Исследовательская работа
История храма Рождества Пресвятой Богородицы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_3.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональная научно-исследовательская конференция школьников «Открытие»
СЕКЦИЯ «История»
История храма Рождества Пресвятой Богородицы
Исследовательская работа
Выполнена учеником
11 класса МОУ «Фощеватовская СОШ»
Волоконовского района
Белгородской области
Алтуниным Евгением Владимировичем
Научный руководитель:
учитель истории
МОУ «Фощеватовская СОШ»
Волоконовского района
Белгородской области
Шебекино, 2011
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. История храма Рождества Пресвятой Богородицы села Фощеватово до 1947 года……………………………………………………………………4
Глава 2. Возрождение храма Рождества Пресвятой Богородицы………….8
Заключение…………………………………………………………………….11
Литература……………………………………………………………………..12
Введение.
В современной нашей жизни многое меняется в лучшею и худшею сторону. И особенно это касается молодежи. Им сейчас труднее всех. Разлагающее действие на надежду России оказывают средства массовой информации, особенно телевидение, а безработица, алкоголизм и наркомания элементарно губят молодежь. Государство и общество пытаются найти выход из этого положения и начинают обращать свои взоры к Церкви, которая не раз спасала Россию от различных бед.
В настоящее время в Белгородской области предпринимаются определенные усилия по созданию системы духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения на основе национальных православных традиций. Социально-нравственная сфера, национальные духовные ценности культурообразующей религии России — православия - являются определяющим условием сохранения в нынешних условиях морального кризиса современного общества народного самосознания, самоидентификации русской нации, познания места нашей страны в истории мировых цивилизаций.( 6;3)
В свете вышеизложенного особую актуальность приобретает в наши дни изучение истории родного края - Белгородчины - как в общеисторическом, так и в духовно-краеведческом аспектах.
Объект исследования: Храм Рождества Пресвятой Богородицы с. Фощеватова.
Предмет исследования. Предметом исследования является история храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Цель исследования: изучить историю храма Рождества Пресвятой Богородицы.
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть историю храма Рождества Пресвятой Богородицы до 1947 года.
2. Проследить этапы возрождения храма Рождества Пресвятой Богородицы.
3. Приобщить учащихся к работе в области культурного наследия родного края.
Хронологические рамки охватывают период с конца 17 века по 2004 год.
Методы исследования: При написании данной работы были использованы опрос, беседа, работа с архивными данными и периодическими изданиями.
Место исследования: село Фощеватово Волоконовского района Белгородской области.
Сроки исследования: октябрь 2011 года.
Глава 1. История храма Рождества Пресвятой Богородицы села Фощеватова до 1947 года.
Заселение села Фощеватово Волоконовского района согласно архивным данным происходило в 17 – начале 18 веков. Основная волна переселенцев – это орловские крестьяне из города Новосиль Орловской губернии. Новосильцы могли переселиться на фощеватовские земли при основании и заселении г. Валуек, при страшном голоде 1600-1602 годов, когда в поисках пропитания многие орловские стрельцы и казаки были вынуждены бежать из Орла в южнорусские города, где многие из них остались жить навсегда. Таким образом, село Новосильск, входящее в село Фощеватово, могло возникнуть до средины 17 века.
Существует еще одна дата переселения Новосильца на фощеватовские земли. В летописи села сообщается, что в 1681 году началось массовое бегство крепостных в Новосильском уезде. Сразу снялись крестьяне нескольких деревень. Вооружившись луками, ружьями, бердышами и построившись обозами, они двинулись на юг. Помещики конными отрядами преследовали беглецов, пытаясь их вернуть. Но крестьяне отбились, одного из преследователей закололи, а двух ранили. Белгородский воевода князь П. И. Хованский сообщил в Москву, что бежавшие живут около Полатово, построив слободы. При допросе беглецов некоторые сообщили, что среди крестьян шли разговоры: «Что братцы, жить за бояр? Пошли в Полатово, там мы будем сами бояре».
В Фощеватово также сбегались и ссыльные крестьяне, участники восстания Степана Разина.
Вернуть бежавших оказалось нелегко: при большой текучести населения в русских городах была острая нужда в рабочих руках и воинской силе. И воеводы неохотно отпускали пришлых людей. Они были нужны для работы на укреплениях и защиты южных границ государства от набегов крымских татар. По земляным работам для защиты от татарских набегов село также получило название Копаево.
