнего Египта.
Труд земледельцев. Ремесла и торговля. Быт простых египтян. Рабы и их положение в Древнем Египте.
Власть и положение фараонов. Нравы и обычаи при дворе фараонов. Египетские вельможи (государственная служба, положение в обществе и быт). Писцы и их роль в структуре Древнеегипетского государства.
Обожествление египтянами сил природы. Боги и жрецы. Древнеегипетская мифология. Вера в загробную жизнь. Жрецы и религиозные обряды. Обожествление фараона. Пирамиды. Строительство и украшение храмов. Изобразительное искусство Египта.
Обучение в Древнем Египте. Школы писцов. Иероглифическая письменность. Египетские папирусы. Древнеегипетская литература.
Западная Азия в древности.
Местоположение Междуречья, природа и климат. Основные занятия населения. Роль ирригации в жизни народов древнего междуречья. Возникновение городов-государств и жизнь в них. Боги и храмы Междуречья. Клинопись.
Образование Вавилонского царства. Правление Хаммурапи и его законы. Роль законов в древнем обществе. Город Вавилон – «ворота богов». Занятия и быт простых вавилонян. Рабство в Вавилонии.
Занятия древних финикийцев. Развитие ремесла и торговли. Расцвет финикийских городов. Основание колоний и дальние путешествия финикийцев. Древнейший алфавит и его значение для развития письменности.
Еврейские племена скотоводов-кочевников. Мифы и предания древних евреев. Религия.
Положение Ассирии. Перемены в хозяйстве и военном деле. Ассирийское войско. Завоевания ассирийских царей и создание первой мировой державы. Столица Ассирии – Ниневия. Царский дворец и его украшения. Религия и научные знания в Ассирии. Библиотека Ашшурбанипала.
Персидские завоевания. Персидская держава при Дарии I – «царство стран».
Индия и Китай в древности.
Природные условия древней Индии. Население и его основные занятия. Индийские касты. Представление о богах и переселении душ. Культура древней Индии.
Зарождение китайской цивилизации. Особенности государства и религии в Китае. Учитель мудрости – Конфуций. Китайская религии я и мифология.
Деятельность Цинь Шихуанди. Власть китайского императора. Великая китайская стена. Достижения хозяйства. Культура Древнего Китая.
Основные исторические термины и понятия: Государство, царь, казна , папирус, дельта, пороги, ил, разлив, оазис, рельеф, фараон, вельможа, писец, налог, шадуф, амулет, гробница, благовония, бронза, пехотинцы, колесницы, дротики, наемное войско, храм, жрецы, мумия, саркофаг, пирамиды, «семь чудес света», сфинкс, обелиск, колонна, портрет, иероглифы, папирус, свиток, геометрия, астрономия, города-государства, клинопись, закон, ростовщик, колония, алфавит, кочевники, единобожие, заповеди, скрижали, завет, филистимляне, таран, держава, Ниневия, Джунгли, хлопчатник, сахарный тростник, каста, брахманы, отшельник, шахматы, дракон, бамбук, иероглифы, гунны, бойница, компас, шелк, бумага.
Раздел III. Древняя Греция (20 часов)
Древнейшая Греция.
Природа материковой и островной Греции. Занятия древних греков. Легенды и предания. Источники знаний по истории Древней Греции.
Древнейшее Критское царство. Миф о Тесее и Минотавре. Миф о Дедале и Икаре. Кносский дворец. Древнейшая греческая письменность. Гибель Критского царства и Микен.
Поэма Гомера «Илиада» как памятник культуры и исторический источник. Троянская война и её причины.
Поэма Гомера «Одиссея».
Боги – покровители сил природы и человеческих занятий. Миф о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Цикл мифов о Геракле. Культура – объединяющий стержень древнегреческой цивилизации.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием.
Освоение железа в Древней Греции. Развитие ремесла и торговли. Образование полисов. Особенности полисной организации. Граждане полисов. Местоположение и особенности природных условий Аттики. Занятия населения. Афины – главный город Аттики. Политическое господство аристократии. Положение простых земледельцев.
Демос и аристократия. Законы Драконта. Законодательство солона6 отмена долгового рабства и перемены в управлении государством. Основные черты афинской демократии.
