Рабочая программа История России 7 класс.

Сухорукова Елена Алексеевна

Рабочая программа по Истории России 7 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_istoriya_rossii_7_klass.docx49.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №10»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ___Истории России (6-9 класс)_____

Составлена на основе авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России 6-9 класс». - М.: Просвещение, 2005.

 УМК: - Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2007.

- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2007.

Срок реализации: 2011 – 2015 гг.

Нефтеюганск

Пояснительная записка

Количество часов в год: 40

Количество часов в неделю: 2 часа;

Количество часов по четвертям: I ч. – 18 часов; II ч. – 16 часов; III ч.- 20 часов; IVч. – 16 часов.

Уроков с ИКТ: 20

Нормативные документы, обеспечивающие разработку РП:

–        Закон Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 "Об образовании", ст. 14 п. 5, ст. 15 п.1, ст. 32 п.п  6. и 7.

–        Федеральный  государственный образовательный  стандарт  начального общего образования (Приказ МОиН от 06 октября 2009 № 363, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009), с изменениями, внесёнными приказом Министерства образования и науки от 26.11.2010.

–        Федеральный  государственный образовательный  стандарт основного общего образования,   утвержденным приказом Министерства образования и науки от  17. 12. 2010 №1897.

–        Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Разработанной Институтом  стратегических  исследований в образовании РАО, научные руководители – член – корреспондент РАО А. М. Кондаков,   академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).

–        Примерные программы по учебным предметам (Руководители проекта: член – корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).

–        Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебного процесса (Руководи-тели проекта: член – корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л.П. Кезина. – М.: Просвещение, 2010).

–        «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

–        Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ с углублённым изучением  отдельных предметов №10»

–        Положение МБОУ «СОШ с углублённым изучением  отдельных предметов №10» «Об утверждении рабочих про-грамм»

–        Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением  отдельных предметов №10».

Рабочая программа по истории России разработана на основе авторской программы А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России 6-9 класс». - М.: Просвещение, 2005.

В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом    социально-экономического, политического и культурного  развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает    новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях выпускников школы ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История» в подготовке учащихся 6—9 классов к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие подростками младшего и среднего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых,    освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других на-родов мира. Учебный предмет «История» дает учащимся   широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом    человечества.

Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира не отменяет эту функцию истории, но усиливает ее значение.

История, основанная на достоверных фактах и объективных оценках, представляет собирательную картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей. Она служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, об общественном существовании. Выстраивая эти представления в соответствии с общей линией времени, движения и развития, учебный предмет «История» составляет «вертикаль» гуманитарного знания.

Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Цели и задачи изучения истории в школе на ступени основного общего образования формулируются в виде совокупности приоритетных для общества ценностных ориентаций и качеств личности, проявляющихся как в учебном процессе, так и в широком социальном контексте.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование,   развитие и воспитание личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

В планировании учтены различные формы урока: изложения нового материала самим учителем, комбинированные уроки с элементами лабораторных работ, дискуссии, решения познавательных и проблемных заданий, а также различные формы контроля: текущий контроль – после изучения большой темы и итоговый контроль – в конце года: итоговый тест

УМК:

- Учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2007.

- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Просвещение, 2007.

- Настенные исторические карты

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

1.        Электронный учебник: История России с древнейших времен до начала XX века.

2.        Энциклопедия Истории России 862-1917 гг.

3.       Презентации по курсу истории России с конца XVI века до конца XVIII века.

Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане. Предмет «История» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–9 классах в общем объеме      374 часа, в 5—8 классах по 2 часа в неделю, в 9 классе – 3 часа в неделю.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

· читать историческую карту с опорой на легенду;

· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

· рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;

· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

· соотносить единичные исторические факты и общие   явления;

· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:

· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Содержание курса:

РОССИЯ НА РУБЕЖЕ XVI-XVII ВЕКОВ.

Россия на рубеже веков. Территория. Население. Сословия. Экономический строй. Политический строй. Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Предпосылки и причины смуты. Смена правящей династии. Борьба с иностранной интервенцией. «Семибоярщина». Окончание Смутного времени.