В летописи г. Орла имеется запись, что в 1566 г. 8 сентября (21 сентября по новому стилю) состоялась закладка города Орла в праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Традиция закладки города в день церковного праздника и освящения в тоже имя собора имела характер законодательного акта и была широко распространена, что подтверждают даты основания целого ряда русских городов, например: Козлов 11 сентября 1636 года (Покров Богородицы). Не случайно, когда Орел был восстановлен в 1636 году, ему указали освятить собор в то же имя – во имя Рождества Богородицы. Эти самым подчеркивалась преемственность города, то, что восстанавливается старый, а не строится новый. Таким образом, дату 21 сентября с достаточной долей уверенности можно считать днем основания Орла.
Переселенцы которым предстояло жить на первых порах в среде незнакомого и зачастую враждебного населения, уносили с собой не только свой скарб, сельскохозяйственные орудия и инструмент, но и полюбившиеся названия городов, земель, рек и урочищ в память о покинутой родине, традиции и обряды. Переселенцы из Орла сохранили и название церкви и дату ее основания. (4; 13)
Нужно отметить, что этот праздник в селе Фощеватово носит название «аспос». Этого праздника нет в народных календарях близлежащих сел, в том числе и Полатова, от которого как полагают и отпочковалась слобода Фощеватово. А вот в орловской области этот праздник тоже существует.
Поселившиеся в Фощеватово крестьяне долгое время не имели своей церкви. В большие праздники люди ходили молится в соседнее село Полатово, которое находится на расстоянии более десяти километров от Фощеватово. По понятным причинам стремление иметь собственный храм было у Фощеватовцев с момента заселения этих земель, и мечта их сбылась.
Храм был построен в центре села предположительно в 1676- 1696 гг. Решено было построить церковь из самого ходового материала, из дуба, которого было много в окрестных лесах. Церковь Новосильцы назвали в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и собор города Орла.(1; 3)
По второй версии храм получил такое название в связи с событиями 1675 года, когда царь Алексей Михайлович пожаловал Белгородскому полку знамя из тафты темно- брусничного цвета с образом в центре Пресвятой Богородицы на престоле и с младенцем на руках и в это время многие построенные храмы называли в честь Богородицы. (4; 51)
Рождество Пресвятой Богородицы двунадесятный праздник, празднуется 21 сентября. История этого праздника такова. В трех днях пути от Иерусалима, в городе Назарете, более двух тысяч лет назад жила благочестивая чета - Иоаким и Анна. Несмотря на то, что они вели праведную жизнь, Господь послал им нелегкое испытание- дожив до преклонного возраста и прожив в супружестве полвека, они не имели детей.
Нетрудно представить себе, как тяжело переживали свое горе Иоаким и Анна, как неустанно и горячо молили они Бога, чтобы Он послал им ребенка.. И вот их долготерпение было вознаграждено.
В один из праздников Иоаким пошел в Иерусалим, чтобы принести богатую жертву Богу в храме, но первосвященник не принял его даров. «Дар бездетного не может быть причтен Богу, и потому ты не достоин участвовать в жертвоприношении»,- сказал он Иоакиму.
В состоянии невыносимой скорби поспешил Иоаким из храма прочь от людей… В пустынном месте сорок дней и ночей оплакивал он свое горе, и возносил молитвы Всевышнему.
Узнала обо всем и Анна.. Жалость к несчастному мужу была так велика, что слезы неудержимым потоком потекли из ее глаз… И…о, чудо! Рыдающая Анна увидела Ангела Господня, который произнес: «Анна! Господь услышал твои молитвы - ты родишь дочь и наречешь ее Марией, что означает «Госпожа» и «Надежда». Ею даруется спасение всему миру». Ангел велел Анне идти в Иерусалим к Иоакиму.
Встретив жену, Иоаким снова и снова повторял ей слова явившемуся и ему ангела: «Господь принял твои молитвы Иоаким, у вас родится дочь на радость всему миру». Потрясенные и неверующие своему счастью Иоаким и Анна принесли благодарственные жертвы в Божьем храме и дали обещание посвятить будущего ребенка Богу.