Природа и хозяйство Лаконики. Плутарх о спартанцах. Отношения между спартанцами и илотами. Управление и военное дело в Спарте. Спартанское воспитание. Власть аристократии в спартанском полисе.
Зарождение и значение Олимпийских игр, их общегреческий характер. Подготовка атлетов к Играм. Порядок проведения. Виды состязаний. Награждение победителей .Легенды о знаменитых атлетах древности.
Причины греческой колонизации. Основание колоний и их связи с метрополиями. Значение греческих колоний в Средиземноморье.
Причины Греко-персидских войн. Угроза порабощения эллинского мира. Марафонская битва и её значение. Создание Афинского морского союза. Фемистокл. Бой в Фермопильском ущелье Саламинское сражение. Разрушение Афин персами. Значение победы греческих полисов над восточной деспотией.
Возвышение Афин в V веке до н.э. и расцвет демократии.
Восстановление города после разрушения его персами. Быт простых граждан. Гавани Пирея. Труд рабов и их положение в обществе.
Главная площадь Афин – Агора. Район Афин Керамик и искусство изготовления чернофигурных и краснофигурных сосудов. Архитектурный ансамбль афинского Акрополя. Путешествие по Акрополю.
Система образования и воспитания афинских граждан (школы, палестры, гимнасии). Кто учился в афинских школах. Чему и как учили. Греческий алфавит. Домашнее образование. Педагоги.
Праздники в честь Диониса. Возникновение театра. Трагедия и комедия. Устройство театров и актёры. Значение театров в общественной жизни полисов.
Возвышение Афин. Положение афинских граждан и их союзников. Афины при Перикле. Война со Спартой. Народное собрание, его функции и порядок работы. Суд черепков. Система государственных должностей и плата за них.
Македонские завоевания в IV веке до н.э.
Македонское царство – природа, особенности хозяйства, организация войска. Царь Филипп и подчинение им Греции. Приход Александра к власти.
Походы Александра Македонского на восток. Гибель Персидского царства и создание державы Александра. Идея всемирного завоевания и поход в Индию. Смерть Александра. Распад державы Александра Македонского. Александрия Египетская.
Основные исторические термины и понятия: лабиринт, фреска, Микены, Троя, мифы о Троянской войне,Гомер, Гектор, Приам, Ахиллес, Агамемнон, Патрокл, Гефест,Итака, циклоп, Посейдон, Алкиной, сирена, сатир, нимфа, полис, демос, ареопаг, архонты, демократия, граждане. Драхма, Народное собрание, илоты, лаконичная речь, пираты, скифы, мрамор, хитон, гиматий, атлет, пятиборье, ипподром, стратег, фаланга, триера, верфь, переселенцы, пошлина, вольноотпущенник, Совет пятисот, керамика, пифос, амфора, портик, фронтон, кариатиды, педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие, театр, сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия, оратор, бобы, Междоусобные войны, осадная башня, филиппика, маяк, музы, геометрия.
Раздел IV. Древний Рим (18 часов)
Рим: от его возникновения до установления господства над всей Италией.
Цивилизация этрусков и греческие колонии на территории Италии. Миф об основании Рима. Возникновение римской гражданской общины. Особенности хозяйства и общественной организации в раннем Риме. Верования и обычаи древних римлян.
Военное дело в римском обществе (структура и комплектование армии, представления о воинской доблести и долге гражданина). Покорение народов Италии и война с царём Пирром. Образование и структура римско-италийского союза.
Предания о первых римских царях. Установление республики в Риме и ее аристократический характер. Борьба плебеев и патрициев и её влияние на систему управления.
Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.
Борьба Рима с Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье. 1-я, 2-я Пуническая война. Образование первых римских провинций. Вторжение Ганнибала в Италию, битва при Каннах. Поражение Карфагена. Сципион Африканский.
Разгром Сирии и подчинение Македонского царства. Союзы греческих городов под властью Рима. Установление римского господства на всём Средиземноморье (разрушение Коринфа и Карфагена, контроль над морскими путями и зависимыми территориями).
Перемены в римском обществе, вызванные завоевательной политикой. Значение рабства в экономике Рима. Рабство и гладиаторские бои. Жизнь и быт римлян. Городская культура.
Гражданские войны в Риме.
Кризис полисной организации в Римской республике. Разорение земледельцев и законодательство братьев Гракхов. Перемены в комплектовании армии и их значение. Гражданские войны в римской республике. Восстание Спартака – причины, ход и значение его для римской истории.
