Поурочные разработки
Интегрированный урок на тему: Колокола и колокольные звоны России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_na_temu.kolokola_rossii.docx | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок на тему: Колокола и колокольные звоны России.
1.Цели урока. расширять знания учащихся об истории колоколов и колокольных звонах;
дать представление о мастерах колокольного литья на Руси;
вызывать у учащихся чувство уважения и любви к Родине, её истории
Развивать у учащихся умения выделять среди всей полученной информации главное, ценностно-значимое;
Обеспечить закрепление понятий: металлургия, физические свойства металлов, применение металлов и сплавов;
Организовать деятельность школьников по самостоятельному применению теоретических знаний при решении расчетных задач;
Обеспечить закрепление умений составлять уравнение реакций, рассчитывать массовую долю элемента в веществе;
2. Оборудование: презентационное приложение к уроку;
Ход урока.
3. Организационный момент.
1. Прослушивание колокольного звона
2. Приветствие учащихся.
Учитель ПК: Ребята, вы услышали звон колоколов. Как вы считаете о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке. ( Колокола и колокольные звоны)
Учитель химии: Вы узнаете историю колоколов и колокольных звонов, познакомитесь с разными типами звонов и химическим составом колоколов
4. Изучение нового материала.
Учитель ПК: Колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни - имел не только богослужебное значение, им приветствовали высоких гостей, собирали народ на вечер, объявляли рекрутский набор, возвещали о свадьбе, смерти или казни, о чудесных знамениях и исцелениях, предупреждали врага, подавали сигналы времени, указывали дорогу путникам в непогоду, а кораблям в море - еще до появления маяка - сообщали в шторм о близости берега.
Учащимся предлагается таблица «Типы колокольных звонов Руси» (презентация слайд №2)
Название звона | Благовест | Трезвон | Перезвон | Перебор |
Описание звона | Звон в один колокол. В православии есть традиция благовеста- своеобразная колокольная полифония. Звонарь приводит в движение несколько колоколов. Каждый колокол ведёт свою партию, но звуки сливаются в единую гармонию во все колокола. | Одновременный звон во все колокола. | Медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким. Затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам. | Медленный звон по очереди в каждый колокол по одному разу, начиная с маленького и до большого. После удара в большой колокол ударяют во все колокола сразу. Перебор является погребальным звоном и символизирует возрастающую жизнь человека на земле. Одновременный удар во все колокола означает смерть человека. |
О колоколах в России впервые упоминается в летописи 988 года. В начале XI века они появились в храме святой Софии в Новгороде в Десятинной церкви в Киеве, а затем в храмах других городов. Есть основание полагать, что в русскую православную церковь колокола пришли не с Востока (из Византии), а с Запада (из Германии). До XIII века использовались привезенные колокола. В середине XIII столетия киевские мастера отлили колокол сами, после чего это искусство распространилось по всей Руси и в XI веке достигло больших успехов. С X века стали отливать исполинские колокола (царь - колокол в кремле).
Учитель химии: Здесь нам уместно перейти к химическому составу колокола, способам отливки. Очень многих людей интересует: из чего же делают настоящие колокола? Есть ли в колоколе серебро и сколько? Малиновый у него звон или не малиновый? Какие такие есть секреты в литье колоколов, которые передаются только «посвященным»?
Обычно колокола делали из металлов. И это не случайно. Металлы обладают таким свойством, как звон. Звонче других звенят медь, серебро, золото.
Учитель химии демонстрирует опыт: на человеческий волос подвешивает обручальное кольцо и ударяет деревянной палочкой.
Но колокола чаще всего отливали и отливают из бронзы. А какие металлы входят в состав данного сплава?
Ученики отвечают: из меди и олова.
Учитель химии: как вы думаете, почему именно эти используют металлы, а не золото и серебро?
Ученики отвечают: так как эти металлы значительно дешевле.
Учитель химии: бронза была известна человечеству давно, но Россия испытывала большие проблемы с медью и оловом. Их импортировали из Европы вплоть до конца 17века. Доставляли медь англичане, датчане, шведы и голландцы, а олово – датчане и англичане. Металлы свозились на Архангельскую ярмарку, где и покупались у купцов промышленниками и государственными людьми. Иностранцы, пользуясь острым дефицитом в этих металлах , продавали их « в деле», т.е. в изделиях, что было им выгоднее. Часто поставляли готовые колокола из Голландии из города Малина, отсюда и пошло выражение «малиновый звон». Медь и олово были объявлены на Руси заповедными товарами, но уже к концу 17 века медь разрешили экспортировать, так как ее добыча резко увеличилась. Олово в России так и не было найдено до конца 17 века. Особое внимание колокололитейному делу и взвешенная политика правительства позволили выйти на большие объемы добычи меди, что и помогло Российскому государству к концу 17 века занять лидирующие позиции в мировом колокольном производстве, которые она прочно удерживала вплоть до событий 1917 года.