Вскоре у праведной четы родилась Дочь, Которой суждено Было «соединить небо и землю» - Бога и человечество. Девочку, как и было определено свыше, назвали Марией. ( 2; 72)
С момента Крещения Руси Богородица является особо почитаемой и любимой для русского народа. Приходя в храм, люди в первую очередь обращаются к Богородице, чтобы она заступилась за них перед своим сыном Иисусом. И праздники, посвященные Ей особо широко отмечаются христианами.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы считается для фощеватовцев престольным. Этот праздник, как было сказано выше , приходится на осенний день- 21 сентября. В сельскохозяйственной жизни на Руси этот праздник знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Земледельцы благодарили Богородицу, небесную покровительницу земледелия за собранный урожай и просили ее помощи на будущий год.(5;2)
В селе Фощеватово Волоконовского района этот праздник именуют «Аспосом». Больше нигде на Белгородчине не встретишь такое название. Объяснить это название трудно. Народ называет Богородицу Госпожой, Царицей Небесною. Может от слова Госпожа этот день в некоторых районах России звали «Аспожка», «Аспосовым днем», «Аспосом». Видно из глубины веков и дошло до нас от предков - переселенцев это название праздника.
В 1776 году Фощеватовская церковь от ветхости разрушилась. Повторно Рождество - Богородицкая церковь была построена в 1779 году (рядом с сегодняшним домом культуры). Количество душ в приходе- мужчин 1299, женщин 1238, при церкви было 33 десятины земли.(3;97)
В 1918 году здание церкви было передано Фощеватовскому, Подлесному (Подлесскому) и Новоселовскому (Новосильскому) обществам верующих. (3;115)
В этом же году Церковь была отделена от государства. В соответствии с этим представители духовенства рассматривались как «чуждый, враждебный Советской власти элемент», который нужно «нейтрализовать», т.е. всячески урезать в правах, не дать возможность проводить «антисоветскую пропаганду» и даже ( в случае необходимости) физически уничтожить. В отношении представителей духовенства в 20-е - 30-е гг. XX в. В отношении представителей духовенства в 20-е - 30-е гг. XX в. Проводилась политика тотального геноцида, церковное имущество подвергалось конфискации и уничтожению, храмы и монастыри закрывались, а их здания были переоборудованы под склады, клубы, избы-читальни и т.д. или разрушены. В 1922 г. В Белгороде были ограблены все храмы и монастыри. Из них было вывезено 126 тонн серебра. 800 граммов золота и 459 граммов драгоценных камней, изымались также иконы.(6; 18)
Эта же участь постигла храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 1922 году из церкви было произведено изъятие церковных ценностей в пользу голодающих: серебра- 5 фунтов, 76 фунтов золота. В 1932году с церкви были сняты колокола, а впоследствии вынесли и все иконы. (3;115)
В 1932 – 1936 гг. в стране проводилась так называемая «безбожная пятилетка», в мероприятиях которой активно участвовали и белгородские власти. За 10 лет (с 1917 по 1937 гг.) количество действующих храмов на Белгородчине сократилось с 620 до 170. были закрыты все монастыри, а также Валуйский Успенский мужской и женские обители: Борисовская Богородцко-Тихвинская и Волоконовская Николо-Тихвинская. К 1937 г. На Белгородчине было закрыто 480 храмов, из них изъято 1 серебра, 2 кг золота и 1200 драгоценных камней. .(6; 18)
Первый раз храм Рождества Пресвятой Богородицы была закрыта и частично разрушена в 1934 году. В памяти односельчан осталась семья Писаревых, которые жили при церкви. Они рассказывали, что ночью какие-то люди стали сбивать замки с церкви и учинили там погром. Дед Писаревых стал бить в набат, но сбежавшийся народ уже ничем помочь не мог, церковь разграбили и разбили.
22 июня 1941 года фашистская Германия напала на Советский Союз. Начавшаяся Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, когда либо пережитых нашей Родиной.
Летом 1942 года немецко-фашистские захватчики оккупировали село, а осенью этого же года разрешили открыть церковь. Люди сами занялись ее восстановлением. В церкви возобновились богослужения. После победы над Германией вновь по нашей стране прокатилась волна злобного атеизма. В 1947 году церковь была разобрана, и из ее материалов сделали клуб, который существует и по сей день. (4; 55)
Таким образом в 1947 году в Фощеватово было варварски уничтожено то, что в народе называют душой села, о чем только мечтали фощеватовцы начала 18 века.