Кризис республики в Риме. Первый триумвират и возвышение Юлия Цезаря. Завоевание Галлии. Установление диктатуры Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель. Новые гражданские войны и падение республики. Борьба Антония и Октавиана за власть. Октавиан август – первый римский император.
Могущество и гибель Римской империи.
Личность императора Нерона. Сенека и Нерон. Пожар в Риме
Евангелие о земной жизни Иисуса Христа. Первые христианские общины и их состав. Гонения на христиан. Распространение христианства в Римской империи
Взаимоотношения Римской империи с её соседями. Захват новых владений и оборона старых. Император Траян – «лучший из императоров». Переход империи от захвата земель к обороне по всем рубежам.
Рим («вечный город») – столица средиземноморского мира. Центры городской жизни. Дома и образ жизни знати и плебса. Римские достижения в архитектуре.
Реформы Константина по укреплению империи. Создание новой формы правления. Армия поздней Римской империи. Указ императора Константина и перемены в положении христиан.
Начало Великого переселения народов. Окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Натиск германских на западную Римскую империю. Взятие Рима готами. Распад и гибель Западной Римской империи.
Основные исторические термины и понятия: латины, этруски, весталка. Ликтор, патриций, плебей ,сенат, республика, монархия, консул, галлы, право вето, народный трибун, легион, пунические войны, триумф, император, провинция, имение, амфитеатр, гладиатор, гражданская война, восстание, ветеран, диктатор, диктатура, преторианцы, завещание, империя, даки, христианство, апостолы, евангелие, Страшный суд, колоны, «рабы с хижинами», триумфальная арка, купол, терм, варвары, епископ, церковь, папа, германцы, венеды, готы, вандалы, античная культура.
Резервные уроки – 2 часа
5. Требования к уровню подготовки
В результате изучения курса истории обучающиеся должны
Знать/Понимать:
- Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
- Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
- результаты и итоги ключевых событий истории Древнего мира;
- представителей и памятники культуры Древнего мира, изученные виды исторических источников.
Уметь:
- Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
- Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
- Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы, уметь дискутировать, анализировать фрагменты исторического документа, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение;
- Оперировать историческими понятиями и датами.
- Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
- Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
- давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов источников, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий, объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
- предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
- участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
- Использовать знания об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности
Владеть компетенциями:
- информационно-поисковой;
- учебно-познавательной;
- коммуникативной;
- рефлексивной;
- смыслопоисковой.
6. Учебно- методическое обеспечение
История Древнего мира: под редакцией Вигасина А.А., Годера Г.И., Свенцицкой И.С. М.:Просвещение, 2004.
Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира 5 кл. Выпуск.1. Жизнь первобытных людей. Древний Восток; Выпуск 2. Древняя Греция. Древний Рим. М. «Просвещение» 2008 г.
Учебное электронное издание «История Древнего мира»
Всеобщая история. Атлас. Древний мир. 5 класс, М., Дизайн. Информация. Картография: АТС: Астрель, 2007
Примерная программа основного общего образования по истории 5-9 класс для образовательных учреждений
Программа «История Древнего мира. 5 класс» Изд. «Просвещение», 2008
Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс.-3-е изд-ние к учебному комплекту А.А.Вигасина, Г.И.Годера.. М., «ВАКО», 2007 г.
Н. Кун « Мифы и легенды древней Греции»
З. А. Камышов, К.А. Камышова «300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира
7. Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы и методические пособия
История Древнего мира 5 класс. Поурочные планы по учебнику А.А. Вигасина, Г.И. Годера. М. И.С. Свенцицкой автор-составитель Л.О.Кочергина Изд-во «Учитель»
Тестовые задания для проверки знаний учащихся по Истории Древнего мира 5 класс Изд-во Творческий центр «Сфера»
Творческая Мастерская Учителя «История» 5-11 класса Технологии современного урока Авторы-составители: В.В.Гукова, А.А.Кравченко, Л.И.Михайлова, Е.А.Вах и др. Волгоград
Н.И. Дорожкина «Современный урок истории» Использование Мультимедийных презентаций 5-11 классы М. «Вако» 2009г.