Основные понятия темы

Патриаршество, указ о «заповедных летах», указ об «урочных летах»,  крепостное право, интервенция, Смутное время, гражданская война, восстание.

РОССИЯ В XVII ВЕКЕ.

Политическое развитие страны. Деятельность первых Романовых: учреждение боярской думы и приказов, издание Соборного уложения 1649 г. Церковный раскол. Реформы Никона. Деятельность Аввакума. Особенности культуры и быта. «Бунташный век»: соляной и медный бунты, восстание Степана Разина. Воссоединение Украины с Россией, Смоленская война, русско-польская война, русско-турецкая война, крымские походы.

Основные понятия темы

Старообрядчество, церковный раскол, лепнина, жанр, крепостничество, самодержавие, протопоп, церковный собор, гетман.

РОССИЯ ПРИ ПЕТРЕ.

Двоецарствие в России. Предпосылки петровских преобразований. Сущность реформ Петра Великого. Северная война: причины, ход, последствия, Полтавская битва, Ништадтский мир.

Основные понятия темы

Сенат, Синод, коллегии, реформа, регентство, стрельцы, верфь, гвардия, рекруты, редут, галера, абсолютизм, губерния, фискалы, регламент, бюрократия, бурмистр, ратуши, магистраты, протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт, ревизия, подушная подать, челобитная, майорат.

РОССИЯ В 1725-1762.

Эпоха «Дворцовых переворотов». Правление: Екатерины I, Петра II,Анны Иоанновны, Елизаветы, Петра III. Семилетняя война.

Основные понятия темы

 Дворцовый переворот, конституционная монархия, Верховный тайный совет, «кондиции», фаворит, откуп, подряд.

РОССИЯ В 1762-1801.

Дворцовый переворот 1762г. Правление Екатерины II. Политика «просвещенного абсолютизма». «Золотой век» российского дворянства. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: цели, движущие силы, итог Внешняя политика екатерининского времени. Деятельность А.В. Суворова, Г.А. Потемкина, Ф.Ф. Ушакова. Правление Павла I, последний дворцовый переворот.

Основные понятия темы

Каторга, межевание, монополия, просвещенный абсолютизм, секуляризация, капитал, мортира, обсерватория, суппорт, барокко, классицизм, сентиментализм.

Примерные нормы оценки знаний учащихся.

«5» - материал усвоен в полном объеме, изложен логично, без существенных ошибок, не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны, применяются умения, необходимые для ответа, речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложный вопрос или за подробное исправление и дополнение ответа другого ученика.

«4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение недостаточно систматизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения.

«3» - в усвоении материала имеются существенные прбелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная.

«2» - главное содержание материала не раскрыто, материал не усвоен, ученик отказывается отвечать по теме или обнаруживает незнание ее основных положений.

Критерий оценки ЗУН учащихся по предмету история.

Уровень усвоения

учебного материала

Требования к достижениям учащихся (уровню

подготовки учащихся) в обобщенных терминах

Формулировка требований  в терминах внешней

деятельности.

Оценка «3»

Воспроизведение знаний

Знать терминологию, специфические факты (даты,

события, имена, людей и т.д.). Категории, критерии, методы, принципы, законы, теории и т.д.

Дать определение, называть, формулировать,

описывать. Установить соответствие (между термином определением). Показывать, распознавать, пересказывать, перечислять, выбирать и т. д.

Оценка «4»

Понимание и применения знаний в знакомой ситуации.

Понимать факты, законы, принципы, критерии, теории; понимать прочитанный текст. Применять знания для объяснения,сравнения, для

решения качественных и количественных задач; правильно использовать методы, алгоритмы, процедуры; строить графики, диаграммы, таблицы и др.

Объяснять, соотносить, характеризовать (приводить

характеристики). Сравнивать,устанавливать (различие, зависимость, причины), выделять существенные признаки. Решить, состав что то по готовой схеме, выполнить в соответствии с правилами, продемонстрировать.

Оценка «5»

Применение знаний в

измененной или

незнакомой ситуации.

Интегрировать знания из разных разделов для решения различных проблем, анализировать, обобщать, оценивать. Конструировать, планировать деятельность, эксперимент.