Глава 2. Возрождение храма Рождества Пресвятой Богородицы.
Шло время, менялись власти и законы. Менялось идеология людей. В Советское время вера в бога была осквернена. Церкви стали закрывать и разрушать. Как было сказано выше, в 1932 году также была закрыта , а впоследствии разрушена Рождество - Богородицкая церковь в селе Фощеватово. Лидеры советского государства недопонимали, что нельзя насильственно искоренить то, что веками было заложено в сознании многих поколений россиян, а именно веру в сверхъестественную божественную силу. Коммунисты пропагандировали долгие годы атеизм, а люди, хоть и тайно, но крестили своих детей. Старались похоронить своих родственников по православному обычаю. Практически в каждом доме была икона.
А как же фощеватовцы? Может быть с закрытием церкви они забыли свой престольный праздник- «Аспос»? Никак нет! Этот день для них по -прежнему считается святым. И отмечали его все – и верующие и неверующие. Это стало традицией села. Праздник стал не столько религиозным ,сколько народным. Ни в каком другом селе не отмечался так престольный праздник. Заранее шло приготовление к «аспосу». Резали скот и птицу, готовили вкусную еду. Празднование начиналось с самого раннего утра и шло до самой ночи. Даже в советские времена люди в этот праздник не выходили на работу в колхоз. Никакое начальство не могло справиться с самовольством фощеватовцев. Выполнялись только неотложные работы на животноводческих фермах. (5;2)
В этот день съезжались в село родственники, друзья, люди ходили в |гости друг к другу без приглашения. Даже без приглашения любой |чужой человек усаживался за праздничный стол. Всех с радостью -ждали, заранее к этому готовились. Чем больше гостей, тем более благодатной будет жизнь хозяев. Считалось, что беда постучится в тот дом, в котором не побудет хотя бы один гость. Угощали в этот день холодцом, мясными, овощными и мучными блюдами и различными напитками. Завершался праздничный обед традиционным блюдом - лапшевником. Чтобы приготовить его, надо было быть искусным кулинаром. Но фощеватовские женщины этим мастерством отличались. | Как, в любой праздник, люди веселились. Но на «аспос» веселье |было особенным. К полудню, с гармошками и балалайками, собирались на центральной площади. В этот день в селе проходила ярмарка. Шла бойкая торговля товарами, люди пели, играли, веселились. Собираясь группами вокруг гармонистов и балалаечников, они танцевали, пели частушки, исполняли свои любимые народные песни. А уж петь-то фощеватовцы умели. Они всегда отличались большим искусством пения. В их песнях преобладала крестьянская тематика, поскольку на протяжении столетий их жизнь была связана с тяжелым трудом в поле. В их песнях ощущалось радостное любование окружающей природой, воспевалась красота человеческих отношений. Важное место в фощеватовских песнях занимала шутка, юмор, сатира. Особенно ярко искусство фощеватовских песельников проявлялось в день престольного праздника - «аспоса». По воспоминаниям старейших жителей в этот день село как, бы гудело. Песни пелись в домах во время застолья, на каждой улице, но особенно на ярмарочной площади, куда собирались лучшие песельницы села и многочисленные зрители. |На площади устраивались забавные игры: перетягивание каната, лазание на высокий столб за подарком, игры «Ручеек», «Дрема», качание на качелях состязания в силе и ловкости.
В 90-е годы двадцатого столетия праздник стал все больше приобретать религиозную окраску. Религия не на бумаге, а на деле получила признание. Началось возрождение заброшенных церквей, стали строить новые храмы. Так и в селе Фощеватово летом 2002 года был заложен камень для строительства храма Рождества Пресвятой Богородицы, рядом с тем местом, где когда-то стояла церковь. На освящения закладного камня приехал архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн и районное начальство. Состоялось торжественное богослужение в честь этого события. Закладной камень может простоять не один год, напоминая о благом намерении, но в нашем селе место рядом с ним долго не пустовало. (4;56) Фото№1.
