Древнеславянские летописи XI-XIII вв. – источники познания физического воспитания древней Руси, русские былины, сказки и другие.

Горбачева Татьяна Михайловна

С русским воинством, защитой Отечества связано появление богатырского эпоса, былин, рассказывающих о богатырях, стоящих на страже родной земли, готовых прийти на помощь слабым и немощным. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри – любимые герои самых широких слоев населения. Идеи защиты родного края и единства восточных славян, населявших земли Киевского государства, особенно сильно проявившиеся после крещения Руси, были той питательной почвой, на которой возник русский исторический эпос.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Реферат62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Древнеславянские летописи XI-XIII вв. – источники познания физического воспитания древней Руси, русские былины, сказки и другие.

План:

1. Введение…………………………………………………3

        2. Роль физической культуры у Древних славян………...5

        3. Возникновение исторического эпоса…………………..8

1. Введение

Важнейшее достояние человеческой цивилизации - культура. Культура обозначает совокупность всего создания усилиями людей. Сюда же относится наука, техника, искусство, литература, общественный строй и многое другое. В качестве носителей культуры выступают люди, среди которых к ее активным передатчикам относятся педагоги. На протяжении веков ученые пытались определить, что же включает в себя это обширное понятие. Бесспорен лишь тот факт, что физическая культура является одним из составляющих элементов человеческой культуры и уже, поэтому не может остаться незамеченным. Чем больше человек обращает внимание на свой организм, стремясь достичь идеала, тем важнее для него становится система теоретических знаний и практических навыков, направленных на раскрытие потенциала, заложенного в человеческом существе, т.е. физическая культура.

Деятельность человечества в этой сфере чрезвычайно важна и для индивидуума в частности, и для общества в целом, хотя этот факт часто игнорировался, в определенные периоды исторического развития общества, по причине особых религиозных убеждений, социальных условий и т. д.

Теперь, в начале XXI века, проблеме развития человеческого организма уделяется все больше внимания. Уже не подвергается сомнению тот факт, что интеллектуальное развитие находится в прямой зависимости от физического развития.

Физическая культура есть мера и способ физического развития человека наряду с его общим интеллектуальным, психическим развитием.

Важнейшие разделы - это спорт высших достижений, массовая физкультура и лечебная физкультура.

Физическая культура — часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики.

Физическая культура — самое широкое, собирательное понятие. Она включает все достижения, накопленные в процессе общественно-исторической практики. Это уровень здоровья, спортивного мастерства, науки. Это и произведения искусства, связанные с физическим воспитанием, а также материальные (технические) ценности (спортивные сооружения, инвентарь и т.д.).

Под физической культурой понимают совокупность всех присущих данному обществу целей, задач, средств, форм мероприятий, способствующих физическому развитию и совершенствованию людей. Сюда входят физическое воспитание, спорт и т.п.

Физическое воспитание — это педагогический процесс, который направлен на совершенствование форм и функций организма человека, формирование двигательных навыков, умений связанных с ними знаний, а также на воспитание физических качеств. Физическое воспитание связано с другими сторонами воспитания — нравственной, эстетической, производственной, трудовой.

Спорт — доминирующая форма проявления физической культуры, это слово часто употребляют в качестве синонима к понятию «физическая культура». Спорт может рассматриваться как система результатов физической культуры, поскольку этот термин обозначает стремление к физическим достижениям на основе норм и правил, тренировок и соревнований.

2. Роль физической культуры у Древних славян

По мнению ряда западных и российских исследователей (Х. Ортега-и-Гассет, Й. Хёйзинга, О. Шпенглер, Л. Винничук, Ф.Х. Кессиди, И.Д. Рожанский, В. Татаркевич и др.), состязательность появилась на заре человечества. Она присутствует во всех человеческих коллективах. Состязательность - неотъемлемое свойство человеческих сообществ, так как она способна повышать интенсивность жизни индивида или группы, а потому наиболее полно растворяется в культуре. Главное содержание былин, сказаний, древних саг и легенд, многих сказок связано с изложением умных и сильных людей, олицетворяющих весь народ.

В Киевской Руси постепенно расширялись и углублялись экономические и культурные связи между городами, усиливался обмен духовными ценностями, в том числе опытом физического воспитания и средствами физической культуры. Из города в город ходили странствующие актеры-скоморохи, плясуны, батлеечники (кукольники), акробаты, жонглеры, гусляры и другие музыканты. В. Мавродин справедливо считает, что народные игры и обряды, сопровождавшиеся пением, игрой и пляской, явились началом театральных представлений на Руси.