Составить устный или письменный ответ на

проблемный вопрос, написать сочинение. Проводить

исследование, формулировать гипотезу (выводы). Обосновать свою точку зрения или точку зрения автора, отличать факты от мнений, факты от гипотез, анализировать информацию, находить ошибку, высказывать суждения, свое мнение. Давать отзыв или рецензию, высказывать суждение о значении идей, реконструировать.

Календарно- тематическое планирование:

Номер

урока/  дата проведения

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Примечания

Россия на рубеже XVI – XVII вв. (5 часов)

1.

Вводный урок. Россия на рубеже 16-17 веков.

Вводный урок

Территория Российского государства, население, социально-экономическая характеристика, политический строй

Знать понятия: Сословно-представительная

монархия.

Уметь: Работать с исторической картой. Сравнивать территорию Российского государства в разные периоды (от Ивана Калиты до Ивана IV)

2 - 3.

Внутренняя и внешняя  политика Бориса Годунова.

Комбинированный урок

Царь Федор Иванович. Обострение социальных и политических противоречий.

Пресечение династии Рюриковичей. Борис Годунов

Знать понятия: Патриаршество, самозванство, Крестьянское восстание уметь:

отмечать основные тенденции развития государства,  работатьс картой и текстом, сравнивать социально-экономическое развитие Руси до и во время Смуты

4 - 5.

Смута в Российском государстве.

Комбинированный урок

Польская и шведская интервенция. Династические, социальные и международные причины Смуты. Восстание И. Болотникова.

Понятия: Смута, интервенция

Определять причины Смутного времени, показывать по карте города, охваченные гражданской войной, знать основных действующих лиц периода

Россия в XVII в. (11 часов)

6.

Экономическое развитие России в 17 веке.

Урок изучения нового материала

Ликвидация последствий Смуты. Возникновение мануфактур и наемного труда. Города и торговля. Новоторговый устав. Складывание Всероссийского рынка. Становление абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии.

Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, рассеянное предприятие, ярмарка. Устанавливать межкурсовые связи с историей Нового времени, сравнивать экономическое положение России с периодом Смуты и странами Европы. Объяснять причины отставания России. Оформлять результаты своей деятельности в виде таблицы

7.

Сословия Российского общества.

Комбинированный урок

 «Соборное Уложение» 1649 г. и окончательное

закрепощение крестьян. Казачество.

Начало становления абсолютизма

Понятия: Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне, волость, крепостничество, самодержавие.

Знать этапы закрепощения крестьян, находить отличия между наемным и крепостным трудом, составлять сравнительную таблицу. Сравнивать структуру управления в России со структурой стран Европы.

8.

Политическое развитие России.

Комбинированный урок

Политическое развитие в России в 17в. Укрепление самодержавной власти при первых Романовых. Систему управления и самоуправления России в 17 в.

Понятия: самодержавие, думные дьяки,  воеводство, система приказов, челобитная, дьяки,  подьячие, целовальники, полки «иноземного строя».

Уметь  составлять таблицы на основе текста учебника  и исторического документа, выделять главное в тексте учебника.

9.

Власть и церковь.

Комбинированный урок

Самодержавие и церковь. Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум

Понятия: Протопоп, церковный раскол, старообрядчество

Уметь: Объяснять причины конфликта власти и церкви.

Давать сравнительные характеристики Никона и Аввакума

10 - 11.

Бунташный век.

Комбинированный урок

Социальные движения второй половины XVII в. Городские восстания. Восстание под предводительством Степана Разина

Понятия: «Бунташный век»,

прелестные письма

Называть причины выступлений. Знать основные персоналии, показывать на карте основные территории, охваченные движениями

12 - 13.

Внешняя политика России в 17 веке.

Урок изучения нового материала

Присоединение Левобережной Украины и Киева к России. Русско-шведские и русско-турецкие отношения. Освоение Сибири и Дальнего Востока.

Гетман, реестровые казаки.

Знать  и показывать по карте основные направления внешней политики. Называть причины войн, показывать на карте театр военных действий. Составлять устный рассказ

14 – 15.

Культура России в 17 веке.