Учитель химии: химический элемент олово образует два простых вещества: белое олово и серое олово. Как называется это явление в химии?
Ученики отвечают: это явление называется аллотропией.
Учитель химии демонстрирует белое олово. Из этого олова отливали оловянных солдатиков, покрывают изнутри консервные банки. Оно же входит в состав припоя и бронзы. Серое олово – мелкокристаллический порошок, имеющий скорее свойства неметалла. Процесс превращения белого олова в серое быстрее всего идет при температуре -33 С. Это превращение получило образное выражение «оловянная чума».
Учитель химии демонстрирует серое олово. (За две недели до урока необходимо положить белое олово в морозильную камеру). Демонстрация сопровождается рассказом учителя: история знает немало примеров, когда «оловянная чума» стала причиной многих бед и даже гибели людей. Например: при перевозке слитков блестящего олова с Дальнего Востока в европейскую часть России в 1916 г., по прибытии в вагонах обнаружили не слитки металла, а серую пыль. Другой случай (примерно в тоже время) связан с запросом военного ведомства к известному химику В.В. Морковникову. В запросе шла речь о помощи в разгадке странной порчи луженых чайников, которыми снабжалась русская армия. Чайники покрывались серыми пятнами и наростами, которые осыпались даже при малейшем постукивании рукой. Анализ пыли и наростов показал, что и то и другое представляет собой чистое олово без каких- либо примесей. По мнению некоторых исследователей, одной из причин гибели экспедиции Р. Скотта стало олово. Емкости с горючим были закрыты оловянными пробками, которые в условиях низких температур Антарктиды превратились в серую пыль. Большая часть горючего вытекло.
Учитель химии: итак, колокола изготавливают из металлов, а металлы, как известно, разрушаются под воздействием внешней среды. Как называется этот процесс?
Ученики: коррозией.
Учитель химии: подвергается ли бронза коррозии? Обратите внимание на этот слайд (демонстрируется слайд с фотографией колокола со следами коррозии) Как вы думаете, вот этот зеленоватый налет на колоколе результат коррозии какого металла: меди или олова?
Ученики: окрашены в зеленый цвет обычно соли меди.
Учитель химии: во влажном воздухе, где всегда присутствует углекислый газ, с течением времени образуется соединение состава (CuOH)2CO3. К какому классу неорганических веществ можно отнести это вещество?
Ученики: К классу солей.
Учитель химии: Эта соль - нормальная, кислая, основная?
Ученики: это основная соль.
Учитель химии: назовите соль.
Ученики: гидроксокарбонат меди.
Учитель химии: Разрушение бронзы идет медленно. В Суздале (незадолго до урока ребята были там на экскурсии) вы видели колокола 17в. Результаты коррозии в этом случае более заметны, чем на фотографии. Обратите внимание: бронза с течением времени темнеет. В воздухе в небольших количествах присутствует сероводород. Медь взаимодействует с ним и кислородом, при этом образуется черный сульфид меди.
Учитель дает задание по вариантам: 1в.- написать уравнение реакции получения гидроксокарбоната меди (11). 2в. – написать уравнение реакции получения сульфида меди (11). На доске эти реакции пишут те, кто быстрее справился.
2Cu +CO2 +H2O + O2 = (CuOH)2CO3
2Cu +2H2S + O2= 2CuS +2H2O
Сообщение ученика о составе колокольной бронзе. С точки зрения физической науки, колокольная бронза - обычный объект для исследований, имеющий свои собственные физические свойства. Изучая его с помощью современных методов, обнаружилось наличие двух структурных составляющих: α и δ фаз. α – твердый раствор олова и меди мягок и пластичен, поэтому количество α фазы определяет пластичность сплава.
В нем содержится от 0,1 до 15,8% олова. С увеличением его содержания, этот раствор сменяется двухфазным составом (α+δ) – это так называемый эвтектоид (механическая смесь двух фаз). В колокольной бронзе δ - фаза несет акустические свойства, а α - фаза- механические (прочность и пластичность).Относительное количество δ - фазы колеблется от 10 до 50%.
