Идейные искания И.А. Ильина
9 апреля – день рождения известного философа Русского Зарубежья – Ивана Александровича Ильина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ilin._diletant.docx | 23.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Идейные искания И.А. Ильина
9 апреля – день рождения известного философа Русского Зарубежья – Ивана Александровича Ильина.
Закончив Московский университет (1906 г.), И.А. Ильин становится известным как талантливый педагог, лектор, знаток философии и права. Но после Февраля 1917 г. он включается в политику. Ильин был уверен, что разрушительный этап революции вскоре сменится созидательным. Однако этого не произошло и отношение Ильина к революции меняется: утопические идеи либералов, безответственные высказывания и популистские лозунги социалистов вызывали опасения.
Но отрицание революционных идей и неприятие большевизма не заставили Ильина покинуть Россию. После 1917 г. он находился в Москве, занимался преподаванием, несколько раз арестовывался. «В подвалах Чеки я часами слушал взволнованные излияния этой черни, всех этих «анархистов-комбинаторов», жутких полуматросов, выпущенных Керенским из тюрем свирепых убийц, спившихся полуинтеллигентов, садистов, пройдох, примкнувших к коммунистам и уже у них проворовавшихся, – вспоминал впоследствии И.А. Ильин. – Я запомнил на всю жизнь программный гимн первых лет: «Бога нет, царя не надо, мы урядника убьем, податей платить не будем и в солдаты не пойдем»[1].
В подобной обстановке происходит духовное перерождение Ильина: он становится сторонником Белого движения, разрабатывает его идеологический фундамент. Речь «Основные задачи правоведения в России», произнесенная весной 1922 г., содержала комплексную оценку И.А. Ильина российской монархии, революции, гражданской войны, большевиков и белых.
И.А. Ильин полагал, что революционные потрясения – это закономерный ход всей российской истории. В качестве причины революции он особо выделял безответственное управление страной династией Романовых; антигосударственную пропаганду интеллигенции; погромные настроения в народной среде; заинтересованность Запада в слабой России. Все эти сложные процессы имели некую общую основу – мировой духовный кризис, получивший наибольшее развитие в России ХХ века. Духовный кризис породил 1917 год, падение монархии и популярность большевистской идеологии. Духовный кризис определил и резкое снижение соответствующего уровня правосознания населения. Именно деформирование правосознания народа привело, по мнению Ильина, к нарушению общественных и политических законов, к революции, государственному коллапсу и Гражданской войне.
Осенью 1922 г. И.А. Ильин в очередной раз арестован, а позже выслан на «философском пароходе» из страны. Изгнание «образованных крепостников» стало началом искоренения прежней системы образования. Вплоть до уничтожения старой профессуры и интеллигенции вообще в ленинском понимании этой проблемы[2].
В Германии И.А. Ильин наряду с преподавательской деятельностью участвовал в бурной жизни Русского Зарубежья. Он сотрудничал с Русским Общевоинским Союзом генерала П.Н. Врангеля, газетами правого лагеря, читал лекции[3]. В 1925 – 1926 гг. Ильин участвует в подготовке Зарубежного съезда русской эмиграции, а затем работает на нем в качестве одного из делегатов. Постепенно к нему приходит известность идеолога Белого движения, а книга «О сопротивлении злу силою» находит живой отклик у ветеранов белых армий. Ильин полагал, что обязан разъяснить традиционно игнорируемые правыми важные вопросы идеологии[4]. Поэтому мыслитель стремился организовать не партию, а «идейный центр». Такая позиция привела Ильина к созданию в 1927 г. журнала «волевой идеи» «Русский колокол», в котором он стремился публиковать материалы практического характера. Однако непримиримая позиция редактора по ряду вопросов существенно ограничивала круг авторов, и в 1930 г. журнал был закрыт.
В 1934 г. Ильин был уволен нацистами из Берлинского института, бежал в Швейцарию, где прожил до своей смерти в 1954 г. В швейцарский период в творчестве Ильина все большее место начинают занимать богословские проблемы, идеи духовно-религиозного совершенствования человека. Приверженность И.А. Ильина православной вере и проповедь христианства обедняли творчество философа. Непримиримая уверенность в спасительной роли православия и монархии[5] свидетельствовала о некоторой идейной замкнутости. Так, видный Д.С. Мережковский писал в 1925 г., что теория теократического самодержавия Ильина вредит делу возрождения России[6].
На наш взгляд, подобная эволюция и противоречивость объясняются неудачами, постигшими Ильина в политике. С одной стороны, православие являлось символической связью с Родиной и прежней жизнью. С другой – позволяло выработать основы, на которых могла возродиться Россия.
Несмотря на отмеченные противоречия, И.А. Ильину удалось сформулировать оригинальные пути для выработки нового правосознания. Правосознания, основанного на идеях Белого движения.
Для Ильина Белое движение было не военно-политическим течением, а особой нравственной позицией и творческой силой, противостоявшей новой религии – большевизму. Большевизм стал для русского народа искушением, от которого не ушел ни один гражданин страны.
Гражданская война, по мнению Ильина, была конфликтом двух движущих сил русской истории. С одной стороны – отстаивание национальных, религиозных и государственных традиций, а с другой стороны – их разрушение ради «светлого будущего». Без сомнения, и белые, и красные – это проявления русского национального характера, одно из которых утверждает его достоинства, другое – недостатки.
Бескорыстное служение белых указывало на нравственную самоотверженность участников движения. Именно в преодолении этого «великого духовного искушения» солдатами и офицерами Ильин видел победу и торжество Белой идеи. В тот момент, когда граждане России выбирали между красными, белыми и уклонением от событий, революция проверила каждого человека на стойкость убеждений и верность принципам, выдвинув в жизнь новый тип русского человека, тип белого бойца.
В этом И.А. Ильин видел моральную победу белых. Ильин был уверен, что закалившиеся в боях Гражданской войны и в изгнании воины сформировали новый тип русского человека, который способен возродить Россию.
[1] Ильин И.А. Наши задачи // Собр. Соч. Т. 2, кн. 2, с. 8-9.
[2] Ленин В.И. ПСС. М.: Издательство политической литературы, 1967, Т. 54, с. 33.
[3] С 1926 г. по 1938 г. И.А. Ильин прочитал около 200 лекций на русском, немецком и французском языках.
[4] Ильин И.А. Письма. Мемуары (1939 – 1954) // Собр. Соч., с. 228.
[5] См., напр., Ильин И.А. Церковь и жизнь. II. В кн. Наши задачи. Т. 2, с. 66-70.
[6] Два письма Д.С. Мережковского к П.Б. Струве. Страница из истории зарубежной печати. Начало газеты «Возрождение» // Мосты. 1959. № 3, с. 379.