Урок изучения нового материала

Культура XVII в. «Обмирщение» культуры. Зодчество, образование, литература, живопись, крупнейшие представители духовной и художественной культуры. С. Ушаков. Парсуна. Быт города и деревни

Понятия: «Обмирщение»,  секуляризация культуры.

Выделять особенности развития отечественной культуры, составлять сообщения.

16.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 17 веке».

Повторительно- обобщающий урок

Закрепление знаний важнейших фактов данного периода, обобщить и систематизировать  полученные знания.

Уметь прослеживать причинно-следственные связи ключевых событий.

Россия при Петре. (10 часов)

17.

Предпосылки петровских преобразований.

Урок изучения нового материала

Усиление западного влияния на Россию Стрелецкие восстания. Регентство Софьи. Воцарение Петра I. Великое посольство. Внешняя политика. Азовские походы.

Понятия: Регентство, гвардия.

Давать характеристику состояния России накануне решающих перемен. Выделять главное в тексте учебника

18.

Начало царствования  Петра 1.

Комбинированный урок

Детство, юность и начало царствования Петра 1.

Понятия: регентство, стрельцы, Лавра.

Уметь  находить причинно-следственные связи;   анализировать и обобщать исторические явления.

19 – 20.

Внешняя политика Петра 1.

Урок изучения нового материала

Направления и цели внешней политики России на рубеже 17-18вв.Ознакомить с историей Северной войны, раскрыть историческое значение морских сражений для окончания Северной войны.

Понятия: Верфь, медаль, гвардия, рекруты, регулярная армия, редут,  генеральное сражение, десант,  эскадра, фрегат, линейный корабль, «нарвская конфузия».

Уметь работать с картой, с иллюстрациями, находить причинно-следственные связи при изучении исторических событий,; продолжить работу над развитием умений составлять сравнительные таблицы.

21 – 22.

Преобразования Петра 1. Экономика России в первой четверти 18 века.

Урок изучения нового материала

Реформы в экономике. Политика протекционизма и меркантилизма. Использование зарубежного опыта в сельском хозяйстве, мануфактурном производстве, судостроении. Заводское строительство. Ремесленные цехи. Развитие путей сообщения.

Меркантилизм, приписные крестьяне, подушная подать, протекционизм.

Уметь: составлять схемы, объяснять значение реформ и их влияние на развитие государства

23.

Народные движения первой четверти 18 века.

Комбинированный урок

Последствия социальной политики. Астраханское восстание. Восстание под руководством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей К. Булавин

Работные люди, отходники, посессионные крестьяне ревизия, челобитная

Знать причины восстаний, участников, их требования. Уметь показывать районы восстаний, объяснять причины восстаний и поражения

24 – 25.

Развитие культуры и изменения в культуре и быте в период петровских преобразований.

Урок изучения нового материала

Изменения в культуре, в быту. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве.

Понятия: Ассамблея, гравюра, кант, клавикорды, кунсткамера, цифирные школы, прелестные письма

Готовить сообщения на заданную тему,

выступать с докладом

26.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в первой четверти 18 века».

Повторительно- обобщающий урок

Важнейшие факты данного периода истории. Обобщить и систематизировать изученный материал.

Уметь прослеживать причинно-следственные события исторических событий.

Россия в 1725 – 1762 гг. (3 часа)

27.

Дворцовые перевороты в России.

Урок изучения нового материала

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни

Дворцовый переворот, Верховный Тайный Совет, Конституционная монархия, кондиций. Знать причины дворцовых переворотов, хронику событий и действующих лиц.

28

Внутренняя политика России 1725-1762 гг.

Комбинированный урок

Перемены в системе центрального и местного управления; охарактеризовать внутреннюю политику преемников Петра 1.

Понятия: откуп, подряд.

Продолжить работу над формированием умений и навыков сравнительного анализа.

29.

Внешняя политика России 1725-1762гг.

Комбинированный урок

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель

Главные направления внешней политики, особенности внешней политики. Работать с картой. Составлять хронологические таблицы

Россия в 1762 – 1801 гг. (11 часов)

30 – 31.

Екатерина II. Внутренняя политика Екатерины II.

Урок изучения нового материала

Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Проникновение либеральных идей в Россию. А. Н. Радищев.

Понятия:

Просвещенный абсолютизм, либерализм.

