Методическая разработка урока по теме "Арабская культура".
Предварительный просмотр:
Открытый урок по истории по теме
«Тысяча и одна ночь»: чудеса арабской культуры».
Цели:
- Познакомить учащихся с арабской культурой;
- Продолжить развивать речь, мышление, умение сравнивать, умение анализировать;
- Воспитывать чувство прекрасного, интерес к предмету.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
Тема: «Чудеса арабской культуры».
Сегодня на уроке мы познакомимся с арабской культурой, с особенностями архитектуры и письма. Узнаем об открытиях ученых того времени. Поработаем с учебником, картой. В конце урока - небольшая игровая часть, которой закрепим материал.
Прежде чем начать изучать новый материал, я предложу вам вопрос, на который вы ответите в конце урока.
Какие ценности почерпнула современная мировая цивилизация из средневекового мусульманского мира?
А как же возникла арабская культура?
Когда арабы завоевали древние страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки ничто не предвещало, что здесь произойдет чудо рождения блестящей культуры.
Но это все-таки случилось.
Арабы принесли ислам, который легко приняли местные жители. Именно он стал основой развития культуры мусульманского Востока.
Какую роль в жизни арабов сыграло принятия ислама?
Искусство, литература, письменность, наука развивались под сильнейшим влиянием религиозного и нравственного учения Мухаммеда.
Вы помните, что на первых порах оно было терпимо к иноверцам — христианам и иудеям. Открытость раннего ислама позволила усвоить великие культурные традиции завоеванных арабами народов.
Так и получилось, что в мусульманской культуре средневекового Востока вплетены нити греческих и персидских, армянских и индийских, римских, египетских культурных традиций.
Арабский язык стал общим языком повседневной жизни и общения многих культур.
По - арабски читали Аристотель, Платон, Гиппократ, Евклид и другие.
Арабский язык стал языком культуры мусульманского Востока.
Вспомним, кто такой халиф? Их роль? Где жили?
Недалеко от Вавилона, на берегу р. Тигр, находилась столица халифата — Багдад (работа с атласом). В центре Багдада высилась огромная круглая крепость, символ неба. За ее стенами располагались еще кольцо укреплений. Здесь и находился дворец халифа. Купол дворца ослепительно сиял в лучах солнца. Но жара не докучала халифа и других обитателей дворца. Шумели фонтаны, благоухали цветы.
В учебнике (в параграфе) найти как жили халифы и чем занимались.
Любили поэзию. В стихах размышляли о Боге, объяснялись в любви, рассказывали о жизни.
Великой поэмой была «Книга царей» ( «Шахнаме»). 35 лет Фирдоуси работал над ней. 52 тысячи двустиший повествует о древности Персии.
Какие вы знаете арабские произведения, сказки?
Но не все находили понимание и помощь. Судьбы некоторых мыслителей сложились трагически. Их обвиняли в вольномыслии, слишком свободном обращении со священными тестами Корана.
И все-таки дворцы мусульманских правителей всегда были центрами культурной жизни средневекового арабо-мусульманского Востока.
Рассмотрим храмы арабо-мусульманского мира.
- Сообщение «Мечети» ( задано заранее ученику).
Со временем мечети изменились, Перемены практически не затронули внешний облик, но зато внутренняя отделка до сих пор поражает богатством и изобретательностью.
«Чернила и кровь» .
Узоры, украшавшие мечеть , называются арабесками. Очень похожи на тонкую вязь арабской письменности.
В искусстве каллиграфии с арабами не может сравниться никто.
Каллиграфия — искусство красивого письма.
Специально заточенные перья - калам - в руках искусного мастера превращались в волшебные палочки. Из обычных букв создавались произведения искусства.
Арабские рукописи чрезвычайно нарядны. Но ни в мечетях, ни во дворцах, ни в рукописи не найти изображения Аллаха. Так велит Коран. Мусульмане строго следили предписанию Мухаммеда. Но это не значит, что в арабском искусстве не было изображения людей. Много миниатюр со сценами из жизни халифов, ученых и т. д.
К владеющим искусством книжной каллиграфии мастерам относились с глубоким почтением. Считали, что кровь, пролитая мучениками и чернила, затраченные на написание текста, Аллахом ценятся одинаково.
«Открытия ученых».
Слава ученых, живших и работающих в средние века на мусульманском Востоке, затмевает известность поэтов и художников.
Каковы открытия ученых?
2. Сообщение «Открытия ученых» ( заранее).
Учение Ибн Рушду было запрещено халифом. Преследовали Ибн Сину, но в целом в арабском халифате условия для развития науки были благоприятны.
“Дом мудрости”, “Дом науки” с гигантскими библиотеками рукописных книг служат своеобразным символом того уважения, которое проявляли арабы к науке и ученым.
Арабская медицина, математика, астрономия были бесспорно выше европейской науки того времени. Средневековая Европа широко использовала открытия арабских ученых.
Благодаря арабским переводам, европейцы познакомились с сочинениями Аристотеля, Гиппократа. Позаимствовали арабские цифры, систему орошения полей, разведение лимона, обычай мыться в бане – это и другое европейцы обнаружили на арабо – мусульманском Востоке. Предполагают, что использовались открытия некоторых арабских архитекторов.
На арабо – мусульманском Востоке расцвела яркая культура, вобравшая в себя культурные традиции завоеванных народов. Обычаи, научные открытия, идеи арабского мира оказали определенное влияние на средневековую Европу.