Н. Кун « Мифы и легенды древней Греции»
З. А. Камышов, К.А. Камышова «300 вопросов и ответов по истории и культуре древнего мира
8. Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | |
План | Факт | ||
Раздел 1. Жизнь первобытных людей (9 часов) Тема 1. Первобытные собиратели и охотники – 3 часа | |||
1/1 | Древнейшие люди | ||
2/2 | Родовые общины охотников и собирателей | ||
3/3 | Возникновение искусства и религиозных верований | ||
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы – 6 часов | |||
4/4 | Возникновение земледелия и скотоводства | ||
5/5 | Появление неравенства и знати | ||
6-8/6-8 | Счет лет в истории | ||
9/9 | Контрольная работа по разделу Жизнь первобытных людей | ||
Раздел 2. Древний Восток (19 часов) Тема 1. Древний Египет – 7 часов | |||
1/10 | Государство на берегах Нила | ||
2/11 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | ||
3/12 | Жизнь египетского вельможи | ||
4/13 | Военные походы фараонов | ||
5/14 | Религия древних египтян | ||
6/15 | Искусство Древнего Египта | ||
7/16 | Письменность и знания древних египтян | ||
Тема 2. Западная Азия в древности – 7 часов | |||
8/17 | Древнее Двуречье | ||
9/18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | ||
10/19 | Финикийские мореплаватели | ||
11/20 | Библейские сказания | ||
12/21 | Царство Давида и Соломона | ||
13/22 | Ассирийская держава | ||
14/23 | Персидская держава «царя царей» | ||
Тема 3. Индия и Китай в древности – 5 часов | |||
15/24 | Природа и люди Древней Индии | ||
16/25 | Индийские касты | ||
17/26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | ||
18/27 | Первый властелин единого Китая | ||
19/28 | Контрольная работа по разделу Древний Восток | ||
Раздел 3. Древняя Греция (20 часов) Тема 1. Древнейшая Греция – 3 часа | |||
1/29 | Греки и критяне. Микены и Троя | ||
2/30 | Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея» | ||
3/31 | Религия древних греков | ||
Тема 2. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием – 8 часов | |||
4/32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | ||
5/33 | Зарождение демократии в Афинах | ||
6/34 | Древняя Спарта | ||
7/35 | Основание греческих колоний | ||
8/36 | Олимпийские игры в древности | ||
9/37 | Победа греков над персами в Марафонской битве | ||
10-11/ 38-39 | Нашествие персидских войск на Элладу | ||
Тема 3. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии – 5 часов | |||
12/40 | В гаванях афинского порта Пирей | ||
13/41 | В городе богини Афины | ||
14/42 | В афинских школах и гимнасиях | ||
15/43 | В театре Диониса | ||
16/44 | Афинская демократия при Перикле | ||
Тема 4. Македонские завоевания в IV в. до н.э. – 4 часа | |||
17/45 | Города Эллады подчиняются Македонии | ||
18/46 | Поход Александра Македонского на Восток | ||
19/47 | В древней Александрии Египетской | ||
20/48 | Контрольная работа по разделу Древняя Греция | ||
Раздел 4. Древний Рим (18 часов) Тема 1. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией – 3 часа | |||
1/49 | Древнейший Рим | ||
2/50 | Завоевание Римом Италии | ||
3/51 | Устройство Римской республики | ||
Тема 2. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья – 3 часа | |||
4/52 | Вторая война Рима с Карфагеном | ||
5/53 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье во II в. до н.э. | ||
6/54 | Рабство в Древнем Риме | ||
Тема 3. Гражданские войны в Риме – 4 часа | |||
7/55 | Земельный закон братьев Гракхов | ||
8/56 | Восстание Спартака | ||
9/57 | Единовластии Цезаря в Риме | ||
10/58 | Установление империи в Риме | ||
Тема 4. Могущество и гибель Римской империи – 8 часов | |||
11/59 | Соседи Римской империи в первые века нашей эры. В Риме при императоре Нероне | ||
12/60 | Первые христиане и их учение | ||
13/61 | Расцвет Римской империи во IIв. | ||
14/62 | «Вечный город» и его жители | ||
15/63 | Римская империя при Константине | ||
16/64 | Взятие Рима готами | ||
17/65 | Восточная Римская империя при Юстиниане | ||
18/66 | Контрольная работа по разделу Древний Рим | ||
19-20/ 67-68 | Резервный урок |