Статья "Общешкольный проект "Славной победе в Отечественной войне 1812 года посвящается...""
В рамках подготовки к празднованию 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года мы в нашей гимназии осуществили большой общешкольный проект, посвященный этому событию и завершившийся проведением общешкольного урока истории. В статье описываются подготовка, основные направления проекта, темы мини-проектов. Думается, что данный материал будет полезен при подготовке к другим общешкольным мероприятиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Общешкольный проект «Славной победе в Отечественной войне 1812 года посвящается…»
Современная стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, требует новые ценности, такие как информация, новая знаниевая парадигма, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном мире требуется человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.
Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени. Одним из них является метод учебного проекта, Он позволяет осуществить:
- проблемный и деятельностный подходы к обучению;
- личностно-ориентированное обучение;
- педагогику сотрудничества.
Под учебным проектом понимается совместная или индивидуальная учебно-познавательная (исследовательская или творческая) деятельность обучающихся, имеющая общую цель – проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата.
Данный учебный проект был предназначен для осуществления учениками всей нашей гимназии, независимо от ступени обучения.
Тема учебного проекта: «Славной победе в Отечественной войне 1812 года посвящается…»
Образовательные, воспитательные и развивающие цели:
В первую очередь, изучить тему «Отечественная война 1812 года», реализовав её образовательные возможности, то есть изучить содержание темы, требуемое базисным учебным планом и образовательными стандартами.
Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, вынесший тяжкое бремя войны, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями,. Но этим воспитательная цель не исчерпывается.
Поскольку проектная деятельность – это деятельность коллективная, то и воспитывает она умения работать и общаться в группе.
В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, эмпатии, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность обеспечивает развитие различных компетентностей учащихся.
В рамках подготовки к общешкольному проекту мы вначале создали творческую группу учителей, которые заразились общей идеей – сделать празднование 200-летия победы Отечественной войны 1812 года – не формальным школьным мероприятием, а действительно, по-настоящему, живым творческим делом. Наверное, нам еще повезло и в том, что двое наших коллег, учитель физики и учитель труда, являются членами военно-исторического клуба и приняли участие в нескольких военно-исторических реконструкциях, в том числе, и на Бородинском поле. Их опыт и их неравнодушие, а так же очень серьезные знания по сути проблемы, безусловно, во многом помогли провести этот проект более организованно и масштабно.
Время работы над проектом: составило около 2-х месяцев.
Режим работы: уроки и внеурочные занятия.
Обеспечение проекта:
Учебники и учебные пособия по истории разных авторов, энциклопедии, справочники, монографии по теме, периодические издания, беллетристика, воспоминания участников войны, ресурсы “Интернет”.
В рамках проведения проекта мы сразу же разделили задачи, которые должны были выполнить ученики по ступеням обучения. Хочу только перечислить все те мероприятия и мини-проекты, которые были выполнены за это время:
Начальная школа:
- Классные часы
- Конкурс на лучший головной убор
- Составление исторических словариков
- Конкурс рисунков
- Посещение передвижной выставки
Основная и старшая школа:
- Участие в школьном туре Всероссийской олимпиады, проводимой фондом «Наше наследие»
- Организация и проведение выставки, посвященной 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года (начальная школа, технология, физика: макет Бородинского сражения, головные уборы солдат и офицеров, вооружение русской и французской армии)
- Подготовка презентаций и защита проектов по темам: «Состав армий», «Выдающиеся полководцы», «Основные сражения», «Партизаны в Отечественной войне 1812 года», «Медицина в условиях войны», «Жизнь тыла», «Памятные места и памятники Отечественной войны 1812 года», «Тема войны в русском искусстве» (история), «Взрывчатые вещества и их применение во время боевых действий» (химия), «Отечественная война 1812 года в числах» (математика),
- Инсценировка к басне И.А. Крылова «Обоз» (литература), инсценировка по рассказам С. Алексеева «Птица-слава» (дополнительное образование)
- Выставка книг, посвященных войне (библиотека), аннотации обучающихся на эти книги
- «Питание солдат в условиях войны» (приготовление солдатской каши на уроках технологии)
- Газеты и презентации на английском языке, посвященные Отечественной войне 1812 года
- Издание брошюры «Памятные места Отечественной войны 1812 года» ( информатика и ИКТ)
- Брейн-ринг между обучающимися 8-х классов
- «Памятные даты русской истории» на уроках китайского языка
- Экскурсия в Москву и посещение «Бородинской панорамы»
- Конкурс на лучший вопрос бронзовому призеру по плаванию на Олимпийских играх в Лондоне Евгению Логунову и проведение встречи с ним (девиз: «Гордимся не только военными, но и нашими спортивными победами») (физкультура)
Завершилась работа над проектом общешкольным уроком истории, который проводился в актовом зале. На нем присутствовали ученики всех классов с 1 по 11-й. Урок получился очень глубоким, эмоционально окрашенным, не оставившим никого равнодушным.
Выводы:
Осуществление учебного проекта в целом прошло успешно, в нем приняли участие практически все ученики гимназии. Проектная деятельность обогатила их личностный опыт, позволила им четче осознать свои интересы, совершенствовать умение работать с информацией, актуализировать знания по предметам и конкретной теме и применять их в своей учебной и внеучебной деятельности.
Работа над проектом принесла многим учащимся удовлетворение, позволила почувствовать себя творцами, исследователями нового, способствовала становлению личностных компетентностей.
Использованная литература.
Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000
Крылова Н., Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования//Народное образование 2005. - №2, - стр. 113-121.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/Под. ред. Е. С. Полат. – М., 2000
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2004
Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005
Ястребцева Е. Н. Пять вечеров. – М., 1998