Ответим на проблемный вопрос, заданный в начале уроке.
Какие ценности почерпнула современная мировая цивилизация из средневекового мусульманского мира?
IV. Домашнее задание.
V. Итог урока.
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с арабской культурой. Рассмотрели достопримечательности средневекового арабо – мусульманского Востока. Увидели как научные открытия арабов повлияли на сегодняшний мир.
Какие ценности культуры сохранились до наших дней?
Приложение.
Кроссворд 1.
По горизонтали:
- Человек, исповедующий ислам.
По вертикали:
1. Город на западе Саудовской Аравии, религиозный центр ислама, родина Мухаммеда.
2. Город на западе Франции, у которого в 732 г. франки разбили арабов.
3. Мировая религия, возникшая в 7 в. В Аравии.
3и | ||||||||||
С | ||||||||||
Л | ||||||||||
2п | а | |||||||||
1м | у | с | у | л | ь | м | а | н | и | н |
Е | а | |||||||||
К | т | |||||||||
К | ь | |||||||||
а | е | |||||||||
Кроссворд 2.
- Сложный орнамент, основанный на сочетании геометрических и стилизованных растительных узоров, иногда включающий в себя надпись.
- Кочевой араб, занимающийся разведением верблюдов, овец и лошадей.
- Столица Сирии, являющаяся в древности столицей Арабского халифата.
- Араб, происходивший из Мекки, полулегендарный основатель ислама.
- Титул верховного правителя в ряде мусульманских стран, «заместитель» пророка во главе арабского государства.
3 б | |||||||||
а | |||||||||
г | |||||||||
д | |||||||||
1 | 2 б | а | |||||||
е | д | ||||||||
д | |||||||||
4м | у | х | а | м | м | е | д | ||
5 х | а | л | и | ф | |||||
н |
Задание 2.
Вопросы арабских ученых.
Соедини стрелками вопрос и правильный ответ.
Что слаще меда? Язык.
Что острее меча?
Бедность.
Что такое смерть?
Дурной нрав.
Что такое болезнь, которую
Не излечишь? Любовь к детям, почитающим
Своих родителей.
Задание 3.
Загадки
Слева- загадки. Рисунки с ответами- справа. Соединить.
Ни рта, ни живота – а он все ест и ест,
Деревья, рощи, старый чахлый лес.
В достатке корм – он радостно гудит,
Водой запил- и вот уж умер весь.
Влюбленные – но счастья лишены,
Дневной порой они разлучены.
И только ночь соединяет их:
Хранить покой людей они должны.
За нитью нить, за шагом – новый шаг,
Лишь локоны струятся вслед за ней.
И вот наряд готов – одет тот, кто был наг.
Ее ж одеть нам не дано никак.
Задание 4.
Тест.
Вариант 1.
- Оцените утверждение.
Арабская медицина, математика, астрономия, физика превосходили европейскую средневековую науку:
А) верно Б) неверно
- Выберите правильный ответ.
Выдающийся поэт средневекового востока:
А) Фирдоуси
Б) Аль – Мамун
В) Ибн-Рушд (Аверроэс)
3.Приведите в соответствие.
1. Ибн – Рушд (Аверроэс) а) медицина
2. Аль – Хорезми б) философия
3. Ибн Сина (Авиценна) в) математика.
- Найдите ошибку в описании.
Рукописные книги арабов чрезвычайно нарядны. Бесконечная вязь слов, написанных справа налево, многоцветные узоры, красочные миниатюры, изображение Аллаха поистине великолепны.
А) на самом деле арабы писали слева направо;
Б) на самом деле арабские рукописи отличались строгостью оформления, были одноцветными;
В) на самом деле Коран запрещает рисовать образ Аллаха.
- Назовите принцип, объединяющий эти слова.
Каллиграфия, калам.
А) каллиграфия – это искусство красиво писать, а писали арабы с помощью заточенного тростникового пера – калама.
Б) это слова арабского происхождения
В) калам – это свод правил каллиграфического письма.
Вариан 2.
- Оцените утверждение.
В мусульманской культуре средневекового Востока воплотились греческие и персидские, армянские и индийские, римские и среднеазиатские, европейские, сирийские, египетские культурные традиции.
а) верно б) неверно
2. Выберите правильный ответ
Основателем алгебры считают:
а) Аль – Хорезми
б) Ибн Сину (Авиценну)
в) Ибн Рушду (Авиерроэсу)
3. Приведите в соответствие:
1. «Дом мудрости» а) Шахрияр
2. «Книга царей» б) Аль - Мамун
3. «Тысяча и одна ночь» в) Фирдоуси
- Найди ошибку в описании.
У арабов европейцы заимствовали современные цифры. Их так и называют – арабскими. Именно арабские математики придумали цифры эти
а) на самом деле арабы заимствовали эти цифры у европейцев
б) на самом деле арабы переняли написание цифр у индеийцев, не внеся ничего нового
в) на самом деле арабы, взяв у индийцев цифры, добавили ноль.
5. Назовите принцип, объединяющий этих людей.
Гиппократ, Аристотель.
а) с трудом этих древнегреческих ученых европейцы познакомились благодаря сделанным арабами переводам
б) это великие математики
в) это древнегреческие ученые, жившие в 4 веке до н. э.
Задание 5.
Игра со словами.
Кто – то разбил слова на слоги и разбросал их по трем колонкам.
При помощи стрелок – соединить.
Мед ма уси
Ра ри рет
Ша до дан
Ха ли фат
Фир ре ат
Ми на се