Анализировать политику Екатерины 2, определять значение ее реформ для России, объяснять особенности и  сходства с политикой императоров 18 века. Работа с документами, работа с текстом

32.

Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

Комбинированный урок

Социальные движения второй половины XVIII в. Восстание под предводительством Е. Пугачева

Крестьянская война, уложенная комиссия.  Объяснять причины, итоги, различные оценки восстания. Давать аргументированные суждения. Показывать на карте район восстания

33.

Экономическое развитие России в 1762-1800 гг.

Комбинированный урок

Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Развитие промышленности. Начало разложения крепостнической системы. Сельское хозяйство. Итоги экономического развития

Миссионеры, секуляризация, экономические крестьяне, отходники.

Определять основные черты экономического развития (тенденции и противоречия). Делать вывод о влиянии крепостного права на развитие отраслей экономики.

34 – 35.

Внешняя политика Екатерины II. Русское военное искусство.

Урок изучения нового материала

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение территорий. Русское военное искусство. А. В. Суворов, Т. Т. Ушаков. Участие России в разделах Речи Посполитой.

Протекторат, повод и причина воины.  Определять направление внешней политики. Показывать на карте территориальные приращения. Рассказывать о военных действиях с опорой на термины и даты

36 – 37.

Россия при Павле 1. Внешняя и внутренняя политика России в конце 18в.

Урок изучения нового материала

Павел I. Попытки укрепления режима. Внутренняя политика, изменение порядка престолонаследия. Манифест о трехдневной барщине

Показывать противоречивый характер политики Павла I. Объяснять причины последнего дворцового переворота,  работать с текстом учебника и картой

38.

Культура России во второй половине 18 века.

Комбинированный урок

Развитие просвещения и системы образования в России. Крупнейшие достижения отечественных ученых в области естественных, гуманитарных наук. Выдающиеся памятниками культуры второй половины 18 в.

Понятия: Солдатская школа, воспитательный дом, духовная семинария, университет, паровая машина, барокко,, классицизм, интеллигенция, реализм,  космополитизм.

Закрепить умение учащихся самостоятельно характеризовать произведения искусства; определять ценности изучаемого периода на основе литературных произведений.

39.

Повторительно-обобщающий урок по теме « 18 век в историческом развитии России».

Повторительно- обобщающий урок

Систематизировать знания и создать целостную картину событий. Раскрыть новые связи и отношения изученных фактов и процессов. Проверить знания учащихся и степень усвоенности изученного материала.

Продолжить формирование умений сравнивать исторические события ; выбирать главное среди второстепенных событий и фактов, анализировать исторические сведения по текстам исторических документов.

40.

Итоговый урок.

История России 17-18 вв.

Контрольный урок

Закрепить знания учащихся важнейших фактов; обобщить и подвести итоги изученного материала

Закрепить умения учащихся выделять главное, обобщать, отстаивать свою точку зрения.

Учебно-методическое обеспечение.

      А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Учебник. «История России конец ХVI-XVIII век» - М.: Просвещение, 2005;

      Данилов А.А. , Косулина Л.Г. Поурочные разработки к учебнику «История России конец ХVI-XVIII век » - Волгоград: Учитель;

      Е.В.Калганова ,  Н.В.Сумакова.  Поурочные разработки по история России ХIХ век – Москва: «Вако» 2005;

      Н.Ю.Колесниченко. Тесты по истории  5-11 кл. -М., 2001;

      К.В.Волкова, Н.С.Кочетов Учебно-методическое пособие - Волгоград 2005;

      Поурочные планы - Волгоград 2003;

      Л.И.Зверева.  Тесты. История 5-11 кл.;

     А.А. Преображенский.  Методическое пособие – М: Просвещение. 1989;

      Данилов А.А. , Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь к учебнику «История России конец ХVI-XVIII век» - М.: Просвещение,2008/

Библиографическое описание.

        

Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1991.

Орлов А.С. и другие. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М., 1999.

Павленко Н.Н. Петр Великий. М., 1990.

Павленко Н.Н. Екатерина Великая. М., 1999.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1999.

Просвещенный абсолютизм в России. М., 1998.

История России в картах, схемах, таблицах. М., 2003.