Таким образом, главная задача - получить чистый двухкомпонентный сплав строго определенного состава. Чем больше в его составе δ - фазы, то есть олова, тем лучше звук. Это достигается повышением содержания олова до 32,5%. Однако колокол, отлитый по такой рецептуре, не выдержал бы и одного удара языком из-за своей исключительной хрупкости. Поэтому у каждого мастера свои секреты состава сплава.
Учитель: Главное – чтобы колокол звучал чисто, насыщенно и долговечно, чего не скажешь о современных колоколах некоторых производителей сдаваемых в переплавку. А в заключении, я предлагаю написать небольшой тест:
В состав бронзы входят следующие металлы:
а) Cu и Zn б) Cu и Sn в) Cu и Ag г) Cu и Au
(CuOH)2СO3 - это соль
а) средняя б) кислая в) основная
Соль (CuOH)2 CO3 называется:
а) гидроксокарбонат меди (II)
б) гидрокарбонат меди (II)
в) гидроксид меди (II)
г) карбонат меди (II)
Дополните фразу: Коррозия – это…
Дополните фразу: Аллотропия – это…
Учитель ПК: Для того чтобы отлить колокол требовалось большое мастерство и о мастерах колокольного звона нам расскажет группа которая готовила сообщение на эту тему.
1 группа Колокольных дел мастера ( смотри презентацию, слайд
СООБЩЕНИЕ: Среди литейщиков, работавших в России, поначалу было немало мастеров, прибывших с Запада, что отмечается их прозвищами: Борис Римлянин, Николай Немчин, Пётр Фрязин. Но в то же самое время выдвигались талантливые русские литейщики. Назовём лишь несколько имён:
АНДРЕЙ ЧОХОВ, чей колокол «Реут» (1622г., 2000 пудов, по другим данным – 1200) поныне находится в Московском Кремле;
АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВ – создатель Большого колокола Саввино - Сторожевского монастыря, навсегда признанного самым благозвучным колоколом России (1677 г., 2125 пудов); Звон этого колокола , по преданию, слышали даже в Москве. Этот колокол не требовалось настраивать, он является уникальным «колоколом», настроенным сам в себе».
ХАРИТОН ПОПОВ – отлил Большой колокол Симонова монастыря в Москве, один из интереснейших по звучанию русских колоколов (1677 г., 1000 пудов);
Достижения русских мастеров неоспоримы и удовлетворяют самым высоким критериям. Один из ярчайших тому примеров – три самых тяжёлых колокола звонницы Успенского собора в Ростове Великом: «Лебедь» (500 пудов), «Полиелей» (1000 пудов), «Сысой» (2000 пудов), отлитых русскими мастерами Филиппом Андреевым и Флором Терентьевым.
Таким образом, колокольное дело начало развиваться в России позже, чем на Западе, и достигло своих вершин также позднее, в 17 веке, но крупнейшие из русских колоколов не имеют себе равных.
На современном этапе литьё колоколов возродилось в 80-е годы 20 века. Сначала маломощное и невысокого качества, потом стали отливать более красивые и благозвучные колокола.
Учитель ПК: Существуют много легенд о колоколах Давайте заслушаем некоторые из них.
2 группа ЛЕГЕНДЫ О КОЛОКОЛАХ ( смотри презентацию, слайд )
СООБЩЕНИЕ:
СОЛОВЕЦКИЙ «БЛАГОВЕСТНИК»
Литьё колокола было связано с одним событием Крымской войны 1853 – 56 годов. Эхо южных морских баталий донеслось и до северных краёв – 6 июня 1854 года к Соловкам подошли два английских шестидесятипушечных парусно –паровых фрегата. Англичане предложили сдать обитель. Иноки ответили отказом и выкатили две пушки. В начавшейся перестрелке один фрегат был повреждён и ушёл ремонтироваться. На следующий день фрегаты повторили атаку, открыв огонь из всех орудий. В ответ палили две пушки береговой артиллерии и восемь на крепостной стене.
Но главным было то, что прямо под обстрелом начался крестный ход с выходом братии на стену. Английский капитан признавался позже, что выпущенных по монастырю снарядов и бомб вполне хватило бы на разрушение нескольких европейских городов. Но соловецкие стены выдержали эту страшную бомбардировку, и англичане ретировались.
Удивительнее всего было отсутствие человеческих жертв со стороны защитников. Не пострадали даже чайки, в изобилии населяющие территорию монастыря. Неразорвавшееся ядро обнаружили за иконой Богородицы. Всё это окончательно утвердило людей в благом участии Господа.