Весной 2003 года началось строительство храма и велико же было ликование фощеватовцев когда открытие храма и его первое богослужение состоялось 21 сентября 2004 года в день Рождества Пресвятой Богородицы. И отмечали они его по христиански. С утра толпы народа устремились в новый храм. Колокольный звон возвещал о начале богослужения. (5;2)
Вновь построенный храм в честь Рождества пресвятой Богородицы в селе Фощеватово был освящен 17 октября 2004 года архиепископом Белгородским и Старооскольским Иоанном.(Фото№2) После освящения храма началась Божественная литургия. Служба была проведена слаженно, четко и красиво. Фото№4. Хор семинаристов пел настолько замечательно, с таким душевным подьемом, что сердце замирало и душа, казалось, устремлялась в небесные выси, к Богу. Пожилые фощеватовцы со слезами на глазах говорили: «За 80 лет, что живу на свете, такого пения не слыхали». «До чего же хорошо поют! Какие голоса!»
И по форме, и по размерам новый храм значительно отличается от старого. По архитектурному устройству он представляет собой корабельный тип- это храмы выполненные в форме корабля (ковчега), который везет людей по бурному морю к пристани спасения. Храм имеет один купол, что символизирует Христа.(1;3)
Новый храм окрашен в голубой цвет, так как это праздничный цвет, в который украшаются храмы на все праздники Пресвятой Богородицы. Это клетский храм, другими словами, имеет две клети: алтарь и клеть для молящихся. Фото№3
Храм возведен по инициативе жителей Фощеватовского сельского округа, главы района А. М. Шенцева и с помощью губернатора Е. С. Савченко, депутата Государственной Думы А. В. Скоча, члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ С. Н. Пепельникова, при благославлении архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна. На строительство храма вносили пожертвования частные лица (А. Н. Колетвинцев).
После Божественной литургии состоялась торжественная церемония передачи храма Рождества Пресвятой Богородицы Белгородской епархии, вручение Высокопреосвященному Иоанну символического ключа.
Открыл церемонию глава Волоконовского района А. М. Шенцев. Гостей было много. Белгородских руководителей встречали хлебом-солью. Добрые слова поздравлений в адрес прихожан, руководства района, слова благодарности в адрес строителей сказали: первый заместитель председателя областной Думы А.И.Скляров, член Совета Федерации Федерального собрания С. Н. Попельнюхов, ректор БелГУ Л.Я. Дятченко и другие. Храму преподнесли в подарок иконы. Затем состоялось знаменательное событие - скрепление акта передачи храма подписями. Подписали акт глава района А.М. Шенцев и владыко Иоанн. Настоятелем храма стал иерей Рустик. (5;2)Фото №5.
Таким образом, спустя 72 года над нашим селом вновь стали звучать колокола - символ вечности, славы, символ нетленной истории нашей и ее гордых людей.
Заключение.
При написании данной исследовательской работы была поставлена цель изучить историю храма Рождества Пресвятой Богородицы села Фощеватова Волоконовского района Белгородской области. И в соответствии с целью работы были реализованы следующие задачи:
1. Рассмотреть историю храма Рождества Пресвятой Богородицы до 1947 года.
2. Проследить этапы возрождения храма Рождества Пресвятой Богородицы.
3. Приобщить учащихся к работе в области культурного наследия родного края.
И в заключение, подводя итоги, необходимо отметить, что Русская церковь всегда играла огромную роль в истории нашей страны. Несомненна польза церкви как организации, помогавшей укреплению и развитию русской культуры, распространению просвещения, созданию крупных литературных ценностей.
17 октября 2004 года состоялось освящение и торжественное открытие Фощеватовского храма Рождества Пресвятой Богородицы. Более 100 лет в нашем крае не открывались храмы, не созывал благовест верующих под своды новой церкви! И вот теперь по Божьей милости перезвон колоколов возвестил о радостном событии- построена церковь, а это значит, сохраняется любовь к своей земле и Отечеству, это значит, что Господь оживил душу села, теперь есть где «достойно и праведно поклонятся Отцу и Сыну и Святому Духу.
Литература.
1. Н.В. Васильев. Вехи истории Фощеватова. Красный Октябрь, 17.10. 2004.
2. В.Д. Скоробогатов. Православная культура 9 класс. Инфофонд. 2006.
3. Памятная книжка Воронежской губернии на 1893 год.
4. Летопись села Фощеватова Волоконовского района.
5. Л.Мисик. Храм- душа села. Красный Октябрь, 23.09.2004.
6. С.С. Чернова. Духовное краеведение Белгородчины. Белгород. Логия, 2005.