Повсеместно была распространена борьба, привлекавшая детей и взрослых из всех слоев населения. Об этом свидетельствуют многие русские летописи и былины. Так, в «Повести временных лет» рассказывается о том, какие сильные и ловкие борцы имелись на Руси во времена частых нападений на Киевскую землю печенегов. Великий князь Владимир встретился с последними на берегах Трубежа. Вот что повествует об этом летописец: «Войско печенегов стояло за рекою: князь их вызвал Владимира на берег и предложил ему решить дело поединком между двумя с обеих сторон избранными богатырями. "Ежели русский убьет печенега, – сказал он, – то обязывается три года не воевать с вами, а ежели наш победит, то мы вольны три года опустошать твою землю". Владимир согласился и велел бирючам, или герольдам, в стане своем кликнуть охотников для поединка. Не сыскалось ни одного, и князь российский был в горести. Тогда приходит к нему старец и говорит: "Я вышел в поле с четырьмя сынами, а меньшой остался дома. С самого детства никто не мог одолеть его. Однажды, в сердцах на меня, он разорвал надвое толстую воловью кожу. Государь! Вели ему бороться с печенегом". Владимир немедленно послал за юношею, который для опыта в силе своей требовал быка дикого; и когда зверь, раздраженный прикосновением горячего железа, бежал мимо юноши, сей богатырь одной рукою вырвал у него из боку кусок мяса. На другой день явился печенег, великан страшный, и, видя своего малорослого противника, засмеялся. Выбрали место, единоборцы схватились. Россиянин крепкими мышцами своими давнул печенега и, мертвого, ударил об землю. Тогда дружина княжеская, воскликнув победу, бросилась на устрашенное войско печенегов, которое едва могло спастися бегством».

Высоким физическим развитием, недюжинной силой и смелостью отличались многие русские князья. Так, князь Мстислав, брат Ярослава Мудрого, княживший в отдаленной Тмутаракани, плотный телом, отважный в битве, прославился своей богатырской удалью. В то время (первая четверть XI века) на Тмутаракань часто нападали соседи – касоги. Их предводитель, князь по имени Редедя, предложил Мстиславу единоборство с тем, чтобы тот из них, кто в борьбе станет победителем, получил имущество, жену, детей и землю побежденного. Редедя был исполинского роста и обладал необыкновенной силой. Мстислав по началу поединка уступал противнику, изнемогая, однако собравшись с силами, в конце концов одержал победу, повалив Редедю на землю.

Среди зимних забав, особенно в северных городах Руси, были популярны катание на санках, лыжах, кулачные бои, игры типа «взятие снежной крепости». Летом играли в кости (бабки), в подвижные игры с чурками, шарами и другими предметами.

С детских лет мальчики учились стрельбе из лука, верховой езде, плаванию, гребле. Юноши состязались в метании в цель дротиков. Устраивали скачки на лошадях. Важным средством закалки служили бани, имевшиеся на каждом подворье.

В Киевской Руси в большинстве областей сохранились архаичные праздники – «игрища», посвящаемые местным языческим богам, на которых  подробно останавливались выше. После крещения Руси элементы древних языческих «игрищ» сохранились в виде канонизированных позднее христианской церковью разного рода празднеств зимы, встречи весны, «зажинках», «дожинках», купальских и др. Вместе с тем создание феодализированного государства приводит к тому, что игрища славян все более «удаляются», теряют непосредственную связь с трудом и языческим культом.

Киевское государство возглавлял великий князь. Отдельные регионы страны (удельная земля и княжества) отдавались им под управление сыновьям – княжичам и доверенным лицам – мужьям-посадникам. К числу приближенных князя относились воины его «большой боярской» дружины и командиры мелких отрядов – «старшие воии». Занимавшиеся военным делом должны были хорошо владеть всеми видами оружия и обладать прикладными навыками. К ним относились верховая езда, гребля, плавание и др. Поэтому в дружинах «старшими воями» проводилось обучение молодых воинов – «гридней», а при дворах великого князя, удельных князей и посадников время от времени устраивались конные «ристания» – состязания в скачке, вольтижировке, рубке на скаку, стрельбе из лука по мишени, метании в цель копий, фехтованию, борьбе.

Возникает новая тактика боя: шли в бой уже не беспорядочными толпами, как древние славяне, а строем, в сомкнутых рядах, вокруг своих знамен, при звуках воинских труб. Конница и сторожевые отряды обеспечивали безопасность войска. Эта тактика требовала специального обучения воинов. «Готовясь к битвам, – сообщает Н. М. Карамзин, – они выходили на открытое поле заниматься воинскими играми: учились быстрому, дружному нападению и согласным движениям, дающим победу; носили для защиты своей тяжелые латы, обручи, высокие шлемы. Мечи с обеих сторон острые, копья и стрелы были их оружием».

Возникновение исторического эпоса

С русским воинством, защитой Отечества связано появление богатырского эпоса, былин, рассказывающих о богатырях, стоящих на страже родной земли, готовых прийти на помощь слабым и немощным. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри – любимые герои самых широких слоев населения. Идеи защиты родного края и единства восточных славян, населявших земли Киевского государства, особенно сильно проявившиеся после крещения Руси, были той питательной почвой, на которой возник русский исторический эпос.

Одним из самых любимых народом былинных героев был «сын крестьянский» Илья Муромец. В нем воплотились все лучшие черты русских богатырей. Илья выступает в народном эпосе как идеальный воин, патриот, защитник трудового народа, «вдов и сирот», надежный страж границ земли Русской, горячий сторонник ее единства и могущества.