На фоне общих неудач Крымской войны описанное событие имело огромное моральное значение. Героическая защита почти безоружной крепости и связанные с ней чудеса ещё более укрепили авторитет монастыря среди верующих. А Александр 2 даровал монастырю колокол.
Для «Благовеста» была устроена небольшая часовня, у входа в которую на лафетах стояли те самые пушки, что повредили фрегат. В верхней части колокола находилось изображение Богородицы, святых и Соловецких чудотворцев. На тулове – изображение обстрела монастыря и три медали с надписями на церковнославянском языке.
В 20 веке «Благовест» чудом уцелел. Лагерная «вохра» даже расстреливала его, тренируясь в стрельбе. Отметины эти видны даже сейчас.
ЛЕГЕНДА О ЛАВРСКИХ КОЛОКОЛАХ ( Троице-Сергиева Лавра)
Любопытные сюжеты связаны с указом Петра 1 об изъятии колоколов и переливке их на пушки. Известно, что в 1700 году после неудачи русских под Нарвой Пётр приказал лить орудия из тех колоколов. Которые признаны будут лишними. В тексте начала 18 века «Чудо с колоколами Троице – Сергиева монастыря» рассказывается о том, как колокола обители воспротивились уготованной им участи и вернулись на места, с которых были изъяты. Один из колоколов исчез и позже был найден в пруду. Другой хотели разбить, но он не поддался и три дня безостановочно гудел; а два других, называемые в тексте «братвенниками», долго не снимались с крючьев, а потом вдруг сами упали на землю. Подобные легенды, в которых колокола сами выбирают место, где им висеть, и сохраняют верность своей колокольне, известны и в европейском фольклоре.
ЛЕГЕНДА О ВАЛДАЙСКОМ «МЯТЕЖНИКЕ»
Сказывают, что когда уезжал великий князь Иван III из Новгорода, повелел он везти следом за собой вечевой колокол - символ новгородской независимости. Поставлен был тот колокол на особо изготовленные сани, обычные не годились - слишком тяжел он был. С плачем великим, как дорогого покойника, провожали его новгородцы. Скорбь охватила всех, от бедного крестьянина - смерда до богатого боярина. В этот час и самый обездоленный из черных людей не припомнил жгучих обид своим обидчикам. Отвезли вечевой колокол в Москву и повесили на колокольне в Кремле вместе с прочими колоколами. Но бывшему новгородцу мало пришлось послужить москвичам. В 1681 г. глухой ночью царь Федор Алексеевич вскочил в испуге: ему показалось, что всполошенный колокол сам по себе позвонил. Разгневанный царь созвал ближайших бояр и держал совет. Колокол отправили в ссылку за тридевять земель, в глухую и лесистую Карелию. Так новгородский "бунтовщик" не прижился в Москве. Но не смирилась память народная с этим событием, и сложили наши свободолюбивые предки легенду о непокорном колоколе, которая нашла самое широкое отражение не только в древней, но и в более современной литературе.. В передаче поэта К.К.Случевского она была такой: «Государева рать дошла до Валдая и тяжесть ли колокола, трудность ли пути или просто желание царево, но колокол был разбит. Ушло царское войско, а осколки колокола остались лежать. И их подобрали валдайцы и стали лить свои колокольчики и льют до сих пор"
|
5.Закрепление
Учитель химии: Какова роль колоколов в жизни русских православных людей и в истории России?
СООБЩЕНИЕ: Ни в одной стране мира колокол не был так любим, как на Руси. И не только потому, что бескрайние просторы как нельзя лучше подходили для его свободного, чистого звука. Множество интонаций, подвластных колокольному звону,- от задорных, почти плясовых до величественных и трагических- созвучно русской душе. Колокол размерял течение дней и помогал кораблям отыскивать в тумане дорогу, звоном его встречали победителей и собирали на вече народ в Новгородской республике. Для русских людей он стал своеобразным символом свободы.
Колокола могут поведать и об истории народа, о том, как росла и крепла мощь государства. Отливавшиеся из сложных, дорогостоящих сплавов, огромные колокола России были своего рода признаком богатства и могущества государства. Если городу грозила опасность, его спасали в первую очередь.
Большинство из уцелевших до наших дней колоколов – великолепные памятники литейного искусства.
6. Рефлексия.
(презентация слайд №14)
1.Что взял с сегодняшнего урока?
2.Что получил от своего собственного выступления?
3.Как повлиял на ход урока или на работу в группе?
4.Что ещё бы хотел узнать?
7. Домашнее задание: написать эссе «Роль колоколов в жизни русских православных людей» ( презентация слайд №15)