Нас в данном случае особенно интересуют так называемые «потехи» богатырей, описанные в былинах, так как они дают представление о характере и средствах военно-физической подготовки воина Древней Руси. Так, из былины «Илья Муромец и Добрыня Никитич» узнаем:

Стал-то Добрынюшка в возрасте,
Как ясный сокол на возлете.
Изучил Добрынюшка бороться,
Прошла про него слава великая.
… Смотрит осудар Илья Муромец, —
Смотрит по чисту полю —
Завидел во чисту поле —
Богатырь потешается:
Высоко он мечет палицу по поднебесью,
На беленеки ручки подхватывает.
Поехал осудар Илья Муромец,
Приехал ко Добрынюшке Никитичу…

 И вздумал он, удалой добрый молодец, потешиться.
И стал он, серый селезень, поплавати,
И стал он, ярой гоголь, поныривать.
Через первую струичку он переплыл
И через вторую струичку он переплыл.
У Добрыни сердце возъярилося,
И могучи плечи расходилися.

В этом отрывке представлена только часть «упражнений» богатырей. В былине говорится и о фехтовании на саблях, копьях, обмене ударами палицей, охоте и многом другом.

Древнеславянские города возникали и расцветали на берегах рек, которые издавна служили путями-дорогами для русских людей: реки объединяли, как отмечает летопись, «словенеск язык на Руси». Обилие рек и озер, в том числе и пригодных для судоходства, способствовало созданию такой крупной, особенно по тем временам, водной артерии, как известный «путь из варяг в греки». Водные пути сообщения намного превосходили в ту пору в количественном отношении сухопутные, ибо прокладывание последних в те времена было делом очень сложным. Такая ситуация требовала внимания к подготовке гребцов, умеющих плавать. Русские воины были хорошими гребцами, умело управлялись с парусом. Река, а затем и море были освоены славянами в весьма отдаленные от нас времена. Анты не могли не воспользоваться морскими плаваниями как средством передвижения и нападения. Поэтому Черное море становилось постепенно Русским морем. Кроме Черного русские совершали походы по Каспийскому и Балтийскому морям. Новгородцы плавали не только в Скандинавию, но и в страны Западной Европы. Мореплавание совершалось, как правило, вдоль берегов, чтобы сохранить ориентиры продвижения. Много мужества и физических сил требовали такие переходы.

Несколько слов о физической подготовке знати – князей, бояр и других представителей господствовавшего класса. Средства физического воспитания ими заимствовались из народной физической культуры, но обставлялись они более пышно. Примером может служить княжеская охота, которая была и забавой, и отчасти господским промыслом, а также средством военно-физической подготовки. В княжеском хозяйстве имелись службы егерей и сокольничих, охотничьи заказники, псарни и т. п.

Представление о физической подготовке киевских князей дает князь Владимир Мономах, создавший одно из первых литературно-педагогических произведений на Руси «Поучение князя Владимира Мономаха своим детям». Умный государственный деятель Владимир Мономах дает своим детям советы как жить, призывает их любить Родину, защищать ее от врагов, быть деятельными, трудолюбивыми, развивать в себе храбрость, силу и выносливость. Сам он участвовал только в 83 крупных походах (помимо мелких), совершал длительные переходы верхом, на охоте отражал нападения диких зверей, был закаленным воином. Это произведение позволяет предположить наличие в Древней Руси определенной системы военно-физической подготовки знати.

Изложенное дает возможность сделать вывод о том, что еще в сложных условиях родоплеменных отношений в Древней Руси закладывались основы народной системы физического воспитания, включавшей в себя разнообразные, преимущественно военно-прикладные, физические упражнения, игры, средства закаливания. При этом, как свидетельствует летопись, довольно широкое распространение имели состязания, проводимые в качестве многолюдных зрелищ, игравших заметную роль в общественной жизни в то время.

Возникновение Киевского раннефеодального государства, христианизация Руси, благодаря которой устанавливаются более тесные связи с античной Византией и носительницей славянской культуры Болгарией, приводят к подъему культуры русского народа. Это способствовало и дальнейшему совершенствованию физического воспитания, его гуманизации. Таким образом, в Древней Руси был заложен фундамент, явившийся хорошей стартовой площадкой для дальнейших успехов физической культуры и спорта в Российском государстве.

Список использованной литературы

  1. В.Н.Бледнова, А.П.Фроленков Физическая культура студента: Методические рекомендации /Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусств/ СПб 2002
  2. В.Пушкин Первая ступень, «Советский писатель», 1959г.
  3. Мячин И. К., Стародуб А. Э., Смирнов Б. М. Москва-80. Олимпийский путеводитель.— М.: Российский рабочий, 1985

        4.Мавродин В. Древняя Русь. – Госполитиздат, 1946. – С. 288

         5. Карамзин Н. М. История государства Российского. – М., 2002. – С. 80.

        6. Костомаров Н. И. Господство дома св. Владимира. – М.: Воениздат, 1993.-С. 16.

         7. Карамзин Н. М. История государства Российского. – М., 2002. – С. 84.

         8. Деметер Г.С. Очерки по истории отечественной физической культуры и олимпийского движения Для студентов и аспирантов высших учебных заведений физической культуры и спорта.